Цитата сообщения Елка_Палкина
Азулежуш - изразцовый мост между Востоком и Западом
Ещё один уникальный вид искусства - помимо
художественного мощения тротуаров - отличает Португалию от других европейских стран - азулежуш. Это странное слово в переводе с арабского означает "полированный камень". Азулежуш - это изразцовые панно, вставки, облицовка целых фасадов зданий.
В Португалию изразцовые плитки завезли арабы. Самые старые относятся к XV в. - это облицовки Королевского дворца в Синтре, монастырь Консейсан в Беже. Поверхность таких плиток рельефна - перегородки и канавки предотвращали нежелательное смешивание красок; орнамент, по мусульманской традиции, состоял, в основном, из звёзд.
В XVI в. у итальянцев была перенята техника майолики с нанесением красок на плоскую поверхность, покрытую цинковой глазурью. Также из Италии пришли новые темы - орнаментальные, мифологические.
В XVII в. глазурованную плитку начали ввозить из Голландии, и многоцветная майолика уступила место сине-белой цветовой гамме.
К середине XVIII в. в Лиссабоне, Коимбре, Порту начали возникать анонимные мастерские по производству собственных изразцов. Композиции стали сложными, со множеством фигур и мотивов.
Но к концу XVIII в. азулежуш снова стали полихромными, их отличает тонкий рисунок - гирлянды, мотивы, навеянные мозаиками, открытыми при раскопках Помпей. Изменилась и техника живописи - кистью по сырой оловянной глазури. В XIX в. началось промышленное производство изразцов, и искусство "вышло в народ" - азулежуш перестали быть привилегией только королевских дворцов и епископских резиденций. Изразцы появились практически повсеместно в наружной и внутренней отделке самых разных зданий и сооружений.
Португальские изразцы можно увидеть и в Москве - в подземном кассовом зале станции метро "Белорусская кольцевая" (выход к Бутырскому валу). Панно с изображением лиц людей разных национальностей, живущих на планете, было подарено мэрией Лиссабона московской мэрии в 1997 г., к 850-летию Москвы.