-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sergey-efimtzev

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 5) Вокруг_Света НАШ_САД Geo_club Это_Смешно Клуб_Фотопутешествий

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.10.2010
Записей: 413
Комментариев: 335
Написано: 891


Кумранские рукописи

Суббота, 19 Февраля 2011 г. 14:20 + в цитатник
Цитата сообщения Владимир_Гринчув Кумранские рукописи

Они представляют собой иудейские религиозные тексты. До сего дня никто не решался говорить о кумранских свитках. Порой говорят, что все, что случается с ними - результат стечения счастливых случайностей, почти чудес, которые, быть может, происходят по неведомому нам плану. Уж слишком много вокруг этих реликвий таинственных событий и совпадений с момента обнаружения свитков...

http://bnr.bg/sites/horizont/news/curiosity/PublishingImages/8202/2010-10-20-032_1.jpg

В 1947 году  случайно обнаружил в скале вход в пещеру, находившийся гораздо выше его роста. Подумав, что пропавшее животное могло укрыться в этой пещере, он бросил в ее отверстие камень, но вместо блеяния козы услышал звук разбившейся глиняной посуды. С трудом взобравшись на скалу и проникнув внутрь пещеры, юноша обнаружил старинные глиняные сосуды с находившимися в них кожаными свитками.

Однажды в 1947 году, бедуинский мальчик Мухаммед Эд-Дин из кочевого племени Таамире после долгих утомительных поисков пропавшей козы, присевший отдохнуть в тени, стал развлекаться, бросая камешки в темноту. И вдруг услышал звон. Из любопытства подросток углубился в пещеру и увидел разбитый кувшин, из которого торчали куски хорошей кожи. Он забрал их себе и через некоторое время продал сапожнику в Вифлееме. Тот сразу понял, что вещь ему по-палась стоящая, и выставил пергаменты в витрине своей лавочки. Там их и увидел некий антиквар, сообщивший о редкой находке своему знакомому, профессору Иерусалимского университета Элизеру Сукенику. В его руки попало три текста - "Благодарственные гимны", "Война сынов Света" и так называемый краткий текст Исайи.

//s53.radikal.ru/i141/1003/55/07d08fb14821.jpg

В греко-римскую эпоху здесь существовало поселение, разрушенное в 31 году до н.э. мощным землетрясением. В 1-4 годах н.э. поселение отстроено и укреплено заново, но разрушено римлянами в 68 году. С 70 по 90 годы здесь стоял римский гарнизон, а во время восстания Бар-Кохбы повстанцы превратили Хирбат-Кумран в одну из своих баз.

//i023.radikal.ru/0806/16/7dc3dc8f007e.jpgВ 1956 году в Кумране были найдены и исследованы еще около десяти пещер. К тому времени в распоряжении ученых находились девять почти целых свитков. После 1967 года, когда в результате Шестидневной войны эта территория перешла под юрисдикцию Израиля, в данном районе постоянно работали несколько экспедиций. Их усилия привели к обнаружению около 14 тысяч рукописей, из которых всего лишь полторы тысячи хорошо сохранились.

Так были найдены ставшие знаменитыми на весь мир рукописи пещер Вади-Кумрана, от которых они и получили название кумранских рукописей или рукописей Мертвого моря, которое находилось поблизости от этого места. Кумранская находка оказалась сенсацией и для Науки, и для Церкви, так как до этого наиболее древними рукописями Библии были: рукопись Британского музея (895 г. н.э.), две рукописи Ленинградской Публичной библиотеки (916 и 1008 гг. н.э.) и рукопись из Алеппо (Кодекс Аарона Бен-Ашера) - 10 век н. э. Все остальные рукописи датируются 12-15 веками н.э. Поэтому, когда археологи объявили, что рукописи и поселение Кумрана датируются 4 веком до н.э. - 1 в. н.э., напряжение в научном мире возросло, ибо если действительно в руках ученых окажутся древние Библейские тексты, почти на 1000 лет древнее любого из сохранившихся доселе оригиналов, то путем сопоставления можно будет найти изменения в Библии – и вообще обнаружить много нового о событиях того периода.

В 500 м к востоку от Кумранских пещер, на месте, называемом Хирбет-Кумран, исследователи обнаружили остатки каменного здания, по-видимому монастыря, с большим числом залов, где было множество цистерн и бассейнов, мельница, кладовая для глиняной посуды с гончарной печью и зернохранилища. В одном из внутренних помещений были обнаружены похожие на столы сооружения из гипса с низкими скамьями и чернильницы из керамики и бронзы; в некоторых из них сохранились остатки чернил. Вероятно, это был скрипторий, т.е. помещение для писания, где и были созданы многие из найденных текстов. К востоку от здания располагалось кладбище, насчитывавшее более 1000 могил. Примечательно, что ни в одной из раскопанных могил не обнаружено вещей.

Раскопки в Кумране

Найдено огромное количество черепков, а в пещерах - множество библейских, апокрифических и литургических рукописей на древнееврейском и арамейском языках (десятки тысяч фрагментов, входивших в более чем 600 книг). Раскопки уже подходили к концу, когда были найдены два уникальных медных свитка с выгравированным на них древнееврейским текстом. Медь окислилась до такой степени, что развернуть свитки оказалось чрезвычайно трудно (потом их пришлось распилить). Первоначальное предположение, что они содержали списки сокровищ, в частности золота и серебра, спрятанных, вероятно, от римлян, с указанием местонахождения клада, стало подтверждаться после прочтения текстов, но до сих пор единого мнения относительно их содержания нет.

http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2010/01/19/004.jpg

Рассматривая в совокупности все имеющиеся сведения, прежде всего найденные монеты, ученые стремятся восстановить историю общины, которой принадлежали свитки Мертвого моря. По-видимому, основание кумранского поселения восходит к эпохе Маккавеев, возможно, ко времени царя Иудеи Иоанна Гиркана, так как самые ранние монеты относятся к периоду его правления (135-104 до н.э.). Обнаруженная серия монет охватывает весь период правления Хасмонеев вплоть до 37 до н.э., после чего наступает перерыв до 4 до н.э., когда здание, вероятно, оставалось нежилым. Скорее всего это объясняется землетрясением, которое, согласно Иосифу Флавию, произошло в 31 до н.э.; следы повреждений заметны и на самом сооружении.

Кумран Миква - бассейн для ритуальных омовений

Другая серия монет охватывает период с 4 до н.э. по 68 н.э. О причине ее внезапного прекращения говорят исторические источники. В 68 н.э. Веспасиан подавил 1-е Иудейское восстание. Иосиф Флавий сообщает, что в тот год Веспасиан со своим Десятым легионом выступил к Иерихону и Мертвому морю. Здание, возможно, было взято штурмом, так как все помещения усеяны железными наконечниками стрел, а слои пепла свидетельствуют о пожаре. И действительно, на одной монете имеется надпись Legio X Fretensis, которая говорит о присутствии воинов Десятого легиона. Однако обитатели, скорее всего, получили предупреждение о приближении римлян и укрыли библиотеку в окрестных пещерах. Руины оставались незаселенными с 68 по 132 н.э., после чего монеты появляются вновь. Это период 2-го Иудейского восстания под руководством Бар-Кохбы (132-135 н.э.)

На то, что развалины использовались в течение этого времени, указывает одна из самых замечательных рукописей - письмо, написанное самим Бар-Кохбой, "князем Израиля". Повстанцы потерпели поражение, и здание было окончательно покинуто. Значение найденных свитков и их фрагментов огромно. Если полный свиток книги Исайи обнаруживает незначительные разночтения с принятым текстом Библии, то ее фрагменты почти полностью ему соответствуют и, таким образом, подтверждают достоверность поздних иудейских текстов. Однако еще важнее рукописи небиблейского содержания, отражающие малоизвестный прежде аспект иудейского мышления той эпохи. Они рассказывают о живших и похороненных в Кумране людях, называвших себя Общиной Завета.

Десятки тысяч фрагментов, найденный в кумранских пещерах, составляли некогда около 600 книг. Из них полностью или в значительной своей части сохранились лишь двенадцать свитков из 1-й и 11-й пещер. Все остальные книги дошли в виде фрагментов разной величины, вплоть до мельчайших клочков, на которых едва различаются отдельные знаки. Бόльшая часть найденных фрагментов — остаток около 400 книг — приходится на 4-ю пещеру, искусственно созданную и бывшую, по-видимому, основным хранилищем книг кумранской общины.

Рукописи весьма условно можно разделить на четыре категории. Первые преимущественно содержат "техническую информацию", касающуюся, например, заготовки зерна. Вторая группа - рукописи богослужебные. Затем следуют философские труды (в частности, о битве сынов Света с сынами Тьмы, где описывается знаменитый Армагеддон). Кроме того, сюда же можно отнести и рукописи, принадлежавшие перу основателя секты - Учителя Праведности. В частности, так называемая Храмовая рукопись представляет собой по большому счету перебранку между автором и тогдашним царем Иудеи, который по совместительству являлся и храмовым первосвященником. В истории была только одна такая личность - это Александр Яннай, и именно это соображение дало возможность примерно датировать манускрипт - 103-76 год до нашей эры. В этой рукописи автор последними словами кроет Янная, но одновременно высказывает и глубокие философские мысли. Например, там практически дословно приведен тот текст, который позже попадет в Новый завет под названием Нагорная проповедь Христа. Что само по себе прелюбопытно, поскольку текст этот написан задолго до рождения Иисуса.

http://img-kiev.fotki.yandex.ru/get/32/sergejmoskalyov.1d/0_16ca7_2054d57a_XL

И наконец, четвертая категория рукописей, а точнее, это одна-единственная рукопись, считающаяся самой ценной, - так называемый Медный свиток. Сейчас он находится в археологическом музее Аммана в отличие от остальных свитков, пребывающих на хранении в музее Израиля в Иерусалиме. Этот свиток был найден в виде трех медных трубочек. Из уже прочитанного, например, удалось понять, что кумраниты были или фаталистами, или провидцами. Они пишут о грядущих разрушениях Иерусалима, о том, что евреи уйдут на две тысячи лет в изгнание, и только когда смогут вернуться обратно, их рукописи будут найдены. Так и произошло - свитки нашли в год решения ООН о создании государства Израиль.

Совершенно фантастическое совпадение! А описание Армагеддона: этот роковой час давно уже в прошлом или еще впереди? Наконец, в Медном свитке утверждается, что ценная храмовая утварь из Иерусалима, а также не менее 200 тонн золота и серебра, спрятанные в горах, будут найдены тогда, когда в Иерусалиме появится Третий храм. И вот что странно: словно бы в насмешку в свитке даже описываются некие пещеры, где спрятаны ценности. Например, от пещеры Медведь сто шагов влево, затем двести шагов вверх - и придешь к сокровищнице. Но что это за пещера - Медведь? Где она находится? Берег Мертвого моря в том районе, где обитали кумраниты и где были обнаружены рукописи, исследователи за много лет облазили вдоль и поперек. Казалось бы, изучены все пещеры в этом районе, какие только можно было найти. Но никаких сокровищ нет и в помине. Может быть, ключ к разгадке и кроется в непрочитанных пока фрагментах рукописей?

http://iknowtruth.files.wordpress.com/2009/03/deadseascroll_isaiah.jpg?w=500&h=505

Есть мнение, что рукописи доказывают существование Иоанна Крестителя. Возможно, именно он и был тем самым идеологом секты, но вот какая проблема - получается, что он жил во II - I веке до н. э. Если учесть, что разница в возрасте у Иоанна Крестителя и Иисуса составляла, как принято считать, 6 месяцев, тогда выходит, что последний жил на более чем столетие раньше... Так что рукописи кумранитов требуют не только бережного обращения, но и осторожной интерпретации. И неудивительно, что вокруг манускриптов, написанных на нескольких языках, возникает столько гипотез и догадок.

Самый длинный из обнаруженных свитков - Храмовый, является и одной из наиболее важных находок Кумрана. В сочинении нашли отражение четыре темы: галахические постановления, религиозные праздники, устройство Храма и постановления относительно царя. Галахический раздел содержит большое число постановлений, которые не только расположены в ином, чем в Торе, порядке, но и включают дополнительные галахические законы. В разделе о праздниках кроме известных предписаний о традиционных, есть сведения и о двух дополнительных праздниках - Нового вина и Нового елея. Эти праздники наступали через 50 и100 дней после Шавуота. Описание Храма вполне соответствует главам книги "Исход", но и служит восполнением "потерянных" указаний о сооружении Храма, данных Б-гом Давиду. В последнем разделе устанавливается численность царской гвардии - 12 000 человек, по 1 000 от каждого колена Израилева. Задача этой гвардии - защита царя от внешнего врага. Гвардия должна состоять из "людей богобоязненных, ненавидящих корысть".

"Война сынов света против сынов тьмы" представляет собой описание войны длительностью в сорок лет, которая закончится победой праведности, воплощенной в сынах света, над пророком, носителями которого являются сыны тьмы. Сочинение представляет собой мидраш к книге Даниэль 11:45.

Их значение было осознано сразу после открытия, и еще в 1953 году был создан международный комитет по их изданию. Лет десять спустя многое было издано в виде семитомной оксфордской серии «Открытия в Иудейской пустыне», но в частных руках оставалось еще несколько тысяч фрагментов, представлявших собой обрывки примерно ста рукописей, и вот их публикация была по непонятным причинам приостановлена, а доступ ограничен узким кругом людей, в него входило человек двадцать, не больше. Эти люди долгие годы публиковали отдельные фрагменты, зачастую даже без серьезного анализа. Все призывы опубликовать весь материал целиком оставались неуслышанными, и недостойная перепалка ученых вокруг Свитков Мертвого моря продолжалась до самого начала 90-х годов. Затем сторонники общедоступной публикации пошли на решительный, хотя и беспрецедентный шаг. Гершель Шанкс, издатель важнейшего библеистического журнала «Biblical Archeology Review» (BAR), каким-то образом раздобыл фотографии неопубликованных фрагментов и с помощью калифорнийских профессоров Р. Айзенмана и Д. Робинсона самовольно издал их в виде двухтомника «Факсимильное издание Свитков Мертвого моря». Тем самым все они стали, наконец, доступны для широкого научного изучения.

http://khazarzar.skeptik.net/books/img/jar.jpgНадо сказать, что уже первые свитки, найденные в пещерах вокруг Кумрана, удивили историков. Кроме двух копий книги пророка Исайи и некоторых ранее неизвестных версий книги Бытия и книги Псалмов, здесь были также документы ритуального характера, позднее получившие у специалистов название «Устава Общины». В них описывались правила поведения членов некой религиозной общины, причем во многом принципиально отличавшейся от тогдашней еврейской общины, зато в чем-то предвосхищавшей общину и принципы раннего христианства, как они изложены в Новом Завете.

Известный израильский историк профессор Сукеник первым, еще в 1953 году, высказал предположение, что кумранскую общину составляли ессеи – небольшая секта в тогдашнем иудаизме, известная по описаниям Филона Александрийского и Иосифа Флавия, а также греческого историка Плиния Старшего. Если верить Флавию, община в те времена насчитывала не более четырех тысяч человек во всем Израиле, была рассеяна по всей стране и отличалась резко критическим отношением к тогдашним руководителям Храма, подчеркнутым стремлением к почти монашескому аскетизму, чистоте и углубленным интересом к «тайнам Торы». Плиний, в отличие от Флавия, сообщал, что ессеи живут в основном на западном берегу Мертвого моря, неподалеку от Эйн-Геди.

Так, с легкой руки Сукеника, де Во, Игаля Ядина и других авторитетных исследователей утвердилось мнение, что Кумран – это центральное ессейское поселение в древней Палестине, и, соответственно, все Кумранские рукописи – это часть библиотеки этого поселения, а так как некоторые кумранские тексты, как уже сказано, содержали подобие раннехристианских идей, то вскоре ессеи были объявлены прямыми предшественниками первых христиан. Эту мысль (в виде гипотезы) впервые высказал в 1955 году американский литературовед Эдмунд Вильсон в книге «Свитки Мертвого моря»; позднее она стала почти канонической.

Однако это «каноническое» толкование изобилует противоречиями. Например, при раскопках в Кумране было найдено кладбище, на котором захоронено более тысячи человек, - многовато для уединенной «монастырской» общины. Еще более странно, что добрая половина этих захоронений принадлежала женщинам, что совсем уж не вписывается в представления об аскетической секте, члены которой, как утверждал Плиний, давали обет безбрачия.

А чем объяснить, что в развалинах Кумрана находились тысячи однотипных глиняных тарелок и кувшинов, как будто изготовленных на продажу или для использования в каком-то большом хозяйстве? Или большую, явно крепостного вида башню? Или отсутствие жилых помещений при множестве гончарных мастерских, печей для литья железа, стойл для животных? Таких примеров странностей, несоответствий очень много, и для каждого «каноническая» версия была вынуждена искать отдельное – зачастую весьма натянутое – объяснение.

Исследователи тщетно пытались намертво связать проблему Кумрана с проблемой Свитков Мертвого моря. Между тем свитки, подобные кумранским, а также отличные от них, но тоже содержащие древние тексты и просто документы той давней эпохи (письма, записки, долговые обязательства), которых нет в Кумране, были найдены во многих других местах вокруг Мертвого моря. Это громадное палеографическое наследие отражает духовную и бытовую действительность Иудеи на переломе тысячелетий, и многие ученые стали понимать, что Свитки Мертвого моря следует изучать именно на этом фоне, а не в шорах «протохристианского» подхода. И тогда проблема Кумрана предстанет в совершенно ином свете. Об этом первым заговорил – еще в 1984 году профессор Норман Голб. По его мнению, знаменитые свитки Кумрана имеют не ессейское происхождение, Кумран не был «монастырем ессеев».

В самое последнее время сенсационные раскопки Ицхака Магена и Юваля Пелега, которые в течение десяти лет вели исследования в Кумране, еще более усложнили проблему. Они обнаружили в развалинах Кумрана драгоценные украшения, остатки явно импортных стеклянных сосудов, каменные флаконы для изысканной косметики, пышно украшенные гребни, иными словами – предметы роскоши, которым явно не место в ессейском монастыре. Но если Кумран не был поселением или монастырем ессеев, то каково же происхождение Кумранских свитков?

Норман Голб заявил, что в написании свитков участвовало не менее 150-ти писцов – в рамках кумранской общины было меньше. Палеографический анализ Кумранских рукописей также показал, что в этих текстах нет того способа написания букв – специфического полукурсива, - который был характерен для I века. Это же подтвердил и радиоуглеродный метод датировки. Возможно, датировка Кумранских рукописей I веком была продиктована подсознательным стремлением доказать историчность Иисуса Христа. Как бы то ни было, Грег Дудна в своей обзорной статье «Передатировка Кумранских свитков» заключает, что все имеющиеся сегодня данные приводят к решительному выводу: кумранские свитки были написаны не позднее конца I века до новой эры.

Более точную дату предлагает Майкл Вайз, проделавший анализ скрытых намеков в тексте этих свитков. В результате он обнаружил, что шесть таких намеков относятся к людям и событиям, существовавшим во II веке до новой эры, двадцать шесть – к людям и событиям I века до новой эры и нет ни одного, который относился ко времени позднее 37 года до новой эры. На этом основании Вайз заключает, что «почти 90 процентов всех «ессейских» рукописей Кумрана были написаны (или переписаны) в I веке до новой эры, причем 52 процента из них – в десятилетие между 45-м и 35-м годами до новой эры. Потом это занятие обрывается. Несомненно, тут таится какая-то загадка».

Дудна в своем обзоре пишет: «Не вступая в противоречие со всеми имеющимися сегодня данными, можно думать, что главная или, во всяком случае, значительная часть этих текстов была импортирована в Кумран, то есть доставлена извне, тогда как некоторые, действительно, могли быть составлены на месте... Что касается их обнаружения в пещерах, то тут могут быть три объяснения. То могло быть постоянное хранилище, откуда свитки и не планировалось изымать, - они просто складывались там, потому что это были священные тексты, которые у евреев, даже устарев или придя в негодность, не уничтожаются, а хранятся в особом помещении. Либо же это было своего рода действующее книгохранилище, которым пользовались до тех пор, пока война или другое бедствие не нарушили прежний порядок жизни и заставили его забросить. Либо же, наконец, свитки могли спрятать там во время той же войны, а спрятавшие их люди уже не смогли за ними вернуться, потому что были убиты или депортированы. А возможно, что каждое из этих объяснений приложимо к различным пещерам».

Самое радикальное объяснение загадки кумранских свитков предложил Норман Голб, и именно оно приобретает все больше сторонников. Сегодня в его пользу высказываются многие авторитетные археологи и историки, занимающиеся Кумраном. По Голбу, Свитки Мертвого моря вообще не имели отношения к Кумрану, независимо от того, существовала там какая-то сектантская (ессейская?) община или нет. Широкий спектр этих документов, отражающих самые разные течения и подходы в тогдашнем иудаизме, может быть объяснен, - утверждает Голб, - только предположением, что все они первоначально принадлежали либо Храмовой библиотеке, либо, еще скорее, самым разным группам и отдельным людям. В таком случае, они могли оказаться в пещерах по самой простой причине – владельцы спрятали их там, когда бежали из Иерусалима от римлян, в конце «Первого восстания».

Эту же мысль повторяет Ицхак Маген: «Они могли быть принесены сюда кем угодно, включая беженцев, спасавшихся от римлян. Некоторые из них уносили с собой драгоценные свитки, но позже, перейдя Иудейские холмы и оказавшись перед необходимостью пробираться по берегу моря, не захотели нести их с собой и решили спрятать. Таким образом, это не сектантские писания, ессейские, саддукейские или храмовые, это – литература иудаизма в целом, литература иудаизма времен Второго Храма. Она принадлежит всему еврейскому народу».

Развивая эту «гипотезу бегства», Норман Голб опубликовал статью «Маленькие тексты, большие вопросы», в которой предложил детальную возможную картину такого бегства. В книге Иосифа Флавия, - напоминает Голб в своей статье, - говорится, что евреи, бежавшие из захваченного римлянами в 70-м году новой эры Иерусалима, направлялись по двум основным путям – на юг и на восток. Голб считает, что целью первого потока, который шел через Бейтлехем (Вифлеем), Иродион и вади Эйн-Геди, была Масада, тогда как второй, шедший на восток поток беженцев, двигался в сторону другой горной крепости – Макерус, на восточном берегу Мертвого моря, в Транс-Иордании. Этот поток мог разветвиться – одни люди обогнули Мертвое море по суше, с севера, тогда как другие перешли его вброд или вплавь в ближайшем удобном месте.

Этим «ближайшим удобным местом» оказывается именно Кумран. И потому именно здесь, готовясь продолжить путь по воде, беглецы расставались с драгоценной ношей, захваченной из Иерусалима – каждый со своими свитками, которые он не хотел оставить на осквернение римлянам. Отсюда и такое необычное скопление этих свитков в Кумранских пещерах. Некоторая часть беглецов продолжила свой путь к Макерусу, другие остались в Кумране. Эти последние вскоре погибли от рук римлян, пришедших по их следам и разрушивших кумранскую крепость. В свое время погибли и те, кто надеялся укрыться в Макерусе, как впоследствии погибли и защитники Масады. А свитки остались.

http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2010/03/11/007.jpgПожалуй, самым загадочным является "медный свиток" длиной два с половиной метра, написанный на трех пластинах мягкого медного сплава. Его датируют 30-135 годами н.э. Содержание свитка - подробная опись всех кладов с местами их захоронения. Документ содержит множество географических названий Иудеи тех лет и позволяет их сравнить с другими упоминаниями в древних текстах. Общий вес золота и серебра, указанного в свитке должен достигать от 140 до 200 тонн. Если эти клады реальны, то можно предположить, что свиток сообщает о сокровищах из Храма и других мест, спасенных защитниками Иерушалаима на заключительном этапе войны против римлян. Среди сокровищ перечисляются и фимиам, ценные породы дерева, кувшины для десятины и т.п. Использование для записи такого дорогого материала, как медь, позволяет надеяться, что описываемые клады реальны. Возможно, свиток относится не к кумранской общине, а принадлежал зелотам, которые спрятали его здесь при приближении римских войск.

Но самое интересное – в том, что содержится в самих свитках. А именно: в них упоминается история о некоем Учителе (явно не Иисусе Христе), который проповедовал среди своих сторонников, потом был предан одним из них и казнен, а затем воскрес от смерти. Первые исследователи свитков обращали внимание на эту историю, казавшуюся странной: ведь в таком случае получалось, что история Иисуса просто повторяет в деталях то, что произошло ранее. Официальная Церковь вначале отмалчивалась, а потом активно подключилась к обсуждению темы, стараясь всеми усилиями заставить ученых считать, что кумранские свитки описывают именно события жизни Иисуса Христа и принадлежат христианам-ессеям.

Так гневные обвинения Церкви в отношении «еретиков-ученых», исследовавших кумранские свитки, сменились уже восторженными статьями теологов, в которых те откровенно фантазировали, выдавая их за «яркие и убедительные доказательства историчности Евангельских Событий». Например, именно так до сего дня кумранские свитки и фигурируют в православных энциклопедиях – как якобы «научное доказательство жизни Иисуса». Однако новые выводы ученых ставят христианских теологов в нелепейшее положение: как оказалось, свитки были написаны вовсе не христианами, а иудеями. И написаны за век до Евангельских Событий. Получается, что Церковь, скоропалительно признав достоверность свитков и их духовную ценность, сама себя загнала в тупик.

Ни одна из дошедших кумранских рукописей не имеет даты своего создания и переписки. Между тем для понимания содержания рукописей и их взаимосвязи необходимо знать. когда произведения были созданы, когда написаны дошедшие до нас списки и когда они были укрыты в пещерах. Это поставило науку перед сложнейшими проблемами, окончательное решение которых не достигнуто по сию пору, хотя многое и удалось сделать.

Библейские рукописи из Кумрана доставили в распоряжение науки различные версии библейского текста — еврейского оригинала Септуагинты, протосамаритянской и самаритянской, протомасоретской и близкой к масоретской, а также промежуточных и варьирующих версий. Это открывает перспективу в изучении крайне сложной проблемы истории библейского текста, в реконструкции различных ветвей библейской традиции и их взаимоотношений.

Самое ценное, что может быть в кумранских рукописях, - это библейские сюжеты и описания жизни кумранитов, идеология их общины. Свитки Мертвого моря на 90 процентов прочитаны, и самая важная информация уже известна. Однако существует Медный свиток, который еще дожидается своего часа. Что там может быть, неизвестно. Надо отметить, что благодаря свиткам стало очевидно, что та Библия, которая дошла до наших дней, беднее по сюжетам и имеет другие традиции текста.

Все рукописи опубликованы, поэтому ничего нового из них почерпнуть уже не удастся. Самое главное знание, которое подарили манускрипты, - они пролили новый свет на раннее христианство, и, как оказалось, нет никакой пропасти между ним и иудаизмом.

Рубрики:  Тайны бытия/артефакты
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку