Небольшой канал, соединивший Неву и Мойку, был прорыт в 1718-1719 годах. Работами руководил известный строитель-подрядчик Василий Озеров. В 1783—1787 годах на месте дворца Петра I было построено классическое трехэтажное здание Эрмитажного театра, автором которого стал выдающийся архитектор Джакомо Кваренги.
Чтобы соединить новое здание со Старым Эрмитажем, через Зимнюю канавку была перекинута высокая арка-галерея. Когда галерея была построена, завистники попытались оклеветать архитектора в глазах императрицы, и пустили слух, что арка очень непрочна и может упасть в любой момент. Екатерина, дабы развеять все домыслы, приказала устроить в галерее грандиозный пир со множеством приглашенных. Само собой разумеется, что арка-мост, проект которой был тщательно продуман и рассчитан, выдержала празднество, после чего вопросы о ее непрочности уже не обсуждались.
В 1782—1784 годах набережные канавки были закованы в традиционный для города гранит и украшены строгими решетками, выполненными по проекту скульптора И. Ф. Дункера.
1-й Зимний мост.Зимняя канавка
Набережная Зимней канавки в XVIII веке называлась Почтовой, так как неподалеку, на Миллионной улице, располагался Почтовый двор. В начале XIX века Почтовый двор переехал в район нынешней Почтамтской улицы, и канал был переименован в Зимнюю канавку.
Через небольшую Зимнюю канавку (ее длина — 228 метров, а ширина не превышает 20 метров) перекинуто три моста: Первый Зимний, Второй Зимний и Эрмитажный, бывший Зимне дворцовый.
Первый Зимний и Эрмитажный мосты были построены в XVIII веке, причем Эрмитажный мост стал первым каменным мостом в Петербурге.
Второй Зимний мост был сооружен в 1960-х годах, но, тем не менее, он не производит впечатления современной конструкции, а напротив, полностью соответствует старинному стилю. Это было сделано специально, чтобы не разрушить атмосферу пушкинского Петербурга.
Широкая арка над Зимней канавкой, переброшенная от Старого Эрмитажа к Эрмитажному театру, органично дополняет каменный мостик невской набережной. Странное очарование этого места сделало его привлекательным для прогулок тет-а-тет.
"Зимняя канавка". Акварель И. Урениуса. 1815.
Графиня Головина в своих рассказах, записанных и опубликованных князем П. А. Вяземским, вспоминает, что испытала немало счастливых мгновений именно во время прогулок по Зимней канавке. Соблюдая этикет, Головина в числе других приближенных Екатерины II постоянно находилась при императрице и не могла надолго покидать дворец. Строгие правила тяготили многих придворных дам, а воображение будоражили упоительные картины – ведь напротив Зимнего располагались гвардейские казармы. Но вскоре фрейлины нашли выход и стали назначать офицерам свидания под фельтеновской аркой. Подобным образом поступала и юная графиня Головина, встречаясь с лейб-гвардии майором Раичем.
В прочем, здесь происходили не только радостные, но и трагические события. В одной из петербургских газет за 1868 год было напечатано следующее:
«Вчера, 12 октября, во втором часу пополудни с моста через Зимнюю канавку бросилась в воду женщина. Самоубийцей была некая Юлия Перова, снимавшая угол на Мещанской улице. Судя по всему, на роковой шаг она решилась из-за неразделенной любви, ибо в руках она сжимала дагеротип молодого человека, вероятно, ее возлюбленного».
Palace Embankment near Hermitage Theatre (Beggrov)
Дворцовая набережная у Эрмитажного театра, Карл Беггров, 1824
Заметка произвела сильнейшее впечатление на П. И. Чайковского. В марте 1890 года, работая над оперой на сюжет пушкинской «Пиковой дамы», композитор попросил своего брата, Модеста, вставить в уже законченное им либретто сцену самоубийства Лизы на Зимней канавке. К письму с этой просьбой, отправленному из Флоренции, Петр Ильич приложил вырезку из петербургской газеты.
Вид на Зимнюю канавку и Эрмитажный театр со сороны Невы
Вероятно, композитор слыхал и о встречах придворных дам с гвардейцами под эрмитажной аркой – чем во многом объясняется перенос действия оперы из XIX века (как в пушкинской повести) в 70-е годы XVIII века, в царствование Екатерины II.
Интересно и то, что в либретто гвардейский полк Германна расквартирован на Мойке (там же, где находились казармы майора Раича).
"Эрмитажный театр". Акварель 1824 г.
Создавая «Пиковую даму», Чайковский писал Глазунову:
«Дойдя до сцены у Зимней канавки, я почувствовал какой-то мистический холодок, мне кажется, что сейчас я переживаю очень загадочную стадию на пути к могиле».
В ноябре 1890 года, вернувшись в Петербург, Петр Ильич жаловался брату, что новая опера «язвами источила душу», что его терзают недобрые предчувствия.
Вид Дворцовой набережной, Карл Беггров, 1826
Накануне премьеры композитор подолгу гулял вдоль Зимней канавки, а в дневнике вновь и вновь возвращался к размышлениям о собственной смерти. Хандра Чайковского была столь велика, что заставила его надолго уехать из столицы…
Историческая справка
1718—1720 гг. — создание канала, соединившего Неву и Мойку. 1782—1784 гг. — набережные канавки облицованы гранитом.
Прежние названия: Старый Дворцовый канал (с 1738), в 1780-х Зимнедомский (Зимнедворцовый) или Зимний канал (по соседнему Зимнему дворцу). С 1768 правый берег именовался Почтовой улицей. Современное название официально присвоено в 1828.