-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в PING

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) ЋќЎјƒ»_Ќј_‘ќ“ќ

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.10.2006
«аписей: 1669
 омментариев: 4074
Ќаписано: 11617

«агадки мозга: мы помним то, чего не было

¬оскресенье, 25 ћарта 2007 г. 19:57 + в цитатник
—егодн€ многие специалисты считают, что пам€ть - это не хранилище четких данных, а посто€нно обновл€ющиес€ фантазии

ќдной из главных загадок нашего мозга до сих пор €вл€етс€ пам€ть. Ќасколько велики ее ресурсы? ’ранитс€ ли где-то в наших клетках Ђзаписанныйї опыт предков и этапы развити€ человечества? —нимаетс€ ли наша жизнь на нестираемую киноленту пам€ти или часть увиденного исчезает безвозвратно? ”ченые ищут ответы на эти вопросы и иногда приход€т к неожиданным выводам.

ћ»‘ 1.

90% мозга не используетс€

„“ќ √ќ¬ќ–я“

»з возможностей, которыми обладает наш мозг, используетс€ не более 10 процентов.

Ќј —јћќћ ƒ≈Ћ≈

ћы используем мозг на полную катушку, только не отдаем себе в этом отчета. Ёти пресловутые 90 процентов используютс€ в экстренных случа€х - как тревожна€ кнопка вызова вроде 01, 02, 03. » наш Ђверховный главнокомандующийї готов к любым изменени€м - даже самым глобальным. Ќапример, если наши ноги способны выполн€ть только свои сегодн€шние функции и не смогут в случае чего сделать Ђкардинальный скачокї - научитьс€ Ђбегатьї сквозь пространство и врем€, - то мозг благодар€ своим резервам уже сегодн€ готов к выполнению задач далекого будущего.

- ћожно даже предположить, что €кобы неиспользованные клетки мозга - это запасной фонд Ѕога или ѕрироды, - считает кандидат биологических наук јлександр  јћ≈Ќ— »…. - ¬ обычных услови€х их работа подавлена. Ќо если вдруг на «емле произойдет катастрофа и услови€ жизни станут такими, как тыс€чи лет назад, то древн€€ пам€ть должна заработать и создать такие органы, которые помогут люд€м выжить, - вроде жабр и хвоста.

ƒо сих пор ученым не €сно, откуда в пам€ти некоторых людей по€вл€етс€ странна€ информаци€: не раз были описаны случаи, когда люди, не покидавшие своих мест, точно описывали событи€ и мельчайшие детали из жизни людей прошлого или детали интерьеров старинных домов, в которых они никогда не были. ћожет, это еще не исследованна€ генетическа€ пам€ть? —егодн€ о ней известно только то, что в €йцеклетках и сперматозоидах Ђзаписанаї вс€ информаци€ о строении и функци€х жизни любого живого существа. Ёта Ђинструкци€ по эксплуатацииї передаетс€ с половыми клетками из поколени€ в поколение в виде набора генов.

Ќо даже возможности тех 10 процентов мозга, которые у нас активно задействованы, мы используем не до конца.

ћ»‘ 2.

ѕам€ть в точности сохран€ет все, что с нами произошло

„“ќ √ќ¬ќ–я“

Ќаша пам€ть функционирует так: сначала в нее закладываетс€ кака€-то информаци€, а потом, когда нужно что-то вспомнить, мы ее оттуда извлекаем. ј если что-то забыли, можем вспомнить это под гипнозом или в результате стресса.

Ќј —јћќћ ƒ≈Ћ≈

ћы больше фантазируем, чем описываем реальную картину действительности. ћеханизм считывани€ информации из пам€ти очень хрупкий, легкоранимый и часто выходит из стро€. ѕо словам руководител€ лаборатории нейробиологии пам€ти »нститута нормальной физиологии –јћЌ профессора  онстантина јЌќ’»Ќј, информаци€ о каком-то событии формируетс€ в одних структурах мозга, а извлекаетс€ при воспоминании из других - она как будто все врем€ Ђпутешествуетї. » самое главное, она не только находитс€ не там, где Ђее положилиї, но она и Ђне таї. ¬оспоминание значительно отличаетс€ от оригинала. ѕам€ть никогда не бывает точной копией прошлого.

Ёто доказал опыт знаменитого кембриджского психолога ‘редерика Ѕј–“Ћ≈““ј. ќн показывал испытуемым необычный рисунок и просил по пам€ти воспроизвести его. ѕотом предлагал повторить рисунок спуст€ несколько дней, затем - еще через неделю, и так несколько раз. ¬ итоге выложил все картинки в р€д и увидел, что каждое следующее изображение отличаетс€ от предыдущего, а последнее совершенно не похоже на оригинал. Ќо студенты были уверены, что они изображали то, что видели собственными глазами! ѕо словам Ѕартлетта, воспоминание - это творческа€ реконструкци€, попытка заново пережить свое первое ощущение, а стара€ информаци€ в мозге Ђпереписываетс€ї, Ђзатираетс€ї новой.

»сследователи сегодн€ интерпретируют это так: когда мы вспоминаем прошлое, мы вначале должны Ђстеретьї прежнюю информацию об этом событии и поверх этого уложить повторное воспоминание. ≈сли вмешатьс€ в этот момент в процессы воспоминани€, то старое стираетс€, а новое не укладываетс€.

- ѕам€ть к тому же пластична: она может зависеть даже от постановки вопроса, - говорит профессор јндрей √–»√ќ–№≈¬. - “ак, во врем€ одного эксперимента испытуемым был показан фильм о дорожно-транспортном происшествии и задан один из двух вопросов: Ђ¬ы видели одну разбитую фару?ї или Ђ¬ы видели разбитую фару?ї Ѕольшинство отвечающих на первый вопрос подтвердили, что видели одну разбитую фару, часть ответила, что две. ¬торые опрошенные лишь в половине случаев подтвердили, что видели разбитую фару. ј на самом деле в фильме не было показано вообще ни одной разбитой фары!

¬ мозг можно внедрить ложные воспоминани€ даже преднамеренно. Ѕудучи однажды внушенными, они неотличимы от истинных и будут казатьс€ реальными наперекор фактам.

“акие выдумки даже могут пройти проверку на детекторе лжи. ¬от только один пример. „етырехлетнему мальчику исследователи говорили раз в неделю на прот€жении 11 недель, что он пережил нереальное событие: Ђ“еб€ увезли в больницу потому, что ты сунул палец в мышеловку. “ак все и случилось?ї » записывали его ответы. 1-€ недел€: ЂЌет, € никогда не был в больницеї. 2-€ недел€: Ђƒа, € плакалї. 4-€ недел€: Ђƒа, € помню, это было как порезї. 11-€ недел€: ЂЌу € смотрел, а потом не видел, что делаю, и палец как-то попал туда. я спустилс€ вниз и сказал папе, что хочу кушать, и потом палец попал в мышеловку. Ёто произошло вчера. я ездил в больницу вчераї. Ѕолее того, даже под гипнозом, который еще недавно считалс€ надежным способом восстановить забытые человеком событи€, люди не столько вспоминают, сколько выдумывают. „асто - невольно стара€сь оправдать ожидани€ гипнотизера. » мешают в кучу увиденные фильмы, эпизоды из книг и свои фантазии.  огда п€ть разных женщин под гипнозом попросили восстановить картину инсценированного ограблени€, свидетел€ми которого они стали, все п€ть давали совершенно разные показани€ - и про количество бандитов, и про их внешний вид, и про обсто€тельства. “ак что, когда два человека ссор€тс€, вспомина€, как же именно происходило одно и то же событие, они оба не врут - у каждого в голове прокручиваетс€ свое кино...

ћ»‘ 3.

ѕам€ть у мужчин лучше, чем у женщин

„“ќ √ќ¬ќ–я“

Ђƒевичь€ пам€тьї - коротка€, зато женщины чаще бывают злопам€тны.

Ќј —јћќћ ƒ≈Ћ≈

ћозг мужчин и женщин по-разному организует воспоминани€. ∆енщины думают в основном лобными дол€ми мозга. ј они отвечают не столько за логику, сколько за интуицию и эмоции. ѕоэтому представительницы прекрасного пола лучше запоминают все, что вызывало у них какие-то чувства. ћужчины же при запоминании включают логику, у них в шесть раз больше серого вещества, отвечающего за интеллект, и воспоминани€ формируют в первую очередь Ђаналитические центрыї. ѕоэтому их пам€ть легко усваивает цифры, схемы, а из событий выхватывает суть, помогающую решать ту или иную задачу. »нформаци€ не жизненно важна€ чаще уходит в Ђотвалї. »менно по этой причине мужчина часто не понимает, зачем помнить дату первого поцелу€ или день помолвки, если от этого нет никакой пользы? Ѕолее того, если воспоминани€ мужчины - пр€ма€ лини€, то дл€ женщины это - спираль из повтор€ющихс€ витков, возвращающих при€тные событи€ или обиды. ¬ ссорах часто именно женщины €вл€ютс€ инициаторами скандала, поскольку один проступок мужа - задержалс€ на работе
- €вл€етс€ спусковым крючком дл€ переживани€ всех прошлых обид. ј мужчины не вид€т здесь никакой логики: как его сегодн€шнее опоздание св€зано с тем, что на прошлое ¬осьмое марта он не подарил цветов?

«ато женщины отходчивее, уже через час-два после скандала они готовы вступать в переговоры. ј мужчины могут помнить серьезную обиду годами.

 стати, у художников, артистов и прочих творческих личностей, как правило, развит женский, в том числе ассоциативный тип пам€ти - на детали, цвет, запах...

—ѕ–ј¬ ј Ђ ѕї

—колько информации хранит мозг человека в сравнении...

...с книгами

ѕо различным оценкам, объем человеческой пам€ти равен примерно от единицы с семью нул€ми до единицы с 21 нулем. ≈сли исходить из того, что одна книга объемом в 10 печатных листов содержит 432 000 знаков, то мозг человека может хранить информацию, равную по объему от 23 тыс€ч до 300 триллионов книг. ƒл€ сравнени€: фонд одной из крупнейших библиотек мира - Ќациональной библиотеки конгресса —Ўј - составл€ет 100 миллионов книг.

...с компьютером

≈сли же человеческую пам€ть сравнивать с компьютерной, то Ђжелез€каї €вно нам уступает. Ќаибольший объем пам€ти в существующих компьютерах - около 10 триллиона байт (число с 13 нул€ми). „еловеческий же мозг, как установили ученые √арвардского университета, может вместить число байт (1 байт - минимальна€ единица информации, равна€ 8 битам), выражающеес€ числом с 8432 нул€ми.

»« ј–’»¬ј Ђ ѕї

—казки красавиц

ћэрилин ћонро любила рассказывать страшную историю о том, как ее в возрасте 7 лет изнасиловал опекун. Ќо была одна странность: каждый раз кинозвезда называла новое им€ насильника.

 око Ўанель часто рассказывала своим близким друзь€м о сексуальных приключени€х монашек в монастыре, в котором она воспитывалась. ќдному из репортеров удалось разыскать бывшую одноклассницу  око и узнать, что все это лишь фантазии великой модельерши.

ћарлен ƒитрих написала в своих мемуарах, что ее в 16 лет изнасиловал школьный учитель музыки. Ќо дотошные поклонники проверили информацию и обнаружили удивительные вещи.  огда ћарлен было 16, названный ею учитель не только не преподавал в школе, но и вообще находилс€ за пределами √ермании.

“≈—“: ѕ–ќ¬≈–№ —≈Ѕя

 ака€ у теб€ пам€ть?

ќтветьте на вопросы, использу€ четыре варианта ответов: никогда - 0; редко - 1; иногда - 2; часто - 3. ѕодсчитайте результат.

1. —лучаетс€ ли так, что вы забыли фамилию или им€ человека, с которым часто общаетесь?

2. “рудно ли вам следить за действием фильма, телепередачи, книги, потому что вы забыли, что произошло в начале?

3. —лучаетс€ ли вам, вход€ в комнату, мучительно вспоминать, зачем, собственно, вы пришли?

4. Ѕывает ли так, что вы забываете о важных дл€ вас запланированных делах: оплатить счет в —бербанке, прийти на встречу?

5. «атрудн€етесь ли вы вспомнить номера телефонов, которыми посто€нно пользуетесь?

6. “рудно ли вам вспоминать последние событи€?

7. —пособны ли вы заблудитьс€ в знакомом месте?

8. ¬споминаете ли вы иногда с трудом, куда положили ту или иную ненужную вам вещь?

9. Ѕывает ли так, что вы забыли выключить газ, свет, закрыть входную дверь, покида€ квартиру?

10. —лучаетс€ ли вам несколько раз повтор€ть одно и то же, вызыва€ недоумение окружающих?

11. “рудно ли вам вспоминать имена попул€рных людей или названи€ известных мест?

12. ¬ы вынуждены все записывать, так как не надеетесь на свою пам€ть?

13. “рудно ли вам запоминать новые игры, рецепты?

14. “ер€ете ли вы вещи?

15. —лучаетс€ ли, что вы моментально забываете то, что вам только что сказали?

ѕодведем итоги

¬ы набрали 7 очков или меньше: у вас превосходна€ пам€ть - можно только позавидовать.

 оличество очков колеблетс€ между 8 и 15: вам следует начать тренировать свою пам€ть. ¬ этом случае очень помогают кроссворды и задачки на сообразительность.

¬ы набрали 15 очков и больше: ваша пам€ть находитс€, увы, в плачевном состо€нии. ¬ам следует обратитьс€ к врачам.

—ветлана  ”«»Ќј kuzina@kp.ru



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку