-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Romchik

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.10.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 134





Память свт. Петра, митрополита Московского

Четверг, 03 Января 2008 г. 16:25 + в цитатник
Русская Церковь в период Первосвятительского служения святого митрополита Петра
 (320x585, 161Kb)
Читать далее...

25 декабря Рождество празднуют не только католики и протестанты

Вторник, 25 Декабря 2007 г. 16:33 + в цитатник
В этот день начинаются Рождественские торжества в Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и еще восьми Поместных Православных Церквях.

Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская Православные Церкви, а также монастыри Афона и восточная часть Польской Православной Церкви не перешли на григорианский календарь и продолжают праздновать Рождество 7 декабря.

Григорианский календарь был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга, 4 октября, стала пятница, 15 октября (дней с 5 по 14 октября 1582 в григорианском календаре не существует).

Поводом к появлению нового календаря стало смещение дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. До Григория подобный проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были зафиксированы в папской булле Inter gravissimas («Среди важнейших»).

Новый календарь сразу сдвигал на 10 дней текущее число (на момент принятия) из-за накопившихся ошибок. В нём стало также действовать новое, более точное правило о високосном годе: год високосен (то есть содержит 366 дней), если:

его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100;
его номер делится без остатка на 400.
Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё больше и больше (на 1 сутки в столетие, если предыдущее столетие не делилось на 4). Григорианский календарь намного точнее отражает истинное положение вещей (то есть более точно приближен к тропическому году), чем юлианский. Однако его использование при расчете времени празднования Пасхи приводит к нарушению 7 Апостольского правила, которое гласит, что христианам запрещено праздновать Пасху в один день с иудеями или раньше их, т.к. Воскресение Христово произошло по завершении празднования ветхозаветной пасхи.

В 1583 г. Григорий XIII направил Константинопольскому Патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на Соборе в Константинополе предложение, как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи, было отвергнуто.

В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому после 31 января 1918 г. следовало 14 февраля 1918 г.

С 1923 г. большинство Поместных Православных Церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь (оба календаря совпадают до 2800 года). Он также был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Русской Православной Церкви 15 октября 1923 г. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в целом вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 г. Патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской Православной Церкви только 24 дня.

В 1948 г. на Московском Совещании Православных Церквей было постановлено, что Пасха и все переходящие праздники должны рассчитываться по Александрийской Пасхалии (юлианскому календарю), а праздники непереходящие - по тому календарю, который используется Поместной Церковью.

Только Финляндская Православная Церковь празднует Пасху по григорианскому календарю.

Святитель Амвросий Медиоланский

Пятница, 21 Декабря 2007 г. 13:47 + в цитатник
Амвросий Аврелий [лат. Aurelius Ambrosius] (ок. 339, Августа Треверов, совр. Трир — 4.04.397, Медиолан, совр. Милан), свт. (пам. 7 дек ст.ст. – 20 дек. н.ст.), епископ Медиоланский (с 7.12.373), один из великих западных отцов Церкви.
 (250x322, 26Kb)

Читать далее...

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Вторник, 04 Декабря 2007 г. 16:08 + в цитатник
Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из великих церковных праздников, посвященный событию приведения Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу.
Греч. Eisodos tes Hyperagias Teotokou en to; лат. Praesentatio S. Mariae in templo.

 (320x472, 265Kb)

Событие Введения не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических текстов (греч. «Протоевангелия Иакова» (гл. 7.2-3) (2-я пол. II в.), лат. Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.)), которые отражают устное предание, но дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22–38).

Согласно упомянутым источникам, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет, посвятить Ее Богу, и направились в Иерусалимский храм.
Читать далее...

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

Пятница, 30 Ноября 2007 г. 12:18 + в цитатник
По-гречески – Grigorios ho Thaumatourgos. Родился ок. 213 году в г. Неокесария (провинция Понт, Малая Азия; совр. Никсар, Турция) – после 270 года там же. Память святителя празднуется 17 нояб.
 (250x412, 186Kb)
Читать далее...

Пострадавшие за веру Православную в Ташкентской епархии

Понедельник, 26 Ноября 2007 г. 14:38 + в цитатник
Туркестанская и Ташкентская епархия была учреждена 1 января 1872 года. Первые православные священники пришли в тогдашний Туркестанский край в рядах русских войск, участвовавших в завоевании края. Вслед за войсками двинулись чиновники, купцы. В 1892 г. на Туркестанскую кафедру был назначен епископ Григорий (Полетаев). Он был четвертым архиереем со дня открытия епархии. Ко времени приезда епископа Григория в епархию во многих селениях и городах Туркестанского края при горячем содействии православных жителей были построены храмы Божий, но во многих местах не было священников, которые могли бы вести богослужения. Прибывший в край Преосвященный Григорий, не откладывая, стал поправлять дела. По его просьбе и поручению петербургский протоиерей Сыренский приглашал в Туркестан надежных семинаристов Олонецкой и Петербургской семинарий. На призыв Туркестанского Владыки отозвались горячие сердца молодых семинаристов, и прямо с ученической скамьи эти молодые пастыри, полные огня, религиозного одушевления и жажды деятельности, рассеялись по селам и городам Туркестана. Таким образом, за короткое время заботами Преосвященного Григория приехавшие священники быстро заполнили все вакантные места в приходах, они стали фундаментом для всей религиозной жизни епархии.

Среди приехавших были два выпускника Санкт-Петербургской Духовной семинарии — о. Виктор Моталев и о. Михаил Андреев. На протяжении всего дореволюционного периода в Туркестанской епархии священствовали еще шесть архиереев, и каждый из них умножал приходы, строил храмы.

1917 год изменил жизнь во всей России, начались гонения на Церковь. Туркестанская епархия не была исключением.
Читать далее...

К 90-летию избрания свт. Тихона на Патриарший престол

Суббота, 17 Ноября 2007 г. 13:36 + в цитатник
 (250x321, 18Kb)
 (200x258, 21Kb)

 (230x330, 25Kb)

18 ноября 1917 года, в Храме Христа Спасителя состоялось избрание нового патриарха Московского и всея Руси. Жребий пал на свт. Тихона (Белавина)
Читать далее...

Западно-русская митрополия и Брестская уния.

Среда, 14 Ноября 2007 г. 16:15 + в цитатник
Свящ. Алексий Хотеев. Беларусь

Правильная организация церковной жизни в любой стране связана с разрешением вопроса о т.н. "юрисдикции" или высшем церковном управлении. С самого начала Русская Церковь входила в юрисдикцию Константинопольского патриарха, поскольку именно из Византии Русь приняла Православие. В Константинополе получал свое посвящение Киевский митрополит, и нередко сам он был родом грек. Однако между Византией и Киевской Русью лежали Черное море и в особенности степь, в которой путешественника подстерегали опасности от кочевников-язычников. Христиане становились добычей степных разбойников, их продавали на невольничьих азиатских рынках. По причине своей удаленности и опасности Киевская митрополия не считалась престижной. В списках греческих архиерейских кафедр русская митрополия, будучи самой обширной, находилась, однако, на 61 месте.

С 1037 г., т.е. со времени Ярослава Мудрого, главным городом Русской митрополии стал Киев. И даже после разорения Киева от татар и переезда русских митрополитов во Владимир, а затем в Москву, они все равно продолжали именоваться "Киевскими".

Читать далее...

СВЯТИТЕЛЬ ИЛАРИОН (ТРОИЦКИЙ) И ЕГО ВКЛАД В ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА

Понедельник, 29 Октября 2007 г. 16:11 + в цитатник
 (182x300, 16Kb)
Святитель Иларион (Троицкий) принадлежал к богословскому направлению, у истоков которого стоял епископ Таврический Михаил (Грибановский), провозгласивший принцип возвращения к святоотеческому наследию и первоисточникам, возрождение канонической нормы, в том числе применительно к форме управления Церковью. Поступив в 1906 году в Московскую духовную академию, молодой Владимир Троицкий проникается благотворным влиянием ученого монашества, которое насадил в академии в бытность ее ректором ученик и последователь владыки Михаила епископ Антоний (Храповицкий), верный завету своего учителя бороться за восстановление патриаршества в России. Скупой на похвалы, владыка Антоний высоко ценил труды архиепископа Илариона, а после его смерти назвал его гениальным[1].

Путешествуя по православному Востоку вместе с группой профессоров и студентов Московской духовной академии в 1908 году, молодой Владимир Троицкий все более проникается осознанием византийской нормы и той роли, которая в ней отводится патриаршему служению. Он понимает, что, согласно византийской норме, в условиях отсутствия царя именно патриарх исполняет роль этнарха – главы народа. Видя почет и уважение греческого народа к патриарху, он писал о том, что «русскому человеку приходится лишь завидовать»[2]. Отмечает для себя будущий святитель и вывод историков о том, что патриарх стал «в некотором роде преемником византийских императоров»[3]. Ведь, согласно византийской норме, патриарх был «духовным помощником», экзархом или викарием православного императора[4].

Читать далее...

День прославления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского

Вторник, 09 Октября 2007 г. 17:16 + в цитатник
9 октября 1989 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был причислен к лику святых Патриарх Московский и всея России Тихон, 80-летие интронизации которого отмечается в 2007 году. В этот день Русской Православной Церковью празднуется память апостола Иоанна Богослова. Прославление святителя Тихона произошло в день преставления апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысел Божий.

 (342x467, 50Kb)

В день праздника, 9 октября 2007 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит торжественный молебен в Московском Донском монастыре.

Житие святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России

Читать далее...

Приидите боголюбивии вси, Крест честный возносимый видяще...

Среда, 26 Сентября 2007 г. 11:50 + в цитатник
 (348x443, 74Kb)

История праздника Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

(По материалам статьи «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня» диакона М. Желтова, А. А. Лукашевича и А. А. Ткаченко из IX тома «Православной Энциклопедии»)

Греческое название праздника – He pankosmios hupsosis tou timiou kai zoopoiou Staurou – «Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста»; лат. Exaltatio Sancti Crucis – Воздвижение св. Креста, один из главных христианских праздников, в Православной Церкви входящий в число двунадесятых.

Событие обретения св. Креста

После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.
Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.

Читать далее...

Начало нашего спасения, людие, днесь бысть...

Пятница, 21 Сентября 2007 г. 12:44 + в цитатник
 (350x413, 79Kb)

Фрагмент из апокрифического Евангелия Иакова.

Глава I

Писано в истории двенадцати колен израилевых, что Иоаким был весьма богат и приносил Господу двойные дары, говоря в сердце своем: «Пусть будет имущество мое для всего народа, дабы отпустились грехи мои перед Богом, да смилуется надо мною Господь».

И вот наступил великий праздник Господень, и сыны израилевы принесли дары свои, и восстал Рувим против Иоакима, говоря: «Не надлежит тебе предлагать дар твой, ибо нет у тебя потомства в Израиле».

И был охвачен Иоаким великим огорчением и приблизился он к родовым спискам двенадцати колен, говоря в себе: «Я увижу в коленах израилевых, разве у меня одного нет потомства в Израиле». И, исследуя, он увидел, что все праведные оставили потомство, ибо вспомнил он о патриархе Аврааме, которому в последние дни его лет дал Господь сына Исаака.

И не хотел Иоаким в огорчении показаться перед женой своей; и удалился в пустыню, и поставил там палатку свою, и постился сорок дней и сорок ночей, говоря в сердце своем: «Я не приму ни пищи, ни питья, но молитва моя будет мне пищею».

Глава II

Жена его Анна терзалась двойной печалью и двойным мучением, говоря: «Я оплакиваю и вдовство и бесплодие мое».

Великий праздник Господень наступил, и вот Юдифь, служанка Анны, сказала ей: «Доколе будешь ты огорчать душу свою? Не дозволено тебе плакать, ибо вот день великого праздника. Возьми эту одежду и укрась голову твою. Так верно, как я служанка твоя, — ты будешь видом как царица».

И ответила Анна: «Удались от меня; я не сделаю так. Бог глубоко унизил меня. Страшись, чтобы Господь не наказал тебя за грех твой». Служанка Юдифь ответила: «Что я скажу тебе, если ты не хочешь слушать голоса моего? Справедливо заключил Бог утробу твою, да не дашь ты дитяти Израилю».

И Анна огорчилась весьма, и сняла траурные одежды свои, и украсила голову свою, и оделась в брачные одежды. И около часа девятого спустилась она в сад, чтобы гулять в нем, и, увидев лавровое дерево, она села под ним и вознесла молитвы свои к Господу, говоря: «Бог отцов моих, благослови меня и услышь молитву мою, как благословил Ты утробу Сарры и дал ей сына Исаака».

Глава III

И посмотрев на небо, увидела она на лавровом дереве гнездо воробьиное и воскликнула с горестью: «Увы! Чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной и оскорбляют меня, и изгнали меня из храма Господня.

Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты пред Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты.

Я не могу сравниться ни с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она дает плоды во времена свои и благословляет Господа».

Глава IV

И вот ангел Господень слетел к ней, говоря: «Анна, Бог услышал молитву твою; ты зачнешь и ты родишь, и будет славен во всем мире род твой». Анна сказала: «Жив Господь Мой; мальчик или девочка родится у меня, — я отдам его Господу, и он посвятит всю жизнь свою служению Господню».

И вот два ангела явились ей, говоря: «Иоаким, муж твой, идет со стадами своими». И Ангел Господень спустился к нему, говоря: «Иоаким, Иоаким, Бог услышал молитву твою, жена твоя Анна зачнет».

И пришел Иоаким и сказал пастухам своим: «Приведите мне десять овец чистых и без недостатков, и будут они Господу Богу моему. И приведите мне двенадцать тельцов без недостатков, и будут священникам и старейшинам дома Израилева, и приведите мне сто козлов, и сто козлов будут для всего народа».

И вот пришел Иоаким со стадами своими, и Анна была у дверей дома своего и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на шею ему, говоря:

 (337x439, 42Kb)

«Теперь знаю, что Господь Бог благословил
меня, ибо я была вдовою, и вот нет этого более; я была неплодной и я зачала». И покоился Иоаким в тот самый день в доме своем.

Глава V

На другой день он представил дары свои, говоря в сердце своем: «Если благословил меня Господь, пусть будет мне явный знак на обруче убора первосвященника». И принес Иоаким дары свои и взглянул на обруч, или бехуал, когда приблизился к жертвеннику Бога и не увидел греха на себе. И сказал Иоаким: «Теперь знаю я, что внял мне Господь и отпустил мне все грехи мои». И он вышел оправданный из дома Господня и пришел в дом свой.

Анна зачала, и на девятый месяц она родила и спросила ходившую за ней женщину: «Кого я родила?» И та ответила: «Дочь». И сказала Анна: «Возвеселилась душа моя в день сей». И Анна кормила дитя свое и дала Ей имя Марии.

Глава VI

И укреплялся младенец ее с каждым днем. Когда исполнилось Ей шесть месяцев, мать поставила Ее на землю, чтобы видеть, может ли стоять. И сделала Она семь шагов, и возвратилась в объятия матери своей. И сказала Анна: «Жив Господь Бог мой; Ты не будешь ходить по земле, доколе я не принесу Тебя в храм Господень». И она освятила ложе свое, и все скверное она отдаляла от себя ради Ее. И она призвала непорочных девиц иудейских, и они ходили за ребенком.

И когда исполнился Ей год, Иоаким сделал большой пир и пригласил первосвященников, и книжников, и весь совет и весь народ Израильский. И он предложил дары первосвященникам, и они благословили Ее, говоря: «Бог отцов наших, благослови младенца сего и дай Ей имя, да будет прославлено во все роды». И весь народ сказал: «Аминь, да будет так». И родители Марии представили Ее священникам, и они благословили Ее, говоря: «Господь славы, воззри на младенца сего и пошли Ей благословение Твое, навеки нерушимое».

И взяла Ее мать Ее, и кормила Ее, и воспела песнь, говоря: «Буду петь хвалу Господу Богу моему, ибо Он посетил меня и избавил меня от хулы врагов моих. И Господь Бог дал мне плод правосудия, умножившийся в присутствии Его. Кто возвестит детям (Рувима), что у Анны грудной младенец? Слушайте вы, двенадцать колен израилевых, — узнайте, что Анна кормит младенца».

И она положила младенца на освященное ею место и вышла и служила гостям. Когда пир кончился, они удалились, полные радости, и дали Ей имя Марии, прославляя Бога Израилева.

Приводиться по книге "Книга Апокрифов (Ветхий и Новый Завет)". Изд.:"Амфора", СПб.,2005 г. с.179-186

Предтече и Креститель Спасов Иоанне, моли Бога о нас!

Вторник, 11 Сентября 2007 г. 10:43 + в цитатник
 (350x448, 159Kb)

О празднике Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Читать далее...

К празднику Успения Пресвятой Богородицы

Вторник, 28 Августа 2007 г. 14:48 + в цитатник
28 августа Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
В праздничный день Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии Предстоятель Русской Православной Церкви совершает Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

Последние дни земной жизни и Успение Пресвятой Богородицы
 (350x271, 43Kb)
Высокий жребий преблагословенной Девы в деле благодатного смотрения Божия о спасении мира соделал всю Ее жизнь дивной и поучительной. "Чудно рождение Твое, восклицает Церковь, чуден образ воспитания, чудно, дивно и неизъяснимо для смертных все в Тебе, Богоневеста" (первого канона на Введение Богородицы песнь 5).
Читать далее...

«Cмертию смерть поправ…»

Пятница, 28 Апреля 2006 г. 12:34 + в цитатник
Стихира праздника Пасхи Христовой, глас 6:

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Тропарь, глас 5:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Кондак, глас 8:

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолам мир даруяй, подшим подаяй Воскресение.
 (350x489, 110Kb)
Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения

Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества.
Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего.
Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий.
Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг.
Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует.
Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится; ибо ничим отщетевается.
Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся.
Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа; и последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует; и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит.
Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии, и втории, мзду приимите.
Богатии и убозии, друг со другом ликуйте.
Воздержницы и ленивии, день почтите.
Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь.
Трапеза исполнена, насладитеся вси.
Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости.
Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее Царство.
Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия.
Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть.
Угаси ю, Иже от нея держимый.
Плени ада, Сошедый во ад.
Огорчи ада, вкусивша плоти его.
И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле.
Огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть.
Огорчися, ибо умертвися.
Огорчися, ибо низложися.
Огорчися, ибо связася.
Прият тело, и Богу приразися.
Прият землю и срете небо.
Прият, еже видяше, и впаде во еже не видяше.
Где твое, смерте, жало?
Где твоя, аде, победа?
Воскресе Христос, и ты низверглся еси.
Воскресе Христос, и падоша демони.
Воскресе Христос, и радуются Ангели.
Воскресе Христос, и жизнь жительствует.
Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе.
Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть.
Тому слава и держава во веки веков. Аминь.



Иерофей (Влахос), митрополит Навпакта и Святого Власия

О Пасхе в свете патрологии и литургического предания Церкви

Воскресение Христово - уникальное историческое событие - отличает христианство от какой бы то ни было другой религии. В прочих религиях основатели - смертны, тогда как Главой нашей Церкви является воскресший Христос.
Читать далее...

Великая Суббота

Пятница, 21 Апреля 2006 г. 18:39 + в цитатник
Великая Суббота – суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение.

События Великой Субботы

Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христианского учения (1 Кор 15. 3–4). Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую Пятницу тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно ввиду наступающего дня субботнего покоя погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере (гробе), которая находилась в саду, неподалеку от места Распятия (Ин 19. 31–42). К двери гроба по обычаю того времени привалили большой камень. Прообраз нахождения во гробе, указанный Самим Спасителем, содержится в Книге пророка Ионы (ср.: Иона 2. 1–6; Мф 12. 40). Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на следующий день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану под тем предлогом, что ученики могут унести тело Учителя (Мф 27. 62–66). Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю Великую Субботу провели в покое (Лк 23. 56). На другой день, женщины, следовавшие за Иисусом, придя очень рано утром (Мф 28. 1, Мк 16. 2, Лк 24. 1, Ин 20. 1) ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении.

Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в Великую Субботу покоился телом — подобно покою после сотворения мира (Быт 2. 2), ибо совершенное Им домостроительство спасения падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа. Событие сошествия во ад не отражено в канонических Евангелиях, но упоминается в апостольских посланиях (Еф 4. 9; Рим 10. 7; 1 Пет 3. 18–21), о нем пророчески сказано в псалмах (15. 8–11; ср.: Деян 2. 27), о нем свидетельствует церковная традиция (Иларион (Алфеев), игумен Христос — Победитель ада: Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001). Смерть и сошествие в преисподние глубины земли стали последним шагом самоумаления (кеносиса) Господа.
Вкусив смертного тления, т. е. разлучения с душой, тело Господа не подверглось истлению, т. е. физическому разложению, ибо Вторая Ипостась Пресвятой Троицы восприняла человеческую природу — совокупность души и тела — полностью и навсегда, поэтому тело и душа Господа не переставали быть человеческой природой Богочеловека даже и по смерти.
Распятие и Воскресение Христовы, а также события Великой Субботы имеют решающее значение для человечества (Евр 2. 14–15), поэтому 3 дня, посвященные воспоминанию этого — Великие Пятница, Суббота и Пасха, — являются центром всего церковного года. Как и другие дни Страстной седмицы, Великая Суббота как литургический день начинается не вечером накануне (обычное начало литургического дня в вост. традиции), а ночью, вместе с астрономическим днем.

Празднование Великой Субботы в ранней Церкви

Пасха, в широком смысле как воспоминание и Распятия, и Воскресения Христовых, в христианской литературе упоминается со II в., но праздновалась она в Церкви, несомненно, с самого начала. Однако дата празднования Пасхи до I Вселенского Собора в разных местностях определялась по-разному и не везде была строго приурочена к определенному дню недели. Важнейшим отличием Пасхи от других дней церковного года, по-видимому, с самого начала был пост (в смысле полного воздержания от пищи), продолжавшийся несколько часов или даже до 2 дней и оканчивавшийся на рассвете, когда совершалась Евхаристия, служившая знаком христианской радости о Воскресении Христовом (определенную аналогию этому посту можно усмотреть в посте у иудеев в продолжение нескольких часов между принесением ежедневной вечерней жертвы и закланием пасхального агнца вечером под ветхозаветную Пасху). После I Вселенского Собора, когда римская практика празднования Пасхи в воскресенье распространилась повсеместно, празднование Великой субботы как дня предпасхального поста также стало повсеместным установлением; так, согласно 64 прав. Ап. (подтверждено 55-м прав. Трул.) и «Апостольским постановлениям» (VII. 23; ок. 380 г.) Великая Суббота — единственная постная суббота в году.

Читать далее...

Великая Пятница

Пятница, 21 Апреля 2006 г. 18:29 + в цитатник
Церковнославянское название – Святый и великий пяток; греческое – Hе agia kai megale Paraskeue; латинское – Feria VI in Parasceve],

Пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных Страданий и Крестной Смерти Господа Иисуса Христа.

События Великой Пятницы Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из 4 евангелистов (Мф 26. 20–27. 66; Мк 14. 17–15. 47; Лк 22. 14–23. 56; Ин 13. 1–19. 42), согласно которым все, что произошло в Великой Пятницы, не было случайностью, а являлось важнейшей частью домостроительства (Божественного плана) спасения. Евангелия повествуют о событиях, происходивших начиная с ночи четверга и до вечера пятницы Страстей: после Тайной вечери и Прощальной беседы Спаситель с учениками отправились в Гефсиманию (сад у подножия Масличной (Елеонской) горы), где провели часть ночи (ученики в дремоте, а Христос – в молитвенном подвиге; см. Гефсиманское борение) до прихода Иуды Искариота с вооруженной толпой от первосвященников и старейшин израильских. Господь Иисус был арестован, а его ученики разбежались. Иисус Христос был отведен к первосвященнику Анне, а затем предстал перед Каиафой (до рассвета) и судом Синедриона (утром), который приговорил Его к смерти. В это время ап. Петр, следовавший за Учителем и ожидавший исхода дела во дворе, трижды отрекся от Него. После вынесения приговора Христа доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату (он был полномочным представителем римской власти и помимо прочего ведал смертными казнями), который отослал Его к тетрарху Ироду Антипе, правившему в Галилее (ибо Иисус был из Галилеи; тем самым Понтий Пилат хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа). После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Господь Иисус снова был приведен к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после нескольких неудачных попыток сделать это, Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие. Узнав о приговоре, раскаявшийся в предательстве Иуда наложил на себя руки. После бичевания и поругания в претории Господь Иисус Христос был выведен за пределы Иерусалима и распят римскими солдатами, разделившими между собой Его ризы, на Голгофе (Лобном месте, где по преданию был похоронен череп Адама (Epiph. Adv. Haer. [Panarion] 26 (46). 5)). Претерпев несколько часов крестных страданий, свидетелями которых было множество народа, Господь Иисус Христос умер на Кресте, «и завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф 27. 51–52). Двое из Его тайных учеников Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Иисуса с Креста, обвили его плащаницей и похоронили «во гробе» – небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв его большим камнем; при погребении присутствовали женщины-последовательницы Христа (мироносицы).

Читать далее...

Великий Четверг

Пятница, 21 Апреля 2006 г. 18:19 + в цитатник
Название на греческом – He hаgia kai megale pempte; на церковнославянском Святый и великий четверток; на латинском In Cena Domini, De Natale Calicis. Четверг Страстной седмицы, посвященный воспоминанию событий, непосредственно предшествовавших взятию Христа под стражу и Его Распятию: Тайной вечере, во время которой Господь установил таинство Евхаристии и омыл ноги ученикам, Гефсиманского моления и предательства Иуды (Мф 26. 17–56; Мк 14. 12–50; Лк 22. 1–53; Ин 13; 18. 1–11). Эти воспоминания составляют основное содержание богослужения Великого Четверга.

Великий Четверг, непосредственно примыкая к главным дням церковного года – Великой пятнице, Великой субботе и Пасхе, приближается к ним и по своей значимости. Это, в первую очередь, связано с особым статусом Литургии Великого Четверга, которая вдвойне посвящена Тайной вечере: и вообще, как всякая Литургия, и как день ежегодного воспоминания той.

Особый статус Литургии в Великий Четверг проявляется в целом ряде ее особенностей: 1) традиционно она связана с вечерним богослужением (50 правило Карфагенского даже разрешает в Великий Четверг по причине совершения Литургии вечером приступать к Евхаристии не натощак; впрочем, это правило отменено 29 правило Трульского.), поскольку является воспоминанием вечери; 2) за Литургией в этот день (и, если не возникают экстраординарные обстоятельства, только в этот день года) освящается миро (это связано с древней традицией совершения на Пасху или в Великую субботу таинства Крещения, а Великий Четверг понимается как день подготовки); 3) во мн. традициях до или после Литургии в Великий Четверг совершается особый чин умовения ног, напоминающий о самоуничижении Господа и о преподанном Им за Тайной вечерей уроке смирения; 4) византийская особенность Великого Четверга– совершение в этот день чина омовения св. престола (ныне почти вышел из практики), на-поминающего о подготовке апостолами Петром и Иоанном горницы для совершения Христом пасхальной вечери (Мф 26. 19; Мк 14. 16; Лк 22. 8–13) и также приготовляющего храм к пасхальному триденствию (Великим пятнице и субботе и 1-му дню Пасхи); 5) в Великий Четверг могут совершаться особые чины покаянного характера, подготавливающие верующих к Причащению и к Пасхе, напр., в древней иерусалимской традиции (и вслед за ней в армянском обряде) служба 3-го часа в Великий Четверг имеет характер покаянной, в традиции Милана в Великий Четверг совершается таинство Покаяния, а в сравнительно поздней (вероятно, послевизантийского) практике РПЦ и Св. Горы Афон – общее Елеосвящение; 6) в связи с особым статусом Литургии в Великий Четверг за ней обычно стремятся причаститься даже те, кто привык к редкому приобщению (это отражено, в частности, в том, что из всего 2 святоотеческих слов, помещенных в совр. Большом Требнике, одно слово, о том, с каким внутренним состоянием следует причащаться, предназначено для чтения в Великий Четверг (Гл. 67)); 7) в византийской практике за Литургией в Великий Четверг принято запасать Св. Дары для больных (см. Запасные Дары); 8) трапеза после Литургии в Великий Четверг, также отчасти будучи воспоминанием Тайной вечери, имеет особый статус – в древности существовал даже обычай (осужденный 50 прав. Лаодик.) устраивать в Великий Четверг обильную трапезу, а в позднейших Типиконах (в т. ч. и в совр.) этот день имеет несколько более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы.

Читать далее...

Как в Православной Церкви появился пост Четыредесятницы?

Понедельник, 06 Марта 2006 г. 10:57 + в цитатник
«Дидахэ», древнейший христианский литургический памятник (предположительно, посл. треть I в.), говорит только о двух видах поста у первых христиан — 1) еженедельном посте по средам и пятницам и 2) посте в течение нескольких дней, который соблюдался в случае Крещения новообращенного, причем постились и сам крещаемый, и совершавший Таинство священнослужитель, и «некоторые другие» (восприемники?; гл. 7). Предкрещальный пост отмечается и у многих других раннехристианских авторов: «[Тех, кто обращается в христианство,] учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними» (сщмч. Иустин Философ. 1 Апология. 61); «Приступающим ко Крещению нужно молиться частыми молитвами, с постами, коленопреклонениями и бдениями, с исповеданием всех прежних грехов» (Тертуллиан. О крещении. 20). Во II–III вв. в Церкви во всеобщим сделался обычай устраивать торжественное Крещение раз в году — на Пасху, а время перед Пасхой стало постом по причине Крещения. Кроме того, и сама Пасха в II–III вв. многими понималась не как праздник Воскресения Христова только, а как праздник Креста и Воскресения. В связи с этим празднование Пасхи заключалось в посте (которым отмечалось событие Распятия) и следовавшей за ним Евхаристией (указывавшей на Воскресение). Наконец, в III–IV в. в Александрийской и некоторых других Церквах существовал обычай поститься 40 дней после праздника Крещения Господня — в подражание Самому Господу Иисусу Христу. Предкрещальный, пасхальный посты и пост после праздника Крещения Господня и превратились после IV в. в посты Св. Четыредесятницы и Страстной седмицы, т. е. — в Великий пост.

Читать далее...

15 років на архієрейській кафедрі

Вторник, 21 Февраля 2006 г. 15:43 + в цитатник
ternop_6.jpg (600x466, 69Kb)

Минуло 15 років відтоді як владика Сергій очолив Тернопільську єпархію. Початок його архієрейського служіння співпав з часом церковного розколу в Україні. Щоб втримати православну віру в цьому проблемному, з релігійної точки зору, регіоні, потрібно було докласти чимало зусиль. А ще - турбота про паству, будівництво храму та духовне відродження Тернопільщини. У день свого маленького ювілею владика поділився думками про досягнення і проблеми єпархії.

- Ваше Високопреосвященство, вже 15 років Ви очолюєте Тернопільську єпархію. Чи уявляєте себе в іншому місці?

- У житті кожної людини все здійснюється з волі Божої, тим паче у житті монаха.
Читать далее...


Поиск сообщений в Romchik
Страницы: 4 3 [2] 1 Календарь