-Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Резюме

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Google
Google
10:24 22.04.2012
Фотографий: 56
Посмотреть все фотографии серии Latvia
Latvia
12:15 25.02.2012
Фотографий: 262
Посмотреть все фотографии серии Юмор
Юмор
12:25 04.02.2012
Фотографий: 4

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в reini

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 11584

Reini





free counters



Large Visitor Globe

 

Если вас нет в интернете - вас нет в бизнесе


Немцы в Латвии

Понедельник, 21 Сентября 2009 г. 15:02 + в цитатник

С XIII века по 1939 год на территории Латвии проживало большое число немцев. В начале XIV века на той территории Ливонии, которую сегодня занимает Латвия, проживало около 15 000 немцев, что составляло примерно 5% населения этого региона. На смене XVIII-XIX веков здесь было уже приблизительно 60 000 немцев или 7% населения. Из них 35000 жили в Курляндии и Земгалии, и составляли 8.4% жителей этих регионов. В XIX веке, согласно переписи населения 1897 года, здесь проживали 120 191 немцев – 6,2% населения. После этого их численность начала уменьшаться. В 1925 году в Латвии жило приблизительно 70 000 немцев (почти 4% всех жителей), а в 1939 году, перед их массивным выездом из Латвии – 62 000 (3,2%).

Хотя немцы и были национальным меньшинством, они являлись ведущим классом общества до конца XIX века. В этот класс входили помещики, представители духовенства и высшего общества, подчинившие себе коренных жителей Латвии латышей, ливов и др. на период более чем 600 лет. Экономическое влияние немцев продолжалось даже дольше – до 1919 года, когда были ликвидированы наиболее крупные поместья.

Образованные немцами государства Ливонской конфедерации и Курземское герцогство оставили яркий след в истории Латвии. В 15 и 16 веке, в течении недолгого периода, Ливония была прикреплена к немецкой части Священной Римской империи.

По этой и другим причинам немцы являлись законным правящим классом. До второй половины 19 века немцы жили в основном в больших города Видземе (Лифляндии), Земгалии и Курляндии, где латыши представляли собой меньшинство как в демографическом, так и в юридическом смысле. © Текст: доктор наук, Лео Дрибинс, Институт философии и социологии Латвии, 1999-2007

Стефани Майер
Рубрики:  История
Новости Латвии

Метки:  

Вынужденная эмиграция

Понедельник, 21 Сентября 2009 г. 15:00 + в цитатник

Начавшиеся в 1933 году события в Германии – приход к власти Гитлера и установление диктатуры национал-социалистической партии – нарушили процесс интеграции латвийских немцев. Целью нацизма было задействовать в интересах Германии немецкие национальные меньшинства за рубежом, используя их для оказания давления на соседние страны или даже для разрушения этих государств изнунтри.

Весной 1933 года в Риге была образована нацистская группировка балтийских немцев «Движение» (Bewegung), во главе с Эрхардом Крегером. Нацисты стремились исключить из общества балтийских немцев не только либералов и демократов, подобных П. Шиману, но даже консервативно настроенных людей. Они старались убедить тех балтийских немцев, кто были лояльны к Латвии, - таких, как В.фон Ридигер, Л.Шелер и В.Вахтсмут, что Гитлер является также и их лидером, и что они должны подчиняться всем его декретам.

Многие балтийские немцы не приняли эту позицию и выразили свою причастность к латвийскому государству. Однако, их голоса были заглушены возраставшей нацистской пропагандой. Она становилась все сильнее, пропорционально успехам Гитлера в Европе (захват Австрии, разделение и присоединение части Чехословакии к Великой Германии, а затем и присоединение Клайпеды).

Авторитарное правительство К.Ульманиса косвенным образом облегчило путь нацистской пропаганде, поскольку его администрация делала акцент на этнически чистой латышской Латвии в экономическом и культурном смысле. В связи с этим немецкие школы потеряли свою автономию. Были закрыты Большая и Малая гильдии балтийских немцев, а также 14 немецких торговых организаций; было ограничено их право на приобретение недвижимости и установлена цензура на их печатные издания. В то же время, администрация Ульманиса не нанесла ни одного открытого оскорбления балтийским немцам, и относилась к их представителям с уважением. Таким образом, образовательная и культурная деятельность немцев в Латвии продолжалась.

Попытки президента Ульманиса наладить отношения с национальным меньшинством балтийских немцев неожиданно провалились 23 августа 1939 года, когда Германия и СССР подписали секретный пакт Молотова-Риббентропа, распределивший сферы влияния в Восточной Европе. Согласно этому пакту Латвия должна была отойти к империи Сталина. 30 октября Германия и Латвия заключили договор об эмиграции балтийских немцев и ликвидации их образовательных, культурных и религиозных учреждений. Нацистам удалось убедить большинство балтийских немцев в спешке бросить свои дома и землю, отказавшись от них за низкую цену. В период между 1939 и 1940 гг., более 51 000 немцев покинули Латвию, отплыв на немецких кораблях. Однако, более 10 000 немцев решили остаться. П. Шиман направил правительству Латвии письмо, в котором утверждал, что его личным желанием было остаться на его единственной родине, где он чувствовал свои корни. Письмо кончалось словами национального гимна Латвии «Благослови Бог Латвию!».

После насильственного присоединения Латвии к СССР, уехало более 10 500 немцев; в целом, более 60 000 немцев с семьями покинули Латвию в период с 1939 по 1940 год. В Латвии остались только около 1 500 балтийских немцев. Таков был трагический конец 700-летнего пребывания немцев на латвийской земле. Таков был результат секретного соглашения между двумя тоталитарными государствами.

Дальнейшая судьба балтийских немцев была печальной. В ходе Второй мировой войны около 8000 погибло – кто на фронте, кто в бегах. Среди балтийских немцев были как те, кто поддержал нацистский режим, так и те, кто ему активно противостоял.

В 1963 году в Западной Германии проживало около 42 000 немцев из Латвии и Эстонии, а в Восточной - около 10 000. В начале периода национального возрождения многие из них посетили родину; после восстановления независимости они стали навещатьее чаще. Балтийские немцы стали ценным ресурсом в области образования и культуры. Уже живя в Гамбурге, Дитрих Андрей Лебер был очень активен в Латвии и был избран зарубежным членом Академии наук.

В настоящее время община балтийских немцев насчитывает около 400 человек. Почти 500 человек из смешанных латышско-немецких семей заявили о своей принадлежности к немецкой культуре и принимают активное участие в различных латышско-немецких культурных ассоциациях. Кроме того, в Латвии проживают более 3000 русских немцев. Они создали ассоциацию“Wiedergeburt in Lettland” (“Возрождение в Латвии”). Однако эти люди, в свое время изгнанные с родной земли – Поволжья, еще недостаточно интегрировались в общество независимой Латвии.
Институт философии и социологии Латвии, 1999-2007

Рубрики:  История
Новости Латвии

Метки:  

Наиболее заметные в истории Латвии немецкие государственные и политические деятели

Понедельник, 21 Сентября 2009 г. 14:59 + в цитатник

Вольтер Плетенберг (1450-1535) военачальник и государственный деятель. Родился в знатной семье в Вестфалии. С 1482 года был одним из ответственных лиц Ливонского Ордена в районе Резекне, и земельным судьей Ордена. С 1494 года являлся руководителем Ордена. Нанес большие потери русским в войне с Москвой в 1501-1502 гг., особенно в битве на Молинском озере 13 сентября 1502. Подписал с Москвой договор, обеспечивший Ливонии 56 лет мира и благополучия.

Якоб Кетлер (1610-1682) – Герцог Курляндии и Земгалии (1642-1682). Сын Герцога Вильгельма. Учился в Ростокском и Лейпцигском университетах. Став правителем, содействовал развитию мануфактур и торголи. При содействии голландских экспертов построил порт и корабельные мастерские в Вентспилсе, создал мощный флот, с помощью которого приобрел колонии остров в устье реки Гамбии и остров Тобаго. Польский вассал с 1658 года. Схвачен шведской армией, после войны перевезен в Ивангород. В 1660 году вернулся в Елгаву, но не смог восстановить разрушенную экономику.

Эрнст Бирон (1690-1772) – Герцог Крляндии и Земгалии (1737-1769). Родился в г.Калнциемс в семье военных. Учился в Кенигсберге. Начал блистательную карьеру как секретарь и приближенный герцогини Анны и вскоре стал ее делоправителем. В большой мере руководил политикой Российской империи во времена правления имепратрицы Анны (1730-1740). В 1740 арестован и сослан. В 1761 вернулся и в 1763, при поддержке Екатерины Второй, встал во главе Курлянского герцогства. Содействовал развитию столицы герцогства и его экономики в целом. Начал строительство дворцов в Елгаве и Рундале по проекту итальянского архитекта Б.Растрелли. В 1769 передал власть своему сыну Петеру.

Гамилькар фон Фолкерзам (1811-1856) – Лидер либерального крыла партии Видземских земельных собственников. Изучал философию в Берлине (в том числе у профессора Гегеля). С 1847 по 1856 являлся членом правления Видземе. С 1848 по 1851 был земельным судьей. Будучи официальным представителем земельных собственников, добился принятия законов, благоприятных для балтийских земледельцев. В 1850 году был избран первым президентом Земельного Банка, финансировавшего выкуп земель.

Пауль Шиман (1876-1944) – либерал-демократ, наиболее известный из политических деятелей балтийских немцев XX века. Изучал право в Берлине, Марбурге, Кенигсберге и Бонне. В 1902 году получил степень доктора юридических наук. С 1903 года начал работать как активный журналист в Таллине и Риге, боролся против шовинизма и насилия. В 1919 году стал членом Латвийского Народного Собрания и Конституционной Ассамблеи; был избран депутатом в Сейм между 1922 и 1933 гг.; некоторое время являлся также членом Рижской Думы. С 1919 по 1933 г. был главным редактором газеты“Rigasche Rundschau” (“Рижский обзор”). В 1925 стал вицепрезидентом Конгресса европейских меньшинств. С 1933 по 1938 проживал в Вене, поддерживал объединение Европы на основе принципов демократии и терпимости. Выступал против фашизма, нацизма и большевизма. Во время немецкой оккупации скрывал в своей квартире еврейку Валентину Фриман, которая впоследствии стала хорошо известным кинокритиком.

© Текст: доктор наук, Лео Дрибинс, Институт философии и социологии Латвии, 1999-2007

Рубрики:  История
Новости Латвии

Поляки в Латвии

Понедельник, 21 Сентября 2009 г. 14:57 + в цитатник

Прямая связь поляков с землями, на которых жили латыши, прослеживается с 1526 года, когда ослабевшие страны Ливонии, боясь наступления войска русского царя Ивана Грозного, связали свою судьбу с польским королевством. Начались так называемые «Польские времена», которые в Риге и Видземе продолжались до 1621 г., в Латгалии - до 1772 г., а в Курляндском герцогстве, которое являлось вассалом короля Польши – до 1795 года. В Латгалии влияние польской культуры было более длительным, а польские помещики как основная часть землевладельцев продолжали существовать и после включения Латгалии в состав Российской империи. Именно в этой области Латвии соединились судьбы латышского и польского народов, и особую роль в этом сыграло католичество. Благодаря польским иезуитам, в 1585 году вышла первая книга на латышском языке.

Большинство польских помещиков Латгалии были осевшими в Польше потомками немецких рыцарей Ливонского ордена (например, широко известный в Польше род Платеров). Некоторые помещики переселились в Латгалию из Польши и Литвы. В XIX веке помещики, так же как и польская интеллигенция Латгалии, активно участвовали в национальных восстаниях поляков против власти России, особенно в 1863 году, когда польский вооруженный отряд принял участие в боях против русской армии в южной Латгалии. После 1863 года власти России подвергли латгальских поляков репрессиям и ограничениям. И все-таки им не удалось существенно уменьшить влияние польских помещиков, которое было особенно сильно в южной части Латгалии, где латышские крестьяне-католики продолжали обращаться в «польскую веру». В большой степени этому процессу способствовали репрессии, направленные против католической религии и вызвавшие сопротивление со стороны верующих.

Во второй половине XIX века, в результате развития промышленности, центром польской общественной деятельности стала Рига - главный город Видземской губернии. В 1878 году в Риге была создана первая польская общественная организация. В последующие годы поляки основали две студенческие корпорации в Рижском Политехнической институте, а также другие организации. В Риге, Лиепае и Елгаве учились многие позднее известные политические и общественные деятели независимой Польши. В 1897 году на территории современной Латвии в целом насчитывалось 65 056 жителей польской национальности, а в 1913 году только в Риге их число достигло 45 562 человек. После революции 1905 года общественная деятельность поляков заметно усилилась. Поляки активно участвовали в местных органах управления. Польские организации образовались также в Лиепае, а в Риге открылись две частные польские гимназии и несколько школ.

Рубрики:  История
Новости Латвии

Метки:  

Поляки в восстановленной Латвийской Республике

Понедельник, 21 Сентября 2009 г. 14:56 + в цитатник

Только во времена национального возрождения (atmoda), - во второй половине 80-х годов стало возможным духовное возрождение латвийских поляков и возобновление их общественно-политической деятельности. Благодаря исторически сложившемуся сознанию единства национальных меньшинств, поляки одни из первых высказали полную поддержку попыткам латышского народа обрести свободу. Одним из самих ярких деятелей возрождения стала руководительница польского общественного движения И.Козакевич. Уже в 1988 году в Даугавпилсе было создано польское общество культуры и образования ”Promien”, а в Риге – Польское культурное общество. В 1990 году оба эти общества слились в Союз поляков Латвии (около 3000 членов), который объявил о своей поддержке государственной независимости Латвии. В Союзе поляков Латвии и в польских кругах того времени популярным стал лозунг участников польского восстания 1831 года: «За нашу и вашу свободу!». В 1989 году в Риге и Даугавпилсе открылись начальные классы польской средней школы, библиотека, начали действовать польские скауты. В 1991 году в Латвии вновь появились периодические издания на польском языке. Главным было пробуждение национального самосознания латвийских поляков, которое позволило и сегодня позволяет им развивать и расширять свою общественную деятельность, имея тесные связи как с латвийскими органами власти, так и в посольством Польши в Латвии, а также с оказывающими им поддержку различными организациями и структурами Польши.

После восстановления независимости Латвии общественная деятельность поляков заметно расширилась, и сегодня в стране действует рижская польская средняя школа имени И.Козакевич, польская экспериментальная школа, средняя школа в Даугавпилсе, начальные школы в Краславе, Екабпилсе и Резекне. Ученики этих школ участвуют в ежегодных фестивалях польской культуры, в мероприятиях, организованных Латвийским обществом национальных меньшинств (концертах и т.п.), насчитывающих большое количество участников, а также в мероприятиях, проводимых в Польше и посвященных культуре зарубежных поляков.

Общественно активные латвийские поляки объединились в Союз поляков Латвии, филиалы которого действуют в Риге, Даугавпилсе, Лиепае, Резекне, Лудзе, Краславе, Екабпилсе, Илуксте, Елгаве, Цесисе, Вентспилсе, Добеле и Юрмале. В Даугавпилсе Союзу возвращено ранее ему принадлежавшее здание польского дома культуры, у которого в 1995 году была открыта мемориальная доска, посвященная латвийским полякам, погибшим в войну. В Латвии выходят несколько периодических изданий на польском языке. Многосторонние связи с Польшей и сознание принадлежности к латвийскому государству, а также чувство солидарности с латышским народом, позволяют надеятся на то, что поляки и впредь будут тесно связанным с Латвией национальным меньшинством, звеном в отношениях Латвии с Польшей - одной из наиважнейших стран восточной Европы.

ПИФ. Инвестиционный фонд MMCIS investments
Рубрики:  Новости Латвии

Метки:  

РУССКИЕ КАК ОДНО ИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Понедельник, 21 Сентября 2009 г. 14:54 + в цитатник

18 ноября 1918 года была провозглашена Латвийская республика – независимое демократическое государство. Все народности, проживавшие на территории Латвии, получили статус национальных меньшинств. Таким образом, русские потеряли свою принадлежность к Российской империи, зато Латвия гарантировала им права граждан демократического государства. Институт Философии и социологии Латвии.

Годы независимости Латвии способствовали развитию русской национальной общины. Во всех районах Латвии и в стране в целом количество русских постоянно росло.

Согласно первым статистическим данным 1920 года, в то время в Латвии проживала 91 тысяча русских. В 1935 году русское население увеличилось до 206,4 тысяч. В течение всего периода независимости русские оставались самым многочисленным национальным меньшинством. В 1935 году доля русских в общей структуре населения Латвии возросла до 10.5% (в 1920 г.- 7.8%).

Рост русского населения был обязан нескольким факторам. Гражданская война и установление в России Советской власти вызвало волну беженцев и эмигрантов, которые выезжали в соседние страны, в том числе и в Латвию. Согласно мирному договору между Латвийской республикой и Советской Россией, к Латвии перешли некоторые земли Псковской губернии с многочисленным русским населением. Но главной причиной увеличения русского населения была высокая рождаемость. Например, в 1929 году прирост русского населения Латвии составил 2,8 тысяч человек, в то время как количество латышей, общее число которых которых в то время было в девять раз больше, возросло всего на 3,7 тысяч.

Русские семьи были более многочисленны по сравнению с другими национальными меньшинствами Латвии. Поэтому, как и во времена царизма, русские оставались самой «молодой» этнической группой. Среди детей младше 14 лет русские дети составляли 14%. В период независимой Латвии русские семьи отличались большой стабильностью. Среднее количество разводов в русских семьях было в два раза меньше, чем в латышских и в пять раз меньше, чем в немецких семьях.

Изменилось территориальное распределение русского населения Латвии. Три четверти русских проживали в Латгалии,14% - в Риге.

В отличие от Латвии времен царизма, русское население концентрировалось не в городах, а в сельской местности. Подавляющее большинство русских – 90% - было занято в сельском хозяйстве, 7% - в промышленном производстве и 4,9% - в торговле. Русские жили в основном в Латгалии – наименее развитом регионе страны с невысоким уровнем сельского хозяйства. Среди них было мало частных собственников. Русские практически не занимались престижными видами деятельности и отличались высоким уровнем использования детской рабочей силы. Одним словом, эта часть населения не была экономически и социально развита, даже если в городах Видземской, Курляндской и Земгальской провинций ее социальная структура менее соответствовала ситуации в Латвии в общем.

В самом начале существования Латвийской республики уровень грамотности русских был ниже, чем во времена Российской империи. В 1920 году читать и писать умели только 42% русских мужчин и 28% женщин. На протяжении всего периода независимости Латвии число русских учеников в школах намного возросло (наибольший прирост – в 1,5 раза - отмечался в период с 1925 по1935 год). Уменьшился разрыв в уровне образования латышей и русских: среди латышей возрастом от 6 до 20 лет было 54% учащихся, среди русских – 47%. Что касается высших учебных заведений, то в них училось сравнительно мало русских. В 1920 году в Латвийском университете было всего 65 русских студентов, а в 1939 – 220.

В течение долгих лет Латвия старалась обеспечить русское национальное меньшинство широкой национально-культурной автономией. Школы национальных меньшинств имели право обучать детей их родном языке, и русские школы не были исключением. Русский язык играл важную роль на первом этапе образования. В конце 20-х годов 92% русских детей обучалось в русских начальных школах. С развитием сети средних школ, желание национальных меньшинств обучаться на родном языке также не было оставлено без внимания. В конце 20-х годов и в начале 30-х в семьях национальных меньшинств возросла тенденция отдавать детей в латышские школы. В 1935 году на родном языке обучалось 60% русских детей.

Распространенность русского языка в Латвии можно объяснить тем, что русские не старались хорошо выучить латышский язык или язык какой-либо другой национальности. Латышский язык их мало интересовал, и в 1920-1930 годах только немногим более 15% русских могли говорить и писать по-латышски. Однако во многих городах постоянное латышское окружение послужило стимулом для изучения латышского языка. Так, в Елгаве по-латышски говорили 70% проживавших там русских, а в Бауске, Валмиере и Кулдиге – 80%.

2. Политическая жизнь и самосознание русского населения Латвийской республики

Образование Латвийского государства в ноябре 1918 года заставило местных русских изменить принципы взаимоотношений с правительством. В условиях Латвийской республики русское население являлось национальным меньшинством, интересы которого были защищены принятым на Народном Совете Законом о национально-культурной автономии меньшинств.

Латвийские русские пользовались всеми правами граждан и, соответственно, принимали участие в политической жизни страны. Русские как национальное меньшинство участвовали в выборах в Конституционное собрание Латвии и во всех четырех выборах в Сейм (парламент).

Русские партии получили в Латвии от 4 до 6% голосов. В районах с высоким процентом русского населения (Рига и Латгалия) за них голосовали все больше и больше русских.

В связи с особыми историческими условиями, у русских выработалось специфическое отношение к идее национально-культурной автономии. Они признавали автономию русской культуры по отношению к латышской, но считали, что по-отношению к русской культуре и русскому народу в общем этой автономии не достаточно. Русское население Латвии не имело особых черт, которые его отличали бы от русских, живших в России.

В течение всего периода существования Латвийской Республики местные русские старались выработать свои собственные принципы социального самосознания. Одной из характерных его черт была постоянная полемика между приверженцами различных политических идей.

В 1918-1919 годах православное крыло Национально-демократической лиги (НДЛ) во главе с Н.Бордоносом – первое в Риге, а затем и в Латвии, русское национальное общество – выступило за этническую чистоту русских общественных организаций. В свою очередь, либеральная группировка НДЛ, а позднее и Общество латвийских русских (Н.Береянский, С.Мансырев) призывали к более тесным отношениям и сотрудничеству с латышским населением.

Либеральные идеи самосознания НДЛ породили элементы демократического национализма – новой идеологии, распространившейся среди части русского населения Латвии. Рупором этого движения стал публицист Береянский. По его мнению, на долю латвийских русских выпала нелегкая участь. Их историческая родина была в руках «большевистского интернационализма» - врага русской национальной культуры. Русские были благодарны демократической Латвии за предоставленную им возможность развивать свою национальную культуру. Но сами русские, по мнению Береянского, должны были как можно сильнее уяснить себе понятие национальных ценностей. Последователи этой идеи выпускали на русском языке газету «Слово». Другая известная русская газета - «Сегодня» - не претендовала на пропагандирование русских национальных идей, но выступала за национально-культурную автономию всех меньшинств.

Пылким защитником принципов русского национализма был Н.Белоцвелов, который считал, что обращение русских в национализм было естественным следствием боязни эмигрантов за будущее своей культуры.

Идеи демократического национализма были поддержаны лидерами Объединения русских крестьян – политической организации правого направления. На основе этой организации сформировалась фракция русских крестьян, состоявшая из трех депутатов четвертого Сейма.

Часть русских занимала ультра-левые позиции (в четвертом Сейме один русский представлял партию социал-демократов и один – коммунистов). Но левые партии не имели большого успеха, хотя и оказывали некоторое влияние на рижских рабочих.

III. РУССКИЕ В ОККУПИРОВАННОЙ ЛАТВИИ 1940-1990 ГГ.
1. Русские в Латвии в 1940-1941 годах

Летом 1940 года произошли самые трагические события в истории Латвии: страна потеряла независимость и была включена в состав СССР.

Отношение русских к политическим переменам было неоднозначно. Были ярко выражены три позиции:
1. Полное непринятие советского режима, свойственное русской интеллигенции и духовенству.
2. Иллюзии по отношению к сталинской диктатуре – часть русских надеялась, что со временем установится режим наподобие Российской монархии.
3. Полная поддержка советского режима.

В течение первого года советской власти на территории Латвии были ликвидированы все русские периодические издания, а многие заметные русские общественные деятели были подвергнуты репрессиям или убиты. И все же, новый режим нашел поддержку у местного русского населения. В Латвии появились коллективные хозяйства русского типа, многие русские вступили в ряды службы безопасности и рабочей гвардии. Быстро развивалась советская номенклатура, и местные русские принимали в ней активное участие.

2. Русские в Латвии в 1941-1944 годах

Латвия вступила во Вторую мировую войну, будучи в составе Советского союза. Как латыши, так и русские пострадали от нацистов.

Часть местного русского населения сражалась против нацистов в рядах Красной армии и принимала участие в партизанском движении, поддерживавшем коммунистичекую партию.

В то же время были русские, которые сотрудничали с нацистами. Они работали в газетах, пропагандировавших миф о «национальной России» - свободной от большевиков и евреев, и воспевавших «освободительную миссию» Вермахта. После отступления Советской армии нацисты продвигали по службе русских, которые пострадали от большевиков. Газеты того времени были полны новостей в области русской национальной культуры. В Даугавпилсе был открыт Русский театр, в Резекненском педагогическом институте - введен курс русского языка для учителей русского языка и т.д.

Были созданы специальные учреждения для представления экономических, культурных и юридических интересов русского населения, такие как Комитет по делам русского населения Латвии.

3. Послевоенная иммиграция русских в Латвию

В настоящее время в Латвии русские являются второй по многочисленности этнической группой после латышей. В 1989 году русское население Латвии насчитывало 905,5 тысяч и составляло 34,8% от общего населения страны. По сравнению с довоенной демографической ситуацией, число русских возросло в 4,5 раза. Их доля в национальной структуре населения увеличилась в 3,5 раза.

Такое увеличение русского населения нельзя объяснить только естественным приростом. Наибольшая часть русских, сегодня проживающих в Латвии, появились здесь в результате иммиграции из славянских республик СССР, в первую очередь из Российской федерации. Мигранты направлялись в основном в большие города, такие как Рига и др. По своим социальным и профессиональным чертам русские отличались от латышей. Более трети русского населения было занято в промышленности, 7% - в сельском хозяйстве и 1% - в области культуры и искусства (процентное деление латышей по сферам занятости было соответственно 25%, 22% и 2,5%). В администрации работало в два раза больше русских (6,4%), чем латышей (3%). В других сферах социальной деятельности существенного различия не было.

По своей численности и по степени идеологического влияния русские являлись самой большой в СССР этнической группой. В советское время русские доминировали над всем русскоговорящим населением Латвийской ССР. Латвия была местом высокой степени концентрации людей, для которых русский язык был родным языком. Появилась также новые группы русскоговорящих - проживавшие в Латвии белорусы, украинцы, поляки, евреи и немцы. Таким образом в Латвии, в период с 1959 по 1979 год, русские составляли уже 47% населения, а доля нерусских, считавших русский язык родным языком, возросла до 78%. На основе русского языка быстро развивались система среднего и высшего образования, наука, средства массовой информации, а также система партийно-государственного контроля над экономикой и общественной жизнью.

4. Национальное самосознание русского населения Латвийской ССР

В Латвии в течение всего советского периода русскоязычные средства массовой информации были рупором коммунистической идеологии и оказывали сильное влияние на местное русское население и их национальное самосознание, которое постепенно приобрело чисто советские черты. В течение всего советского периода правительство не признавало потребность этой обширной группы русских к национальному и культурному самовыражению. Идеология Коммунистической партии отвергла традицию Латвийской республики рассматривать латвийских русских как одно из национальных меньшинств. Хотя в СССР и существовала национально-территориальная автономия, она была доступна не всем национальным меньшинствам. Их представительство на государственном уровне было неравным, а значит и их влияние на общественное мнение было различным. Народ считался «зрелым» только в том случае, если он обладал системой государственного управления на уровне советской республики. Поэтому было принято полагать, что в Латвийской ССР есть только один народ – латыши. Коренные русские, а также русские, жившие здесь со времен Второй мировой войны, не имели ни национально-культурной автономии, ни самостоятельной национально-культурной общины.
В течение почти сорока лет в коммунистическом самосознании латвийских русских не произошло никаких изменений. Некоторые изменения наметились только в конце 80-х годов, в связи с произошедшими в Советском союзе первыми переменами демократического характера.

Начало процесса демократизации было толчком для национального пробуждения, и новые демократические тенденции дали латышам и русским равные возможности. Часть русских активно поддержала процесс латышского национального пробуждения («Атмода»), веря в его необратимость. Так, например, А.Мальцев был одним из 17 заметных деятелей культуры, подписавших в июле 1988 года открытое письмо Расширенной Ассамблее Союза писателей Латвии с предложением о создании демократического Народного фронта.

Идею об образовании Народного фронта Латвии (НФЛ) поддержали русские писатели Л.Азарова, Р.Добровенский, В.Дозорцев и М.Костенецкая, журналисты А.Григорьев, А.Казаков, переводчик и библиограф Ю.Абызов и многие другие. В 1989 году Л.Гладков, Ю.Дозорцев, В.Жданов, В.Кононов и М.Костенецкая были избраны в Совет НФЛ. В.Дозорцев стал членом президиума Совета НФЛ, А.Григорьев - одним из редакторов газеты Народного фронта «Атмода» («Пробуждение»). Тираж русского издания этой газеты был довольно большим – от 15 до 100 тысяч экземпляров. «Атмоду» читали не только русские, проживавшие в Латвии, но и демократически настроенные жители России.

Народный Фронт Латвии стал основой для образования Латвийского общества русской культуры (ЛОРК). Учредительная ассамблея ЛОРК была созвана 4 марта 1989 года. Целью Общества было как можно активнее способствовать развитию русской национальной культуры и традиционных русско-латышских отношений, а также сотрудничеству с представителями других национальных меньшинств.

В то же время, некоторое количество латвийских русских смотрели на процесс возрождения Латвийского государства с недоверием. Это отразилось в опросе общественного мнения 1989 года: идею независимости Латвии поддержали только 49% жителей нелатышской национальности. Что касается латышей, то 93% высказались за независимое государство.

Против независимости Латвии открыто выступил созданный в 1989 году «Интернациональный фронт трудящихся Латвии» («Интерфронт»).
Эта организация поставила себе цель завоевать симпатии тех русских, которые не были глубоко интегрированы в местное общество, не знали латышского языка и не признавали национальные особенности страны. Институт Философии и социологии Латвии.

Рубрики:  Новости Латвии

РУССКИЕ В ЛАТВИИ ПОСЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Понедельник, 21 Сентября 2009 г. 14:52 + в цитатник

Одновременно с формированием Латвии как национального государства были приняты политические меры, стратегической целью которых было пропорционально увеличить численность латышей в латвийском обществе. Но это не означало, что большинство русских были вынуждены покинуть Латвию. Важным стимулом для отъезда русских, украинцев и белорусов было образование в 1991 году независимых государств - России, Украины и Белоруссии, что давало возможность лучшего национального самоутверждения этих народов. Однако надо заметить, что массовый отъезд русских был характерен только для периода восстановления независимости Латвии.

В 1991-1992 годах произошел большой скачок в уровне эмиграции из Латвии. В 1991 году число покинувших страну на 11,2 тысяч превзошло число въехавших, а в 1992 эта разница возросла до 47,2 тысяч.

Отъезд русских из восстановленной независимой Латвийской Республики повлекло за собой старение общества Латвии и потерю определенного числа людей рабочего возраста. В 1993 году въехавшие в Латвию люди возраста 30-44 лет и дети до 18 лет составили 32% от общего числа иммигрантов, а соответствующая группа выехавших из страны – 61%.

Такой всплеск русской эмиграции из Латвии усугубил проблемы национального самоутверждения русских, оказав на него противоречивое воздействие. С одной стороны, появился стимул для этнического сплочения русских. С другой стороны, наоборот, уменьшилась внутренняя этническая взаимозависимось. Эта вторая тенденция проявляется наиболее сильно тогда, когда этническая группа не видит благоприятных перспектив для своего развития в рамках национальной структуры, где представители основной нации считают ее препятствием для достижения социальной гармонии. В таком случае многие предпочитают ассимилироваться, вписаться в престижное общество доминирующего народа. Если для некоторых это непросто, то их дети имеют большие шансы этого добиться.

2. Самосознание русских в Латвийской Республике

Восстановление Латвийской Республики происходило в период кризиса Советского союза, который привел к его окончательному распаду. Началось восстановление государственной системы России. Впервые в истории стало возможным сосуществование Латвии и России как двух независимых демократических государств.

Этот процесс оказал незамедлительное влияние на мышление латвийских русских, оказавшихся в ситуации, которая делала возможными различные формы поведения. Одним из вариантов было проявление естественного желания народа развивать свою национальную культуру, пользуясь долгосрочной поддержкой государства. Но принять эту позицию означало вернуться в Россию.

Формирование юридической системы в Латвии создало местным русским условия для проявления их общественной инициативы и для образования русских общественных организаций. Наиболее известной из них является Русская Община Латвии – РОЛ.

Русская Община Латвии была основана в 1991,- сразу же после признания международным обществом независимости Латвии. На первом этапе своего существования Русская Община насчитывала 360 членов, а в 1995 году - уже более 800. С самого начала РОЛ поставила себе главной задачей «создать поистине интегрированную и эффективную систему взаимозащиты и взаимной поддержки, как духовной так и материальной, которая служила бы членам общины в течение всей жизни». Согласно идеологии РОЛ, консолидирующей основой общины является русский язык, а не этническая принадлежность ее членов. В основополагающих документах Общины не упоминается идея о русском национальном меньшинстве, ибо РОЛ не поддерживает официальную позицию, согласно которой латвийские русские делятся на две группы соответсвенно их политическому статусу – граждане и неграждане Латвии (т.е. бывшие граждане СССР). Для РОЛ также не существует различия между этническими русскими и другими русскоговорящими жителями страны.

Можно сказать, что благодаря Русской Общине Латвии, воссоздаются элементы русского самосознания, существовавшие во времена Латвийской республики 1918-1940 гг. Как и в 1920 -1930 годы, развивается русская общественная инфраструктура. Современные русские поддерживают идею о культурной автономии, успешно реализованную в довоенной Латвии. Несмотря на то, что РОЛ является скорее общественной, чем политической организацией, она способствовует укреплению латвийской государственной системы.

Устав Русской Общины Латвии помогает понять, каково различие между самосознанием латвийских русских довоенного времени и периода после восстановления независимости Латвии. Для русских довоенного времени жить вне России было трагедией. Однако на родине им угрожала смертельная опасность. Русские, жившие в довоенной Латвии, надеялись на возрождение законного Российского государства, с которым они связывали свое будущее.

Наряду с Русской Общиной Латвии, наиболее заметными русскими национальными обществами являются:
Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества (первая русская общественная организация, основанная после восстановления незяависимости Латвии). Основана в 1988 году. Насчитывает около 100 членов.
Русской культурное общество. Основано в 1989 году. Насчитывает около 100 членов.
Центр классических языков и образования «Веди», основанный Советом Общества Староверов и Православной епархией.
Латвийский фонд Славянской письменности и культуры. Основан в 1989 году. Членами фонда являются Рижская русская община, Украинское общество «Днипро» и Белорусское общество «Свитанак ».

16 июня 1995 года одиннадцать русских национально-культурных обществ и другие организации Латвийской республики подписали соглашение о созданиии Координационного Совета русских общественных организаций Латвии. Целью этого соглашения было «способствовать охране, изучению и распространению русских национальных традиций и культуры, духовных и этнических ценностей, а также интеллектуального и творческого наследия русского народа».

© Текст: доктор наук, Владислав Волков, Институт Философии и социологии Латвии,1999-2007

Рубрики:  Новости Латвии

РУССКИЕ В ЛАТВИИ ВО ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Понедельник, 21 Сентября 2009 г. 14:50 + в цитатник

История русских в Латвии довольно большая – около тысячи лет. Согласно русским и ливонским хроникам, первые русские торговцы приехали на территорию Латвии уже в XII-XIII веке. Все же, до включения Латвии в состав России в 1795 году, русских здесь было очень мало.

Наиболее полную информацию о русских в Латвии во времена Российской империи мы находим в результатах первой всероссийской переписи населения (1897 год). Согласно этим данным, в конце XIX века в Латвии проживалa 171 тысяча русских. Русское население было неравномерно распределено по территории Латвии. Больше всего русских – около 77 тысяч – жило в Латгалии. В Видземе проживали 68 тысяч (5% населения), а в Курляндии и Земгале – 26 тысяч (3,89% населения областей). В конце XIX века на территории Латвии русские были второй по многочисленности народностью после латышей.

В городах русских было вдвое больше, чем в сельской местности. Единственным исключением была Латгалия, где, наоборот, русских было вдвое больше в деревне, чем в городе. Половина русского населения Видземе, Курляндии и Земгале было родом из прилегающих российских провинций. Так, в Латгалии, в районе города Резекне,10% русских были происхождением из соседних провинций. Наибольшее число русских приезжало из Каунасской, Витебской и Вильнюсской губерний. Русские, проживавшие в Латвии, имели высокий уровень рождаемости и, соответственно, их количество быстро росло.

На фоне других народностей Латвии русское население выделялось разнообразием социального состава. 54% русских были крестьяне, жившие в основном в Латгалии. 35% составляли представители среднего сословия, и 8% - помещики и знать. Что касается латышей – большинство из них были крестьяне, а немцы принадлежали в основном к среднему сословию.

Причин такого широкого социального диапазона русского населения - много. В XIX веке Россия вложила много средств в строительство торговых путей через Балтийские страны. Благодаря прибыли, полученной от торговли, русские основали на территории Латвии фабрики. После присоединения Латвии к Российской империи многие русские приобрели земли и стали помещиками. Начиная с середины XIX века хорошо развитая промышленность Латвии начала привлекать рабочую силу из России. И все-таки наибольшая часть переселенцев были крестьяне, бежавшие от преследований церкви и социального угнетения.

Одной из наиболее динамичных социальных групп, начавших оседать в Латвии, были торговцы. Полоцкое княжество и Древний Новгород уже с давних времен имели торговые связи с Ригой. В 1710 году, после завоевания Риги войсками Шереметьева, у русских торговцев появилось больше возможностей. Однако, поскольку они не входили в состав Рижской торговой гильдии, их деятельность была ограничена.

В конце XIX века в Латвии возросло количество русских - владельцев фабрик. В начале XX века в окрестностях Риги была основана фарфоровая фабрика Кузнецова. Много русских работало на кирпичных фабриках. Самыми крупными были фабрики Нестерова (500 рабочих), Незадомова (120 рабочих), Чикова (более 100 рабочих) и Карякина (около 200 рабочих). В то же время, русский капитал играл далеко не главную роль в торгово-промышленной деятельности. Если рабочий кирпичной фабрики зарабатывал в год 259 рублей, то на винном производстве, монополия на которое принадлежала немцам, годовая заработная плата была 120 000 рублей. Мало русского капитала вкладывалось и в зарубежные торговые операции.

Большой приток русского населения в Латвию начался во второй половине XVI века, в период массовых переселений крестьян, переставших быть регулярными только к началу XX века. Главными причинами этих переселений было притеснение староверов и резкое ухудшение положения крестьян, связанное в том числе с крепостным правом.

Об общем уровне образования и культуры русского населения Латвии во времена царизма судить трудно. Самый высокий процент грамотных был среди православных мужчин – 70%. Среди староверов читать и писать умели 25% мужчин 8% женщин. Что касается русских женщин в общем, то в то время уровень их образования был самым низким в Латвии.

2. Политическое мышление и идеи русского населения

В условиях царизма самой популярной идеей среди русского населения была идея о политической нации. Более того, русские считали себя единственной политической нацией во всей империи - основой российской политической системы и культуры. Такого рода идеи послужили основой для осуществления политики руссификации на территории Латвии во времена Александра III и Николая II (главным образом перед революцией 1905 -1907 гг.). В то же время русские старались противопоставить интересы своей нации интересам государства. Постепенно часть русских, проживавших на территории Латвии, стали считать себя одним из народов Латвии. В русской газете «Рижский вестник» впервые появилось такое понятие, как «желания и нужды местного русского населения». Начиная с 60-х годов XIX века в Латвии стали образовываться русские общественные организации. Буржуазные реформы времен Александра II стимулировали развитие национального самосознания русского населения Латвии.

Местные русские принимали полноправное участие в выборах в Городские советы и Государственную Думу Российской империи. Институт Философии и социологии Латвии,1999-2007

Рубрики:  Новости Латвии

Метки:  

Latvijas Balzams сегодня

Понедельник, 21 Сентября 2009 г. 14:47 + в цитатник

Мы работаем так, чтобы был удовлетворен каждый клиент и каждый наш работник.

Качеству работы предприятия принадлежит решающее слово. Высокие и неизменные международные стандарты качества введены в практику ежедневного производства и применяются также к закупке сырья, упаковочному материалу и культуре работы. Предприятие является членом Латвийской ассоциации производителей и дистрибьюторов алкогольных напитков. В свою очередь, ассоциация вступила в Европейскую конфедерацию производителей алкогольных напитков.

Предприятие считает, что умеренное и ответственное употребление алкоголя не мешает гармоничному и здоровому образу жизни. Проблемы появляются в результате неправильного и чрезмерного употребления алкоголя, которое ухудшает качество жизни.

Думая о настоящем, мы с ответственностью смотрим в будущее. Мы поддерживаем проекты, которые направлены на улучшение культуры употребления алкоголя. Как производители мы хотим способствовать проявлению потребителями чувства ответственности за свои действия.

Для Латвии и Риги мы являемся значительными налогоплательщиками Расширяя своё производство, мы способствуем решению проблем занятости в стране.

АО Latvijas balzams заботится о повышении квалификации своих работников – проведена оценка должностей и обучение персонала, что повысило конкурентоспособность работников на рынке труда. Это позволяет предприятию повысить эффективность и качество труда.

Осознавая историческую значимость общественного акционерного общества Latvijas balzams в Латвии, мы внесли свой вклад и в сохранение культурно-исторического наследия.

В 2001 году перед государственным праздником АО Latvijas balzams пожертвовало значительную сумму на реставрацию символа независимости Латвии – памятника Свободы. Благодаря вкладу предприятия, удалось полностью закончить восстановление памятника. Это символично, так как наше предприятие носит имя Латвии.

Мы с гордостью можем сказать, что внесли свой вклад в празднование 800-летнего юбилея Риги. Сейчас мы побуждаем город к введению новой традиции – ежегодного празднования дня Риги, что стало бы значительным праздником, благодаря поддержке местных предпринимателей. Более 800 лет назад была основана Рига. Более 250 лет назад были найдены первые свидетельства о «Рижском черном бальзаме». Это один из древнейших латвийских промышленных продуктов с международной славой, созданный многокультурной Ригой и ее ремесленниками, о которых вспоминали добрым словом всемирные знаменитости.

Для страны и народа, который создает и будет создавать шедевры, важно чтить и своих мастеров, и их работу.

Самое главное, что АО Latvijas balzams хочет сказать, это – чти свою страну, город, народ и его достижения.

 (98x148, 29Kb)
Рубрики:  Новости Латвии

Метки:  

За невыплату зарплаты предложили сажать

Понедельник, 21 Сентября 2009 г. 14:46 + в цитатник

Независимый профсоюз полицейских выступил с предложением внести поправки в Уголовный закон, согласно которым на работодателя, который более 2 месяцев не выплачивает работникам зарплаты и не пытается компенсировать наступившее безденежье своих подчиненных, заводится дело.

Как пишет nra.lv, цель предложения - искоренить практику, когда в нынешних кризисных условиях фирмы длительное время не выдают работникам зарплаты, хотя их руководство продолжает использовать дорогие машины, получать внушительые оклады и дивиденды, а также путешествовать за границу, используя деньги предприятия.

Нечестных работодателей предлагают наказывать лишением свободы до 5 лет или денежным штрафом в размере 120 минимальных заработных плат. За повторное нарушение или за деятельность в составе группы по предварительному сговору - от 5 до 10 лет тюрьмы или штраф до 200 “минималок”, с возможной конфискацией имущества.

ПИФ. Инвестиционный фонд MMCIS investments
Рубрики:  Новости Латвии

Метки:  

Поиск сообщений в reini
Страницы: 1078 ..
.. 5 4 [3] 2 1 Календарь