МАК.
Красота Мака одурманивает подобно опиуму. Легко попасть в сети Мака, тяжело из них выбраться.
ДЕЛАКРУА |
![]() |
Холст, 47x56. Лувр, Париж.
Талант Эжена Делакруа был удивительно многообразен. Художник работал в разных в станковой живописи, создал циклы монументальных росписей, многочисленные графические произведения. Литографии Делакруа к "Фаусту" получили одобрение самого Гете. Художник оставил также обширное литературное наследие. Делакруа сумел открыть новые пути в европейской живописи. Современники видели в нем ниспровергателя классицизма и старой академической системы. Главным приемом художественной выразительности мастера стал цвет, его живопись отличается богатством дополнительных тонов, рефлексов. В своих колористических решениях Делакруа во многом превосходил открытия импрессионизма. Созвучны его живописной манере и динамичные композиционные построения, а также энергичный и экспрессивный рисунок. Делакруа стремился к сопричастности с великими событиями, поиску экзотических и драматичных сюжетов, обнажавших страсть и "дух" героев. Хрестоматийной стала картина "Свобода, ведущая народ" (1830-1831. Лувр, Париж). В поисках ярких характеров, искренности чувств Делакруа, как и многие его современники, отправился в нетронутые цивилизацией страны. В 1832 он посетил Северную Африку. Результатом стала серия картин, одной из тем которых была львиная охота. Другие известные произведения: "Львиная охота в Марокко". 1854. Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Алжирские женщины". 1833-1834. Лувр, Париж.
|
ДЕГА |
![]() |
1890. Холст, масло, 85x75,5. Музей Орсе, Париж.
Эдгар Дега, французский живописец и скульптор, родился в семье парижского банкира. Он получил блестящее образование в лицее Людовика Великого, затем некоторое время учился на юридическом факультете Парижского Университета. С 1854 Дега стал посещать мастерскую Л. Ламота, ученика Ж.О.Д. Энгра. В 1855- 1860 художник совершил пять поездок в Италию, и соприкосновение с античностью побудило его обратиться к историческому жанру. В 1861 Дега познакомился с К. Моне и вскоре вошел в круг художников-импрессионистов. Его излюбленный темой стал город, его жители. Он изображал скачки, прачек, гладильщиц. В 1867 впервые появились знаменитые полотна из жизни танцовщиц и жизни театра. Главный художественный интерес был сосредоточен на передаче движения. Дега любил показывать человека в те моменты, когда он находится наедине с собой и его движения естественны, ракурсы неожиданны. Дега останавливал на мгновение движение в своих произведениях, напоминающих в чем-то фотографию, с искусством которой он познакомился в начале 1870-х во время путешествия в Северную Америку. Фотографический принцип заметен в кажущихся безыскусными композициях Дега, при этом его живопись, точный, легкий рисунок, игра цвета удивительно притягательны, они создают ощущение сиюминутного действия. Другие известные произведения: "Жокеи перед трибунами". Ок. 1879. Музей Орсе, Париж; "Абсент". 1876. Музей Орсе, Париж.
|
Музей современного искусства НЬЮ-ЙОРК |
![]() |
1931. Холст, масло, 24,1x33. Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Испанского живописца, графика, скульптора Сальвадора Дали называли "многоликим гением": он начинал писать в духе академизма, реализма, был футуристом, кубистом, сюрреалистом, занимался метафизической живописью. В 1922 Дали поступил в Высшую школу изящных искусств в Мадриде. В годы учебы он сдружился с Ф.Г. Лоркой и Л. Бонюэлем, увлекся учением 3. Фрейда. Значительную часть жизни Дали провел во Франции и сформировался 'там как художник. В 1929 он присоединился к группе сюрреалистов. В искусство XX в. Дали вошел именно как крупнейший мастер сюрреализма. В системе своего творческого мышления основной акцент художник ставил на подсознательном и неизменно обращался к темным сторонам бытия. Он создал потрясающие ирреальные образы, воспроизведенные с иллюзорной точностью ("Пылающий жираф". 1935). Виртуозным языком классического фигуративного искусства создаются нарочито абсурдные ситуации: твердые предметы растекаются, плотные преображаются в прозрачные, формы причудливо переплетаются. Картина "Постоянство памяти" - одно из наиболее характерных и известных произведений Дали. В 1936 произошел поворот к итальянскому классицизму, затем к нидерландскому реализму, итальянскому барокко, абстракционизму и поп-арту. Другие известные произведения: "Женщина перед скалами". 1926. Частное собрание, Милан; "Тайная вечеря". 1955, Национальная галерея, Вашингтон.
|
Давид Жак Луи 1748-1825 |
![]() |
1784. Холст, 330x425. Лувр, Париж.
Имя Жака Луи Давида занимает особое место в истории искусства. Под влиянием творчества этого художника развивалась французская живопись в течение многих лет, вплоть до появления импрессионизма. Он был одним из крупнейших представителей просветительского классицизма и основоположников стиля ампир. С его именем связано развитие нового принципа в искусстве, пронизывающего весь XIX в., цель которого в активном вторжении в жизнь. Учился Давид в Королевской Академии живописи и скульптуры у знаменитого Ж.М. Вьена (1766- 1774), затем совершенствовался в Риме. Будучи уже известным художником, он в 1789 активно включился в политическую деятельность. После термидорианского переворота художник был арестован и несколько месяцев провел в тюрьме. Но в период Директории и Империи Наполеона I он вновь занял ведущее место среди художников Франции. Лишь в 1816, после реставрации Бурбонов, как голосовавший в Конвенте за казнь Людовика XVI Давид вынужден был эмигрировать в Брюссель. "Клятва Горациев" - одна из самых знаменитых картин живописца. Она написана на тему трагедии П. Корнеля и посвящена трем молодым римлянам, готовым пожертвовать собой во исполнение гражданского долга. Картина воспринималась как революционный призыв. Другие известные произведения: "Смерть Марата". 1793. Лувр, Париж; "Бонапарт на Сен-Бернарском перевале". 1800. Национальный музей, Версаль.
|
Давид Герардок. 1460-1523 |
![]() |
Дерево, 100x128. Лувр, Париж.
В своем творчестве Герард Давид продолжал традиции мастеров Раннего Нидерландского Возрождения. Его искусство не отличалось ярким новаторством, в своих произведениях художник следовал сложившимся в искусстве Нидерландов иконографическим схемам. В то же время произведения Давида отличаются мягкостью и сочностью живописной манеры, мастерством в передаче освещения. Его живопись поэтична, но созданные образы отличают холодность, отсутствие внешней эмоциональности, бесстрастность при подчеркнутой отрешенности и напряженной внутренней созерцательности, акцентированной художником с помощью пейзажного фона. Таково и типичное для творчества Давида произведение - "Брак в Канне". О жизни Давида известно немногое. Его имя упоминается в документах города Брюгге, где художник занял ведущее место среди живописцев после смерти Г. Мемлинга. В 1515 мастер вступил в Антверпенскую гильдию живописцев, но позднее вновь работал в Брюгге. Давид возглавлял большую мастерскую. Под его руководством множество учеников исполняли копии и повторения его произведений. Другие известные произведения: "Крещение Христа". Алтарь Яна де Громпа. Городская художественная галерея, Брюгге; "Суд Камбиза". 1498. Городская художественная галерея, Брюгге.
|
РЕНАТО ГУТТУЗО |
![]() |
1941. Холст, масло, 200x200. Национальная галерея современного искусства, Рим.
Ренато Гуттузо принадлежит к числу крупнейших мастеров XX в. Обычно его имя связывают с направлением неореализма в изобразительном искусстве. Художник родился в Багерии близ Палермо. Первые навыки в искусстве он получил в мастерской ремесленника, занимавшегося росписью повозок. В 1938 Гуттузо стал основателем журнала "Корренте" и одноименной группы художников-антифашистов. Борьба с фашизмом заняла важное место в жизни и творчестве художника. В 1946 Гуттузо выступил инициатором создания "Нового фронта искусства", объединившего художников-антифашистов разных творческих направлений. Художественная манера и мировоззрение Гуттузо формировались под сильным влиянием экспрессионизма, близкого темпераментному характеру художника, а также в результате изучения искусства Пикассо, кубизма, произведений таких крупных мастеров XIX в., как Делакруа, Гойи, Жерико, Домье. Картина "Распятие" относится к числу самых известных произведений художника. Мастер неслучайно в тот момент обратился к этой теме и выбрал именно такое решение сюжета, которое проецировал на современные события, связанные с утверждением фашистского диктата в Европе. Другие известные произведения: "Бегство с Этны". 1939. Национальная галерея современного искусства, Рим; "Битва у моста Аммиральо". 1951-1952. Библиотека Фильтринелли, Милан.
|
РЕНАТО ГУТТУЗО |
1911–1987)
«Я считаю Ренато Гуттузо самым значительным художником современной Западной Европы», – писал Дж. Берджер.
А вот слова Карло Леви «Гуттузо – великий художник: и не только Сицилии и Италии. Сейчас он один из крупнейших художников в мире. В этом я глубоко убежден и счастлив, что могу заявить об этом без ограничений и оговорок, с полной ответственностью».
Ренато Гуттузо родился на Сицилии в Багерии близ Палермо 26 декабря 1911 года (по другим данным – 2 января 1912 года), в семье землемера. Свои первые профессиональные навыки он получил от народного мастера Эмилио Мурдоло, расписывавшего кареты. Учась в лицее, Гуттузо одновременно занимается живописью: знакомится с книгами по искусству, посещает мастерские художников. В конце двадцатых годов появляются его первые картины.
На первой Куадриеннале (четырехгодичной выставке итальянских художников) к нему приходит небольшой успех – на две его картины обратила внимание критика.
Вдохновленный этим, в 1931 году Ренато едет в Рим. Здесь, чтобы прокормиться, он работает реставратором в галерее Боргезе. Его политической ангажированности способствовало общение с молодыми художниками и писателями – Лучо Фонтана, Джакомо Манцу, Альберто Моравиа, Лукино Висконти и Ренато Биролли. Вместе со своими друзьями, сначала в Риме, а затем в Милане (с 1935 года), Гуттузо на страницах прогрессивной литературно-художественной печати ведет борьбу против официальных тенденций в искусстве, принимающих все более политическую окраску. В 1933 году его обвиняют в нарушении общественной безопасности за выступление в газете «Ора».
Ранние работы Гуттузо – портреты, натюрморты, бытовые сцены – отличались энергичной манерой и выразительностью. В 1938 году он создает первое значительное произведение – «Казнь в поле», которое посвятил поэту Федерико Гарсиа Лорке. В том же году семнадцатилетний студент Э. Треккани организовал антифашистский литературно-художественный журнал «Корренте», в издании которого активное участие принял и Гуттузо.
В 1939 году Ренато пишет картину «Извержение Этны».
«Всмотритесь в картину, – пишет Г.С. Оганов. – Осмысленны взгляды людей, как молнии перекрещивающиеся в пространстве полотна, энергичны, сильны их движения, выразительны, одухотворенны лица. Возникает представление о некоем явно социальном подтексте, о подлинном смысле картины. Сила, взбудоражившая, возмутившая, поднявшая сицилийских крестьян, – это не слепая сила разбушевавшейся стихии, с которой нет смысла бороться, это зло иного порядка, и ему можно противопоставить волю, организованность, борьбу.
И вот что кажется глубоко символичным: на переднем плане картины Гуттузо изобразил самого себя в фигуре молодого крестьянина, с энергично поднятой рукой и волевым взглядом из картины – вперед».
В это время творчество художника делится на два русла. С одной стороны, он создает картины, которые нельзя выставлять («Расстрел Гарсиа Лорки», портреты испанских антифашистов), с другой – пишет произведения для широкой публики (бытовые сцены, натюрморты).
В 1940 году он пишет знаменитую картину «Распятие»: «Это время войны и кровавой резни, Абиссиния, газ, виселицы, Испания. Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену… Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свои идеи».
В 1942 году Гуттузо экспонировал картину на выставке «Премио Бергамо» и получил премию. Евангельский сюжет не мог скрыть ее острого антифашистского содержания. Газета Ватикана «Оссерваторе Романо» с «христианской кротостью» потребовала срочных санкций против коммуниста Гуттузо. Однако в атмосфере всеобщего недовольства Муссолини официальная критика не решилась прибегнуть к травле художника.
В это время Гуттузо уже был членом Коммунистической партии Италии. В 1943 году он вступает в партизанскую бригаду Юга, носившую имя Гарибальди. Гуттузо становится связным офицером.
24 марта 1944 года Рим был потрясен известием о расправе с 320 заложниками, расстрелянными гитлеровцами в Фоссо-Адреатино. Гуттузо стал свидетелем этого расстрела. Возвращаясь вечером в опустевшую редакцию «Документе», Гуттузо на случайных листах бумаги набрасывал первые рисунки. Так появился альбом акварельных рисунков «С нами бог!».
Гуттузо не искал особой формы для передачи своих чувств: они вылились стремительно и с той страстью, какой отмечено все его искусство. Эта серия в 1951 году была удостоена одной из высших премий Всемирного Совета Мира.
После войны художник работает над известными сериями картин: «Прачки», «Швеи», «Возчики», «Рудокопы». К концу сороковых годов Гуттузо создает картины «Убийство руководителя профсоюза», «Мафия» и первые эскизы к «Захвату крестьянами пустующих земель в Сицилии». В них художник хочет глубже проникнуть в секрет пластики формы, найти логически совершенную структуру. Сочетания сильных цветовых плоскостей в кубистических композициях увеличивают эмоциональный заряд живописи.
Английский искусствовед Д. Берджер определил искания художника как «полемическую битву за реализм».
В 1946 году, с созданием «художественной группы "Нуово фронте делле арти"», начинается раскол в итальянском искусстве. Вот что говорит об этом художник А. Пиццинато: «"Новый фронт искусств" просуществовал недолго. Он был создан в 1946 году, а уже в 1949 году начался его кризис, и он распался. Одни художники ("Группа восьми") обратились к формалистическим абстрактным опытам, другие, как Гуттузо и я, – к реализму. Реализм, который впервые официально был представлен на "Бьеннале" в Венеции в 1950 году, был принят всеми с удовлетворением и надеждой. Что касается меня, то я видел в реализме возможность решить проблемы, стоявшие перед "Новым фронтом искусств", в ясном, конкретном, понятном всем художественном языке. Поэтому я остался верен реализму».
Гуттузо совершает поворот к искусству реалистическому, национальному и понятному трудящимся. Эти черты уже налицо в его картине «Батраки». На Международной выставке в Венеции 1950 года он показал свою известную картину «Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии». К 1951 году относятся его «Крестьяне, собирающие картофель», «Вдова», многочисленные рисунки, изображающие типы итальянских крестьян. На Международной выставке 1952 года Гуттузо выступил с большой композицией «Гарибальди на мосту Амиральо». Картина Гуттузо «Расстрел Белояниса» (1953), изображающая героическую смерть одного из революционных вождей греческого народа, производит сильное впечатление своей суровой простотой.
«Следующим шагом была картина 1953–1954 годов "Буги-вуги в Риме" и "Пляж" (1955–1956), в которой Гуттузо проявил себя мастером композиции, – пишет В.В. Горяинов. – Гуттузо возвращается к многофигурной композиции в 1957 году, когда пишет первую картину из серии "Человек в толпе" "Уличный переход". Тема ее – одиночество человека в буржуазном городе. Гуттузо решает эту тему, акцентируя внимание зрителя на одном лице в толпе, остальные фигуры лишь намечены и даны в очень быстром движении, хорошо подчеркнутом линиями на мостовой. И только человек на первом плане вырван из общего движения, изолирован от него. Контраст состояний еще больше усиливает основную мысль произведения» (В.В. Горяинов).
В пятидесятые годы Гуттузо пишет многочисленные картины о рабочих серных копей, сицилийских крестьянах, рыбаках. «Он дает нам глубокие и непреходящие образы Сицилии: спящий или мертвый возчик; дети с рыбой, как маленькие зверьки на скалах; раненый рабочий, желтый от серной пыли: красота грубая без риторики и эстетства», – писал Леви.
«С 1958 года Гуттузо создает большую группу живописных произведений, в которых решает проблему по-новому понятого образа человека, – отмечает В.В. Горяинов. – Особенность этого периода заключается в следующем; человек изображен в остром конфликтном столкновении либо с другими людьми ("Толпа", 1957; "Политическая дискуссия", 1959–1960; "Митинг", 1962, и т.д.), либо, значительно чаще, – с самим собой, своими мыслями и переживаниями ("Утро в студии", 1961; "Человек с газетой", 1960; портреты Каталано, "Дует смертоносная бора", 1961; "Курильщик", 1959). Конфликт этот не выражается открыто, он перенесен в духовный мир человека. Поэтому Гуттузо стремится к максимальной подвижности живописной фактуры, которая, в контрасте со статикой композиции, передает взволнованность внутреннего мира героя».
Картины художника шестидесятых–семидесятых годов – «Донесение из Вьетнама», «Рим – открытый город», «Новости», «Посещения» и многие другие, панно, рисунки Гуттузо – говорят о безостановочности поисков художника, его смелом экспериментировании, позволяющем расширить границы образной выразительности, эмоционально-психологического воздействия в соответствии с требованиями и условностями современного восприятия.
В картине «Новости», пишет Г.С. Оганов: «Вакханалия журнальных обложек, выставленных в газетном киоске, оборачивается реальнейшими, физически осязаемыми образами замученных и расстрелянных патриотов, – жестокость, насилие, кровь жертв – вот конкретное содержание "Новостей" этого мира, смелость, с которой Гуттузо ввел эти фигуры в композицию, так же как центральную фигуру человека-клише, покрытого растровой решеткой, необходимой полиграфистам для массовой печати, – эта смелость оправдана результатом: впечатляющие сами по себе фигуры, будучи вырванные из привычного фона, из соответствующей атрибутики и приемом монтажа введенные в иную среду, удваивают силу воздействия. Эта смелость не ассоциируется с формалистическим произволом – здесь все крепко связано в тугой нравственно-политический узел, перед нами повседневность, поднятая до высоты исторической драмы. Таков Гуттузо».
Творчество Гуттузо характеризуют монументально-героическое восприятие мира, огромное жизнелюбие, преодолевающее трагическое в жизни.
«Даже природа и предметный мир с их подчеркнутой материальной вещественностью исполнены в его полотнах бурной жизни и огромной потенциальной силы, – пишет Н.Л. Мальцева. – Суровая и могучая красота горных пейзажей Сицилии и Калабрии, с нагроможденными скалами, с буйством листвы апельсиновых рощ, с волнами света и сияющими бликами и рефлексами; натюрморты с орудиями труда или плодами и цветами, перекликающиеся с тематическими картинами, пронизаны стихийной драматически напряженной суровой силой ("Корзина с каштанами", 1968; "Желтый подсолнух", 1971)».
Знаменитый поэт Пабло Неруда сказал однажды Гуттузо: «Ты даешь землю, хлеб своей живописью».
На что Гуттузо ответил: «Если бы я мог выбрать для себя историческую эпоху и профессию, я выбрал бы настоящее время и профессию художника».
Художник остался верен своему призванию до последних лет жизни. Умер Гуттузо 18 января 1987 года в Риме.
|
ЯПОНСКАЯ МИНИАТЮРА НА БАННУЮ ТЕМУ |
|
|