Камбоджа: Национальный музей |
Мы решили расслабиться в Пном Пене с самого первого дня, посвятив его мирному блужданию по городским улочкам и походу в Национальный музей Камбоджи. Музей этот располагается на одной из центральных городских площадей, близ набережной. У его входа, равно как и у входа в любое другое мало-мальски туристическое место (включая гостиницы и рестораны), толпятся многочисленные камбоджийские нищие, калеки, дети, просящие подаяние или, что чаще, желающие что-либо продать (как вариант, почистить обувь, зашить чуть ли не прямо на тебе порвавшуюся рубашку и т.п.), и, конечно, тук-тукеры… С непривычки они могут напрягать, но вскоре к ним привыкаешь и воспринимаешь исключительно как часть местного колорита. Не знаю почему, но эти люди в Камбодже меня совершенно не раздражали. Даже наоборот. Их наличие было чем-то естественным, естественным настолько, что по приезду в Таиланд меня просто возмутило, что никто не собирается вокруг и не предлагает наперебой своих дешевых услуг. Безусловно, быть туристом в стране, где спрос никак не догоняет все растущее предложение, приятнее, чем путешествовать, к примеру, по «заевшейся» Европе. К тому же, хотя эти уличные прилипалы и не улыбаются во всю ширину рта, как соседи-тайцы, с ними чувствуешь себя намного спокойнее, чем с жителями Сиама, у которых позитивное отношение к обману, по-моему, основная черта национального характера. Пномпеньских нищих трудно заподозрить в том, что они собирают милостыню для «плохого южного дяди» и являются нижним звеном какой-то организованной мошеннической группы. Люди действительно просят здесь на жизнь, на миску риса и новую подстилку, которую они на ночь расстелют на травке, где спят за неимением собственного жилья…
Пройдя толпу возле ворот музея, очень скоро ты оказываешься совсем в ином мире. Этот мир древних статуй, мир богов и демонов, зверей и птиц, мир прудов и кхмерских остроконечных шпилей, мир героев древних эпосов и, конечно, мир монахов. В Национальном музее довольно тихо. Даже группы французов, идущие за своими пожилыми экскурсоводами, очень смирные, благоговеющие перед культурой страны, которую когда-то покорили. Что уж и говорить о статуях, веками хранивших свой покой в древнем Ангкоре.
Ангкорские скульптуры занимают львиную долю экспозиции музея. Несомненно, с ними нужно знакомиться перед посещением главных азиатских руин, для того, чтобы заранее больше узнать о Нагах, Гаруде, Раме, Вишну, Ганеше и других божествах (можно, конечно, и дома в книжках порыться, но восприятие будет немного другим). В музее представлены наиболее интересные статуи и дано прекрасное описание божеств и мифов, с ними связанных. Надо заметить, что, в отличие от Таиланда, английский и французский языки, на которых сделаны надписи и изложены мифы, безупречны. Если в Таиланде в одном предложении можно найти ошибок больше, чем употреблено слов, а в Королевском дворце в Бангкоке, как минимум, в каждой десятой надписи есть одна опечатка, то здесь ошибок нет, и язык очень красивый. Сердце филолога возрадуется. Надо отметить, что это отражает общий уровень владения иностранными языками в Камбо. По сравнению с Таем, он довольно высок. Обслуживающий персонал отлично говорит на иностранных языках, и даже местный тук-тукер заткнет за пояс любого тайского коллегу. Видимо, сказываются колониальное прошлое страны, природная музыкальность кхмеров и их способности к языкам Европы (кхмерский язык сформировался на основе санскрита – важнейшего индоевропейского языка). Отличный английский у монахов, которые любят бродить по Национальному музею и общаться с иностранцами. Учитывая, что львиная доля монашеского сословия по возрасту тинейджеры и просто молодые парни (детей отдают в монашество в поисках лучшей жизни, пытаясь таким образом избежать нищеты), к тому же обладающие довольно высоким уровнем интеллекта, их тяга к общению с иностранцами совершенно ясна. И очень часто можно увидеть такую картину – молодой монах сидит чуть ли не в обнимку с иностранцем и они оживленно болтают «за жизнь».
В Национальном музее легко проследить за ходом развития кхмерской культуры, увидеть ее яркий расцвет и закат; главным образом, через скульптуру, образцы которой здесь представлены. Если в 10-12 веках, когда Империя кхмеров простиралась на большую часть полуострова Индокитай, статуи и более мелкие скульптуры являют собой образцы высокого искусства, то предметы 18-го века, в годы, когда Камбоджа была лишь периферией Сиама, статуй нет вообще, а мелкая скульптура настолько примитивна, что трудно представить, как предки этих самых кхмеров могли построить такое чудо, каким является Ангкор. Также трудно представить, что было бы с Камбоджей, не возьми ее Франция под свой протекторат в 19-м столетии, когда Сиам уже объявил Ангкор своей исконной территорией.
Помимо скульптур, о которых пишут все путеводители, в Национальном музее есть образцы посуды, тканей и других изделий кхмерского быта, есть картины, колокольчики и много другого. Но главный сюрприз музея – его тихий и уютный внутренний дворик, с «беседкой», пальмами и прудами, где плавают стайки цветных азиатских карасей. Расположенный под сводчатыми крышами в национальном стиле, он очень уютен и идеален для медитации. Рыбки, пальмы, отражающиеся в воде, лилии, монахи в оранжевых одеяниях и какие-то тишина и спокойствие – именно таким мы увидели это место. В дворике мы просидели без малого два часа, просто смотря на воду, деревья, остроконечные крыши и блаженно улыбаясь. Замечательное место!
|
Рю де ля Камбодж. Ват Уналом |
Другие ваты Пном Пеня.
Главный пеньский храм - Ват Пном - уже был мною описан.
На очереди - Ват Уналом - главный храм камбоджийской королевской семьи.
|
И все-таки она вертится... По духу-то я, оказывается швейцарец... |
You scored as Swiss. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Хм, как-то скучно... Я думал о себе лучше;-)
|
Дорогим женщинам к 8 марта: цветы Камбоджи |
Лотосы уже презентовались, поэтому даю все остальное;-)))
Для милых женщин, девушек и девочек - цветы из Королевского дворца Королевства Камбоджа! От чистого сердца!
|
Я и лотосы |
Презентовал сегодня на ЗГ пятую часть "Поднебесного путешествия", под названием "прием у цесаревича Влада", где, помимо прочего, описано и первое знакомство с лотосами - http://world.lib.ru/s/stjufljaew_r_s/pppp-5.shtml
"Территория, где располагалось озеро, была с одной стороны ограниченной Амурским заливом, а с другой - поросшей лесом сопкой. Чтобы не мучиться с поиском лесных троп, мы решили заплатить. Девица взяла с нас деньги, открыла шлагбаум и еле шевелящимся языком промолвила "пахадите". Мы и прошли. Тропинка, ведущая от шлагбаума, вскоре вывела нас к побережью небольшой бухты, где располагались пляж и мангалы для шашлыков (видимо, здесь была совмещенная рекреационная площадка - пляжный отдых и лотосы). От бухты мы свернули и сразу увидели его! Это был ковер из больших зеленых листьев, то возвышающихся над водой, то застилающих ее поверхность, и посреди ковра над озерной гладью возвышались нежно-розовые прекрасные бутоны. Ура, это лотосы! Конечно, распустившихся бутонов было ещё мало, но они были, и мы с котом искренне радовались каждому из них. Отдохнув, лицезрев озеро, замечательные лотосовые цветы и сделав серию фотоснимков, мы с котом вздохнули и пошли на станцию "Океанская". Поезд на Владивосток подошел где-то через полчаса, за которые мы успели выпить местной минералки с экстрактами женьшеня и лимонника и закусить "сникерсом". Вскоре мы были уже во Владике".
|
Ват Пном |
Из "Кэррота-энд-пэшнфрута":
Этот храм построен на холме, давшем городу и имя, и историю. Как гласит легенда, когда-то в незапамятные времена по реке Меконг проплывало дерево с четырьмя статуэтками Будды и одной - Вишну. Дерево увидела сидящая на берегу в печали вдова Пень, которая вытащила из воды статуэтки, по существующему обычаю насыпала на берегу небольшой холм, поставила там алтарь и водрузила на него спасенные статуи. Место стало популярным, и вокруг холма со временем возник небольшой городок. Вскоре пала Ангкорская империя, сам Ангкор был захвачен Сиамом, и последний ангкорский (он же первый камбоджийский) король Понья Ят вынужден был бежать и искать место для новой столицы сильно уменьшившейся страны. Места удобнее, что уже существующий городок Пном-Дуо-Пень (позже Пномпень), там, где сливаются сразу три реки – Меконг, Тонлесап и Бассак, было просто не найти.
Храм Ват Пном был построен в 1372 году, и, как водится в Юго-Восточной Азии, претерпел множество «реставраций», порядком изменивших его облик. Холм, на котором он стоит, образует небольшой, но очень уютный парк. Перед тем, как забираться на холм, стоит посетить художественную галерею на первом ярусе. Там проходит выставка-продажа картин с видами Ангкора. Картины прекрасные, действительно, стоят того, чтобы их купить. Уровень цен – от 10 до 500 долларов США, но долларов за 30 можно купить вполне приличное полотно (в Сием Риепе картины продаются весьма пошлые и совершенно безвкусные), поэтому очень советую.
На вершине холма (вход на которую для туристов стоит 1 доллар) расположены главная пагода, видимая издалека, и множество чеди (ступ), облепленных стайками макак. Обезьяны здесь тоже в ранге местной достопримечательности, как и птички в клетках, которым любой желающий за тысячу риелей может дать свободу, как бесхвостые кошки, гуляющие по разноцветным крышам, как цветки лотоса и благовония, предлагаемые для приношения Будде, как жареные курицы в пастях каменных львов. Здесь особая атмосфера, ещё более расслабляющая и умиротворяющая, чем в большинстве других ватов Пномпеня.
|
Морковки и страсти! |
Ну всё! Рассказ о Пном Пене в окончательном виде опубликован. Пока только на сайте ЗГ, но скоро будет и презентация на "100 дорог". Ссылка - вот здесь - http://world.lib.ru/s/stjufljaew_r_s/phnompenh.shtml
Ну а на фото - наш с Котом посиделки в ресторанчике "Анис" в Пном Пене и упомянутый коктейль, название которого намекает на тему камбоджийского и тайского секс-туризма. Хотя в рассказе о секс-туризме там ничего и нет;-) Решили мы не с этим делом не рисковать (больно уж у них статистика нехорошая по СПИДу). Зато сок и правда вкусный;-)
|
Ищу туристические ресурсы! |
Опубликовал сегодня на ЗГ «Коктейль кэррот-энд-пэшнфрут», то бишь рассказ о Пном Пене, отрывок из которого уже презентовался ранее в этом дневнике, и пробежался по новым поступлениям на сайте. Единственное, что отметил в плюс, это эпос Михаила Медведева о Новгороде. Остальное малец удивило, и неприятно. Особенно раздел некого господина Романовского, проживающего в Берлине. Господина этого я заметил впервые и, надо признаться, был немало удивлен прочитанному. Особенно поразила зацикленность этого господина на теме секса (рассказы его, в основном, о русских проститутках в Германии и за ее пределами), и уж больше всего – сага «секс-командировка в Чечню» или что-то в этом роде (о том, как этих самых проституток продали чеченцам и что с ними потом было). Мерзее чтива я ещё не читал. После этого настроение испортилось…
К чему я это всё? Да только к тому, что надо бы найти себе новое хорошее место дисклокации. Не бросая ЗГ (также как и «100 дорог» в свое время), хочется найти новый дом, где можно было бы стать «своим» и где была бы возможность сделать свою страничку с рассказами и фотографиями. Последнее особенно волнует, ибо из Камбо я привез много хороших фоток, которые хотелось бы где-нибудь опубликовать (ЗГ не в счет, тамошним израилефилам и евреефобам точно не до Камбоджи, а на 100 дорогах фотогалереи плохие, плюс они имеют привычку фотографии редактировать, что мне не нравится)… Помнится, Наташа Анохина говорила о неком тревел.ру, где хорошим людям футболки раздают?
Кто что порекомендует?
|
Бон жур, друзья! (обо мне и Франции) |
|
Кхмерский натюрморт |
Камбоджу в последнее время все чаще называют Happy herbs land, и слава азиатского амстердама закрепилась за ней уже прочно. Прочитать об этом подробно можно в моем рассказе "Коктейль кэррот-энд-пэшнфрут", а вот натюрморт предлагаю посмотреть прямо сейчас. Это лотосы, чьи семена являются местным аналогом семечек, это доллары, которые в ходу наравне с риелями - местной валютой, это сами риели, симпатичные, с изображением ангкорских храмов, этопутевод Лонли Плэнет, и даже расческа, на которой сияет известное слово HAPPY:-)
Снято мною в Пномпене.
|