Учитесь рисовать |
Продолжение
Набросок
В учебном рисунке набросок с натуры, по памяти и представлению занимает далеко не последнее место, составляя часть единого процесса обучения рисованию. Воспитательное значение и цель наброска заключаются в непрестанном совершенствовании руки, глаза и художественного вкуса путем частых упражнений с натуры, по памяти и представлению.
Чувством живого увлечения и теплоты наполнены представленные здесь наброски. По этим зарисовкам, сделанным в разное время и разными авторами — учениками, художниками и архитекторами — можно проследить, как убедительно, смело работает правильно поставленная в школе рука, фиксирующая разнообразные жизненные явления. Начальные робкие зарисовки и зрелые эскизные проекты дают полезные наблюдения и сведения. Папки и альбомы с набросками — это ростки живой мысли; без них немыслимо приступать к изобразительному творчеству, в котором должно пульсировать настоящее живое чувство.
В отличие от длительного рисунка, подобного кропотливому исследованию, набросок с натуры запечатлевает на бумаге быстротечные движения, характерные пропорции, пропуская излишнюю деталировку, мешающую энергично и целеустремленно накопить необходимый подсобный материал.
Делая подсобные наброски, учащийся ставит себе разные задачи: то быстро зарисовать пластическую характеристику формы, то зафиксировать движение, типичное для данного человека.
Благодаря своей гибкости набросок позволяет быстро и метко рисовать на любую тему — бытовую или производственную, выявить любую форму — простую или сложную. Наброском можно показать птицу в полете и огромного слона в зоопарке, уходящий в глубину пейзаж и силуэтный намек на сложное архитектурное сооружение. Передать изображение весомо и ощутимо.
В технике наброска есть масса возможностей, всегда подсказанных натурой. Она подталкивает к использованию того или иного материала, указывает, где можно употребить линию или поработать растушевкой. Карандаш, перо, сангина, уголь, кисть — основные средства наброска.
В каждом наброске должен присутствовать живой, творческий, организующий огонек, благодаря которому постепенно увеличивается опыт и растет профессиональное умение, появляется любовь к быстрым зарисовкам.
Приводимые здесь примеры являются зарисовками известных художников и архитекторов, занимающихся наброском постоянно в своей разнообразной творческой практике. Это работы людей, строго относящихся к своему делу, ищущих в каждом наброске предельного выражения поставленной задачи.
НАБРОСОК ПО ПАМЯТИ
В художественных учебных заведениях принято в наброске по памяти упражняться после длительного рисунка. Не успев забыть только что изображенную модель, рисующий восстанавливает по памяти свое впечатление от изученной натуры, обобщенное в наброске. Это хорошо тренирует зрительную память и вырабатывает острое восприятие увиденного. Такая тренировка очень полезна всем рисующим. Со временем вы научитесь свободно повторять только что обозреваемый предмет, строить по памяти форму, выявляя главное, типичное, поразившее вас.
Набросок по памяти — это своего рода первый шаг к будущей большой работе над образом и композицией. В зарисовке, сделанной по памяти, часто можно отметить наличие выдумки, творческой фантазии. В качестве примера можно указать набросочный эскиз художника П. Федотова к знаменитой картине «Сватовство майора». Хотя Здесь многое нарисовано суховато и несколько условно, не с той живой остротой, которая присуща натурным федотовским зарисовкам, и все же в этом эскизе заключен идейный замысел композиции, переход к стилевым качествам, характеризующим творческое лицо художника.
Интересных архитектурных решений полны наброски архитектора Ноаковского, который часто работал просто спичкой или палочкой, обмакнутой в тушь. Содержательность его рисунков развивалась на базе обширных наблюдений и проникновения в существо образа. Учебные наброски по памяти служат переходной ступенью к наброску по представлению.
НАБРОСОК ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ
Набросок по представлению отдален от натуры и появляется на свет длительное время спустя после совершившегося наблюдения и даже без такового, на основе воображения и знаний. В зарисовке по памяти всегда есть определенный отпечаток конкретной обстановки и след виденного предмета. В наброске по представлению изображение в большой мере возникает за счет фантазии, вобравшей в себя сумму наблюдений; за счет сознания, обогащенного острой наблюдательностью; за счет зрительнойпамяти, развитой множеством упражнений в различных видах рисования. Этот вид наброска по силам только уже искушенным в натурном рисунке.
Изобразительно фантазировать, воображать, мыслить образами доступно лишь тому, кто имеет уже опыт в работе с натуры и по памяти. Мы имеем в виду не первичную стадию школьного рисунка, ограниченную малым кругом изучаемых предметов, а более высокую подготовку рисовальщика, уже знакомого с изображением разнообразных и сложных явлений. В набросках по представлению руководящая роль принадлежит творческому замыслу, требующему поисков убедительной композиции, ярко выражающей идею будущего произведения. Когда идея композиции определилась, образ обогащается дополнительными зарисовками с натуры. Примером выдвинутых здесь положений могут служить творческие наброски, выполненные разными авторами, в разные периоды времени. Некоторые мы воспроизводим в книге (рис. 99—123).
Говоря о различных видах рисунка, мы объясняли те или иные технические приемы. Здесь мы затронем общие положения о значении материалов в рисовании. Это необходимо сделать и потому, что техника рисования имеет прямое отношение к композиции, поскольку она задумывается в определенных средствах выражения, в заранее предусмотренном материале.
Широкая линия, проведенная углем, бархатистость соуса, многообразие глубоких оттенков в тушевке карандашом «негро» дадут неповторимые качества фактуры, недоступные жесткому графиту или перовому рисунку. Карандаши требуют и соответствующих сортов бумаги. На тоновой бумаге меняются приемы тушевки — достаточно сделать несколько ударов мелком, чтобы цвет бумаги стал средним напряжением тона •— Это ощутимо сокращает тушевку тоновых градаций.
Линейный, или, как еще говорят, контурный, рисунок имеет свои отличительные качества. Линия может быть тончайшей, когда вы работаете пером или жестким карандашом; специальные мягкие карандаши дают толстую линию, широкий контур, как мы уже говорили, условно обозначающий начертание предметов и перспективных планов. Между контурами в линейно-пространственном изображении мы отмечаем как бы мертвые зоны, которые только воображением зрителя материализуются. Это особенно
ясно чувствуется в контурных рисунках крупных размеров. Контуру доступна передача ритма, пропорций, пластики движения, характера формы.
Контурные рисунки на античных вазах, рисунки мастеров Возрождения, блестящие линейно-пространственные изображения у Энгра и ряда других мастеров говорят о жизненности такого приема рисования.
Контурный рисунок требует мастерства, чтобы дать убедительное условное обозначение изображаемому. Обращаясь к разуму человека, его умению дополнять представлением опущенное, контурный рисунок дает сам по себе ощущение реальности. Во всяком изобразительном сочинении — архитектурном проектировании, картонах для фресок, кальках — контур незаменим по своей начертательной ясности и пространственной линейной четкости. Наконец, линия, или контур,— это самое гибкое средство на первых этапах компоновки и рисования с натуры при обозначении пропорций фигуры, размещении предметов в пространстве, при определении масштабов по глубине.
Но контурное изображение беспомощно, когда дело начинает касаться рельефного выявления объемной формы, модуляции формы светотенью. Тогда линейное изображение проштриховывается. Штрих дает тон предмету, двигаясь по форме, передает различные направления объемных масс. Он вносит в рисунок светотеневые градации, рефлексы, цветовое напряжение — словом, те качества, которые недоступны контуру. Штриховые рисунки требуют специальных карандашей — из них лучшие типа «негро»: они одновременно дают четкую, тонкую линию и жирную, широкую. При определенном опыте этими карандашами можно, не отрываясь от бумаги, переходить от тонкой линии к толстой и наоборот. Конечно, участие резинки здесь исключается.
Штрих на гладких сортах бумаги может быть доведен до тончайших начертаний, приближая рисунок к технике гравюры. На шероховатых бумагах штриховка сангиной или углем оставляет сочную мягкую линию, сохраняя всю энергию нажима руки, и приближает рисунок к задачам воздушных валеров. Но в целом штрих условен, жестковат и не достигает цели, когда надо сделать рисунок с легкими тоновыми переходами, глубокими фонами, не достигает эффекта при передаче воздушных планов.
Мягкий карандаш, соус, сангина и уголь приемами растушевок передают бесконечное многообразие предметного мира. Воздушные валеры, окраска и материальные качества предметов — от легчайших складок ткани до жесткости металла — передаются наивыгоднейшим способом растушевок. Светлые тона и сочные, густые тени в рисунке реально убедительно достигаются именно этим приемом. Фактура вещей, внешние качества материи, вода и земля, камень и штукатурка, тело и волосы человека, как и его одежда, передаются в рисунке различными приемами обработки поверхности бумаги. Тут мы имеем две стороны одного дела: правильное использование рисовальных материалов и творческие навыки, мастерство каждого художника.
Примером рисунка на тоновой бумаге может служить обнаженная полуфигура Прю-дона (рис. 124). Тут мы видим, как бумага стала средним тоном между темной протушевкой карандашом и светлыми планами, нанесенными мелком.
Известный рисунок сидящего человека, исполненный Петром Соколовым (рис. 125) дает хорошее представление, как художник лепит форму черным и белым на серой бумаге.
Гладкие бумаги не годятся под мягкие карандаши и сангину, так как они на ней мажутся и многообразия тоновых градаций не достигают. Поэтому для таких материалов хороши шероховатые бумаги типа «энгр», полуватман или им подобные. Именно на такой бумаге мы видим изображение головы у Тициана (см. рис. 44 в главе «Рисование живой головы»); прокладкой большими планами без резких подчеркиваний художник блестяще передает не только тип человека, но и самую поверхность кожи лица. Бумаги с фактурной поверхностью — самые ходовые: на них хорошо ложится простой графитный карандаш. Прилагаемые к данному руководству таблицы по рисованию головы, фигуры и архитектурных деталей сделаны карандашом именно на шероховатых сортах бумаги. Бывает бумага крупнозернистая, и хотя на ней иногда получают выразительнейшие рисунки, как, например, у Крамского голова к «Неутешному горю» (см. рис. 45 в главе «Рисование живой головы») или «Мужская голова» Веласкеса (рис. 128), но все же такие сорта бумаги используются для рисунка лишь в особых случаях. Крупнозернистая бумага скорее годится для размывок по сырому сепией или тушью.
Под перовые рисунки тушью, как уже говорилось, лучше пригодны более гладкие сорта бумаги, хотя в рваном штрихе иногда есть своя прелесть, например при передаче коры старого дерева.
Резинкой надо пользоваться умело и осторожно. Она хороший друг в работе над рисунком, когда нужно снять без следа первые, приблизительные контурные наметки, если они не грубо нанесены. Резинка растушевывает штриховку, превращая ее в ровный тон в рисунке сангиной. Резинкой можно высветлить планы и блики, если они про-тушевывались (блеск на полированных поверхностях или металлических предметах). Для таких работ применяются и растушки. Для высветления тона хорошо употреблять хлебный мякиш. Рисунки углем, очень сочные по тону, не любят проработку резинкой. Кстати, тут упомянем, что угольные рисунки надо для сохранности фиксировать имеющимися в продаже фиксажами или специально приготовленными, например, обезжиренным молоком или канифольным раствором.
Применение резинки также требует от рисовальщика тренировки в использовании ее не только для подчистки и стирания подсобных линий, но и для выявления бликов, проработки рефлексов. Резинка может быть незаменима в передаче фактуры шелка, мягких переходов тона на обнаженном теле, особенно в мелких планах, деталях.
Только проверка личным опытом обеспечивает благоприятные результаты, научит вас мастерски владеть рисовальными материалами. Длительная тренировка даст возможность извлекать из рисовальных материалов качества, переходящие в большое мастерство, в область искусства.
Эта глава ни в коем случае не может служить прейскурантом рисовальных материалов. Цель ее иная — ввести рисующего в мир творческого освоения своих инструментов и материалов.
Рисунок — дело не новое, и, тем не менее, молодежь часто даже не умеет натянуть на планшет бумагу, зафиксировать уголь, а кстати его и приготовить. Материал надо сделать послушным. Не узнав его свойства, не насилуйте его. Не трите бесконечно бумагу резинкой. Знайте, что акварельные заливки на жирный карандаш не ложатся. Архитектурные проекты особенно чувствительны к неряшливому отношению.
Серия сообщений ""Учитесь рисовать" А. Дейнека":
Часть 1 - "Учитесь рисовать" - 01
Часть 2 - "Учитесь рисовать" - 02
...
Часть 5 - "Учитесь рисовать" - 05
Часть 6 - "Учитесь рисовать" - 06
Часть 7 - "Учитесь рисовать" - 07
Часть 8 - "Учитесь рисовать" - 08
Часть 9 - "Учитесь рисовать" - 09
Часть 10 - "Учитесь рисовать" -10
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |