-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в redshaus

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.04.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 85


Расовая дискриминация в правоохранительной системе

Вторник, 14 Июня 2016 г. 17:19 + в цитатник

Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации отмечается ежегодно 21 марта. В этот день в 1960 году полиция открыла огонь и убила 69 человек в ходе проводившейся в Шарпевиле, Южная Африка, мирной демонстрации протеста против законов режима апартеида об обязательной паспортизации африканцев в ЮАР. Провозглашая этот День в 1966 году, Генеральная Ассамблея призвала международное сообщество удвоить его усилия в целях ликвидации всех форм расовой дискриминации в резолюции 2142 (XXI).

С тех пор система апартеида в Южной Африке была ликвидирована. Во многих странах были упразднены расистские законы и практика, и для борьбы с расизмом была создана специальная международная сеть, функционирующая в соответствии с положениями Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Сегодня эту Конвенцию ратифицировали почти все страны мира, но все же во всех регионах слишком много людей, общин и обществ страдают от несправедливости и стигматизации, обусловленных расизмом.

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации напоминает нам о нашей коллективной ответственности за поощрение и защиту этого идеала.

В этот день 50 лет тому назад десятки мирных протестующих были убиты в Шарпевиле, Южная Африка, во время демонстрации против отвратительных законов о пропусках, действовавших в стране. Организация Объединенных Наций отмечает Международный день ликвидации расовой дискриминации в этот знаменательный день, чтобы подтвердить свое обязательство не допускать повторения ужасов, основанных на расизме, — от рабства до "Холокоста", от апартеида до этнических чисток и геноцида.

Акцент празднования в этом году на взаимодействии расизма и спорта является особенно своевременным, поскольку Южная Африка стала первой африканской страной, проводящей чемпионат мира по футболу ФИФА.

В то же время мы должны рассматривать этот Международный день, как возможность подчеркнуть позитивную роль спорта в сближении людей разного происхождения и культуры. Спорт может расширить возможности удаленных общин, повлиять на наше восприятие и вселить надежду в миллионы людей во всем мире.

Эпоха свободной иммиграции миновала для США полвека назад. С тех пор въезд туда жестко ограничивается и регулируется государством. Однако за этот период в страну прибыло около 12 млн. иммигрантов. Абсолютное значение этой цифры велико, но если учитывать долю иммигрантов в численности всего населения США, то она не столь значительна, как в предшествовавшую эпоху.

В 1965 г. в США был принят новый иммиграционный закон. Расистские положения прежнего законодательства, вызывавшие протесты внутри и вне страны, были отменены. В соответствии с потребностями научно-технической революции новый закон предусматривает преимущественное право на въезд ученым, специалистам, квалифицированным рабочим. Регламентирована иммиграция из других стран Америки, которая прежде не ограничивалась.

В этническом составе иммигрантов произошел перелом. Число привилегированных прежде переселенцев из Северной и Западной Европы, а также из Канады сильно уменьшилось; из стран Южной Европы — Италии, а особенно Греции и Португалии,— очень возросло. Во много раз увеличилась иммиграция из стран Азии, откуда она прежде практически не допускалась. Именно из этих стран, в частности из Индии, главным образом и привлекаются в США специалисты и научные работники. Таким образом, не только числом, но и квалификацией и соответственно социальным положением современные иммигранты отличаются от переселенцев эпохи массовой иммиграции. Правда, и в наши дни две новейшие иммигрантские этнические группы — мексиканцы и пуэрториканцы — вынуждены заниматься низкооплачиваемой малоквалифицированной работой. Трудящиеся обеих этих испано-язычных групп принадлежат к наиболее эксплуатируемым и угнетаемым слоям американского населения.

Каждая из упомянутых выше групп обладает своеобразными чертами. Мексиканцы США живут по большей части в юго-западных штатах, на территории, отторгнутой в середине XIX в. у Мексики. Основу данной группы составило мексиканское население этих земель, попавшее в те годы под власть США. Но главную массу мексиканцев США, которых ныне, по неточным данным, насчитывается около 7 млн., составляют иммигранты и потомки иммигрантов.

Наивысший подъем мексиканской иммиграции приходится на 1910— 1924 гг. Значительную часть иммигрантов всегда составляли сезонники, часть их проникала в "США" нелегально. Многочисленная мексиканская группа — единственная из современных этнических групп США — живет главным образом в одном крупном регионе, который к тому же является исконной мексиканской этнической территорией. Это обстоятельство, а также географическая близость к Мексике, с которой поддерживается постоянная связь, замедляют ассимиляцию американских мексиканцев и способствуют их обособлению.

Дискриминация расового, этнического и социального характера, какой подвергаются мексиканцы США, обусловила большой накал их освободительной борьбы, которая приобрела особый размах и интенсивность в 60-х — 70-х годах.



Пуэрториканцы "США" — выходцы из американской колонии. Период их наиболее массовой иммиграции пришелся на двадцатилетие после второй мировой войны. Теперь их в США насчитывается приблизительно 1,5 млн. человек; большинство сосредоточено в Нью-Йорке. Эта смешанная в расовом отношении группа подвергается в США дискриминации тем более болезненной, что на острове Пуэрто-Рико, даже после американского завоевания, расовые предрассудки не так сильны, как на материке. Пуэрториканские иммигранты теснейшим образом связаны с родным островом, полеты с материка на остров и обратно — дело заурядное и доступное в денежном отношении. Пуэрториканские организации, борющиеся за освобождение своей родины, нередко участвуют в выступлениях прогрессивных общеамериканских, особенно негритянских, организаций.

За последние полвека негритянское население страны более чем удвоилось и, по переписи 1970 г., составило 22,6 млн. человек (в 1976 г. — 25 млн.), или 11,1% всех американцев; 53% его приходилось на южные штаты, 39% — на северные и 8% — на западные. Поскольку уровень рождаемости среди афроамериканцев выше, чем в среднем по стране, а смертность почти такая же, доля молодежи в возрасте до 24 лет среди них также была выше — 54,1%, тогда как среди белых американцев — 44,8%. Средний возраст негра в 1970 г. составлял 22,4 года, белого— 28,9 года. Средняя продолжительность жизни афроамериканцев — 64,6 года, белых американцев — 71,7 года.

Понятие негр в США весьма условно в разных штатах определяется различаю. В ряде штатов негром считается каждый, кто имеет хотя бы 1/8, а в некоторых штатах даже 1/32 или 1/64 негритянской крови. Между тем еще в первой четверти нашего века крупнейший американский антрополог Ф. Боас пришел к выводу о том, что в результате Межрайонного физического смешения в течение многих поколений современные американские негры по антропологическим особенностям во многом приближаются к белым американцам. По подсчетам другого американского антрополога, М. Херсковица, и виднейшего негритянского ученого У. Дюбуа, уже в 30-х годах нашего века 3/4 лиц, официально считавшихся неграми, были мулатами.
 

Поскольку шовинистическая концепция превосходства белой расы длительное время была официальной (а позже — неофициальной) политикой в США, определение расовой принадлежности имеет под собой не биологические, а классово политические основания. Так, при проведении переписи 1930 г. к неграм относили только лиц, имевших половину и более негритянской крови, а имевших менее половины — к мулатам; при переписи же 1950 г. Бюро переписей инструктировало переписчиков относить к неграм всех лиц, происходящих от смешанных браков между белыми и неграми. Тем самым правительство США стало причислять к неграм многих людей, принадлежавших скорее к белой, чем к черной расе. Категория мулаты из американской статистики вообще исчезла.

По темпам роста доли городского населения негры США обогнали белых. В 1970 г. в городах проживало 81,4% черных и 72,4% белых американцев. При этом 6,6 млн., т.е. более % всех афроамериканцев, жило в 12 крупнейших городах. В Нью-Йорке число их достигало 1,7 млн., в Чикаго — перевалило за 1 млн., в Филадельфии, Детройте, Лос-Анджелесе, Вашингтоне — за 0,5 млн., причем в последнем они составляют более 3/4 всего населения. А поскольку расселение в городах шло по расовому признаку и лучшие кварталы занимали белые, а худшие — негры, то сотни тысяч черных переселенцев с Юга сосредоточивались в негритянских кварталах — черных гетто.

Массовое переселение в города радикально изменило классовый и профессиональный состав негритянского населения. В 1920 г. в сельском хозяйстве было занято 45,2% работающих негров, а в 1974 г. — всего 2,7%.

87 % экономически активного негритянского населения — это рабочий класс, более 2/5 которого составляют рабочие, занятые в промышленности, строительстве, на транспорте, 1/4 — в сфере обслуживания, 1/6 — конторские и торговые работники. Негритянская городская буржуазия составляет 1 %, управляющие и администратору разного рода — 2,5%, заметно выросшая за последний период интеллигенция — около 9% (в 1948 г. — только 2,4%).


Таким образом, афроамериканцы стали не только самой урбанизированной, но и наиболее пролетаризированной из крупнейших этнорасовых групп, составляющих американскую нацию.

Хотя века рабства и расистского террора серьезно затормозили культурную и социальную ассимиляцию негров в США, тем не менее она шла, а массовое переселение в города заметно ее ускорило. Негров не только не удалось изолировать от основного потока американской культуры, но они явились и остаются одним из главных составляющих этот поток течений. Их присутствие наложило неизгладимый отпечаток на всю культуру, начиная с английского языка американцев и кончая литературой, музыкой и другими видами искусства. Лишь за последние полвека из рядов афроамериканцев выдвинулась целая плеяда талантливейших писателей и музыкантов, художников и скульпторов, ученых и артистов.

Переселение в города способствовало не только изменениям в образе жизни, быту, психологии и поведении афроамериканцев, росту их классового сознания и организованности, но и сдвигам в их этно-расовом самосознании. Однако до сих пор сохраняет силу целый ряд факторов, препятствующих их полной этнической ассимиляции.
Это прежде всего шовинистические тенденции в политике правительства и законодательстве южных штатов, а также поощрение реакционными кругами расистских настроений и традиций среди определенной части белых американцев. В частности, браки между белыми к черными даже на Севере (где в ряде штатов закон их не запрещал) — явление все еще довольно редкое. Резко усилилась в последние десятилетия расовая сегрегация в жилищном вопросе. А это в свою очередь повлекло за собой рост расовой сегрегации в школах.

Кроме того, в стране сохраняется фактическая расовая дискриминация при найме на работу, продвижении по службе и в оплате труда, в результате которых средняя почасовая оплата труда черных рабочих значительно ниже оплаты труда белых рабочих, а средний доход негритянской семьи не превышает 2/3 среднего дохода семьи белых американцев. Безработица среди афроамериканцев в последние 30 лет всегда была вдвое выше, чем среди белых американцев. И это не случайно. Расовая дискриминация и сегрегация нужны американским монополиям, ибо, во-первых, они приносят им огромные сверхприбыли, а во-вторых, используются как важнейший инструмент раскола рабочего класса и подкупа определенных групп белых рабочих.

Угнетение и дискриминация всегда вызывали у американских негров ответную реакцию, проявлявшуюся в разных формах, и в частности в развитии их этнорасового самосознания. Становление его отличалось постоянной и ярко выраженной двойственностью: с одной стороны, стремлением к полной ассимиляции и интеграции в американское общество, а с другой — стремлением к выделению в особую этническую общность. И вплоть до наших дней развитие этнорасового самосознания афроамериканцев характеризуется своего рода колебаниями между этими двумя тенденциями. Усиление той или другой было обычно связано с подъемом либо спадом демократических движений в США, а в "XX" в. и за их пределами. В частности, после второй мировой войны в связи с победой над фашизмом с его расистской идеологией, а также благодаря ускорению в условиях научно-технической революции темпов массовой урбанизации и радикальным изменениям в социальном составе негритянского населения, распаду колониальной системы империализма и возникновению независимых государств в Черной Африке доминирующей тенденцией стало стремление к интеграции. Ярким выражением его было массовое движение афроамериканцев за равные гражданские права, наиболее выдающимся представителем которого был лауреат Нобелевской премии мира Мартин Лютер Кинг.

Метки: