-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в PING

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ЛОШАДИ_НА_ФОТО

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.10.2006
Записей: 1669
Комментариев: 4077
Написано: 11631


Незаменимых сотрудников нет?

Вторник, 13 Марта 2007 г. 10:24 + в цитатник
Незаменимый сотрудник почти причисленный к лику корпоративных святых. Не дай Бог ему выпасть из обоймы - компания получит травму, несовместимую с жизнью. Но можно ли ставить благополучие организации в зависимость от здоровья, настроения, личных обстоятельств и, наконец, лояльности сотрудника пусть и очень ценного?


Царь горы

Диктовать свою волю руководству и держать его в напряжении - такое могут себе позволить только действительно незаменимые сотрудники. В самом термине есть некоторая двусмысленность: незаменимый значит, вечный. А ничего вечного, как мы знаем, не бывает, - говорит Алексей Комаров, генеральный директор кадрового агентства Avenue. - С другой стороны, убери двух-трех таких сотрудников, и организация рассыплется под натиском конкурентов. Персонал может разбежаться, так как не будет стержневых людей , способных поддерживать и вести компанию вперед .
Дарья Куклина, заместитель генерального директора компании Ренессанс Страхование . - Есть люди, заменить которых очень сложно: это эксклюзивные специалисты, с высоким уровнем ответственности, за которыми стоит большой объем бизнеса. Тем не менее, абсолютно незаменимых за 10 лет моей практики в HR я не встречала .

Не надо проводить специальных исследований, достаточно приглядеться к коллегам, и уж несколько типов незаменимых вы непременно обнаружите.

Интеллект плюс обаяние

Самый долгий и трудный путь к незаменимости - интеллектуальный: мало быть просто профессионалом, надо стать экспертом авторитетным и влиятельным. По мнению Маралы Чарыевой, генерального директора ООО Росинтер Ресторантс , незаменимыми с полным правом можно назвать сотрудников, обладающих уникальными знаниями и опытом: например, сегодня на рынке очень ценятся менеджеры, имеющие кросс-индустриальный опыт. Среди незаменимых-интеллектуалов люди креативные, носители ноу-хау, инновационные менеджеры, яркие личности, притягивающие внимание к себе и к компании.

Есть профессии (и не только творческие), где успех напрямую зависит от таланта и индивидуальности. В страховании, туризме, рекламе, консалтинге, рекрутменте, где работают не столько с компанией, сколько с конкретным лицом, и отношения с клиентом строятся на доверии, каждый сотрудник по-своему уникален: здесь успех во многом определяется личностными качествами, обаянием, способностью к эмпатии. Недаром мы ходим не на тренинги, а на тренеров, и кочуем из одного турагентства в другое вслед на своим менеджером.

Он слишком много знал

Еще один верный способ стать незаменимым функциональный: сосредоточить в своих руках власть, деньги, информацию, контакты иначе говоря, стать системообразующим сотрудником. По мнению Алексея Комарова, к незаменимым можно отнести тех, от кого напрямую зависит финансовый успех организации, кто осуществляет продвижение или поддержку основных бизнес-процессов.

Функционер становится незаменимым тогда, когда у него появляется возможность своими действиями или, наоборот, бездействием, влиять на поведение и работу коллег и организации в целом. Иван Иваныч, например, умудрился прописать бизнес-процессы под себя и замкнуть на себе некую технологическую цепочку. Попробуйте его уволить пока будете искать замену, цепочка попросту рассыплется!

Среди незаменимых-функционеров много имитаторов - тех, кто специально создает соответствующий имидж, стараясь сосредоточить в своих руках и приватизировать информацию и контакты, ограничив доступ к ним коллег. Старательно имитируют собственную эксклюзивность нелояльные сотрудники, готовые при случае шантажировать руководство своим уходом. Это могут быть финансисты и бухгалтеры, владеющие важной (а иногда и компрометирующей компанию) информацией, менеджеры, работающие с клиентами и готовые в случае ухода увести клиентов за собой. Сколько гуляет по рынку историй о том, как очередной герой уволился из очередной компании, прихватив с собой клиентскую базу!

Цена вопроса

Инстинкт самосохранения заставляет компании задуматься о кадровой безопасности, выстраивании бизнес-процессов таким образом, чтобы временное отсутствие или увольнение даже самого ценного сотрудника не нанесло компании серьезного ущерба. А ущерб может быть значительным. И сюда входят не только затраты на поиск нового ценного работника (гонорары рекрутеров и хантеров, реклама и т.д.).

В зависимости от того, какую должность занимал незаменимый, каков его вес в бизнес-сообществе, это может быть удар по имиджу компании, остановка рабочего процесса, финансовые потери, снижение производительности труда, потеря клиентов и партнеров, возможно, утечка ценной информации, разрыв коммуникаций. Если незаменимый в одиночку вел проект или разрабатывал новое направление потери могут быть невосполнимыми. Сегодня уровень развития любой компании определяется степенью охвата рынка, - говорит Дарья Куклина. - Поэтому незаменимые сотрудники это, в первую очередь, ключевые клиентщики , развивающие и поддерживающие бизнес. За ними стоит большой клиентский портфель, у них высокий статус, как правило, они занимают руководящие должности. И когда такой человек уходит, мы теряем и клиентов, и подразделение. Конечно, все это поправимо, но на какое-то время бизнес компании может просесть .

По мнению Алексея Комарова, руководителям стоит задуматься о цене вопроса , прежде чем подставлять под удар незаменимых или менять структуру компании. К тому же не нужно специально светить таких людей в прессе или на сайте компании, и таким образом строить их личный бренд и играть на руку хед-хантерам. Дарья Куклина считает, что компания должна удерживать любого ценного сотрудника, и в зависимости от степени ценности прилагать те или иные усилия для его удержания.

Оценить ущерб от потери незаменимого сложно, но всегда надо быть готовым к отрицательному прогнозу и использованию внебюджетных ресурсов для удержания ситуации, - полагает Марала Чарыева. - Длительный процесс ротации/замены незаменимой единицы , помимо прочего, дестабилизирует корпоративный микроклимат, обнажая все слабые и уязвимые места в менеджменте компании .

Ты и радость моя, и моя печаль

Как же обезопасить компанию и минимизировать потери? Может быть, стоит провести инвентаризацию так называемых незаменимых и понять, кто действительно представляет ценность для компании, чьи полномочия надо урезать, а деятельность регламентировать. Можно создать систему противовесов: например, перераспределить обязанности и выстроить процесс таким образом, чтобы результат не зависел от одного человека, и информация не была бы сосредоточена в одних руках. И, конечно, надо постоянно заниматься подготовкой кадрового резерва: за спиной каждого незаменимого должна маячить тень резервиста, готового в момент Х подставить свое плечо и не допустить обвала . В крупных компаниях есть планы на случай наступления часа X - когда руководители отрезаны от управления компанией, - говорит Алексей Комаров. - Почему бы не создать подобный план на случай ухода незаменимых?

Марала Чарыева считает, что существование таких сотрудников свидетельствует о незрелости организационной структуры компании и непрозрачности бизнес-процессов, и предлагает следующие меры:

создание организационной структуры, адекватной существующим рыночным потребностям;

формирование прозрачных с точки зрения логики бизнеса и понятных сотрудникам бизнес-процессов;

максимальная привязка бизнес-процессов к функциям, а не к персоналиям;

воспитание командного духа, взаимной поддержки и взаимозаменяемости;

минимум ноу-хау (в позитивном контексте) в производственных процессах;

обеспечение воспроизводства интеллектуальных схем и решений, предлагаемых незаменимыми.

И все-таки без незаменимых компания вряд ли сможет оставаться конкурентоспособной. Такие сотрудники являются не только лидерами мнений в своей компании, но и на своем рынке или в отрасли, среди них создатели новых идей и технологий , - говорит Алексей Комаров. Идет война за таланты, так неужели возвращаться к уравниловке и внушать яркому и, возможно, действительно уникальному человеку, что он такой же, как все? А если он все-таки уходит? Жаль, без него это будет уже другая компания!

rdwmedia.ru

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку