Имея все это в виду, можно сказать, что образ Божий более или менее
содержится во всем человеке, а не исключительно в одной части его существа,
или свойстве, или силе. По мнению святого Григория Нисского, все целое
человеческое естество, сотворенное в Адаме и продолжающееся через весь
человеческий род, составляет образ Божий, который находится не в какой-либо
его (естества) части, а в нем как целом [33].
Но и помимо всего этого, не может человек оторваться от волнующих слов
святого Григория Нисского по этому поводу: "Каким образом человек, это
смертное, преходящее, кратковременное существо, является образом того
Естества, Которое бессмертно, чисто и вечно? - Правильный ответ на этот
вопрос знает только Сама Истина" [34].
3. В библейском описании сотворения человека проведено известное различие
между "по образу" и "по подобию". Говоря о совете Троичного Божества перед
сотворением человека, святой Моисей повествует, что Бог решил сотворить
человека по образу и по подобию Своему. Описывая же само сотворение,
говорит: "И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его
(Быт.1:26-27), а опускает слова "по подобию". "Почему не осуществлено
предполагаемое, - спрашивает святой Григорий Нисский. - Почему не
сказано: "И сотвори Бог человека по образу Божию, и по подобию? Неужели
Творец изнемог? - Безбожно говорить что-либо такое. Неужели Творец изменил
Свое намерение? - Безбожно нечто такое и помыслить. Сказал и изменил
намерение? - Нет. Священное Писание не говорит ни того, что Творец изнемог,
ни того, что намерение осталось неисполненным. По какой причине тогда
умолчано - "по подобию"? Причина та, что "по образу" мы имеем по
сотворению, а "по подобию" приобретаем по своей воле. Быть по образу Божию
свойственно нам по первому нашему сотворению, а стать по подобию Божию -
зависит от нашей воли. И то, что зависит от нашей воли, находится в нас
только как возможность, а приобретаем его действительно с помощью нашего
самодействия. Если бы Господь, намереваясь сотворить нас, не сказал
предварительно: "Сотворим человека... и по подобию" и не даровал нам
возможности быть по подобию, мы не могли бы своими собственными силами
стать подобными Богу. Мы при сотворении получили возможность быть подобными
Богу. Но, дав нам эту возможность, Бог оставил нам самим устроять свое
подобие с Богом, чтобы удостоить нас за наш подвиг приятной награды и чтобы
мы не были подобны безжизненным картинам, которые делают живописцы""
[35]. "При самом сотворении моем, - рассуждает в том же сочинении святой
Григорий Нисский. - я получил "по образу", а по свободной воле
становлюсь "по подобию"... Одно дано, а другое осталось незаконченным,
чтобы я, усовершенствовав самого себя, стал достойным награды Божией. А как
мы становимся по подобию? - Через Евангелие. Что есть христианство? -
Уподобление Богу, насколько это возможно для человеческого естества. Если
ты решил быть христианином, то постарайся стать подобным Богу, облекись во
Христа".
Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=%22%D...%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%22