На
ЕЖЕ разгорелась дискуссия о морали и праве. Поводом послужил вопрос о допустимости публикации фотографий трупов жертв терракта в Тольятти. Но обсуждение, как водится, быстро вышло на самый высокий уровень обобщений. Один из авторитетных коллег написал:
> Мораль потому и стоит над законами, пытающимися расписать
> разрешения всех проблем еще до того, как они сформулированы, что
> не требует явно и заранее сформулированных ответов.
А я ему отвечаю:
Мораль не стоит "над законами", потому что как Вы сами отметили, нет единой иерархии, а есть различные типы представлений о правильном и неправильном, допустимом и неприемлемом.
Законы (и шире - право) отличаются от морали отнюдь не готовыми ответами на все возможные проблемы, а насколько возможно ясной процедурой их разрешения. Правовое означает, прежде всего, процедурное. В отличие от сакрального, чувственного.
Мораль отличается от права тем, что как раз содержит в головах (или, если кому нравится, в сердах) четкие нормативные установки: каждый носитель определенной морали знает, что хорошо и что плохо. Знает именно ДО возникновения любой ситуации, ощущает это знание именно как имманентно присущее ему (и его сообщникам, соплеменникам, согражданам), впитанное "с молоком матери", а точнее - вмененное путем образования, приобщения к соответствующей культуре.
В функционировании морали тоже возникают ситуации, требующие "тонкой настройки": в трудных случаях человек обращается либо к себе (рефлексируя, взаимодействуя с собственной совестью), либо к своему богу, либо к его представителю на земле священнику (жрецу, шаману и т.п.). Наиболее привычный же способ - поступать "как все". Имея в виду, разумеется, всех своих, "наших".
Постоянные дискуссии на Листе (как и на любой иной общественной площадке) на темы морали легко объясняются именно этими механизмами: люди либо ищут носителей сходных моральных установок, чтобы свериться с ними в неоднозначных ситуациях, либо пытаются расширить число своих единомышленников (и единочувственников), чтобы повысить комфортность своего общественного существования.