Бог призвал евреев стать благословением для всех народов земли (Быт.12:1-3), но когда они не исполняли волю Бога, они доставляли окружающим неприятности, а не несли благословение.
• Авраам дважды создавал проблемы для людей своей ложью (Быт.12:10-20; 20:1-18).
• Ахан остановил армию Израиля, когда украл заклятое (И.Нав.7).
• А из-за Ионы пострадала команда язычников-моряков.
Отказываясь быть благословением, мы не только не приносим людям благо от Бога, но начинаем доставлять им проблемы.
Золотая середина покаяния
Рыжов Александр Геннадьевич
(из конспекта разбора)
«И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем» (Ион.1:6).
Когда начальник корабля обращается к Ионе, он не видит в нем еврея или тем более пророка, чья молитва была бы особенно эффективной, также он не использует заветного имени Бога Ионы. Он видит в Ионе еще одного человека, который мог бы присоединиться к молитвенному собранию. Здесь язычник может быть для нас примером ревности в совместной молитве.
Интересно, что при этом он использует два слова, которые Иона уже слышал от Господа. Это слова «встань» (q;m) и «воззови» (q;ra;), во втором стихе оно переведено «проповедуй». Слова капитана говорят Ионе больше, чем думает сам капитан, и ирония ситуации вряд ли ускользает от Ионы. Мы можем расслышать отголосок Божьих слов в речах окружающих нас людей, даже неверующих.
Еще стоит обратить внимание на богословие этого язычника: «…может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем». Он понимает, что не может диктовать Богу свою волю. Этим смирением были проникнуты и кающиеся ниневитяне: «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем"» (3:9).
У нас бывает нездоровая легкость при покаянии, мы можем не думать буквально так, но подразумевать это: «А что, конечно, Бог меня простит, куда Он денется? Это Его работа, Он ведь любит миловать». Другая крайность – неуверенность, сомнение в Божьем прощении. Золотая середина – смиренное упование на милость Бога, подаваемую нам благодаря пролитию крови Иисуса Христа.
21.02.2021