-неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Атомный_Кролик

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.03.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 12970


я ошибался в понимании веры

Вторник, 31 Октября 2017 г. 17:08 + в цитатник
До недавнего времени я был влюблён в трактовку веры Серафима Роуза! Роуз писал о вере в том смысле, что ряд обобщающих гносеологических аксиом приводит к пониманию существования истины в последней инстанции, т.е. Бога. Конкретно я был влюблён в отрывок из его работы "Человек против Бога", начинающийся со слов "Но что есть истина? Это вопрос сначала логики." и заканчивающийся словами "Признание этого принципа, логически неизбежное, разрушает теорию «относительности истины», которая оказывается противоречащим самому себе абсолютом."
Этот текст здесь: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/chelovek-protiv-boga/

Далее я сделал следующее умозаключение:
https://vk.com/id312433835?w=wall312433835_345%2Fall
Коротко - оно распространяло веру не только на уровень аксиом, но и на уровень получения новых знаний. Отец Леонид (выпускник Московской Духовной Академии) сказал, что это не является религиозной верой, но особо не объяснил.

Недавно я начал читать книгу "Свет невечерний" Булгакова и обнаружил, что я изобрёл велосипед (вслед за Евгением Роузом), настоящим создателем которого был Якоби:

"В истории философии понятию веры придается иногда расширенное гносеологическое значение, этим именем называется всякая интуиция, установляющая транссубъективное бытие, — внешнего ли мира или чужого «я». Значение веры в этом смысле выдвинуто было в полемике с Кантом уже Якоби, который считал областью веры не только бытие божественного мира, но и эмпирического, и таким образом профанировал или, так сказать, секуляризировал понятие веры [110]. Такая постановка вопроса вытекала из кантовского учения об опыте, понятого как субъективизм или иллюзионизм. Для того чтобы схемы понятий наполнялись жизненным содержанием и в сети разума уловлялась действительная, а не воображаемая рыба, надо, чтобы познание имело орган такого удостоверения действительности, чувство реальности, которая не разлагается на отдельные признаки вещи, но их связывает собой в бытии. Это эмпирическое чувство реальности, опирающееся на интуицию, иногда называется верой или же «мистическим эмпиризмом» [111]. Так, напр., Вл. Соловьев в своей первой теории познания, развитой в «Критике отвлеченных начал» [112], говорит о вере как установляющей бытие предмета и скрепляющей собой эмпирические показания и их логическую связь: согласно этому учению, акт веры присутствует в каждом познавательном акте [113]. Сходную точку зрения развивает в своих ранних гносеологических работах кн. С. Н. Трубецкой (особенно в «Основаниях идеализма»). Благодаря этому терминологическому смешению может показаться, что в обоих случаях — имеется ли в виду интуиция эмпирической действительности или же религиозная вера — речь идет об одном и том же. Между тем, строго говоря, между религиозной верой и «мистическим эмпиризмом» столь же мало общего, как и вообще между верой и познанием, в составе коего интуиция есть, действительно, совершенно неустранимый элемент. Справедливо, что всякая реальность, будет ли то чужое «я» или внешний мир, установляется не рассудочно, но интуитивно, причем интуиция действительности имеет корни в чувстве действенности, т. е. не гносеологические, но праксеологические [114]. Для рассудка («чистого разума») такое удостоверение, может быть, и является «мистическим» и установляется «верою», но это показывает только всю условность и недостаточность отвлеченно–рассудочного понимания познания, ибо корень познания жизненно–прагматический, и понятие эмпирии должно уже наперед включать в себя признак действенности, ощупывающей вещи и отличающей идеальности от реальностей (кантовские «талеры» в воображении или в кошельке) [115]. Этим праксеологическим моментом и установляется экзистенциальное суждение. Можно, конечно, эту интуицию называть и верой, и «мистическим эмпиризмом», но при этом все–таки не надо забывать основного различия, существующего между этой интуицией и религиозной верой: такая интуиция вполне остается в пределах эмпирически данной действительности, области «мира сего». Она подлежит всей принудительности этой действительности, железной ее необходимости; от моей воли, от моей личности нисколько не зависит «верить» или «не верить» в существование этого стола: довольно мне его пощупать или об него стукнуться, чтобы стол предстал предо мной во всей непререкаемой действительности. Равным образом вовсе не находится в моей власти верить или же отрицать существование лица, написавшего это несимпатичное для меня сочинение. И это откровение внешнего мира (по столь неудачному и фальшивому выражению Якоби) одинаково принудительно для всякого нормально организованного сознания. Напротив, религиозная вера удостоверяет нас в существовании иной, трансцендентной, действительности и нашей связи с нею. Следовательно, ОБЪЕКТ ЕЕ КАЧЕСТВЕННО ИНОЙ. Он опознается не принудительностью внешних чувств, не насильственно, но свободным, творческим устремлением духа, исканием Бога, напряженной актуальностью души в этом направлении. Другими словами, элемент свободы и личности, т. е. творчества, неустраним из религиозной веры: я выступаю здесь не как отвлеченный, средний, безличный, «нормально» устроенный представитель рода, но как конкретное, неповторяемое, индивидуальное лицо. Вера требует любви, волевого сосредоточения, усилия всей личности. Моя вера не есть пассивное восприятие, но активное выхождение из себя, совлечение с себя тяжести этого мира. Если мы посмотрим, как описывают свою душевную борьбу люди, шедшие путем веры, напр., блаж. Августин (Исповедь), Томас Карлейль (S. Resartus), Паскаль (Мысли), Л. Толстой (Исповедь), Достоевский (Pro и contra в «Братьях Карамазовых») и др., если каждый из нас заглянет в свою собственную душу, рвущуюся к Богу среди мрака сомнений, душевной немощи и отяжеления, мы поймем, какой актуальности требует вера, притом не только в первые моменты своего зарождения, но и в каждый миг своего существования. Всегда готов ослабеть и погаснуть ее трепетный огонь, и только на вершинах, у подвижников веры, сияет он ровным, невечереющим светом. Вот почему, вообще говоря, так трудно определить момент уверования или утраты веры, ибо и действительности уверование всегда и непрерывно вновь совершается, есть единый растянутый во времени акт, и всегда неверие, как темная трясина, подстерегает каждое неверное движение, каждое колебание на пути веры [116]. Сказанное дает основание и для суждения о пределах религиозного гнозиса, или вообще о гностическом направлении в религии, которое всегда существовало, в настоящее же время проявляется с наибольшею силой, с одной стороны, в метафизическом рационализме, а с другой — в так называемом теософическом движении, точнее, в современном оккультизме. Метафизический гностицизм получил самое крайнее выражение в философии Гегеля. Гегелевский панлогизм есть вместе с тем и самый радикальный имманентизм, какой только знает история мысли, ибо в нем человеческое мышление, пройдя очистительный «феноменологический» путь, становится уже не человеческим, а божественным, даже самим божеством. Если логика, по известному выражению «Wissenschaft der Logik», есть «die Wahrheit wie sie ohne Hüllen, an und für sich selbst ist» и в этом смысле «die Darstellung Gottes ist, wie er in seinem ewigen Wesen vor der Erschaffung der Natur und eines endlichen Geistes ist» [117], если диалектика есть достаточно надежный мост, ведущий человека к свышечеловеческому бытию, к абсолютному духу, то очевидно, что мир и есть этот же самый дух, находящийся на соответственных ступенях своего диалектического саморазвития. Поэтому религия с своими несовершенными формами «представления» и веры есть также лишь ступень развития его самосознания, которая должна быть превзойдена, притом именно в философии. Отсюда известное воззрение Гегеля, выраженное им уже в «Феноменологии духа», что философия выше религии, ибо для нее в совершенной и адекватной форме логического мышления ведомы тайны Бога и мира, точнее, она и есть самосознание Бога. Здесь, правда, еще не утверждается, что человек и есть бог (как провозгласил ученик Гегеля Фейербах) [118], напротив, человек должен преодолеть свою эмпирическую человечность, совлечь себя, став оком мирового разума, абсолютного духа, слившись с его самомышлением. Но в то же время процесс этого феноменологического очищения и панлогического восхождения отличается непрерывностью и связностью на всех ступенях, он может быть проходим во всех направлениях, подобно тому как из любой точки круга мы можем пройти всю окружность и возвратиться к исходной точке или же из центра провести радиус ко всем точкам окружности. Здесь нет полярности трансцендентного и имманентного, нет места сверхлогическому ОТКРОВЕНИЮ (встрече - моё примечание), сверхзнанию или незнанию меры, ее «docta ignorantia» [119] (по выражению Николая Кузанского), здесь нет тайны ни на небе, ни на земле, ибо человек держит в руках своих начало смыкающейся цепи абсолютного, точнее, он сам есть ее звено. Панлогизм Гегеля может быть понят только в том смысле, что для него познание — миро–и самопознание, есть вместе с тем и богопознание. Религия, связь человека с божеством, имеет для него значение не связи двух миров, но выражает лишь определенную стадию развития духа [120].

В родстве с гегельянским имманентизмом в рассматриваемом отношении несомненно находится и религиозная философия оккультизма. Основная мысль оккультизма, именно, что область возможного и доступного человеку опыта и количественно и качественно может быть углублена и расширена путем соответствующей психической тренировки, «развития высших способностей», сама по себе еще не приводит непременно к имманентизму. Оккультизм есть лишь особая область знания, качественно отличающегося от веры [121], всякое же знание есть самопознание, т. е. имманентно. Человек рассматривается здесь как представляющий собой совокупность нескольких оболочек или «тел» и принадлежащий в этом качестве к нескольким мирам или «планам». Однако в связи с этим проскальзывает и иная мысль, именно: что, переходя из одного низшего мира в высший, человек достигает в конце концов мира божественного. Для теософического гностицизма, для «(ieisteswissenschaft»' [122], принципиально познаваемо все, Бог и мир, так же как и для гегельянства. Места для веры и откровения здесь не остается, н если и можно говорить об откровениях высших сфер в смысле «посвящения», то и это посвящение, расширяя область опыта, качественно ее не переступает, ибо и иерархии эти принадлежат тоже еще к «миру», к области имманентного. Следует различать между расширением нашего опыта, открывающим нам новые миры (безразлично, будет ли это мир, изучаемый телескопом или же астральным ясновидением), и его прорывом, которым является соприкосновение с началом, трансцендентным миру, т. е. с Богом. Вступление в новые плоскости мира, конечно, разбивает прежнюю ограниченность, оно разрушительнo для грубого материализма (хотя на его место, быть может, ставит материализм же, лишь более утонченный), но оккультизм может оставаться атеистичен, поскольку, расширяя мир, он еще более замыкает его в себе. Вообще путь оккультного и даже мистического постижении мира отнюдь не есть необходимо путь религиозный, хотя и может соединяться с ним. Теософия притязает (в более откровенных своих признаниях) быть заменой религии, гностическим ее суррогатом, и в таком случае она превращается в вульгарную псевдонаучную мифологию. Она эксплуатирует мистическое любопытство, люциферическую пытливость холодного, нелюбящего ума. Общение с существами иных миров, если оно действительно возможно и совершается, само по себе может не только не приближать к Богу, но, напротив, даже угашать и душе религиозную веру. Принцип иерархизма, который настойчиво выдвигается при этом, имел бы основание лишь в том случае, если бы и Бог входил в ту же иерархию, образуя ее вершину, так что она представляла бы собою реальную и естественную лестницу восхождения к Богу. Но такое учение есть пантеистический имманентизм и религиозный эволюционизм, который составляет первородный грех оккультизма."

Таким образом, религиозная вера и гносеологическое уверование - различные вещи. Хотя знание о существовании второго, по-моему, упрощает логическое принятие веры личностью с "математическим" складом ума.

ясноглазка_черноглазка   обратиться по имени Вторник, 31 Октября 2017 г. 18:10 (ссылка)
Зачем тебе всё это? Тебе нужна не религия(что есть написанное человеком,этим самым,в кого ты влюбился,а не Богом(() ,в вера Божия,вера Христова! Ни чего в принципе не нужно кроме Библии и всЁ! Проси у Иисуса веру Его! Для того Иисус и на кресте страдал,что бы мы к Нему лично обращались,а не к людям,которые сами заблуждаются!(((
Ответить С цитатой В цитатник
Атомный_Кролик   обратиться по имени Вторник, 31 Октября 2017 г. 20:45 (ссылка)
ясноглазка_черноглазка, есть определенные жизненные вопросы, без ответов на которые тяжело верить, они могут мешать вере (например - зачем Бог дал человеку свободу выбора или почему Бог допускает зло). Святые отцы Церкви пишут о том, что и в разговорах стоит говорить о Боге, а значит и рассуждать о божественном. Нам, всем верующим, нужно и предание - написанные святыми отцами Церкви тексты, рассуждения о нравственных вопросах, догматах; первые века Церковь только и делала, что отметала ложные представления о вере... Мы же с Вами не протестанты, отвергающие предание.
Ответить С цитатой В цитатник
АРИНБЕРД   обратиться по имени Среда, 01 Ноября 2017 г. 22:43 (ссылка)
Стала читать рассуждения, дошла до половины и бросила эти мудрствования. Прочла комент Ясноглазки и полностью с ней согласна ! Куда тебя занесло, брат, подумала я, когда читала ваш пост.
Да, человек всегда ищет ответы на свои вопросы, пытается разобраться в этом чёртовом мире, но разве эти мудрствования осветили ваши вопросы ?
Вы привели как пример, вопросы:
"зачем Бог дал человеку свободу выбора или почему Бог допускает зло".
А у меня тоже есть вопрос.))
В чём наша свобода выбора, если мы серьёзно ограничены умственно и духовно ?
И ответ на ваш вопрос про зло.
Этот мир состоит из противоположностей: плюс-минус, день-ночь, мороз-жара, молодость-старость, жизнь и смерть, добро и зло. Почему бы тогда злу не быть ?
Тем более, что у зла очень действенные уроки.))
Ответить С цитатой В цитатник
Атомный_Кролик   обратиться по имени Суббота, 04 Ноября 2017 г. 14:25 (ссылка)
АРИНБЕРД, конкретно данные мудрствования осветили вопрос моего понимания веры, что я ошибался и сузил это понятие.

вопросы, приведенные в пример, - на них я ответил для себя раньше в прошлом, занимаясь такими же поисками Истины:

По второму вопросу о зле я нашел ответы раньше:
http://www.liveinternet.ru/users/sensor_a/post418131849/
http://www.liveinternet.ru/users/sensor_a/post419358543/
"противоположности" не убедительный ответ, склоняющий больше к тому, что Бог творил зло (как в восточных религиях), а Он не творил его.

По первому вопросу: наша свобода выбора - например, мы сами выбираем как поступить в той или иной ситуации морального выбора. Но это тоже не ответ на мой вопрос, это только ответ на Ваш - а именно Вы спросили "существует ли свобода выбора?" Мой вопрос звучит иначе - "Зачем она существует?": ответ на этот вопрос такой:
Ответить С цитатой В цитатник
Атомный_Кролик   обратиться по имени Суббота, 04 Ноября 2017 г. 14:37 (ссылка)
АРИНБЕРД, Сегодня услышал познавательную проповедь, которая ответила на некоторые мои вопросы, а именно - зачем нужна свобода воли? Во многих источниках постоянно говорится про соблюдение и трепетное отношение Бога к свободе воли человека. Но мне было непонятно - какова ее самостоятельная ценность? Складывалось впечатление, что свобода воли какая-то вещь в себе и самоцель. Но, оказалось, свобода воли вот для чего.

По Писанию, человек создан по образу и подобию Божию. В течение земной жизни человек призван возрастать из образа в подобие - "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48). Одно из свойств Бога - это обладание любовью и добром, которые принадлежат Ему Самому, как их создателю и дарителю.
Допустим, что человек получает вечное блаженство даром, - это кажется намного проще, чем заморочки со свободой воли и всей этой здешней мирской катавасией. Но, в случае такого дарения, человеческое подобие Богу лишается выше упомянутого свойства: человек перестает быть "производителем", хозяином и дарителем своей собственной доброты, и тем самым подобие Богу лишается важного, необходимого атрибута для того, чтобы его можно было по-прежнему называть подобием. Таким образом, свобода воли нужна для того, чтобы человек мог достигнуть совершенства, и не является какой-то самоцелью, как я раньше думал.
Тогда возникает следующий вопрос: зачем человеку нужны образ и подобие Богу? Это нужно для того, чтобы Бог мог дарить блаженство, наполнять счастьем и благодатью душу человека. А как иначе? Если душа вся в дырах и ветхая, то как ее можно наполнить? Это как ситом воду носить. Цельная душа без единой дырочки - у Христа, и Он служит образцом для человека. Отсюда и подобие Богу, и целостность души человека, изначально, предвечно предназначенной Богом для вечного блаженства.
Ответить С цитатой В цитатник
АРИНБЕРД   обратиться по имени Суббота, 04 Ноября 2017 г. 16:56 (ссылка)
Спасибо, солнышко, это интересный разговор и интересная трактовка.

Ответить С цитатой В цитатник
Атомный_Кролик   обратиться по имени Воскресенье, 05 Ноября 2017 г. 18:45 (ссылка)
АРИНБЕРД, спасибо, Карина
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку