-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rema

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.01.2011
Записей: 6929
Комментариев: 180
Написано: 7325


Как ставится «якорь»?

Четверг, 24 Июля 2014 г. 18:53 + в цитатник
Цитата сообщения макошь311 Как ставится «якорь»?

Якорь — чрезвычайно сильная психологическая технология, эффективно работающая в эриксонианском гипнозе. 
 
Одна закавыка — насколько естественно сделать якорь в повседневной жизни (запах духов любимого человека в метро — и у вас поплывут ассоциации…), настолько же тяжело делать ее на тренингах и специально (ориентируешься на тонкую мимику, вегетатику, не всех можно трогать физически, хотя кинестетический якорь — самый надежный). 
 
Попробую немного раскрыть сии тайны….
 
У каждого из нас есть мелодии, запахи или звуки, которые вызывают у нас положительные или отрицательные эмоции, хотя сами по себе эти события не являются ни веселыми, ни грустными. 
 
Такая ситуация вызвана якорением.  Это создание устойчивой эмоциональной связки, ассоциации между определенной ситуацией и сопутствующим ей раздражителем. 
 
Вот некоторые его примеры:
  • школьные годы были счастливыми, и впоследствии звук звонка вызывает позитивные эмоции; если школьные годы были плохие, то звук вызывает дискомфорт;
  • первая попытка интимно близости прошла неудачно, позже любая необходимость проявить сексуальное поведение вызывает тревогу, страх, вину, стыд;
  • первое заключение успешной крупной сделки проходило в ресторане, затем сама идея переговоров в ресторане вызывает позитивные эмоции и подъем мотивации.
1. Создавайте позитивные якоря в самом начале процесса. 
 
В одной компании в начале рабочего дня (после пробок по дороге на работу, утренней спешки) принято спокойно пить кофе и чай. В комнате, где можно было налить эти напитки, лежали печенье и карамельки. В итоге у большинства сотрудников начало рабочего дня было окрашено позитивными эмоциями. 
 
В другой компании руководитель первый день после отпуска — только «на раскачку», от вышедшего сотрудника не требуют никаких быстрых действий, не ставят перед ним сложных задач. В результате люди не ждут этого дня со страхом, как это бывает в большинстве случаев, и идут на работу с положительным настроем. Отсюда — важный вывод. 
 
Как закрепление вывода  - ряд малобюджетных и нетрудозатратных идей, которые применяются для позитивного якорения в нескольких компаниях России:
  • Небольшой подарок в первый день работы (в данном случае важно, что этоименно первый день работы, а не день завершения испытательного срока) — корпоративный сувенир, шоколадка, памятный значок, кружка, цветок, красивый ежедневник, книга из разряда деловой литературы.
  • Письмо-анонс, высылаемое всему коллективу по электронной почте или помещаемое на информационную доску. Такой анонс обычно включает в себя описание предыдущего опыта, образования, достижений нового сотрудника и приветствие с пожеланием успехов.
  • Торжественное или веселое (главное — запоминающееся) знакомство с коллегами. Это может быть прогулка по этажам и кабинетам в сопровождении руководителя или ведущего сотрудника, представление нового сотрудника всей компании, подробное неформальное знакомство с коллегами из подразделения.
  • Совместная фотография нового сотрудника, его подразделения и руководства.
  • Небольшое событие в честь пришедшего сотрудника: чаепитие в конце дня, совместный поход в ресторан (кафе, боулинг), заказ еды и напитков в офис.
  • Пожелания новичку от каждого из ближайших коллег на красиво оформленном листе бумаги в рамке.
2. Замещайте негативные якоря.
 
Негативное якорение формирует у человека отрицательное отношение к ситуации, боязнь ошибиться, ожидание проигрыша. Ожидание негатива часто приводит к его появлению. Именно для того, чтобы избежать такой ситуации, мы меняем негативный якорь на позитивный, умышленно создавая ситуацию запрограммированного успеха для потерпевшего фиаско в каком-то начинании. 
 
После отрицательного опыта, если он привел к негативному якорению, создайте ситуацию запрограммированного успеха. Это сознательно созданная ситуация, в ходе которой человек с максимальной вероятностью преуспеет, заостряя внимание со стороны окружающих на этом достижении и обнадеживая тем, что успех неминуемо повторится. Так мы замещаем негативный якорь позитивным.  
 
Эта ситуация может быть основана:
  • на постановке более простой задачи, с которой сотрудник с большой долей вероятности справится;
  • на постановке задачи, в которой сильные стороны сотрудника наиболее вероятно проявятся, а слабые не будут иметь значения;
  • на искусственно созданной ситуации (например, при встрече с заведомо лояльным клиентом).
Так мы получаем эффективный инструмент нематериальной мотивации.
 
3. Позитивно якорите изменения. 
 
В большинстве случаев изменения вызывают либо настороженную, либо даже негативную реакцию. 
 
Для того чтобы изменить отношение к переменам на положительное, стоит создавать позитивные якоря.
  • напоминание о положительных изменениях, имевших место в прошлом компании;
  • рассказ с презентацией о позитивном результате, достигнутом другими компаниями, которые внедряли аналогичные изменения;
  • награждение или вынесение благодарности за достигнутые ранее успехи;
  • подчеркивание выгод и положительных моментов, которые получат сотрудники в результате изменений;
  • создание позитивного закрепления в конце (корпоратив или тренинг, которым сотрудники рады).
4. Позитивно якорите развитие и обучение
 
Экспериментально доказано, что обучение дает лучшие результаты (в том числе и с точки зрения восприятия и запоминания), если оно изначально вызывает позитивные ассоциации. Вспомните себя: наверняка у вас были любимые предметы в школе или институте, по которым вы особенно хорошо успевали благодаря положительному отношению к учителю или преподавателю.
 
Именно поэтому позитивное якорение как самого факта обучения и развития, так и его этапов позволит вам достичь лучших результатов. 
 
Для процесса обучения и развития используются разные варианты положительного подкрепления:
 
  • Обучение позиционируется как награда.
  • Эффектный и привлекательный, яркий и интересный предварительный анонс обучающей программы с подчеркиванием выгод от ее прохождения.
  • Позитивные сопутствующие факторы — красивая удобная аудитория, кофе-паузы, небольшой фуршет в завершении.
  • Только в случае крайней производственной необходимости стоит проводить обучение в выходные, в некомфортном месте или в неудобные часы.
  • Интересное содержание обучения, сознательное включение позитивных и ярких моментов.
 
5. Позитивно якорите совещания и обсуждения. 
 
Для того чтобы все были открыты и творчески успешны, можно использовать следующие приемы:
  • начинать совещание в удобное для сотрудников время;
  • в начале сообщать хорошие новости или поощрять по итогам предыдущего периода;
  • проводить мероприятие в максимально комфортных условиях;
  • завершать мероприятие чем-то позитивным.
Вы также можете придумать что-то и сами — как новые приемы, так и ситуации, которые стоит позитивно заякорить и использовать.
 
Автор: Сергей Зиновьев
 
Рубрики:  HRM

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку