Посмотрел я тут очередной выпуск передачи "Не верю. Разговор с атеистом" на Спасе с Познером и каким-то отцом Максимом
https://www.youtube.com/watch?v=lDnwPZLfF1Q . Мировоззренчески сложился паритет, ощущенчески Познер поставил шах... Обещают продолжение передачи через неделю. Но что нам ощущения, когда дело в мировоззрении, вере.
Собственно, их разговор развивался интересно, но предсказуемо, даже для таких умов. Всё это я обмусоливал в голове - в соцсетях (когда писал о вере и аксиомах), в черновиках и записях блога (например,
https://www.liveinternet.ru/users/sensor_a/post424128828/ ), в комментариях на ютубе к парочке видео. И их разговор логично прервался на "как объяснить насилие и смерть в мире и в Ветхом Завете в частности"? Священник дал ответ "Если если за смертью нет жизни вечной, то это бессмысленно. ... Существование бездушной вселенной, в которой нет никаких иных смыслов, кроме существования физических, химических законов, которые при определенном взаимодействии ведут в том числе к цунами, землетрясения, к другим катастрофическим явлениям. Если мы верим, что и для этих погибших в цунами людей есть жизнь вечная, в которой то, что они здесь претерпели перестает быть конечной личной трагедией, то это дает возможность принять и то, что произошло в 20-ом столетии. ... я верю, что человек, погибший во Второй мировой войне в газовой камере становится сострадателем Христу и наследником жизни вечной, где он обретет утешение"
Познер хочет поймать батюшку в логическую ловушку, задавая вопрос "Вот происходит страшная катастрофа, землетрясение, которое приводит к смерти огромного количества людей. ... К этому Господь имеет отношение? Или это происходит вне Его участия, вне Его ведения, а то, что потом эти погибшие окажутся, дай Бог, - это другой вопрос, но само событие - Он к этому имеет отношение или нет?" Батюшка состорожничал, ну и потом Познер, в какой-то мере, ловит батюшку в ловушку на фразе о противоестественности смерти, т.к. до этого Познер говорил о возникновении всех религий по причине немыслимости человеком своей смерти.
Прекрасный ответ на вопрос Познера содержится здесь, я уже публиковал эту ссылку в своём блоге:
http://k-istine.ru/base_faith/piety/peity_tkachenko.htm
О, какая мощь и, как мне кажется, даже юмор (если ты способен к самоиронии, и в конечном счете, ко смирению) содержатся в ответе Иову о "несправедливых" страданиях - Господь говорит:
" ...где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. ...Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя."
ты хочешь судить о том, об истинных причинах чего ты понятия не имеешь, судить тех, кого не знаешь (ведь человек не сердцеведец), укрась себя величием и славою ("посмотрите на полевые лилии... говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них"), излей ярость гнева твоего ("Мне отмщение, Я воздам", говорит Господь), посмотри на все гордое и смири его (как я, смерд, гордец из гордецов, увижу, распознаю и по достоинству осужу чужую гордость? о, и как я смогу смирить гордеца - смирить не внешне, но обратить внутренно? как я сделаю это, не ведая ни своего, ни тем более чужого сердца?). Разве я смогу наказать всех, по-моему, злых; ну реально ВСЕХ злых; реально я; реально наказать??? даже если буду знать их зло и добро, то какой мерой буду мерить? хватит ли меня судить всех? хватит ли меня не исправить их, но хотя бы и наказать - навечно и при этом справедливо? Нет, конечно, это абсурд, человек в здравом уме и чистой совести не возьмется вершить Божий суд. Такая ли у тебя мышца, как у Бога, вытянешь ли ты хотя бы сам себя за шиворот из болота?
Но я в некоторой степени отвлекся от вопроса, на который не смогу дать ответ, но попробую написать то, как я вижу ответ (благодаря отцам, а не собственному скудоумию). Итак, как существуют страдания и смерть невинных? Почему Бог "так жесток" к языческим народам Ветхого Завета? Почему было допущено убийство 11000 младенцев - первых мучеников за Христа?
Обычно неверующие люди спотыкаются здесь о своё неверие в то, что "у Бога все живы", а верующие оппоненты не могут это объяснить, потому что приходится говорить неверующим о реальности жизни вечной.
Что есть жизнь здешняя, как ни мимолетная дымка, отверзающая ворота жизни вечной? Чего стоят временные страдания в перспективе безбрежного веселья и радости? Жизнь наша, как роды у женщины, которая страдает сильно, но недолго, затем обретает радость и счастье со своим малышом на многие годы. Мы также должны пережить эту боль, чтобы родиться для вечной любви, сердечного тепла и света, которые покроют легкой кружевной ризой все наши страдания: "Не видел такого глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его". Бог любит человека больше, чем человек любит себя, больше, чем его любят родители, Бог видит и понимает человека лучше, чем он сам, поэтому как ты представишь наивысшее блаженство для себя, если и себя не знаешь? И именно Бог, Отец наш, не спишет и не забудет нашу жертву, страдания и боль, не забудет временное - кажущееся таким большим сейчас для нас. Бог растворит каждую пролитую слезинку в океане своей Любви, как Он, Господь наш Иисус Христос, и обещал: блаженны (т.е. в высшей степени счастливы) плачущие, ибо они утешатся... Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах!