Женщинам-водителям — новые трамваи, пассажиркам — цветы. Специалисты ГУП «Горэлектротранс» завершили опытную модернизацию двух устаревших морально и физически вагонов. Теперь узнать в них примелькавшиеся «Машки» (а так трамвайщики называют вагоны типа ЛМ-68М) вряд ли смогут даже специалисты. Ну, а поскольку в первый рейс модернизанты выходят накануне 8 марта, то и передать опытные (а по сути — новые) трамваи, комфортабельные для пассажиров и удобные для водителей, решили женщинам-вагоновожатым. Если один из модернизированных вагонов не удивляет специалистов — похожий уже работает в Невском районе, то второй — премьера 2014 года. Его облик выдержан в ретро-стиле, такие трамваи, как считают в Горэлектротрансе», станут своего рода изюминкой в облике исторического Петербурга.

— Модернизация старой техники — это способ получить практически новый подвижной состав, только значительно дешевле, — рассказывает начальник конструкторско-технологического отдела Службы подвижного состава ГУП «Горэлектротранс» Николай Петров. Вторую жизнь решено дать четырехосным вагонам ЛМ-68М: их спроектировали в начале 70-х, а строили до конца 1980-х. В ходе такой реновации старые детали и элементы заменяются не на точно такие же новые, а на более современные. Это касается и внешнего вида, и «начинки» вагонов — она стала электронной. Полностью изменился внешний вид. Разработано даже два варианта обновления дизайна: один — в современном стиле, другой — своими формами напоминает трамваи 50-х, знаменитые «стиляги». С ними, как выясняется, связаны многие тёплые воспоминания ленинградцев.
При проведении модернизации решается три основных вопроса: обеспечение безопасности поездки, повышение уровня комфорта для пассажиров, сокращение расходов на эксплуатацию трамвая.

Для обеспечения безопасности полностью отремонтировали и усилили конструкции кузова, установили новое оборудование. С этой же целью изменили условия труда водителя: хороший обзор, удобный и функциональный пульт управления, камеры видеонаблюдения — всё это делает труд вагоновожатого действительно профессией двадцать первого века. Ещё одно новшество — замена наружной металлической обшивки на пластиковую. Благодаря этому модернизированный трамвай не будет ржаветь. Такие панели не боятся сырого петербургского климата и не подвержены коррозии. Использование новых, более технологичных материалов и позволило разработать сразу несколько вариантов дизайна одного и того же вагона.

Увидят масштабные изменения и пассажиры. Новые двери, заменившие прежние хлопающие «ширмы», оснащены системой «антизажима», как в лифте. Задняя площадка стала низкопольной, что упрощает посадку и высадку пассажиров с колясками и тележками. От интерьеров времен развитого социализма не осталось и следа. В модернизантах установлены удобные кресла — их количество сопоставимо с количеством мест для сидения в современных автобусах и троллейбусах. Причём в ходе модернизации аналогичных трамваев при необходимости количество сидений может быть увеличено. Система отопления зимой сделает эти вагоны по-настоящему тёплыми, какими в своё время были их предшественники «стиляги». Светодиоды дают равномерное освещение внутри вагона. Электронные табло установлены в салоне и снаружи вагона. Издалека определить номер маршрута горожанам помогут традиционные для Петербурга цветные маршрутные огни. А вот заметное нововведение для пассажиров — наглядные картинки-пиктограммы, объясняющие правила поведения в трамвае, а также способы обращения к водителю в случае экстренной ситуации.


Новая электронная «начинка» позволит значительно снизить потребление электроэнергии. Кроме того, такой трамвай будет быстрее разгоняться и тормозить. Да и в принципе обновлённый таким образом вагон не будет требовать столь частого ремонта, как до реновации, и это тоже позволит снизить эксплуатационные расходы.

Модернизация — один из общепринятых в Мире способов обновления парка подвижного состава. С одной стороны, такое обновление позволяет получить трамвай, практически ничем не уступающий новому, с применением всех современных технологий. С другой — обходится подобная реновация значительно дешевле. Сегодня в Петербурге модернизировано в общей сложности уже четыре четырехосных вагона ЛМ-68М, в этом году будут также обновлены ещё 6.

Ещё одна мировая тенденция — возврат к дизайну прежних эпох. Выпускаются, например, автомобили «по мотивам», самый известный пример — «Фольксваген Жук». Один из вариантов дизайна модернизированных трамваев напоминает облик самого любимого ленинградского трамвая «Стиляги» (ЛМ-57) неслучайно. Когда-то эти вагоны были символом надёжности и комфортабельности ленинградского трамвая. В «Горэлектротрансе» надеются, что «новые стиляги» и «дельфины» (такие прозвища уже появились у модернизантов) придутся по душе современным горожанам.


СПб ГУП «
Горэлектротранс»
Видеосюжет НТВ:
http://www.ntv.ru/novosti/853817/ http://metroblog.ru/post/4523/