Рав Аба бар Йосеф |
Рав Аба бар Йосеф (в Талмуде назван Рава; 4039—4112 /279—352/ гг.) — основатель ешивы в Махозе; один из величайших мудрецов народа Израиля всех поколений.
Родился в день, когда умер р. Йеуда бар Йехезкель (см.), руководитель ешивы Пумбедиты (Кидушин 72б).
В раннем детстве вместе со своим другом Абае (см.) изучал Тору в доме Рабы (Брахот 48а). Учился также у двух великих «старцев из Суры» — р. Уны (см.) и р. Хисды (см.), оказавших на него значительное влияние (Седер адорот).
В Талмуде рассказывается, что «Рава просил у Небес два дара и получил их: он молился, чтобы ему была дарована мудрость, подобная мудрости р. Уны, и благосостояние, подобное благосостоянию р. Хисды» (Моэд катан 28а). Впоследствии он женился на дочери р. Хисды (Йевамот 34б; Седер адорот).
В более зрелом возрасте наставниками Равы были знаменитые мудрецы старшего поколения — р. Нахман бар Яаков (см.) из Неардеи Читать далее
Метки: Рав Александр Кац из цикла «Еврейские мудрецы» темы: Талмуд Молитва о дожде Биографии раввинов Рава Вавилон |
Макот 33. Убийство убийцы |
Когда без нужды нельзя выходить из города
Материалы к уроку:
Метки: Рав Реувен Пятигорский из цикла «Учим Талмуд. Трактат Макот 2 глава» темы: Талмуд Макот Гмара Город-убежище. Убийство Неосторожное убийство |
Смотрите, у нас проблема |
на тему лицемерия. Тора его безусловно запрещает, но что делать, если нельзя обижать людей?
Хотя давайте по порядку. Лицемерие – это когда (на уровне рабочего определения) человек показывает себя людям не таким, какой он есть на самом деле.
Вы с таким определением согласны? Я – нет. Потому что – что́ значит, показывает? Говорит о себе – это одно. Делает дела, по которым мы его судим – совсем другое, даже если он внутри, в своем сердце, совсем не хочет делать хороших дел, но притворяется, чтобы мы подумали, будто он хороший человек.
Ну так и пусть делает! Мне все равно, что он там внутри думает. Если дела хорошие – то и он хороший.Читать далее
Метки: мусар недельная глава Торы |
Рав Нахман бар Яаков |
Выдающийся законоучитель, глава общины в Неардее
Рав Нахман бар Яаков (в Талмуде назван просто «рав Нахман»; умер в 4079 /319/ г.) — выдающийся законоучитель, глава общины в Неардее.
В юности учился у Шмуэля (см.) в Неардее (Седер адорот).
Когда Неардея была отстроена после разрушения войсками Пальмиры в 4018 /258/ году, р. Нахман стал руководителем возрожденной общины и городским даяном (судьей).
Его авторитет законоучителя был столь высок, что ему доверили единолично разрешать имущественные тяжбы, заменяя собой весь состав суда (Санхедрин 5а). Более того, если между ним и другими мудрецами возникали разногласия в понимании законов, касающихся имущественных споров, окончательное решение, как правило, устанавливалось именно в соответствии с его точкой зрения (Ктубот 13а) — и даже в дискуссии с мудрецами более старшего поколения, р. Уной (см.) и р. Шешетом (см.) (Седер адорот).
Среди его учеников были р. Йосеф бар Хия (см.), а также Рава (см.) — глава мудрецов четвертого поколения.
С разрешения издательства Швут Ами
Метки: Рав Александр Кац из цикла «Еврейские мудрецы» темы: Биографии раввинов Талмуд |
Значимость еврейского имени |
Еврейская традиция придает огромное значение имени человека. Согласно учению иудаизма, имя – не просто отличительный признак, но сущностная черта, связанная с основополагающими характеристиками личности. Между человеком и именем, которое он носит, существует тесная взаимосвязь. Имя определяет наклонности и характер человека, влияет на его судьбу.
Название любой вещи на Святом языке выражает ее суть. Точно так же имя человека выражает его духовную сущность. Поэтому у еврея обязательно должно быть освященное традицией имя на святом языке – иврите.
Иудаизм объясняет значимость еврейского имени для человека следующим образом. Согласно Каббале, мир был создан с помощью "Десяти речений" на святом языке, фигурирующими в повествовании Торы о сотворении мира. Буквы "Десяти речений" даруют жизненную силу всем элементам мироздания – даже"безжизненным", казалось бы, камням и минералам. Каждой сущности мироздания соответствует уникальная, именно ей присущая комбинация букв святого языка. Таким образом, название на святом языке – это сочетание букв, образующих "формулу жизни" данного творения. Не является исключением и имя человека. Как учат наши мудрецы, буквы еврейского Читать далее
|
рав Ури Амос Шерки |
рав Ури Амос Шерки (אורי עמוס שרקי, rabbi англ. Uri Sherki; родился в 1959, Алжир) — выдающийся израильский раввин религиозно-сионистского направления. Представляет наиболее модернистское направление в религиозном сионизме. Инициатор активной деятельности в развитии концепции "Бней Ноах" как универсальной религии для человечества.
|
Рав Шешет |
Р. Шешет пользовался высоким авторитетом законоучителя — «его законодательные решения были так крепки и прочны, как будто изготовлены из металла»
Рав Шешет — выдающийся знаток устной традиции и законоучитель. Ученик р. Уны (см.), близкий друг р. Хисды (см.) и его постоянный оппонент в законодательных обсуждениях (Седер адорот).
Р. Шешет был слеп (Брахот 58а), но компенсировал это своей исключительной памятью: он стал живой сокровищницей устной традиции; его знания были в высшей степени организованы и упорядочены (Эрувин 67а, Раши). Рассказывают, что каждые 30 дней р. Шешет повторял все, что хранилось в его памяти, — подобно богачу, он перебирал содержимое своей сокровищницы, и это доставляло ему особую душевную радость (Песахим 68б). Перед его всеобъемлющей эрудицией трепетали все его оппоненты, и даже р. Хисда, признанный глава поколения (Эрувин 67а).
Р. Шешет пользовался высоким авторитетом законоучителя — «его законодательные решения были так крепки и прочны, как будто Читать далее
Метки: «Еврейские мудрецы» темы: Талмуд Биографии раввинов Рав Александр Кац Рав Шешет |
Удобное и бесплатное приложение ХиТаС для мобильных телефонов |
В AppStore и Android Play Market можно бесплатно скачать приложение «Хитос», разработанное специалистами Isroel D.
«Хитос» поможет иудеям читать необходимые религиозные тексты каждый день со своего смартфона.
Днепропетровская еврейская община сообщает, что благодаря поддержке ее активиста и одного из лидеров еврейского возрождения Леви Риера, появилось удобное и полезное приложение «ХиТаС» для мобильных телефонов на операционных системах iOS и Android.
|
Рейш Лакиш |
Реш Лакиш приступил к изучению Торы с великим рвением. Рассказывается, что «он повторял изученный материал как минимум 40 раз — по числу дней, проведенных Моше на горе Синай, — и лишь затем приходил на новый урок р. Йоханана»
Раби Шимон бен Лакиш (Реш Лакиш; ум. ок. 4039 /279/ г.) — ученик и ближайший коллега р. Йоханана.
По свидетельству кабалистов, он был воплощением души Ишмаэля, сына праотца Авраама (Седер адорот).
В юности он изучал Тору, но затем, связавшись с шайкой разбойников, «сбросил с себя ярмо закона» (Бава меция 84а, Тосафот). Реш Лакиш стал предводителем банды, и только вмешательство р. Йоханана «вернуло его под сень Шехины». Он начал занятия в ешиве р. Читать далее
Метки: Рав Александр Кац из цикла «Еврейские мудрецы» темы: Талмуд Биографии раввинов Реш Лакиш |
Похмелье Лота |
Сказано в Талмуде про пьяного человека (трактат Эрувин 65а), что его сделки считаются сделками правомочного человека (который полностью отвечает за свои поступки). Еще сказано, что, если нарушил запрет, наказывается согласно закону, а если ему полагается смертный приговор, его убивают по суду. После чего следует общее правило (посмотрите сами, отрывок написан на святом языке, не по-арамейски): в любом положении закона он считается обычным человеком, кроме одного – он свободен от молитвы. (Ибо, если выпил, какая тут молитва?)
Пришел великий учитель раби Ханина и добавил: все это касается человека, который не напился подобно
Лоту. Но если напился как Лот – свободен от любого наказания (которое ему полагается за деяния, совершенные во время алкогольного опьянения).
Так звучит и закон. См. Шульхан-Арух, Хошен Мишпат 235, 22; Рамбам, Законы "назира" 1, 12.Читать далее
Метки: Лот Талмуд |