Атомный_Кролик обратиться по имени
Четверг, 13 Марта 2014 г. 19:39 (ссылка)
Итак, о свободе:
... факт свободы человека... считают высшим проявлением той благости и щедрости,
которую и может позволить Себе только истинный Бог. “Бог почтил человека, даруя ему свободу, - пишет святитель Григорий Богослов,
- чтобы добро принадлежало лично тому, кто его выбирает, не меньше, чем Тому, Кто положил начало добра в природе”
Почему же в душе есть общая приемлемость зла? По причине свободного стремления, более всего приличного разумной природе.
Не будучи связана никакой необходимостью, получив от Творца жизнь свободную, как сотворенная по образу Божию,
она разумеет доброе, умеет им наслаждаться, одарена свободой и силой, пребывая в созерцании прекрасного и в наслаждении умопредставляемым соблюдать жизнь, какая ей естественна; но имеет также свободу и уклониться от прекрасного.
(т.е. изначально имеем две свободы - высшая свобода - это свобода, когда душа живет по заповедям (свобода Адама и Евы до грехопадения), свобода ангелов, возможно(! но не факт) некоторых святых на земле, свобода людей, попавших в рай после смерти); низсшая свобода - это свобода выбора между добром и злом. Логично предположить, что высшая свобода достигается путем окончательного выбора светлой стороны, а этот выбор после первородного греха возможно сделать только с помощью Бога, т.к. Он является критерием абсолютного добра, человек же, мне кажется, способен отличить добро от зла, но только в самом себе и опять таки, борьба со злом возможна только через причастие с Всевышним. Таким образом, для достижения высшей степени свободы после грехопадения человек должен отказаться от низсшей формы свободы - свободы выбора между добром и злом, стараясь подчинить свою волю воле Господа, т.е. его заповедям, которые спасительны для души.)
Но опять не Бог причиной зол во аде, а мы сами; потому что началом и корнем греха от нас зависящее, наша свобода.
Удержавшись от зла, могли бы мы не терпеть ничего бедственного. Но поелику уловлены сластолюбием в грех (думаю тут про первородный грех, первое отступление);
то можем ли представить какое благовидное доказательство, что мы не сами для себя сделались виновниками горестей?
Здесь скорее не о свободе, а о восприятии и формах зла (не совсем понятна первая часть первого предложения, нужно уточнить!)
Поэтому иное зло только в нашем ощущении, а иное зло в собственной своей природе. Зло само в себе зависит от нас таковы:
неправда, распутство, неразумие, робость, зависть, убийства, отравы, лживые дела, и все однородные с сими недостатки,
которые, оскверняя душу, созданную по образу Сотворшаго, обыкновенно помрачают ея красоту. Еще злом называем, что для нас
трудно и болезненно для ощущения: телесную болезнь, телесные раны, недостаток необходямого, безславие, ущерб имения, потерю родных.
Между тем каждое из сих бедствий мудрый и благий Владыка посылает нам к нашей же пользе.
Все что в скобках - мои личные рассуждения, поэтому не могу претендовать на истину. Тем не менее, старался в размышлениях опираться на слова Святых Отцов. (Василий Великий, Григорий Богослов)