В колонках играет - Yip Man - Yi dai zhong shiШингта Ченпо.
Природа кармы.
Какова причина того, что с индивидом, пока он блуждает по мучительным циклам бытия, происходят различные события, причиняющие ему то счастье, то страдание? Это происходит вследствие кармы... Плод той или иной кармы, составленный из разных причинных условий, для каждого отдельного существа созревал в форме различных перерождений и возможностей, а также из приятных и неприятных переживаний. В Кармашатаке говорится:
Э-ма-хо! Мир возник из кармы.
Счастье и страдание являются рисунками кармы.
Формирование кармы происходит тогда, когда созревают условия.
Карма же в свою очередь порождает счастливые и болезненные плоды.
А также:
Карма не будет исчерпана
И за сотни эонов;
Когда же наступит должное время и сложатся обстоятельства,
Воплощённые существа наверняка будут переживать её последствия.
В Саддхарма пундарика сутре говорится:
Карма создаёт всё как художник.
Карма сочиняет всё как танцор.
С точки зрения причины кармы различаются две её разновидности. Первой является карма неблагих или недобродетельных поступков, порождающая страдания. Вторая – карма добродетельных поступков, которая накапливает заслуги, а также порождает сансарное счастье.
Сансарная карма.
Сансара создаётся десятью видами благих действий, накапливающих заслуги, и десятью видами неблагих действий... Неблагие действия порождают страдания и перерождение в низших уделах бытия, а благодаря благим действиям обретается рождение в высших уделах бытия и среди счастливых существ.
В Арья-саддхармасмритьюпастхане говорится: "Неблагими деяниями обретают жизнь в низших уделах и страдание. Добродетельными деяниями обретают счастье и рождение в высших уделах".
Основа кармы – сокровищница-основа и сознания.
Вкратце. Где формируется и хранится карма?.. Все виды кармы, как сансарной, так и кармы просветления, хранятся в сокровищнице-основе в виде семян. В сутре Джампэл йеше дрима медпей говорится: "Сокровищница-основа является основой всего. Это фундамент сансары и её прекращения нирваны, а также фундамент просветления".
Всеобъемлющая сфера таковости обозначена как универсальная сокровищница-основа, т.е. основание разделений, что отражает аспект простого неделимого нейтрального относительно сансары и нирваны состояния.
Аспект коренной осознанности, природа которой изначально не составлена и спонтанно основана на состоянии всеобъемлющей сферы, называется первичной сокровищницей-основой единства.
Вследствие неузнавания её коренной осознанности всеобъемлющей сферы таковости утверждаются и обосновываются сансарные элементы – восемь сознаний и их врождённые склонности. Этот аспект называется сокровищницей-основой разнообразных следов. Все составные категории основанных на ней (на сокровищнице-основе следов) благих и неблагих действий порождают переживания счастья и страдания...
Подробно. Все феномены неблагой или частично благой кармы, являющиеся причинами и следствиями сансары, опираются на нейтральную сокровищницу-основу, и на неё же опираются все феномены благой кармы, ведущие к освобождению, к нирване и к реализации пути просветления. Аспект составной и преходящей благой кармы, связанной с освобождением и принадлежностью к истине о пути, опирается на сокровищницу-основу следов, являющуюся причиной свободы. Результат свободы происходит из первоисточника (или из сущности), подобно тому, как яркость солнца проявляющаяся, когда рассеиваются тучи, происходит от самого солнца.
В Уме, естественно свободном как пространство, изначально присутствуют чистые земли и качества будд в форме двух первоисточников, являющихся безначальной благой природой (то есть сущностью Будды). Она и есть основа свободы, основа нирваны.
По отношению к достижению свободы следует осознавать четыре аспекта:
1. Основа свободы есть сущностная природа или сущность.
2. Причина свободы есть средство достижения качеств, связанных с освобождением, и средство очищения загрязнений этой исконной сущности.
3. Результат свободы подразумевает, что вы становитесь сущностью Будды (татхагатагарбха), свободной от всех загрязнений, и обретаете качества сущности Будды.
4. Аспектом, от которого надлежит освободиться, являются восемь сознаний с их привычными склонностями, поскольку они опираются на сокровищницу-основу следов.
В тантрических текстах эти четыре аспекта называются основой очищения, средством очищения, результатом очищения и аспектом, подлежащим очищению. Термины разнятся, но смысл один. Итак, и причина, порождающая нечистую сансару и сознания, и составные благие аспекты, ведущие к освобождению, в действительности не опираясь ни на что, длительное время опираются на непросветлённую природу сокровищницы-основы кармических следов. С точки зрения существа, она сокровищница-основа есть база качеств нирваны и называется абсолютной сокровищницей-основой.
Сущностью абсолютной сокровищницы-основы является пустота. Её природа есть ясность, её сострадание (т.е. проявляющаяся энергия) присутствует во всём, а её качеством является спонтанное совершенство, подобное исполняющей желания драгоценности. Она и не загрязнена, и не свободна от загрязнений. Она представляет собой абсолютный смысл, светоносное изначальное состояние, понимание неслиянности и нераздельности тел и мудростей. Хотя с точки зрения чистоты её природы она называется подобной пространству, свободной от качеств, пустотной, несоставной и т.д., в действительности нельзя сказать, что она есть ничто, крайность пустотности, поскольку она представляет собой спонтанно совершенное состояние светоносных тел и мудростей, в то же время будучи освобождением и пустотностью всех элементов сансары.
В Гханаваюха-сутре говорится:
Безупречный диск (мандала) луны
Всегда незапятнан и всецело совершенен.
Но в силу циклических процессов мира
Он воспринимается то как нарастающий, то как убывающий.
Точно так же изначальная вселенская основа
Всегда связана с сущностью Будды (татхагатагарбха).
Эта сущность под названием сокровищницы-основы
Была преподана Ту-Гоном (Татхагатой, то есть Буддой).
Глупцы, не знающие её
Из-за своих привычек, считают, что даже сокровищнице-основе
Свойственны разнообразие счастья и страдания, Действия и эмоциональные омрачения.
Её природа чиста и незапятнанна,
Её качества подобны исполняющим желания драгоценностям;
Нет ни перемен, ни прекращений.
Всякий, постигающий её, обретает освобождение...
Есть множество синонимов для изначальной сокровищницы-основы, в зависимости от того, говорят ли о её основании, источнике или о том, что она является причиной свободы. Например, её называют абсолютной сокровищницей-основой, благой безначальной первичной природой, сущностью Будды, природой, светоносной природой ума, всеобъемлющей сферой, смыслом природы таковости, естественно чистой таковостью, запредельной мудростью, и т.д.
Аспект сансарных склонностей, опираясь на Ум (то есть на нейтральное состояние сокровищницы-основы), называется сокровищницей-основой следов. Почему? Потому что это основа накопления кармы, создающей препятствия и заслуги, освобождение и просветление, которые изначально не существуют в истинной природе, но возникают мимолётно. Это основа как благой, так и неблагой кармы. Её природой является невежество, и она нейтральна (относительно благой и неблагой кармы).
Некоторые утверждают, что речь не может идти о невежестве, поскольку это основа как всех пяти ядов включая и невежество, так и просветления. В данном случае просто имеет место недоразумение. Здесь подразумевается не то невежество, которое является одним из пяти ядов, а врождённое неведение, возникающее со времён впадения в сансару, и оно тоже называется невежеством. Кроме того, является ли сокровищница-основа основой просветления, вопрос нерешённый. Она не представляет собой основу ни сущности, ни мудрости Будды, обладающего двойной чистотой – чистотой изначального состояния и чистотой преходящих омрачений, поскольку сокровищница-основа подлежит преображению в мудрость. В Суварнапрабхасоттама сутре сказано: "Преображённая сокровищница-основа есть сущность, т.е. абсолютное тело".
В тантре 'Byung-bZhi Zad-Pa'i rGyud сказано: "Очищенная сокровищница-основа есть всеобъемлющая сфера". Сокровищница-основа следов не является основанием природы, ибо она является лишь основой или причиной свободы от загрязнений. Поэтому она выступает лишь как основа достижения просветления через практику составного пути накопления заслуг и мудрости. Они (накопления) относятся к категории "истины пути", являясь иллюзорными и временными, так как опираются на сокровищницу-основу следов. Каким образом практика может быть разрушительна для сокровищницы-основы следов, если она сама опирается на неё? Так же, как огонь от горения воска сжигает и сам воск, а огонь от горения дров сжигает и дрова. Опираясь на сокровищницу-основу следов, путь двух накоплений очищает сансарные склонности и смывает пятна с сущностной природы, приводя к полному обретению просветления, как оно есть изначально. Таким образом, два накопления известны как чистые условия. Затем сжигаются и сами средства очищения (т.е. два накопления), поскольку они представляют собой благие качества, воображаемые умом...
В Мадхьямакаватаре сказано: "Покой, достигаемый сжиганием всего топлива познаваемых тем, есть абсолютное тело будд"...
Синонимами сокровищницы-основы следов являются: врождённое просветление, безначальное и бесконечное омрачение, великая тьма, изначально присутствующее незнание и т.д.
Ум, т.е. присутствующая, подобно пространству, безначальная сфера, с точки зрения того, что на нём основывается освобождение, рассматривается как всеобъемлющая универсальная сокровищница-основа; а с точки зрения того, что он является основой сансары, – как универсальная сокровищница-основа привычных наклонностей. Из безначальной сферы возникают счастье и страдание различных видимостей сансары и нирваны, все изъяны и добродетели. В комментарии к Уттаратантре сказано:
Универсальная сфера безначального и бесконечного времени
Есть обитель всех дхарм.
Всякое живое существо в силу присутствия её в нём
Способно достичь нирваны.
Различные аспекты сокровищницы-основы и восьми сознаний.
Сокровищница-основа разнообразных следов, будучи нейтральным состоянием относительно благого и неблагого, подобна зеркалу. О сознании сокровищницы-основы в 'Jam dPal Ye-Shes rGyan говорится: "Ум есть сознание сокровищницы-основы. Оценивающее восприятие самости есть мысль". Это подобно аспекту ясности зеркала. Пять сознаний врат можно уподобить возникновению отражений в зеркале. Анализ воспринимаемого объекта или узнавание объекта пяти чувств-врат как всего лишь "это есть это", возникая в первую очередь, является мыслью или сознанием ума. Вслед за ним возникает сознание омрачённого ума, когда возникают гнев, привязанность или нейтральные эмоции.
Некоторые древние учителя утверждали, что шесть сознаний то есть ум и пять сенсорных способностей не накапливают карму, если человек не анализирует объекты восприятия сознанием омрачённого ума, поскольку они не составлены из каких-либо ядов. Однако это рассуждение требует уточнения. Человек, следующий пути воззрения, медитации и поведения, в результате реализации изначальной природы феноменального бытия обретёт такое состояние, в котором он не порождает никакой кармы; однако люди, чьи умы ещё не достигли такого уровня, пребывают во власти невежества и порождают неблагую карму.
Средствами накопления кармы являются ум и пять сознаний чувств-врат с их основами. Создателями же кармы являются загрязнённый ум, благой ум и нейтральный по отношению к благому и неблагому ум. Основой накопления кармы служит сокровищница-основа нейтрального состояния. Сознание универсальной сокровищницы обеспечивает пространство для развития, поддержания, упадка и т.д. кармы. В знаменитом комментарии на Махаянасутраланкару Ачарьи Стхирамати говорится:
Ум и пять сенсорных способностей, таких как способность глаз видеть, являются вратами кармы. Благой, неблагой и нейтральный умы являются создателями кармы. Шесть видов объектов, таких как форма, являются объектами кармы. Сознание сокровищницы-основы обеспечивает пространство для накопления кармы. Сокровищницу-основу сравнивают с местом хранения кармы и домом, где это место находится.
Здесь сознание сокровищницы-основы является аспектом чувствования, которому присуща ясность без узнавания объекта или субъекта. Из этих чувств сознаний возникают пять врат. Сознание глаз есть аспект чувства, которое видит объект как форму, но не порождает пока никаких анализирующих мыслей. Точно так же все чувства, которые слышат, обоняют, ощущают вкус или контакт с соответствующими объектами посредством ушей, носа, языка и тела, покуда не возникает никаких мыслей, выступают как сознания чувств.
Отчётливые видимости, возникающие из объекта восприятия пяти врат или же определённая их форма, возникающая ещё до контакта с ними чувств, суть феномены (дхарма) сознания ума. Здесь аспект объекта является феноменом, а аспект возникновения этого феномена в чувствах называется сознанием ума... То сознание, которое немедленно возникает в момент прекращения аспекта сознания сокровищницы-основы и шести сознаний чувств, воспринимающих объект, называется мыслью. В Абхидхармакоше говорится: "Сознание, возникающее немедленно после прекращения шести сознаний, есть ум".
К примеру, если воспринимается форма, то аспект отчётливого зрительного восприятия объекта без его оценивания является сознанием сокровищницы-основы, а аспект появления формы перед чувством – сознанием глаз. Уход или смещение из этих двух состояний называется их прекращением. Возникающее в этот момент мгновенное рассуждение: "это – форма" и есть мысль или ум. Такая мгновенная мысль движется очень быстро, поэтому она называется "безмыслием". Ещё её называют перцепцией объектной мыслью, поскольку она первой видит объект. Затем начинается тонкий анализ воспринимаемого объекта, который называется восприятелем или субъектной мыслью. Хоть человек и видит эти объекты, если он не анализирует их субъектной мыслью, само восприятие не породит никакой кармы. С этим согласны все держатели мудрости.
Лонгчену Рабджаму принадлежат два высказывания о том, как сознания порождают карму. Его раннее наблюдение, цитирующее древних учителей, состоит в том, что даже без участия сознания омрачённого ума шесть сознаний ума и пяти сознаний чувств порождают карму, поскольку сознание ума содержит в себе оба необходимых для этого аспекта – объектное восприятие и субъектное восприятие – и опирается на невежество. Здесь же акцент делается на том, что хотя объекты восприятия и возникают в сознании ума, нет ни их анализа восприятелем, ни размышлений, и поэтому при этом не создаётся карма.
Переводы взяты из книги тулку Тхондуба римпоче "Ум будды. Антология текстов Лонгчена Рабджама по учению Дзогпа Ченпо". Перевод с англ: Марк Драчинский.