Правда ли, что срок безупречной службы запрограммирован в автомобилях?
Надёжные и долговечные приборы, и товары лишают производителей возможности непрерывно наращивать экономический рост, получая всё большие прибыли. Потребитель должен покупать как можно больше товаров, должен чаще их менять на новые и мнимо усовершенствованные модификации. И для этого производители придумали эффект запланированного устаревания (ЗУ), когда срок службы товара искусственно сокращают вплоть до того что закладывают в его конструкцию программу поломки через короткий срок эксплуатации. Ну, а в потребителе необходимо вызвать недовольство товаром, который ещё недавно его устраивал. А главное – потребителя надо убедить купить новейший товар, созданный по последней моде.
Инженеры старой школы стремились создавать как можно более долговечные вещи, а инженеры новой, рыночной, напротив, вдохновенно работают над тем, чтобы изобрести как можно менее долговечный товар, — говорит
Жиль Слейд, канадский писатель, автор книги Сделано, чтобы сломаться. Производители поняли – долговечность не ведет к сверхприбылям. Современные вещи намерено сделаны так, чтобы к моменту выплаты кредита приходить в негодность.
Потребительство с 1950-х годов стало образцом западной жизни, а
ЗУ — скрытой от обывателя основой экономического роста развитых стран. Между прочим, в странах социалистического блока экономика прекрасно обходилась без ЗУ. Она была основана не на свободном рынке, а на государственном планировании. В этом были определенные минусы, но были и плюсы. Вот и товары, произведенные ею, служили десятилетиям. Например, в
ГДР срок службы холодильника равнялся 25 годам.
Современный автомобиль, как и смартфон или компьютер, без поломок служит максимум два-три года. Чуть позднее примкнули к “мировому заговору” производителей и автоконцерны. Поломки, за которые клиент потом платит владелец авто в автосервисе, стали закладывать в конструкцию машины ещё на этапе чертежей. Социальный психолог Олег Покальчук считает подобный цинизм рядовым явлением современной экономики.
В нашем обществе доминирует экономика роста, направленная не на удовлетворение запросов потребителей, а на рост ради роста, — считает Серж Латуш, профессор экономики Парижского университета. — Чтобы его оправдать, надо увеличить объём потребления. Он называет три кита, на которых держится искусственный спрос: ЗУ, реклама и кредит. Общество потребления напоминает гоночную машину без водителя, которая мчится на бешеной скорости и скоро то ли врежется в стену, то ли свалится в пропасть».