Монеты могут все... |
Один король в поисках места для новой столицы долго бродил по свету и не нашел места. В гневе выбросил ночью золотые монеты в реку. Через много лет он обнищал и вспомнил про эти монеты, и отправился в то место. Монеты он нашел, а когда оглянулся вокруг, то понял, что здесь будет город! На эти деньги он построил дворец. Отсюда пошло, что если ты бросаешь монетку в воду, ты обязательно вернешься на это место.
Солнце может всё, монетки, как символы солнца, тоже кое-что могут. Не все знают, что монеты бросают в водоем не только для того, чтобы вернуться в понравившееся место, но и с другой целью. Известно, что побывав в каком-то месте, куда хочется вернуться опять, люди бросают там в водоемы монеты. Однако есть несколько особенностей, которые стоит знать. Не все знают, что монеты бросают и с другой целью, чтоб исполнилось какое-то заветное желание.
1. Там, где бьет родник — для везения в личной жизни.
2. В реку — изменить жизнь в лучшую сторону.
3. В ручей — сохранить романтические отношения с конкретным человеком.
4. В море — поправить свое здоровье либо помочь в исцелении человеку, которого в этот момент вы назовете по имени.
5. В парке — избавиться от депрессии.
6. На перекрестке — откупаются от любой негативной программы (в этом случае следует говорить (можно мысленно): «Уплачено!» или «Заплачено!».
7. Перебрасывать через канаву, забор, ручей — возвратить либо пригласить удачу, везение.
8. В овраг, ущелье — с целью исцеления от какого-то недуга, обычно неврогенного или психического происхождения.
9. В водопад — своеобразный мистический «договор» со стихией Воды — после этих действий вода должна относиться к вам более благожелательно, оказывать помощь в разрешении различных проблем.
10. Через левое плечо — защититься от возможного негатива, ожидаемого вами от неизвестных вам недоброжелателей; также и профилактика от зависти, сглаза.
Широко распространено бросать в фонтаны, реки, моря монетки — чтобы вернуться сюда. На самом деле это тоже элемент погребального обряда финно-угорских племён. Монетка для них означала пропуск в мир мертвых. Эту традицию частично переняли славяне: во многих погребениях встречаются монеты разных стран и правителей.
По свидетельству А. Н. Афанасьева, до конца ХІХ века после счастливого плавания люди благодарили реку каким-нибудь приношением (наиболее одиозный пример — принесение Стенькой Разиным в дар Волге своей любовницы, пленной персидской княжны) — ср. в этой связи современные традиции бросать монеты в водоемы (главным образом, фонтаны).
Божества озер и источников, традиционно юные и обладающие даром пророчества и целительства духи, часто умиротворялись дарами — отсюда происходит обычай бросать монеты в фонтаны и загадывать при этом желание.
Старшему поколению известна такая портняжная традиция: в угол полы нового пальто портной клал серебряный рубль, который служил, с одной стороны, как бы на счастье, а с другой - чтобы пальто лучше «сидело», так как тяжелый рубль оттягивал полу...
Степан всегда считался в народе покровителем лошадей. Многие крестьяне поили в этот день лошадей через серебро. Искупав лошадей, они приводили их к студенцам (ключам в лесу), бросали в воду мелкую серебряную монету и потом поили лошадей из шапки, где также лежит монета. От этого обряда лошади добреют, не боятся лихого глаза, «приходят в милость» у домового. Серебряную монету берут из шапки и кладут, скрытно от всех, в конюшню под яслями. Такая монета в старину часто переходила от отца к сыну и была неразменной даже в самые трудные времена.
Польский писатель Мейерберг описывает интересный обычай, который «требовал», чтобы все подносили какой-нибудь подарок родильнице. В качестве примера он рассказывает о подарках, поднесенных в Смоленске жене Петра Долгорукого, которая недавно разрешилась от бремени. Князь Одоевский «с приличною щедростью подарил ей один золотой, а товарищ его 30 серебряных копеек, которые не составляют по весу и полуталера на наши деньги»,
Традиционно на Руси большую роль играли монеты в свадебных обрядах. Над этим вопросом работал академик Н. П. Лихачев, который написал интересную статью, рассказывающую о пенязях великокняжеских и царских свадеб. В «Чине свадьбы царя Михаила Федоровича» 5 февраля 1625 г. можно прочитать о любопытном обычае: «…да на короваях же нашиты были сверху по три-десять пенязей серебряных, золочены: с одной стороны золоченой и чеканной, а с другой стороны белой и гладкой… а положено было в мису на три угла хмелю, да тридевять соболей, да тридевять платков золотных, участковых, длина пять вершков, а ширина поларшина, да тридевять белок, да 18 пенязей золоченых, да 9 золотых угорских». Вот как выглядело обручение Лжедмитрия I с Мариной Мнишек 20 ноября 1605 г., если верить описаниям Ганса Георга Паерле: «Перед началом обряда московский посол подарил невесте 6 связок соболей, несколько связок мехов чернолисьих, рысьих и выдровых, 15 золотых монет». А 8 мая 1606 г. состоялись одновременно две церемонии: свадьбы Лжедмитрия и Марины и коронации. До наших дней дошли дневники, написанные якобы самой Мариной. Весьма подробно, в деталях она описывает обряд, но при этом основное внимание уделяет нарядам, драгоценностям как истинная женщина. Но один русский обычай явно потряс Марину, его подробное описание можно найти в ее дневнике: «При выходе из церкви бросали народу деньги; русские дрались за них палками… Подходя к полякам, Дмитрий заметил толпу знатных панов и приказал бросить между ними несколько португальских червонцев, к коим, однако, никто из них не притронулся; даже когда два червонца упали одному пану на шляпу, он сбросил их. Русские же кидались за деньгами и производили тесноту; царь, видя сие, не велел более бросать монеты».
Более подробным этот обряд выглядит в описании Исаака Массы, голландского купца, присутствовавшего на свадьбе Марины и Лжедмитрия: «Дьяк Богдан Сутулов, Афанасий Власьев и Шуйский по многу раз полными горстьми бросали золото по пути, по коему шествовал царь, державший за руку свою супругу… Золото было самое лучшее, от монет величиною в талер и до самых маленьких в пфенниг».
Обычай выкупа невесты, широко распространенный и в наши дни, был очень популярен в некоторых местностях в дореволюционное время. Согласно этому свадебному обряду (так проводили этот обряд в стародавние времена) дружка жениха «вынимает из кармана несколько мелких денег, кладет на деревянную тарелку и ставит на ней чарку водки», тем самым он как бы платит выкуп родственникам невесты. С. М. Соловьев объясняет этот обычай как отголосок древнейшей традиции покупки невесты и более поздней платы за вывод и выводной куницей.
И еще один древний обряд — обряд разувания. По одной из древнейших традиций жена перед первой брачной ночью снимала с мужа сапоги. Это символизировало ее покорность. В одном из сапог прятали монету. Если жена снимала первым как раз сапог с монетой, то семейная ее жизнь обещала быть особенно счастливой: любовь мужа и большое потомство сулила ей подобная находка.
Подносили монеты не только во время проведения различных обрядов, украшая иконы монетами, также словно бы подносили их в дар… изображенным на иконах святым. Этот обычай пришел из глубокой древности. На Руси подобные привески к иконам стали называться цатами. Слово цата как раз и значит «украшение», «монета». Существует множество примеров такого использования монет и даже легенд и преданий, связанных с иконами, монетами и чудесами (во время пожара в церкви икона Богоматери не сгорает, лишь монетки, поднесенные ей в дар, вплавляются в изображение и т. п.).
В языческие времена подносили монеты другим божествам. В частности, общеизвестно, что очень многие клады лежат под камнями. К примеру, найденный в 1868 г. в Муроме значительный клад, состоящий из куфических монет в основном X в., был спрятан под большим известняковым камнем. Многочисленна информация о находках монет под камнями в Виленской, Псковской, Херсонской, Новгородской губерниях, на берегу Днепра и т. д. Конечно, вполне вероятно, что камень был всего лишь приметной деталью, по которой можно бы было найти клад в дальнейшем. Но этнографы утверждают: дело совсем в другом! Просто язычники поклонялись камням в этих губерниях, принося им в жертву холст, лен, шерсть и деньги.
Восточные славяне поклонялись также озерам и источникам. Поэтому первоначально им, видимо, приносили жертвы, а позднее бросали в них монеты, отдавали на хранение клады (они в большом количестве найдены в реках Днепр, Свислочь, Полисть, Волга, в озерах, ручьях). Именно об этом свидетельствуют русские и украинские предания, летописи и древнерусские сочинения XI-XII вв.
Иногда древние славяне почитали и приносили жертвы, видимо, также деревьям, поскольку очень часты находки монет под деревьями или остатками деревьев. Жертвы камням и озерам принято приносить и у древних саами (лопарей, т. е. лапландцев). Весьма часто в литературе можно встретить упоминания об использовании монет как дара, «поминка», а иногда (довольно часто!) как подарка-взятки.Вот, например, княгиня Ольга в Царьграде неоднократно получает дары монетами, как свидетельствуют летописи, которые к тому же лежат на «золотом блюдце», а «золота козна», упоминаемая в былинном эпосе, которая дает возможность князю Владимиру делать щедрые дары богатырям, по большей части состоит из монет и слитков. В 70-х гг. XV в. Иван III был неоднократно одарен новгородцами, получив от них огромное количество «поминков». Интересно, что дар был столь велик, что в нем было не менее 250 корабельников (так на Руси называли английские золотые нобли и их подражания). Но псковичи превзошли своих соседей. Примерно в то же время они подарили государю 800 корабельников.
Обращаются псковичи с дарами, однако, и к полякам. В 1480 г. они жалуются польскому королю Казимиру IV Ягеллончику на нападение ливонских рыцарей. За помощь (которой они ожидали) посылают «поминки» от Пскова: «Королю пять рублев. Посадник Василий от себя дал королю рубль, Юрьи от себе дал полтину королю. Королевичам дали Василий и Юрьи по полтине, а всего того 16 полтин. Королеве от Пскова рубль, а посадник дал полтину, а Юрьи золотой угорский».
В середине XVI в. великому московскому князю из Новгорода вновь присылают «поминки», на сей раз значительное количество золотых монет. Интересно, что подобный обмен подарками («поминками») был разновидностью средневековой торговли, товарообмена.
Капитан Маржерет таким образом увидел подготовку к празднованию Пасхи на Руси: золотые монеты «поднимаются в цене за несколько дней до Пасхи, так как в это время и неделю после Пасхи они (русские) по обычаю навещают друг друга с красными яйцами и целуются, как мы упомянули выше, но, отправляясь навещать знатных и тех, в ком нуждаются, подносят вместе с яйцом какую-нибудь драгоценную вещь — жемчуг или несколько дукатов».
Иоганн Филипп Кильбургер, побывавший в Москве уже в XVIII в. (т. е. лет через 70 после предыдущего автора), тоже отмечает повышение цены дукатов перед Пасхой, «потому что тогда всякий, кто имеет какое-нибудь дело при дворе и в приказах, приносит знатным и самым главным в упомянутых приказах дукаты или в коробочке, или в бумажке вместе с пасхальным яйцом и пасхальным приветствием…». Понятно, что на Руси в XVII —XVIII вв. использовали любой праздник, в том числе и Пасху, как прекрасную возможность дать взятку (под видом подарка к празднику). На Руси давали взятки, конечно, не только по праздникам, но в других случаях не было возможности «подмазать дело» столь безбоязненно и откровенно.
На Руси, как и в других странах, часто чеканились специальные монеты, которые были нужны именно для коронационных торжеств. Об этом свидетельствуют и письменные источники, и сами подобные монеты, найденные нумизматами.
Присутствовавший на пышных коронационных торжествах (в феврале 1498 г.) внука Ивана III Дмитрия Ивановича Зигмунд Герберштейн описывал их таким образом: после коронации «великий князь дед удаляется в свое жилище, а Дмитрий в княжеской шапке и бармах отправляется из храма Пресвятой Девы, в сопровождении большой толпы бояр и их детей, в церковь Михаила Архангела, где в преддверии на помосте Георгий, сын великого князя Иоанна, трижды осыпает его золотыми деньгами (под деньгой разумей род монеты)».
Уже упоминавшийся ранее Маржерет пишет о венчании на царство Лжедмитрия I в июне 1605 г. так: при переходе из храма Богоматери в Архангельский собор «по пути бросали мелкие золотые монеты, стоимостью в пол-экю, в экю и некоторые в два экю, отчеканенные для этого случая…». Ганс Георг Паерле обратил внимание на другие моменты той же самой коронации: «Когда великий князь переступил через порог, Мстиславский бросил народу из золотого сосуда, подле него стоявшего, несколько золотых монет, ценою в 1, 5, 10 и даже 20 червонцев, бросали их польским послам и их свите». Обычай осыпать всех присутствующих при коронации особыми монетами подтверждает и Яков Рейтенфельс, живший в Москве в начале 1670-х гг.: при обряде венчания на царство бросают в толпу «множество золотых и серебряных монет, выбитых в память сего торжества». Некоторые из таких монет поступают в обращение, например, коронационные рубли 1883 и 1896 гг.
На Руси традиционно принят обычай награждения монетами, в самую первую очередь за воинские подвиги. В стародавние времена подобная награда была скорее всего лишь денежным вознаграждением, денежным подарком за геройский поступок, выполненный долг, а позднее была разработана особая система наград. Наиболее полную информацию о таких награждениях XVI — XVII вв. подобрал нумизмат И. Г. Спасский. Вот как выглядит этот обычай в глазах иностранца, шведского историка Петра Петрея (в России он последний раз был в 1611 г.), который опубликовал свою книгу об этом в 1620 г.: «…когда одержат победу, отразят, прогонят или истребят неприятеля, великий князь посылает каждому из них, особливо офицерам, золотые деньги, имеющие овальную форму и вылитые из хорошего золота, а нижним чинам серебряные и вызолоченные, в знак и в память того, что они храбро и богатырски держали себя с неприятелем, а когда придут домой, им выдается причитающееся жалованье».
Награждали на Руси даже иностранцев. К примеру, царь Михаил Федорович наградил англичанина Артура Астона, отличившегося при обороне Холмогор в 1613 г., послав ему «цепь золотую со своим изображением, соболей, 25 золотых денег».
Адам Олеарий, который побывал в нашей стране в 1630-х гг., видимо, также был заинтересован этим обычаем, поскольку отмечал в своих записках чеканку золотых для награждения за воинские подвиги.
Юрий Крижанич, еще один автор XVII в. пишет определеннее: «Здесь и в других странах воинам, сослужившим какую-нибудь службу, даются в подарок шубы, ткани, золото, серебро: золотая цепь, серебряный кубок, золотые копейки и другие жалованные деньги, чеканенные специально для этой цели».
Деньги помогают уберечь человека от сглаза, от действия темных сил. Дети, тем более новорожденные, особенно уязвимы всевозможным опасностям. Поэтому чертей отвлекают, предлагая им взамен золото. Кровь, волосы и зубы всегда представляли интерес для колдунов и нечистой силы, с их помощью можно влиять на жизнь человека, так что многие бытовые действия (например, стрижка или лечение болезни) требуют исполнения магических отвращающих обрядов. Народ советует заранее откупиться монетами от опасности негативного влияния. Заодно можно попробовать купить за золото удачу.
У многих народов, придерживающихся ислама, шариатом запрещается помещать в могилу какие-либо предметы, кроме савана, но происходит раздача денег — милостыня для «выкупа грехов». Душа покойного является грозной и таинственной силой, поэтому ее надо умилостивить, обеспечить всем необходимым для жизни в потустороннем мире. Если умилостивить людей на поминках, то их благодарность будет служить ходатайством перед Богом об отправлении покойника в рай. В Древней Греции в рот покойнику клали мелкую монету, чтобы заплатить за переправу души умершего через реки подземного царства. В Румынии монета для покойника имела несколько иное предназначение: от усопшего откупались, чтобы он не вернулся на землю оборотнем.
В XV в. в Европе в связи с выпуском христианских монет Святого Петра появился обычай класть деньги в руку покойнику, «чтобы Святой Петр пустил его в свою ладью».
В Германии верили, что там, где радуга упирается в землю, находятся старые золотые монеты, которые оберегают от нечистой силы. В австрийских Альпах и Тироле лучшими амулетами считаются монеты, найденные во время грозы. В Германии верили, что корабль во время плавания защищен от всех несчастий, если к его мачте прибита старая серебряная монета.
На Балканах с защитной целью монеты носили на голове. В Болгарии к головному убору девочки после крещения прикрепляли монету, которая должна была защищать от дурного глаза. В Турции к шапочке новорожденного прикрепляют одну или две золотые монеты. Турецкие женщины носили на голове две, три или четыре монеты. Монеты украшали и прически гречанки. Славянские женщины носили монисто из множества монет.
В Англии, где монеты издавна использовались как талисманы, было принято носить в кармане продырявленный шестипенсовик. Обычай иметь при себе просверленную монету существовал и в Эльзасе, и на юге Италии, где столь же верным средством от дурного глаза считались продырявленные медали. На юге Европы носили ожерелья из серебряных монет, вставляли в серьги венецианские золотые дукаты.
Некоторые специалисты по сглазу считали, что от порчи защищают не любые, а лишь вполне определенные монеты.
На Британских островах деньгами таинства называли пожертвования, сделанные во время Святого Причастия. Все верили, что эти деньги обретают целительную силу. Больной копил мелкие монеты и приносил их приходскому священнику в обмен на шиллинг из кассы для пожертвований на Причастие. В монете делали отверстие и потом носили на ленточке на шее.
Еще монеты кладутся под коврик, лежащий у входной двери дома, чтобы привлечь удачу в богатстве. Подобные методы используют несколько крупных сетей универмагов и супермаркетов. Монетки прячут под полом на каждом из торговых этажей.
В «Метаморфозах» Апулея Психея спускается в царство мертвых и получает такие подробные инструкции. Как мы видим, монеты играют важную роль в безопасности ее пути: «...Но только вступать в этот сумрак должна ты не с пустыми руками: в каждой держи по ячменной лепешке, замешенной на меду с вином, а во рту неси две монеты. Пройдя уже значительную часть смертоносной дороги, встретишь ты хромого осла, нагруженного дровами, и при нем хромого же погонщика; он обратится к тебе с просьбой поднять ему несколько полешек, упавших из вязанки, но ты не говори ни единого слова и молча иди дальше. Вскоре дойдешь ты до реки мертвых, над которой начальником поставлен Харон, тут же требующий пошлины и тогда перевозящий путников на другой берег в утлом челне. Значит, и среди умерших процветает корыстолюбие: даже такой бог, как Харон, сборщик податей у Дита, ничего не делает даром, и умирающий бедняк должен запастись деньгами на дорог}', потому что, если у него случайно нет в наличии меди, никто не позволит ему испустить дух. Грязному этому старику ты и дашь в уплату за перевоз один из медяков, которые будут у тебя с собою, но так, чтобы он сам, своей рукой, вынул его у тебя изо рта. Это еще не все: когда будешь ты переправляться через медлительный поток, выплывет мертвый старик на поверхность и, простирая к тебе сгнившую руку, будет просить, чтобы ты втащила его в лодку, но ты не поддавайся недозволенной жалости.
Когда, переправившись через реку, ты пройдешь немного дальше, увидишь старых ткачих, занятых тканьем; они попросят, чтобы ты приложила руку к их работе, но это не должно тебя касаться. Ведь все это и многое еще другое будет возникать по коварству Венеры, чтобы ты выпустила из рук хоть одну лепешку. Не думай, что потерять эти ячменные лепешки - пустое, ничтожное дело: если одну хотя бы утратишь, снова света белого не увидишь. Преогромный пес с тремя большими головами, громадный и страшный, извергая громоподобное рычанье из своей пасти и тщетно пугая мертвых, которым зла причинить не может, лежит у самого порога черных чертогов Прозерпины и постоянно охраняет обширное жилище Дита. Дав ему для укрощения в добычу одну из двух лепешек, ты легко пройдешь мимо него и достигнешь скоро самой Прозерпины, которая примет тебя любезно и милостиво, предложит мягкое сиденье и попросит отведать пышной трапезы. Но ты сядь на землю и возьми только простого хлеба, затем доложи, зачем пришла, и, приняв, что тебе дадут, возвращайся обратно; смягчи ярость собаки оставшейся лепешкой, заплати скупому лодочнику монетой, которую ты сохранила, и, переправившись через реку, снова вступишь на прежнюю дорогу и снова увидишь хоровод небесных светил. Но вот о чем я считаю особенно нужным предупредить тебя прежде всего: не вздумай открывать баночку, которая будет у тебя в руках, или заглядывать в нее, не проявляй любопытства к скрытым в ней сокровищам божественной красоты».
Магический ритуал на повышение благосостояния, использующий монету. В этом ритуале используется помимо силы монеты свойство зеркала удваивать любой предмет за счет отражения. Взять не мелкую монету, номиналом 5 рублей, а еще лучше иметь для этих целей довольно редко встречающуюся монету номиналом в 10 рублей. Иностранные деньги не брать. В первый день полной луны, после полуночи на подоконник поставить зеркало стеклом наружу, перед ним положить монету так, чтобы она отражалась в зеркале, но чтобы выполняющий ритуал сам себя в зеркале не видел. Стоя позади зеркальца, наговорить денежку на Луну — трижды прочитать: «Матушка-Луна, в мой кошель твоя деньга, твоя казна — моя казна, деньги к деньгам!». Утром заряженную монету забрать с подоконника и носить при себе постоянно. Ритуал повторяется по полнолуниям.
Рубрики: | durnyie_sovety |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий noel_ja
пирамида?Ответ на комментарий noel_ja
Драсьте, а я дальше прошёл по ссылкам - похоже на лохотрон большойОтвет на комментарий noel_ja
а, ясненько, мне на дерево не попало, мне другое высветило - деньги любят движение :)))Ответ на комментарий noel_ja
Лекция блестящая, и кузнец - талант.... я так не умею :))))Ответ на комментарий noel_ja
десятку облизывать? ))))Ответ на комментарий noel_ja
а.... я думал о десятке ))))Ответ на комментарий noel_ja
чё думать? возьми и оближи ))))Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |