Энциклопедия «Япония от А до Я» |
|
|
|
Не думаю, что очень долги ночи
Осеннею порой,-
Давно идёт молва,
Что ночь и осенью короче,
Когда любимая твоя - с тобой!
* * *
Осенними полями я бродил,
Стал влажен от росы
Шёлк белых рукавов,
И ныне рукава промокшие мои
Благоухают запахом цветов!
http://yaponika.com/tanka/otikoti-mitsune
Энциклопедия «Япония от А до Я»
КАМО Мабути
КАМО Мабути (1697–1769) — выдающийся ученый и поэт, один из самых ярких представителей "отечественной школы" ("кокугаку") первой половины XVIII в.
Родился в городе Хамамацу, расположенном на торговом пути из Киото в Эдо, в семье служителя синтоистского святилища. В юности с увлечением занимался изучением древнеяпонских классических памятников, позже, переехав в Киото, стал учеником основателя школы кокугаку Када Адзумамаро (1669–1736) и только после его смерти переселился в Эдо, где стал членом Общества по изучению "Манъёсю".
Помимо антологии "Манъёсю", изучение и реконструкция которой стали главным делом его жизни, в круге интересов Камо Мабути были и такие памятники древнеяпонской литературы, как "Кокин(вака)сю", "Гэндзи-моногатари" и др. Постоянное общение с ними не могло не наложить отпечаток на его собственное поэтическое творчество.
Мабути был, пожалуй, самым крупным поэтом среди всех представителей школы кокугаку, под его влияние попали почти все его ученики и последователи.
Известны также философские работы Камо Мабути, особенно так называемое пятикнижие: "Кокуико" ("Размышления об отечественной науке"), "Каико" ("Размышления о поэзии"), "Гоико" ("Размышления о языке"), "Бунъико" ("Размышления о стиле"), "Сёико" ("Размышления о словесности"). Все эти трактаты были вчерне написаны до 1760 г. и переработаны в последние годы жизни.
часть материалов из источников:
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Японский художник Shu Mizoguchi родился в 1972 году в Хиросиме. Талант художника раскрылся, когда он работал как художник-график для компьютерных игр. Mizoguchi это его фамилия; он подписывает свои работы "Shu", это сокращенная форма его имя (Shuichi). Теперь он независимый художник, работает над созданием картин в стиле фэнтези.
Сайт автора:
Нэцкэ.
продолжение
начало:
http://www.liveinternet.ru/users/smart50/post183135487
Мастера осваивают новые материалы — металл, керамику — и изготовляют брелоки двойного назначения: в виде миниатюрных ножичков, пепельниц, принадлежностей для чайной церемонии и даже часов.
Множество нэцкэ выполнено в виде театральных масок. Встречаются маски театров Бугаку, Гигаку, Но и совершенно фантастические, рожденные воображением их создателя.
История экспорта нэцкэ на Запад началась с любопытного эпизода. Известно, что в 1853 году американский командор М.Перри по приказу президента США Филмора привел свои корабли к Токио и убедил Японию стать открытой для торговли с Западом. Один из носильщиков, обслуживающих американских моряков, носил свой кисет с табаком на поясе; заметив его нэцкэ в форме театральных масок, кто-то из офицеров был поражен их красотой и изяществом и попросил носильщика продать их ему или подарить. Японец, напуганный настойчивыми просьбами иностранца, беспрекословно расстался с нэцкэ, получив за это от американца множество сувениров и подарков. История дошла до японских властей, которые, прежде всего, обвинили бедного носильщика в самовольной торговле с иностранным государством и посадили его в тюрьму. По просьбе американцев беднягу вскоре выпустили, а офицер разыскал его и сказал, что готов купить целую партию нэцкэ и даже дать на это деньги. Со временем носильщик по имени Козабуро открыл торговую компанию Sanko Schokai по продаже нэцкэ и предметов искусства в страны Запада. С тех пор десятки тысяч лучших японских нэцкэ украшают собрания музеев и частных коллекционеров по всему миру, а японские историки искусства не скрывают огорчения по поводу бедности национальных экспозиций и свершившейся утечки части своего культурного наследия.
Когда Япония покончила с многовековой изоляцией от внешнего мира, популярность нэцкэ у японцев упала, вытесненная острым интересом к западному быту, западной культуре. Но зато они стали необыкновенно популярны у европейцев. Мода на коллекционирование их была так велика, что в самой Японии нэцкэ, изготовленных старыми мастерами, почти не осталось, а лучшие коллекции теперь находятся в музеях Европы, Америки и в руках частных западных владельцев.
В России богатые коллекции японских нэцкэ хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном музее искусства народов Востока, у частных коллекционеров. Одним из известных собирателей нэцкэ был А. М. Горький.
Нэцкэ использовались и как амулеты обереги. каждая фигурка имела своё значение. Она укрепляла определённые качества у своего хозяина и давала ему то, что олицетворяла сама.
Это древние мудрые талисманы и помогают они по-древнему мудро.
Дайкоку и Эбису - счастье и удача, идущие рука об руку. Два бога счастья: Дай-коку изображается в костюме-каригину, в шапке тори-эбоси, с молотком, крысой и мешком. Считается, что с каждым ударом колотушки увеличивается счастье, здоровье и любовь, а мешок с волшебным рисом, который он держит в руке, символизирует богатство и достаток. Эбису изображается с волшебной рыбой Тай, символом удачи.
Хотэй - "холщовый мешок"- один из богов счастья:бог общения, веселья и благополучия. Он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществлении заветных желаний. С этим связано поверье: если потереть фигурку Хотэя по животу 300 раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Изображение Хотэя связано с конкретным персонажем, который жил в Китае в X веке: маленький, толстый монах по имени Ци Цы с большим холщовым мешком и четками, ходивший по деревням. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-то спрашивал, что находится в его мешке, он отвечал, что там у него весь мир. Однажды, будучи уже пожилым, сидя у какого-то храма, Хотэй сказал: "Эх, люди, люди, не узнали вы меня. Ведь я грядущий Будца-Майтрейя". И, действительно, Хотей является эманацией Будды-Майтрейя. На Дальнем Востоке пришествие Будды-Майтрейя, которое понималось как упорядочение Вселенной как достижение мировой гармонии, в народном осмыслении означало наступление эры процветания, благополучия, довольства и беззаботной жизни всех людей. Не случайно Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности. В XVII в. образ Хотея был канонизирован.
Сова – символ мудрости, интуиции и ясновидения. Поскольку сова способна видеть в темноте, она традиционно олицетворяет собой духовную мудрость и спокойствие, способна чувствовать, понимать и предсказывать события. Помогает стать мудрее, духовнее и развить интуицию. Эти три качества абсолютно необходимы в жизни, чтобы всё делать правильно и побеждать
Кабан – по китайскому гороскопу Кабан сулит не только изобилие, счастье и радость. Он является символом процветания, благородства, возможности жертвовать собой ради защиты потомства. Кабан имеет мощные клыки, крепкую шкуру, он вынослив, непреклонен и благороден при защите слабых. Считается, что ему покровительствуют космические силы. И даже потакая своим слабостям или уступая другим, Кабан живёт в гармонии и богат не только материально, но и духовно.
Змея – олицетворяет знание и мудрость; преобразование и преображение. Змея сбрасывает старую кожу, меняя ее на новую. олицетворяет основной принцип движения энергии в пространстве и во времени. Её сущность раскрывается в “тибетской книге мёртвых”: “Я змея сата, живущая в самых дальних уголках земли. Я умираю, Я рождаюсь, Я становлюсь с каждым днём всё моложе и красивее”. На востоке Змея – символ женской красоты. “Вы прекрасны, как змея”, – говорят там. Змея – символ таинственных сил, телепатии, ясновидения, левитации, а также возможности покорять пространство и время; символ вечного обновления. Змея обладает возможностью сбрасывать кожу всякий раз, когда вырастает из неё, поэтому она не только долго живёт, но и способна перерождаться, выходя из житейских бурь обновлённой и ещё более прекрасной. Познать Змею – познать мир и принципы его творения.
Но нэцкэ использовали не только как деталь одежды. Примерно в это же самое время в Японии появляется такой редкий и дорогой материал, как рог носорога и моржовая кость, привозимые голландскими купцами, по сути, первыми связавшими Японию с Европой. Японские знахари верили, что если поверхность нэцкэ, изготовленную из полых костей кита-нарвала или моржового бивня, соскоблить ножом и порошок этот бросить в отвар, то это средство способно излечить простуду.
Эпоха массового интереса японцев к нэцкэ как к факту искусства началась в XIX веке, когда ряд мастеров, основываясь на старых записях, картинах и гравюрах, стали воссоздавать античные японские нэцкэ X-XIII веков.Сегодня полки музеев и коллекций занимают нэцкэ в форме знаменитой бутылочки для рисовой водки саке или копии куклы XVIII века из слоновой кости, ставшей классикой, и миниатюрные маски из театра Кабуки XVI-XVII веков.
Дракон - символ силы духа, хранитель сокровищ и тайн. Он дарует мощь и непобедимость. Является воплощением магической силы. Считается, что дракон (если захочет) может подарить человеку бессмертие, авторитет и власть. Он способен давать очень хорошие советы и видеть вещи в истинном свете, считается хранителем сокровищ, тайн, секретов и часто олицетворяет необыкновенную силу и могущество. Обладая магическими способностями, Дракон может извергать огонь и даже вызывать землетрясения. Его способность завораживать и добиваться всего мистическими способами заставляет искать дружбы с ним. Он является воплощением мудрости, миролюбивой силы и доброты, символ живоносных вод. У китайского дракона голова верблюда, рога оленя, глаза демона, чешуя рыбы, когти орла, лапы тигра, уши быка и длинные усы кошки. Он может стать маленьким, как шелковичный червь, или таким огромным, что накроет своей тенью весь мир. Дракон с лапами о пяти когтях, держащий жемчужину мудрости, является символом императора. Его божественным покровителем. На императорской печати всегда изображается дракон, летящий в облаках, охраняющий жемчужину мудрости, красоты и непорочности. Жемчужина олицетворяет всё самое лучшее, что было, есть и будет у человека
На протяжении долгого времени нэцкэ были чем-то вроде культурных и религиозных хроник из жизни страны; их сюжетам и героям несть числа. Среди них - боги и демоны, пейзажи и люди, птицы и животные. Азартные игроки носили нэцкэ со змеёй или черепом, что должно было принести им удачу, верующие - фигурки знаменитых буддистов, любители театра - нэцкэ, изображающие маски, люди, желающие выздороветь, фигурки, изображавшие целителей или слепых массажистов.
Жизнь у мастеров нэцкэ была несравненно беднее, чем у придворных художников, обслуживавших японских феодалов сёгунов: художники лучше оплачивались и даже могли получить творческую студию от императорского департамента искусства. Зато творческой свободы и возможностей для поиска у авторов нэцкэ было гораздо больше. Эта раскованность мастеров нэцкэ видна в их ироническом, а порой и карикатурном изображении богов и религиозных кумиров, в значительно опережающей своё время пластике. Например, S. Unjido, изобразивший знаменитого китайского монаха VII века Б.Зен-Ши, а также десятки других мастеров.
Немало профессиональных ухищрений, секретов и сноровки было вложено в дизайн нэцкэ. Например, миниатюра "Осы" была выполнена в форме сот, из которых выглядывают крошечные осы. При встряхивании эта нэцкэ издавала звук трещотки, подражающий жужжанию осы, но "шумовые элементы" из самой миниатюры не выпадали. Другие хитроумные изделия прятали в себе скрытые выдвижные части или другие маленькие сюрпризы. Выдающимся мастером XVIII века считается Tоmokazu из Киото. Его знаменитая нэцкэ "Слепой не боится змеи, или Неведающий - счастлив", размером всего в 5 см считается подлинным шедевром. О его способности отдаваться работе на несколько суток подряд, позабыв о еде, рассказывали хроники. Его мастерство и память о нем увековечены в одном из самых известных японских храмов.
Нэцкэ «Демон, просящий милостыню», дерево,
Морита Соко.
Выдающимся мастером нэцкэ признан S.Yoshimura, работавший в середине XVIII века. Его фигуры демонов, сделанные из раскрашенного кипариса, находятся в Императорском музее Токио. Великий японский мастер XIX века Кайгокусаи был самоучкой. Немногочисленные работы, оставшиеся на родине ( 80% его работ было вывезено за границу), хранятся в коллекции императорской семьи. Его выдумка была неистощима. Серия его эротических нэцкэ "с запретными наслаждениями" была невозможна в практическом применениии, но зато cтала доходной статьёй экспорта и хранится в частных коллекциях и музеях. Он был знаменит своим талантом, большим кругом учеников, тем, что ежедневно выпивал больше двух литров рисовой водки саке, и, тем не менее, прожил восемьдесят лет.
Нэцкэ «Дракон в тыкве-горлянке», дерево, высота 5,0 см.
Тыква-горлянка является символом здоровья. Легенда гласит: плод тыквы-горлянки ху-лу (улоу) широко использовался как емкость для переноски воды, так как чистая, пригодная для питья, вода была настоящей ценностью. В практике Фэн-шуй считается, что тыква-горлянка собирает в себя здоровье, накапливает его и не позволяет ему рассеиваться. Диапазон применения этого талисмана очень широк: здоровье для человека – самая большая ценность. Если в доме есть больной, тыква способна отвращать действие злых сил, улучшать душевное состояние и настроение. Особенно благотворно действует на здоровье улоу с изображением дракона - символа удачи и счастливых перемен, а для заболевшего человека счастливые перемены несут выздоровление.
Но даже став предметом искусства, нэцкэ в большинстве своём еще долгое время оставались только частью ансамбля, дополняющего кимоно, и, как правило, выполнялись в едином стилевом ключе вместе с небольшими сумочками - инро ( inro), которые могли быть сделаны из дерева, кожи, керамики, и зажимами, стягивающими шнур у сумки - ojime. В зависимости от назначения инро могли состоять из нескольких отделений; в которых странники или торговцы хранили лекарства, бумаги и т.д.; их носили хмурый чиновник, непреклонный самурай и сговорчивая гейша.
В зависимости от формы миниатюр и их сюжетов японские эксперты делят нэцкэ на четыре типа. Первая, katabori, изображает человеческие фигурки и животных. Вторая, katamiguta ( из районов Токио и Киото), имеет чашеобразную или овальную форму. Представляет собой комбинацию слоновой кости, рога с металлом или сплавами в виде диска. Такие нэцкэ делали многие известные граверы по металлу.
Нецке "Трехлапая жаба"
Символ богатства и бессмертия. Пожелание духовного и материального благополучия.
Нецке manju делают из дерева, бамбука, слоновой кости. Они были круглыми, плоскими или квадратными по имени пирога, называемого manju. Такие нэцкэ украшались резьбой или гравировкой и тоже состояли из разнородных материалов.
Нецке "Лакшми"
Лакшми-богиня счастья, красоты и богатства.
И, наконец, нэцкэ ryusa: с изображением цветочного орнамента, птиц и арабесок. Разумеется, такое разделение - самое общее. Собиратели предпочитают отбор по принадлежности к определенной художественной школе или историческому периоду, или сюжету.
Нецке "Скарабей"
Скарабей-благожелательный символ. Если путник на дорогах встречал жука, к нему приходили удача и счастье.
С последующим появлением в обиходе японцев европейского костюма с десятком карманов создание нэцкэ окончательно определяется как самостоятельное направление в декоративном искусстве.
Среди десятков тысяч экспонатов Музея Питта Риверса при Оксфордском университете достойное место занимает коллекция нэцкэ, подаренная музею в 1944 году Г. Гюнтером. Разнообразие сюжетов и мастерски исполненная резьба по дереву и кости привлекаюет к коллекции множество посетителей. Среди восьмисот миниатюр есть насколько изображений монаха Дарумы, почитаемого всеми основателями японского дзен-буддизма, который, по преданию, общаясь с космосом, медитировал так долго, что ноги его потеряли способность ходить.
Черепаха символизирует мудрость, долголетие и здоровье. Считалось, что черепаха может прожить тысячу лет, поэтому она необыкновенно мудра и может дать бесценный совет. Она делится своим опытом, накопленным в течение долгой жизни. Мудрая черепаха помогает рационально распорядиться доходами и сулит поддержку влиятельных людей. Также она считается образом Вселенной: её панцирь – небесный свод, а живот – земная поверхность. Черепаха является символом дома, устойчивости и благополучия.
Как и многие другие музеи США, Музей искусства Азии в Сан-Франциско начался с огромной частной коллекции восточного искусства, которую подарил в 1966 году крупный чикагский промышленник и коллекционер А Брундейж. Более трехсот античных нэцкэ и инру XVIII и XIX веков сегодня составляют одно из наиболее полных и интересных собраний в стране.
Американец В. Бошар собирает японскую живопись и нэцкэ вот уже четыре десятка лет. В 1964 году, находясь в Токио, он купил в художественной галерее двенадцать штук нэцкэ , выполненных как знаки зодиака. Они были подписаны знаменитым мастером Мацасуга и относились, по словам владельцев галереи, к концу XIX века. Позднее, узнав предмет поближе, он понял (как это бывает с начинающими), что купил подделку 1960 года изготовления. Более того, он узнал подлинное имя автора подделки, который и сам считался отменным мастером: просто галерея " попросила его помочь" и подписаться чужим именем. Сегодня эти экспонаты находятся в его собрании под настоящим именем автора. В собрании Бошара более 500 нэцкэ, и, что особенно ценно для собирателя, приобретение многих из них было одобрено крупнейшим в мире авторитетом в области нэцкэ Р. Бушелом.
Р. Бушел начал составлять свою коллекцию в 1945 году, в бытность свою капитаном американского флота, расквартированного в Японии. Занимаясь собирательством нэцкэ в течение всей жизни, он создал крупнейшее в мире частное собрание. Оставшись жить в Японии, и годами ведя серьёзную исследовательскую работу, он отыскивал в японской провинции настоящие шедевры. Р. Бушел не только написал ряд обзорных и аналитических статей по искусству нэцкэ, но перевел с японского и адаптировал для англоязычного читателя работу известного искусствоведа У. Рейкики, впервые пробудив во всем мире живой интерес к этому искусству . И хотя коллекция Р.Бушела была четыре года назад распродана его потомками на аукционе Cотби, 150 работ из его коллекции по-прежнему украшают постоянную экспозицию County Museum в Лос-Анджелесе.
Международное общество собирателей нэцкэ INS объединяет коллекционеров из тридцати стран Азии, Америки и Европы. Здесь издается иллюстрированный журнал, проводятся выставки и конференции.
Мир нэцкэ поражает разнообразием сюжетов и материалов.Нецке может быть изготовлена из панциря черепахи, фарфора, коралла, янтаря или лакированного дерева. Cегодня нэцкэ - это не только коллекционирование, но и часть прибыльного сувенирного бизнеса. Их выпускают в форме пепельниц и зажигалок, куколок и пластинок, украшенных мини-компасом или циферблатом солнечных часов. Элегантные нэцкэ украшают рукоятки коллекционных кинжалов, канделябров и личных печатей. В число популярных на рынке украшений входят и нэцкэ, сделанные в форме подвесок на цепях или кожаных шнурах и украшенные полудрагоценными камнями.
Гамма-сэннин - бессмертный с жабой - святой, который воспринял от жабы секрет долголетия и прославился как маг и врачеватель. Обычно нэцкэ, изображающая Гамма-сэннина дарится с пожеланием счастья, здоровья и долголетия.
Одна из сложностей в коллекционировании нэцкэ состоит в том, что многие мастера по японской традиции имели в течение жизни несколько имен, кличек и псевдонимов, которыми подписывали работы, что усложняет жизнь собирателям и экспертам и упрощает бизнес для тех, кто занимается подделками. Открытие другой культуры сродни проживанию еще одной жизни. И пусть Япония останется для большинства из нас философским Садом Камней, где какой-нибудь из камней всегда остается скрытым для глаза. Соотносить преходящее и вечное, "видеть небо в чашечке цветка" и мир в капле росы - одно из свойств японской души. И познавая чужую культуру, мы начинаем лучше понимать свою собственную и самих себя.
Дунфаншо - бог счастья, покровитель золотых и серебряных дел мастеров. Обычно изображается с мешочком золота и серебра. Приносит удачу в делах, торговле и ремеслах. Также он считается богом гармонии и равновесия. Золото и серебро в мешочке - символ двух уравновешиваемых начал - солнце и луна, инь-ян, мужское и женское начало, и т.д. Считается, что он приносит удачу и гармонию в отношениях между мужчиной и женщиной.
нэцкэ
"ОРАНГУТАН"
Серия сообщений "поэзия":
Часть 1 - Сто часов счастья. Вероника Тушнова.
Часть 2 - Игорь Северянин. И, в грезах, поехал в Китай.
...
Часть 21 - АННА АХМАТОВА — АМЕДЕО МОДИЛЬЯНИ ("100 великих историй любви")
Часть 22 - Кони привередливые
Часть 23 - Энциклопедия «Япония от А до Я»
Часть 24 - В одно безумье дважды не войти, Но все ж моей рукою водит кто-то ...
Часть 25 - Светские красавицы в стихах и на портретах .
Рубрики: | художники города и страны |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |