-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Дмитрий_Крошин

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 47405


Наставление по общению с ДПС.ч.2

Пятница, 16 Января 2009 г. 08:53 + в цитатник

17. За выезд на полосу встречного движения

- Лишать! Лишать!!! ЛИШАТЬ!!! (Анамнез для психиатра)

Первоисточник ст.12.15, привожу ее полностью:
«Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней -
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения -
влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
3. Выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.»
С другой стороны, существует Постановление Пленума ВС №18 от 24.10.06. Примечательно, Постановления Пленума обязательны для судей и ГАИ (Закон о судоустройстве РСФСР, ст.56). Обратите на это внимание инспектора, если тот начинает говорить, что его волнуют только ПДД, а не какой-то суд.
Далее цитирую Постановление, с поправкой на новую редакцию ст.12.15. Комментарии выделены курсивом:
Непосредственно ПДД такой запрет установлен в следующих случаях (т.е. ВС дает исчерпывающий список нарушений, попадающих под 12.15. Например, нарушение п.8.6 ПДД в границах перекрестка или радиуса поворота автомобиля под эту статью подвести уже нельзя.):
а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3; (До появления новой редакции ст.12.15 подвести разворот и поворот налево под выезд на встречную полосу было сложно. ВС с подачи ГАИ признал, что любой поворот налево и разворот – выезд на встречную полосу. Поскольку на перекрестке разметки 1.3 (двойная разделительная) нет, то только там можно поворачивать и разворачиваться. На сегодняшний день особого смысла в этом пункте нет, и обязательность разметки повернулась против ГАИ. Запомните, что на основании этого пункта, вы можете смело утверждать: Нет разметки – нет наказания.)
б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД) (Трех полос без разметки не бывает, с учетом предыдущего пункта, разворачиваться и поворачивать налево через встречную полосу нельзя);
в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (абзац второй пункта 11.5 ПДД). Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения (абзац шестой пункта 11.5 ПДД) (В конце подъема, и на участках дорог с ограниченной видимостью должны стоять соответствующие знаки, см. Ограничение видимости);
г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД);
(По пунктам а, б, в, г следует различать нарушения связанные с поворотом и разворотом – ст.12.15.3 и с обгоном или движением по встречной полосе – ст.12.15.4)
д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (пункт 9.6 ПДД). (Трамвайные пути – не проезжая часть, т.е. ст.12.15.4 при движении по ним не применима)
Нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эта норма является специальной по отношению к статье 12.16 КоАП РФ. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1. Нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, также образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.15 КоАП РФ. (Здесь также следует различать нарушения связанные с поворотом и разворотом – ст.12.15.3 и с обгоном или движением по встречной полосе – ст.12.15.4.)
Конец цитаты.
Обращаю внимание, что ст.12.15 п.3 и п.4 – специальные по отношению к 12.16. Ранее, когда существовала в статье 12.15 не было пункта 4, рассмотрением нарушений по ст.12.16 и 12.15 п.3 занималась милиция. В силу ст.4.4 п.2 наказание следовало по одной самой жесткой статье, т.е. по 12.15.3. Утверждая, что 12.15 специальная по отношению к 12.16 Верховный суд на сегодняшний день лишил ГАИ возможности составлять вместе с протоколом по ст.12.15 п.4, который теперь рассматривается только судом, еще и протокол о нарушении разметки. Это было бы вполне закономерно в силу ст. в силу ст.4.4 п.2, и позволяло бы назначать минимальный штраф при выезде на встречку, если он зафиксирован автоматикой (см.Автоматический режим)
Внимание на знак «Дорога с односторонним движением»: при выезде с прилегающей территории, на которую можно заехать только с участка дороги, обозначенным этим знаком, никакого знака вы не увидите. Нарушив знак, который установлен далеко от места выезда, вы можете лишиться прав (п. 5.6.8 ГОСТ Р 52289-2004).
Обращаю внимание, что по новой редакции наказывается как объезд препятствия справа по обочине или тротуару, так и слева по встречной полосе, если выезд на нее запрещен. Если перед вами заглох КамАЗ, то лучше стоять и ждать, чем рисковать своими деньгами.
«Корреспондент «Газеты» поинтересовалась у Владимира Кузина [зам.начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД], как быть в спорных случаях: например, когда идет грузовая машина по трассе с одной полосой в каждую сторону, а следом легковая. Раньше водитель грузовика мог без ущерба для себя пропустить легковушку, съехав на обочину. А теперь согласно поправкам это считается нарушением, и доброго водителя грузовика накажут штрафом в размере 500 рублей. Так что и легковушке дорогу не уступят, и придется объезжать, и кто-то все равно на обочину заедет. «Инспекторы, они же не монстры, - попытался успокоить Владимир Кузин. - Они же видят, когда нарушение совершено умышленно, а когда водитель был вынужден так поступить». Искренний ответ полковника вызвал не менее искренний смех.»
Если вы вначале выехали на трамвайные пути, а затем на полосу встречного движения навстречу потоку, то ваши действия образуют отныне два состава правонарушения: и по 12.15.3 и по 12.15.4, т.е. последует и штраф, и лишение права управления.

17.1. Ограничение видимости

«11.5. Обгон запрещен: … в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.» Вот это «ограничение видимости» и сбивает с толку водителей. Работники ГАИ утверждают, что «ограничение видимости» - это «недостаточная видимость» из п.1.2.
В различных документах речь идет о «минимальном расстоянии видимости», о «наименьшем расстоянии видимости» и т.д. Чтобы исключить двоякое толкование, пришлось искать точное определение «ограничения видимости». Оно есть только в «Правилах учета и анализа ДТП на автомобильных дорогах РФ», которые согласованы с ГУ ГАИ МВД РФ. В них приведена таблица для ограничения видимости на поворотах, но она достаточно сложная для неспециалистов.
По ограничению видимости для спусков-подъемов эти Правила отсылают к таблице 10 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». В этой таблице «ограничение видимости» заменено «наименьшим расстоянием видимости», и в ней же приведена видимость для поворотов, но более жесткая, чем в «Правилах учета и анализа ДТП». И именно эта таблица повторена в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», в которой «ограничение видимости» названо «минимальным расстоянием видимости». Привожу эту таблицу, особое внимание на примечания.

Таблица 3 – Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости
normal_%C3-2 (400x189, 31Kb)
Согласно ГОСТ Р 52289-2004 в таких местах должны быть установлены знаки «Крутой спуск», «Крутой подъем», «Обгон запрещен», «Опасный поворот» и (или) нанесена сплошная разметка. Два опасных поворота подряд обозначаются знаком «Опасные повороты», три и более тем же знаком, но с табличкой «Зона действия знака». Если ничего этого нет, то подразделение ГАИ, отвечающее за безопасную эксплуатацию дорог, не считает, что на этом участке имеет место «ограничение видимости».
Следующий рисунок иллюстрирует зону действия предупреждающих знаков, что бы можно было сориентироваться, когда заканчивается «ограничение видимости».
 (304x127, 11Kb)
Следует всегда помнить, что Правила – это выжимка из ГОСТов. Случаев противоречия ПДД и ГОСТ быть не должно, это закреплено в Законе о БДД ст.22 п.1 и 4 (см. За обгон зоне действия знака «Обгон запрещен»), причем приоритет отдается ГОСТам. Поэтому термины, не расшифрованные в Правилах, следует искать в ГОСТах. Если же, не смотря на это, инспектор твердит, что есть ПДД, а другие Правила и ГОСТы его не волнуют, скажите, что п.6.1.4 «Наставления по работе ДПС» обязывает его все это знать.
Вы когда-нибудь задумывались, почему бутерброд всегда падает маслом вниз? Для того, чтобы бутерброд, падая со стола, мог сделать полный оборот вокруг своей оси, стол должен иметь высоту около трех метров. Рост человека, которому было бы удобно завтракать за таким столом, составил бы около 20 метров.
Т.е., если бы столы были выше, бутерброды падали бы более удачным для нас образом. Но почему столы имеют именно такую высоту? Потому, что она удобна для людей. А почему люди имеют именно такой рост, какой имеют? А это зависит от силы гравитации. Если бы люди были много выше, они, во-первых, гораздо менее устойчиво держались бы на двух ногах, во-вторых, для прочности кости скелета должны были бы быть такими толстыми и тяжелыми, что эти великаны с трудом могли бы двигаться.
Таким образом, закон падающего бутерброда в конце концов определяется свойствами нашей Вселенной – силой гравитации. Прочностью костей зависит от силы химических связей, а эта сила, в свою очередь, зависит от величины заряда электрона.
Примерно такое же соотношение между ПДД (бутерброд) и ГОСТами (постоянная гравитации и заряд электрона). Вы обязаны знать ПДД, но ответы, почему Правила именно такие, следует искать в ГОСТах. По большому счету ГОСТы отталкивается от тех же самых законов физики, и обоснование положениям Правил можно сделать и без ГОСТ, но тогда это будет очень объемный труд. Обоснуйте ограничение видимости в 300 м на скорости 90 км/ч на уровне 1,2 м от поверхности дороги. Не проще ли сослаться на ГОСТ?
Что делать, если обгон был, и отвертеться не получается? См. Схема № 2 п.3

17.2. Измеряйте ширину дороги
Как уже говорилось, по мнению ГАИ отсутствие разметки не дает разрешения на обгон по встречной полосе (разворот, поворот налево) на дороге с 4-мя полосами и более. Допустим, мы согласились с ГАИ. Давайте считать. Согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» ширина полос определяется категорией дороги и может быть 3,75 м, 3,5 м, и 3 метра. В СНиП 2.07.01-89 (Застройка городов) допускается полоса 2,75 для проездов. Об этом же сказано в ГОСТе Р 52289-2004 (Технические средства организации дорожного движения), «ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3,00 м. Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений режима движения.» Итого, при ширине дороги менее 12 метров (4*3 м) говорить о наличии 4 полос на дороге бессмысленно.
Много это или мало? Ширина ВАЗ-2110 с зеркалами 1875 мм, т.е. 4 автомобиля займут 7,5 метров. Пускай между ними промежуток 0,5 метра. Итого, для разъезда «вплотную» нужно примерно 9 метров. Вот этим и пользуются нерадивые инспектора: четыре машины разъедутся? Разъедутся! Значит 4 полосы, значит 12.15.4 (12.15.3). Будьте внимательны, не стесняйтесь, меряйте ширину дороги.
Измерять следует реальную ширину. Например, зимой дорога сужена из-за снежных отвалов. Измеряйте ширину от отвала до отвала, а не откапывайте бордюр под ними. Не следует принимать во внимание и местные уширения с вашей стороны дороги, т.к. на количество встречных полос эти уширения не влияют. Если есть разметка по краям проезжей части, то измеряйте от разметки до разметки.
Вдогонку, а вы сможете «на глаз» определить середину дороги шириной 12 метров без разметки? А вот инспектора ГАИ могут! Причем, стоя на обочине за десятки, а то и сотни метров от места действа.
Следует ссылаться и на Пленум ВС от 24.10.06 г.: нет разметки – нет нарушения.

17.3. Что такое «встречка»?
Не уверен – не поворачивай.

Пересечение двойной разделительной полосы инспекторами теперь однозначно трактуется как выезд на полосу встречного движения. Противостоять сложно. Попробуем разобраться.
Определение встречки приведено в п.9.1 ПДД «При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева…» Ни перекрестка, ни дороги и т.д., а именно проезжей части. Причем именно одной проезжей части, а не проезжих частей.
Рассмотрим разворот через двойную разделительную (рис.1). Сторона слева:
1. до разворота - встречная (180 град);
2. при пересечении двойной разделительной - пересекаемая (90 град);
3. после разворота - попутная (0 град).
Отсюда вывод: Встречной сторона должна может быть только до разворота, поворота, обгона. Еще раз для лучшего понимания:
Встречка – элемент проезжей части.
Встречка – элемент проезжей части слева
Встречка – элемент проезжей части слева до разворота, поворота, обгона.
За маневры на рис.1 последует абсолютно справедливое наказание по ст. 12.15.3. За маневр на рисунке 2 вас попытаются «развести» на 12.15.4, хотя здесь имеет место нарушение разметки – ст.12.16. Как бороться? Присмотритесь к пунктирным линиям. По определению перекрестка эти потоки – пересекаемые, а не встречные, как вам попытаются доказать. В противном случае на перекрестке один попутный поток, 3 встречных и ни одного пересекаемого. Такое решение вынес Мос.гор.суд 27.01.04 г. № 4гадм/5-21, и оно не противоречит ни Постановлению Пленума ВС от 24.10.06 г., ни новой редакции КоАП.
Маневр, показанный черной стрелкой на рисунке 3, также попадает под ст.12.16 – на встречку вы не выезжали. На перекрестке на рисунке 4, выезда на встречку также не происходит, потому что поток за двойной разделительной поворачивает, а наказывается «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения».
 (529x216, 16Kb)
Что делать, если вам вменяют ст.12.15 п.3 как это приведено на рис.3 и 4? Следует попросить ИДПС составить схему правонарушения в 2-х экземплярах (один для себя) с указанием полосы встречного движения. Отказался – пишите в протокол. Наверняка ИДПС обозначит встречной одну из полос, показанной пунктиром.
 (547x219, 20Kb)
В противовес рисунку 4 и нарушению разметки и знака привожу аналогичный рисунок 5. На нем встречный поток не поворачивает, двойная разметка на перекрестке отсутствует. Классический пример нарушения по ст.12.15 п.3. Тут же показан классический въезд на одностороннее движение – 12.15.4.
Возникает вопрос, а что делать, если разметка стерта? ГОСТ Р 52289-2004: «4.4 На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки.» Какой знак соответствует двойной разделительной разметке 1.3? Оказывается, только один – 4.1.1 «Движение прямо» (п.5.5.3 ГОСТ).
Соответственно, если разметки нет или не видна, то в отсутствие знака «Движения прямо» наказать вас не смогут. Более того, инспектор обязан составить рапорт о том, что разметка не видна, или вызвать дорожную технику (см.За обгон зоне действия знака «Обгон запрещен»).
С учетом важности знака «Движение прямо» он должен дублироваться – п.5.5.4 ГОСТ: «На дорогах с двумя и более полосами для движения в данном направлении дублирующие знаки 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 устанавливают над левой полосой, на дорогах с разделительной полосой – на разделительной полосе, а на дорогах без разделительной полосы при числе полос для встречного движения не более двух допускается устанавливать дублирующий знак на левой стороне дороги.» Другими словами, если нет дублирующего знака, а вы обогнали по встречной полосе, то состава по 12.15.4 нет.
В свою очередь знак 4.1.1 не ставится вместе с «Направления движение по полосам», «Поворот налево запрещен». Поворот налево в нарушение этих знаков приравнивается к нарушению 4.1.1 и как следствие к выезду на полосу встречного движения.

17.4. За обгон зоне действия знака «Обгон запрещен»

«Закон о безопасности дорожного движения», статья 22: «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации:
1. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
4. Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ.»
Статья 30.2. «Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.»
Напоминаю и название Приложения 1 к ПДД: «Дорожные знаки (по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004)» Знаки не по ГОСТ отношения к ПДД не имеют.
Т.о. знак, установленный не по ГОСТ, противоречит и Закону, и ПДД. Следовательно, хотя и имеет место нарушение такого знака, но отсутствует событие правонарушения. По тем же основаниям отсутствует и состав правонарушения, т.к. нет объективной стороны.
Примеров можно привести достаточно много: валяющийся на земле после ремонта дороги знак, нечитаемый, выцветший знак и т.д. Кто их соблюдает? А история со знаком «Контроль»? Ведь его ввели только потому, что знак STOP нельзя устанавливать на постах ГАИ. И когда начали отменять штрафы за неостановку перед этим знаком, в ГОСТ ввели знак «Контроль».
Под знак «Обгон запрещен» многие обгоняют, ориентируясь, что видимость достаточная, и вроде бы действие знака закончилось. Особенно актуально, если ограничение видимости на участке 100 метров, а до ближайшего перекрестка, который отменяет действие знака, несколько километров.
Здесь есть одна хитрость. Пункт 1.3 ПДД обязывает знать требования знаков и разметки. Однако вместо прямой ссылки на ГОСТ Р 52289-2004, в ПДД включено Приложение 1 и Приложение 2. С одной стороны водители только «За» - меньше учить для сдачи на экзамене, с другой у ГАИ появляется возможность манипулировать незнанием.
Итак, в Приложении 1 к ПДД отсутствует фраза: «Знаки 3.20 и 3.22 устанавливают с одной из табличек 8.5.4-8.5.7 («Время действия») на дорогах с тремя и менее полосами движения в обоих направлениях в случаях повышенной опасности столкновения с встречными и попутными транспортными средствами, в зависимости от интенсивности движения, ширины и состояния проезжей части.
Знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля (таблица 3), зона действия знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка.»
Т.е. если нет табличек «Время действия», то знак установлен из-за ограничения видимости. И действие знака по ГОСТ должно быть ограничено этой зоной. Для этого (п.5.4.31 ГОСТ) либо сам знак «Обгон запрещен» ставят с табличкой «Зона действия знака», либо устанавливают знак «Конец зоны запрещения обгона». Конечно же, никто не отрицает действие знака до ближайшего перекрестка, если за зоной ограничения видимости действительно есть перекресток.
Вернемся к ст.30.2 «Закона о БДД». Обращаю внимание, что статья эта ставит контроль за соблюдением ГОСТ на одну ступень с контролем за соблюдением ПДД. Ее положения закреплены и в «Наставлении по работе ДПС»:
«6.1.4. Контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения.
13.21. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.
При обнаружении недостатков инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (приложение 9). До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения.»
В применении к теме главы:
• Инспектор обязан знать, как должен быть установлен знак «Обгон запрещен» согласно ГОСТ;
• Инспектор обязан сообщить дежурному, если знак установлен не по ГОСТ, сообщение фиксируется;
• Инспектор обязан встать в месте окончания зоны ограничения видимости и показывать, что обгон разрешен, дабы не собиралась колона за тихоходом, и не началось столпотворение, когда колонна доедет до перекрестка.
• Если инспектор начинает составлять протоколы там, где ограничение видимости закончилось, то его действия вполне «тянут» на ст.12.35 КоАП.
Если инспектор все-таки составит протокол, тщательно зафиксируйте начало и конец обгона, лучше с составлением схемы, укажите номер обгоняемой машины. Немедленно направьте жалобу в ГАИ, и заявление в прокуратуру с требованием возбудить дело по 12.35. В суде опирайтесь на положения Закона и ПДД и требуйте проект и схему организации дорожного движения.
Если после знака «Обгон запрещен» началась прерывистая разметка, то задача намного упрощается. Фактически разметка начинается там, где закончилась зона ограничения видимости, т.е. вы выехали на полосу встречного движения там, где выезд не запрещен. Разметка и знаки не могут противоречить друг другу. Разговор о том, что знак имеет приоритет перед разметкой, – сказка. Попросите у инспектора показать, где об этом написано в ПДД и любом другом НПА или ГОСТе, и на этом разговор будет окончен. Опытный инспектор может быстро сориентироваться и переквалифицировать ваши действия на 12.16 – формально вы нарушили знак. Соглашаться или отстаивать свои права дальше – ваше право.
Аналогично в случаях установки для встречного движения знака «Обгон запрещен». Он показывает, что фактически зона действия знака закончилась, и для вас в этом месте должен быть установлен знак, разрешающий обгон. ГОСТ допускает расположение этого знака слева от дороги с обратной стороны знака «Обгон запрещен».
Выкладки в этой главе действительны и для других знаков: «Ограничение скорости», «Остановка запрещена» и т.д.
Если же вы начнете обсуждать вашу вину при нарушении знаков, установленных не по ГОСТ, то сделаете весьма удивительный вывод. Вы имеет полное право знать Законы, ГОСТы и Приказы МВД не для служебного пользования (Конституция, ст.29 п.4). Вы имеет полное право знать, что инспектор должен их знать, и требовать от него исполнения положений этих документов. Если вы знаете ГОСТ и нарушили знак, ему не соответствующий, а инспектор составляет протокол, то в действиях водителя не было умысла в нарушении ПДД. В ответ на такое утверждение от инспектора услышите, что вина может быть и по неосторожности. Т.е. вы не вправе ожидать, что дорожники и он – инспектор – выполнят свои обязанности. Причем это закрепляется еще в автошколе. Посмотрите билет 29, вопрос 3 (Там знак «Обгон запрещен» показан вместе с прерывистой разметкой). О каком соблюдении ГОСТа можно говорить???
Такова теория. А вот что пишет газета «Вечерняя Казань», №22 (3172) от 15.02.06:
«Вопрос, вправе ли инспектор ДПС "оформить" водителя за нарушение требований дорожного знака, который установлен не по ГОСТу, корреспондент "ВК" задала начальнику республиканской ГАИ Рифкату Минниханову.
– Да, – без колебаний ответил он. – Знак же есть. Но водитель может обжаловать его действия. Но если есть нарушения в установке знаков, то ответственность можно потом переложить на должностных лиц, отвечающих за дислокацию знаков. Мы давно не проводили акцию "Без лишних знаков", такая необходимость снова назрела, так что передавайте информацию к нам.
То же самое предложил и замначальника отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД МВД Владимир Мусин, который считает, что в такой ситуации "за нарушение водителя винить нельзя".
А подчиненные Рифката Минниханнова выдали такой рецепт для водителей, попавшихся на нарушении требований расположенных не по стандарту дорожных знаков. Если инспектор ДПС предлагает вам согласиться, что нарушение имело место, на месте оформить протокол и квитанцию на уплату штрафа – отказывайтесь. Настаивайте на разборе дела в ГАИ. При этом в своем объяснении, которое вы пишете на месте "нарушения", указывайте все обстоятельства (знак установлен не по ГОСТу, не виден и т.п.), а, подписывая протокол, впишите в него собственноручно дополнение – не согласен, мол, – и укажите, почему не согласны. "Доказывайте свою правоту при разборе в ГАИ, а если что – доводите до суда", – советует референт начальника республиканской ГАИ Рауль Тинчурин. Но гарантий, что вы при этом дело выиграете, он, разумеется, не дает.»
На счет гарантии необходимо сделать замечание. Знак должен быть установлен на высоте от 1,5 до 3,0 м при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов. Если знак установлен на высоте 1,45 м, вряд ли судья признает такую установку существенным нарушением ГОСТа.
И последнее. Вы только представьте, сколько времени и нервов вы потратите на возвращение своих прав. И как сказано гарантию никто не дает. Ведь в определенных случаях тот же ГОСТ разрешает отступать от его требований (п.4.1). Возьмем упомянутый в Ограничение видимости СНиП 2.05.02-85. Он говорит: «Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I – III категорий и 15 м для дорог IV – V категорий.» Например, ограничение видимости имеет место в заповедниках, где невозможно обеспечить боковую видимость 15 метров от края проезжей части. ГОСТ установку знака в таком месте не предусматривает, но ст.4.1 позволяет его установить.
Если уж решите бороться с беспределом на дороге, то просто направьте письмо начальнику ГАИ с указанием, что знак установлен не по ГОСТ, и с разъяснениями, что влечет за собой такая установка. Это будет отличной тренировкой в «наездах» на ГАИ.
Напоминаю, что знак «Обгон запрещен» действует до перекрестка, и зона его действия может быть только уменьшена соответствующей табличкой (Приложение 1 к ПДД).

17.5. Почему нужно всегда иметь запасной документ с фотографией?
В случае изъятия прав временное разрешение действительно только с удостоверением личности – паспортом (загранпаспортом, временным удостоверением личности, военным билетом ВС КАС06-547 от 30.01.07 г.). Отсутствие паспорта повлечет доставление и выяснение личности. После выяснения личности временное разрешение, естественно, становится действительным. Поэтому обязательно возите с собой хотя бы старый профсоюзный билет. В дальнюю дорогу всегда берите с собой паспорт.
На счет нарушения, которое влечет лишение, а, следовательно, изъятие прав – не зарекайтесь. Если вы, начав обгон фуры, не заметите знак «Обгон запрещен», то ГАИ изымут у вас права, с формулировкой: «В суде разберетесь». И очень сложно будет доказать, что знака вы действительно не видели, и, следовательно, отсутствует вина.

18. Загрязнение водоемов
За мытье машины на берегу – от 500 до 1000 руб. (КоАП 8.13 или 8.33), за мытье с заездом в водоем или выливание грязной воды в водоем – от 1500 до 2000 руб. Если при этом водоем особенный (место туризма, лечебный и т.д.) то уже – от 2000 до 2500 руб. Аналогичное наказание за загрязнение льда, например, за то, что пролили масло на лед.

19. За стоянку на газоне, грязное авто и т.д.
«Правила охраны и содержания зеленых насаждений в городе Челябинске»
13. На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается:
9) проезд механизированных транспортных средств (мотоциклов, снегоходов, тракторов и автомашин) за исключением машин специального назначения;
10) мойка автотранспортных средств;
11) парковка транспорта.
«Правила благоустройства г.Челябинска»
3.1.9. Запрещается:
- мойка транспортных средств вне специально оборудованных мест;
- производство длительных работ по ремонту транспортных средств, механизмов во дворах жилых домов, а также любых ремонтных работ, сопряженных с шумом, выделением и сбросом вредных веществ, превышающих установленные нормы (отработанные газы, ГСМ и пр.) на территории города вне специально отведенных для этого мест;
10.35.4. Транспортные средства, используемые в сухую погоду, должны быть чистыми.
10.35.5. Запрещается вынос грязи на дороги и улицы города машинами, механизмами, иной техникой с территорий производства работ и грунтовых дорог. …При выезде с грунтовых дорог водители транспортных средств обязаны принять меры к предотвращению загрязнения территории города.
"Об административных правонарушениях в Челябинской области"
Статья 7. Нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере благоустройства и озеленения территории
Нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере благоустройства и озеленения территории -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех до двадцати минимальных размеров оплаты труда. (400-2000 руб.)
Здесь необходимо четкое понимание разграничения между КоАП и местными законами. (ВС 46-Г06-7 от 15.03.06) Нарушения там, где действует Федеральный Закон о безопасности дорожного движения, и как следствие ПДД, наказываются по КоАП. Там, где ПДД не действуют, наказывают по закону «Об административных правонарушениях в Челябинской области». Например, если вы моете стекло машины на обочине (сфера ПДД), то за сам факт мытья вас не накажут – в КоАП такой статьи нет. Если же вы съехали с дороги, на песочек или на травку, где сфера ПДД закончилась, за аналогичные действия, вас накажут. Именно поэтому вас не смогут наказать за грязное авто на дороге.
Отсюда и разница в том, кто имеет право составлять протокол. В сфере ПДД – только ДПС и участковый (см.Вас останавливают), вне сферы ПДД «Органами на проведение государственного контроля (надзора) наделены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, подведомственные им учреждения.» (ВС 9-Г05-8 ).
Как защитится? Объективная сторона состава правонарушения не в стоянке на газоне, а в повреждении либо уничтожении хотя бы одной травинки. Поэтому, если под автомобилем травы нет, то нет и наказания. Плюс сами местные законы пишутся коряво. Понятие «парковка» в законе не прописано. Толкование есть только в словаре Ушакова: «ПАРКОВАТЬ, кую, куешь; ованный; несов., что. Ставить (автомобиль) на стоянку.» Стоянка по ПДД – «преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.» Так что простояли на травке меньше 5 минут, или высаживали пассажиров – наказания нет.
При составлении протокола инспектор наверняка забудет сослаться на статью, которая раскрывает событие правонарушения, по аналогии с наказанием по КоАП, когда ИДПС обязан указать нарушенную статью ПДД. Используйте это в защите.
На счет мойки машин: если инспектор при составлении протокола ссылается на закон, который просто запрещает мыть машины в неположенных местах, то в протоколе запишите: «Не согласен. Назвать место, где я могу самостоятельно помыть машину, инспектор отказался, а грязная машина также влечет наказание».
За вынос грязи на дорогу штраф от 300 до 500 руб. – ст.12.33 КоАП и к местному закону никакого отношения не имеет.

20. За громкую музыку и орущую сигнализацию
Ограничений на мощность акустической аппаратуры, установленной в автомобиле, нет. Закон Челябинской области «О соблюдении общественного порядка на территории области»:
Статья 2. Действия, нарушающие общественный порядок
1. К действиям, нарушающим покой граждан и тишину в период времени с 23 до 6 часов, относятся:
использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли (киосках, павильонах, лотках), повлекшее нарушение покоя граждан и тишины;
непринятие мер по отключению звуковой охранной сигнализации автомобилей, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины;
Закон Челябинской области "Об административных правонарушениях в Челябинской области":
Статья 8. Совершение действий, нарушающих общественный порядок на территории Челябинской области, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на юридические лица - от сорока пяти до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

21. Инспектор вас достал
Сейчас повсеместно внедряются телефоны доверия ГИБДД, на которых к тому же все звонки записываются. Номера этих телефоны по всему маршруту вашего движения нужно обязательно забить в сотовый: ГИБДД Челябинской области 256-06-06, ГИБДД г.Челябинска 256-29-80. Если инспектор вас конкретно достал, и выбора у вас не осталось, то можете позвонить на телефон доверия и продиктовать проблему. Если телефона доверия у вас нет, воспользуйтесь 02.

22. На вас составляют протокол
"Чистосердечное признание - прямой путь в тюрьму" Профессор ОмГУ Гринберг М.С.

В разговоре с инспектором важно сразу же понять его настрой. Я, например, предлагаю ограничиться замечанием (см.Схема № 1). Если инспектор не реагирует на это предложение, значит, протокол будет составлен. И далее, не тратя времени, я иду к себе в машину, достаю вот это самое Наставление, нахожу нужные места, вспоминаю обычные ляпы, и когда протокол передают мне на подпись, то я уже готов к тому, что я в нем напишу.
Если вам предложили сесть в машину ГАИ для оформления протокола, то ваше право садиться туда или нет. Никакой НПА не обязывает вас это делать.
Протокол должен составляться немедленно (ст.28.5 КоАП), и, если вас заставляют ждать, то со стороны инспектора это – административное правонарушение (ст.12.35 КоАП). Если ИДПС необоснованно затягивает процесс составления протокола, то можно вежливо попросить его составить протокол задержания, недвусмысленно дав понять, что оснований для задержания у инспектора нет (см. Вас задерживают).
Пленум ВС от 24.03.05 п.13 «При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.»
Это – в теории. На практике же в административном процессе обвинителя нет, и его функции берет на себя рассматривающий. Отсюда и поговорка «презумпция невиновности – это право гражданина доказывать свою невиновность в суде». Протокол – основное доказательство вашей вины (ст.26.2 КоАП). От того, как он будет составлен, во многом зависит: понесете вы наказание или нет. Прав инспектор или не прав – ему глубоко наплевать, ибо его кошелек мало зависит, законно он поступает или нет.
Содержание протокола об административном правонарушении подробно изложено в ст. 28.2 КоАП РФ. В этом протоколе указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, сведения о личности нарушителя, место и время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются, объяснения нарушителя.
Адреса – по месту регистрации, поскольку физ.лица несут ответственность перед государством именно по месту регистрации. Если инспектор записал в протокол в качестве свидетелей своих коллег, указав вместо их адреса адрес ГАИ, то вы имеете дело существенным процессуальным нарушением, которое в итоге позволит избежать наказания.
Получив протокол в руки нужно внимательно его прочитать. Любые неправильно написанные данные – исправить. Например, вас не спросили про место работы и написали «безработный». Вычеркивайте, пишите, где и кем работаете. Такие исправления вносят сомнения в изложенные ИДПС факты. Помните, что инспектор в любой момент может вырвать протокол из ваших рук, поторопить и т.д. Ведите себя спокойно.
Затем посмотрите, за что вы расписываетесь. Сразу же найдите место, где вы расписываетесь за то, что вам ваши права разъяснены и потребуйте этих разъяснений. Если инспектор скажет, что нужные статьи распечатаны на оборотной стороне копии протокола, так и пишите «Права и обязанности, предусмотренные КоАП и Конституцией РФ, разъяснять отказался». Не вы должны их читать, а они разъяснять! Редкий инспектор сможет это сделать. В суде вызовите этого инспектора и попросите зачитать права и обязанности. Если он это сделал в момент составления протокола, то ему не составит труда повторить это и в суде.
В объяснениях лица следует написать «Не согласен». Инспектора отдела административной практики и мировые суды выносят решение по максимуму, поэтому ваше чистосердечное раскаяние значения не имеет. Кроме того, известен случай, когда Зам.председателя Верховного суда (N67Ф04-257 от 23.12.2004 г.) отказал в пересмотре административного дела только потому, что в протоколе водитель написал, что он согласен с нарушением. Позже, в спокойной обстановке, лучше с защитником, вы разберетесь, а было ли нарушение вообще. Не поддавайтесь чувствам, нарушения не было!
Вторая фраза в объяснениях: «Требую защитника». Если в машине два инспектора, то они могут работать по принципу: один пишет протокол, другой постановление. Один и тот же инспектор не имеет права писать и то, и другое (см.Инспектор пытается немедленно вынести постановление). Если такая фраза записана, то «немедленное» постановление можно будет отменить в суде. Защитника, конечно же, должны вызвать вы сами, а за три-девять земель можете потребовать времени на нахождение юридической консультации. В противном случае получается, что вы будете ждать защитника из дома, и ГАИ заведомо оказывается в выигрышной ситуации, т.е. ваше право на защитника ставиться в зависимость от места жительства, что прямо запрещено Конституцией.
Требовать защитника не следует, если вы с нарушением согласны, а написание протокола и постановления пустая формальность, ибо такова процедура при штрафе более 100 руб.
Обязательно запишите «Схема нарушения не составлялась», если таковой не было. Позже схема может появиться с комментарием ГАИ, что вы от подписи отказались.
Помимо схемы к протоколу можно приложить и другие документы. Например, протокол, переданный вам на подпись, уже заполнен полностью, в т.ч. указана дата «разбора полетов» в административном отделе. Никто не запрещает вам написать ходатайство о переносе даты рассмотрения. Впишите в протокол, что к нему прилагается ходатайство. Вряд ли инспектор сообразит тут же написать определение, что в ходатайстве отказано и сможет соблюсти ее форму (ст.29.12 КоАП), и еще большой вопрос, имеет ли он право рассматривать ходатайство (см. Вас останавливают в другом городе). Устное определение вас не устроит, т.к. оно должно быть подписано инспектором (п.29.12 п.3). А значит, вас должны будут уведомить о дате рассмотрения дополнительно, т.е. вы уже начинаете тянуть время см. (Схема № 2).
Требуйте вписать в протокол ваших пассажиров в качестве свидетелей. Статья 25.6 КоАП гласит, что «свидетелем по делу может выступать любое лицо, которому что-либо известно по делу». А значит, свидетелем может быть и жена, и любовница, и мать родная. Если инспектор отказывается вписать их в протокол, утверждая, что это – заинтересованные лица, вписывайте их в протокол собственноручно. Заинтересованными лицами по КоАП могут быть понятые, эксперты и т.д., но никак не свидетели. Потом, в суде такая запись станет весомым аргументом: уже не важно, что скажут свидетели. Важен сам факт, что инспектор испугался вносить их в протокол.
Если свидетелей нет, поставьте Z в колонке.
Когда инспектор не вносит в протокол имена пассажиров или представляет «подставных» свидетелей, он совершает уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 292 УК РФ «Служебный подлог», что предполагает ответственность за внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. Помните, что свидетели должны расписаться, что они предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний (можно позже в суде).
Не сочиняйте в протоколе легенд типа “не видел из-за дерева”, “не соблюдал из-за разгильдяйства”, “не слышал из-за глухоты”. Излагайте свою точку зрения на обвинение и действия инспектора четко и ясно. Никогда и ничего не пишите в протоколе под диктовку инспектора ДПС. Я лично всегда спрашиваю: «А чего тут писать-то?» Для прикола. Все равно напишу «Не согласен».
Если сомневаетесь, что именно нужно писать, то лучше не пишите ничего. Позже лучше с защитником изложите свою точку зрения на бумаге. Перед рассмотрением дела ходатайствуйте о приобщении ваших объяснений. Пылкие речи в ГАИ или суде никого не интересуют, т.к. протокол о рассмотрении не обязателен (не путайте протокол о рассмотрении с протоколом о правонарушении). Решение будет выноситься по фактическим бумагам. Тут же ходатайствуйте об исключении протокола о правонарушении из числа доказательств, поскольку он составлен в отсутствие защитника, которого вы требовали.
Даже, если на вас выписан постановление-квитанция, а вы за это время уже поняли, что ничего не нарушали, то также можете написать «Не согласен», «Не разъяснены», «Требую защитника» на любом свободном месте.
Обязательно подпишите протокол, чтобы инспектор не вписал в него лишнее, и тут же, не спрашивая разрешения у инспектора, оторвите копию протокола и положите в карман.

22.1. Может ли сотрудник милиции быть свидетелем?

Эта глава – чистая теория, не подтвержденная практикой.
Государство воспитывает своих граждан методом убеждения и принуждения. ПДД выполнять нужно. Если водитель не хочет выполнять ПДД, он должен нести ответственность. Поскольку нарушение ПДД в большинстве своем не несет тяжких последствий, то государство установило упрощенный и оперативный порядок наказания. Как и любому другому подразделению милиции, ГАИ дано право обнаружить правонарушение, возбудить дело, рассмотреть его и назначить наказание. Совместить эти функции может при согласии водителя с нарушением одно и тоже должностное лицо. Аналогично и в других областях отношений государство-гражданин, например, таможня, санитарная служба, пожарники и т.д.
Вопрос состоит в том, действуют ли должностные лица сами по себе или от имени органа. В первом случае никто не запрещает должностным лицам, видевшим правонарушение, выступать в качестве свидетелей. Во втором случае обнаруживает, возбуждает, рассматривает и назначает наказание орган. И должностные лица органа – никакие не свидетели.
Действие инспектора от имени органа признано милицией де-факто по 4 причинам:
1. Указанием в протоколе времени и места рассмотрения. Если признаем, что протокол составлен от имени органа, то эти действия законны. Координация действий инспекторов на дороге и отдела административной практики – нормальная работа органа. Если признаем, что протокол составлен должностным лицом, то другое должностное лицо, принявшее дело к производству, вначале должно ознакомиться с делом, подготовиться к рассмотрению, и только тогда известить о месте и времени рассмотрения повесткой. (Аналогично направлению дела в суд).
2. Любое должностное лицо ГАИ как органа, имеет право составить протокол при обнаружении факта неоплаты штрафа – ст.20.25 КоАП. В противном случае, составлять протокол по ст.20.25 может лишь тот инспектор, который вынес первоначальное постановление.
3. Составлением протоколов по статьям, за которые предусмотрен как штраф, так и лишение. Например, ст.12.10 п.1 (см.ниже).
4. Существованием приказа № 444 (см.ниже).
В административном процессе в отличие от уголовного или гражданского из-за его простоты и оперативности состязательности сторон нет. Должностное лицо при рассмотрении дела совмещает функции обвинителя и судьи (хотя говорить так не совсем правильно), и действительно оперативно может рассмотреть дело, с возможностью задержать, досмотреть и т.д. Если сюда прибавить возможность привлекать сотрудников милиции в качестве свидетелей, то о презумпции невиновности можно говорить лишь в прошедшем времени, ведь абсолютно законное право рассматривающего принять или отвергнуть показания свидетелей. И нетрудно догадаться, чьи показания будут приняты.
Что говорит КоАП по этому поводу?
В документах, имеющих отношения к КоАП, часто встречается фраза «органы и должностные лица». Необходимо различать, когда речь идет о должностных лицах, приравненных к органам, и должностных лицах самих органов:
• Смотрим название гл.23 КоАП «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях». Просматривая далее название статей в главе 23, обнаруживаем только одно должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела – военный комиссар (ст. 23.11). Т.о. фраза «органы и должностные лица» эквивалентна фразе «органы и военные комиссары»
• В пункте 1 статьи 23.3 прямо говорится, что рассмотрением дел по гл.12 занимается орган – милиция (за исключением состояния опьянения – компетенция суда, и некоторых пунктов статей 12.2-12.5). Пункт 2 этой же статьи дает список должностных лиц органа, которые от его имени имеют право рассматривать дела. Ст.28.3 п.1 говорит, что эти же должностные лица органов имеют право составлять протоколы, и лишь затем п.2 этой же статьи расширяет список должностных лиц органов, имеющих право составлять протоколы. Логика абсолютно правильная: орган ни рук ни ног не имеет, составить протокол и рассмотреть его могут только должностные лица от его имени.
Далее, возьмем для примера одну из статей, по которой предусмотрен как штраф, так и лишение – ст.12.10 п.1 – наказание за выезд на ж/д переезд. Дела по этой статье может рассмотреть только «начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель» (ст.23.3 п.2). И если мы принимаем, что должностные лица могут действовать сами по себе, то только эти должностные лица могут составить протокол по ст.12.10 п.1. Если принимаем, что протокол составляется должностным лицом от имени органа, то никаких препятствий согласно ст.28.3.1 ст.28.3.2 и 23.3.1 для составления протокола по ст.12.10 п.1 простым инспектором нет, что закреплено ВС (4-ый квартал 2004 года, вопрос 9). Там же сказано, о праве органа распорядится, какие именно должностные лица имеют право составлять протоколы (ст.28.3 п.2 и п.4). В МВД это приказ № 444.
И последнее, КоАП разрешает обнаруживать правонарушение одному должностному лицу, а составлять протокол другому (ст.28.1). Инспектора так и поступают, подразумевая, что первое должностное лицо – свидетель. Однако, КоАП обязывает должностное лицо передать своему товарищу в патрульной машине согласно ст.28.1 п.1 пп.2 нечто материальное. Например, видеозапись или рапорт (ст. 6 «Методических рекомендаций»). Ни о каких свидетельствах речи не идет. Попутно замечу, что здесь имеет место еще одно существенное нарушение КоАП. Согласно ст.28.5 и ст.28.1 п.1 пп.1 и п.3 протокол должен быть составлен немедленно, а не заменяться передачей документов водителя кому бы то ни было.
ВС также подтверждает эту точку зрения. Ответ на вопрос 12 за 4-ый квартал 2006 г. «Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 КоАП РФ…, составление протокола, формирование доказательной базы осуществляются должностным лицом органа внутренних дел (милиции). В силу осуществления указанных полномочий сотрудники милиции … являются работниками данного органа.» Постановление Пленума от 24.03.05 г.: «Поскольку органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ…» (Т.е. не являются свидетелями, понятыми и т.д.). В том же Постановлении «При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол.»
В том же Постановлении указано, что должностное лицо можно вызвать для опроса в суд, и хотя не указано в качестве кого, но из контекста понятно, что в качестве должностного лица, обнаружившего правонарушение (ст.28.1 п.1 пп.1). И никакого противоречия со ст. 26 «Закона о милиции», на которую любят ссылаться работники МВД, обосновывая свое право быть свидетелями. Слово «свидетель» там не упоминается вообще!
На основании вышесказанного я прихожу к выводу: если в качестве свидетелей указаны сотрудники милиции, либо протокол составил инспектор, не видевший вашего правонарушения, следует ходатайствовать о том, что протокол содержит данные, не соответствующие КоАП, и он, как доказательство вашей вины, не имеет юридической силы и не может быть основой дела о правонарушении.

23. Нет оснований не доверять
Еще фараон знал секрет повиновения: чтобы держать народ в страхе, карай не виноватых, карай невинных.

Начну с того, что инспектор, административный отдел, судья – люди подневольные. На милиционеров вообще, и ИДПС в частности, спускают план по протоколам, на судей – указания свыше (у них это называется «учеба»). На сегодня указание для судей одно: лишать по полной. Судьба судьи напрямую зависит от председателя суда, от решения ККС, и он не будет ради вас нарушать указания сверху, даже если они идут вразрез с мнением ВС.
В результате получается неприятная для мировых судей ситуация: инспектора зачастую не в состоянии правильно подготовить материалы, и мировые судьи вынуждены подчищать за ними ляпы, дабы выполнить указания своего руководства. Если подчистить ляпы не удается, и невооруженным взглядом видно, что водитель прав, то основанием для наказания становится гениальная по простоте фраза «Нет оснований не доверять инспектору». Инспектора, похоже, от осознания возможности управлять судьями ловят не меньший кайф, чем от наказания водителей.
Противостоять этой фразе тяжело. Рецептов нет. Вот все, что удалось найти:
1. Если инспектор составляет протокол по статье, за которую грозит лишение, то в протоколе записывайте: «Не согласен, требую рассмотрения дела в суде». В ГАИ рассмотрение дела – чистая формальность, и оно будет передано в суд однозначно. В суде заявите: «Мои слова о несогласии и требовании рассмотрения дела в суде, вызвали смех ИДПС, а потом он сказал, что мировой судья имеет указание «лишать по полной». В этом случае фраза «Нет оснований не доверять» приобретает глубокий смысл. Фраза приведена как пример, придумайте что-то свое. Без диктофона особого смысла в этой фразе нет.
2. Действовать нужно немедленно после составления протокола. Т.к. сам протокол по закону обжаловать не возможно, то следует написать жалобы в вышестоящее ГАИ и прокуратуру на действия ИДПС, снять с них копии, зарегистрировать в приемных и проставить на копиях входящие номера. Отказываются принимать жалобу? Идете на почту и отправляете заказным письмом с уведомлением. Если отправить ценным письмом с описью вложения, то представители ГАИ не придут получать его на почту, и жалоба вернется назад. Заказные же письма доставляются прямо в ГАИ. Если опись вложения нужна, то шоколадка и добрый разговор с почтальоном решат проблему штемпеля на описи вложения к заказному письму. В суде пишите ходатайство о приложении этих копий к делу.
3. Выслушиваете мирового судью, и обжалуете решение в районный суд. Форма жалобы достаточно произвольная (ВС 4-ый кв.2006 г. вопрос 17). Готовьтесь к жалобе в Президиум областного суда и к жалобе в ВС.
4. Познакомьтесь с собратьями по несчастью перед судом. После суда собирайте всех, кого наказали с помощью этой фразы, и составляйте коллективную жалобу в ККС. В жалобе потребуйте и ваши, и предыдущие дела. Если обнаружится систематическое употребление этой фразы в качестве основного доказательства – на лицо попрание презумпции невиновности. В судах, как и в любом другом органе, существуют проверки. По результатам проверок выносится решение, в т.ч. о досрочном прекращении полномочий. Существует статистика наказаний, которая уходит «на верх». Если за какой-то период не наказали ни одного судью, а за другой сразу несколько, то проверки проводятся некачественно. Я к тому, что ваше заявление может оказаться даже очень кстати, а заодно и отменят постановление о вашем наказании.
Судьи прибегают и к другим уловкам. Например, отказывают в вызове свидетелей, в проведении экспертизы и т.д. Фразы типа «вызов свидетелей нецелесообразен», «в привлечение эксперта отказать в силу нецелесообразности и затратности для федерального бюджета». Оспаривать такие фразы следует, исходя из вашего права представлять доказательства ст.25.1 п.1 КоАП. Отказали в вызове свидетеля? Значит, нарушили ваше право представлять доказательства.
«Суд крайне удивлен непоследовательностью российских судов, с одной стороны требующих доказывания утверждения, а с другой — отказывающихся рассмотреть уже имеющиеся свидетельства.» Дело «Карман против России» (Жалоба № 29372/02) Постановление Европейского суда по правам человека, Страсбург, 14 декабря 2006 г.
P.S. 17 апреля 2004 года инспектор ДПС Андрей Филиппов снял автомат с предохранителя и передернул затвор, чтобы выстрелом предупредить пешеходов, что дорогу переходить нельзя (???). Но случайно выстрелил в неостановившийся автомобиль, убив водителя. Судья Борзинского городского суда Читинской области не нашел оснований не доверять инспектору. Наказание – 1,5 года условно.

24. Право на защитника
…никто не подскажет, как без обращения к специалисту вырвать себе зуб? Очень болит, а хочется сэкономить. © самимынеместные

Постановление №5 Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. Вопрос 8: «Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 КоАП РФ.» Т.е. Верховный суд однозначно за защитника. Однозначно, приглашать его должны вы сами. Это не обязательно адвокат, это может быть просто товарищ, сведущий в административной практике. КоАП обязывает такого товарища иметь доверенность (ст.25.3). Также необходим документ, удостоверяющий личность.
В присутствии привлекаемого доверенность может быть и устной, в отсутствие – только письменной (ст.185 ГК, ст.53 п.6 ГПК). Устной доверенности вполне хватит в разговоре с ГАИ, тем более, если вы запишите фамилию защитника в протокол. Для суда заверять письменную доверенность нотариально или по месту работы доверителя (ЖЭКе, ВУЗе и т.д.) очень желательно, поскольку судья может сослаться на ГПК. Ключевое слово в доверенности “защитник” (Постановление зам.пред.ВС от 13 ноября 2006 года дело N 36-АД06-3) и полномочия согласно ст.25.5 КоАП.
Когда же у вас появляется право на защитника?
Читаем Конституцию: Статья 48
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Извините, но согласно «Наставлению по работе ДПС», если вас останавливают на дороге, то по мнению ИДПС вы уже что-то сделали не так. Когда же инспектор, представившись, называет причину остановки, то он фактически предъявляет обвинение. Т.е. по Конституции вы уже имеете право на защитника. В уголовном праве никто не требует подписи обвиняемого на постановлении о возбуждении уголовного дела, а уж коли его поймали, то до первого допроса ему положен адвокат. Так это – с уголовниками. Вы же по сравнению с ними – ангел.
Что говорит КоАП?
Ст.25 п.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Ст. 25.5 п.1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник
4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.
ст. 28.2 п.2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления…
Из перечисленных статей следует, что в протоколе указывается дата его составления. Никакой другой ссылки о моменте составления протокола КоАП не содержит. Из чего следует, что после проставления в протоколе даты его составления, вы имеете право пользоваться юридической помощью защитника. Также ни у кого не вызывает сомнения, что при передаче протокола на подпись водителю, он уже составлен и подписан сотрудником ДПС.
Ваши объяснения в протоколе – суть доказательства (ст.26.2 КоАП). Позже они могут быть использованы против вас. Потому и обязан инспектор разъяснить права до составления протокола. Допуск же защитника для нормального составления объяснений – это ли не право на защиту? Вот фраза из упомянутого уже Решения ВС N67Ф04-257 от 23.12.2004 г. «Вина в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, рапортом сотрудника ИС БОР ГИБДД ГУВД, объяснениями водителя...»
Особо следует выделить присутствие защитника, когда последствием написания протокола становятся «меры обеспечения», при применении которых важно соблюдение процессуальных норм. И, если последовали меры обеспечения без присутствия защитника, которого вы требовали, то, как минимум нарушены ваши права на защиту.

25. Обжалование мер обеспечения
Составление протокола не нарушит никаких ваших прав. А вот меры обеспечения – направление на мед. освидетельствование, задержание автомобиля, досмотр и т.д. – могут. Цель этих мер – пресечение правонарушений (например, задержание автомобиля), получение доказательств правонарушения (например, мед.освидетельствование), установленный порядок производства (например, изъятие водительского удостоверения).
В ответе на вопрос 6 за 4-ый квартал 2006 г. ВС разъяснено, что КоАП «не предусматривает возможности самостоятельного оспаривания актов, вынесенных при производстве по делу об административном правонарушении.» и далее разъясняется, что:
• возражения по мерам обеспечения с целью получения доказательств – излагаются в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении;
• остальные меры обеспечения оспариваются в порядке гл. 25 ГПК, если производство по делу прекращено
Так же в порядке гл.25 следует оспаривать незаконные действия должностных лиц, назначивших наказание, например арест. Иск подается в течение 3-х месяцев и рассматривается в течение 10 дней.
В обоих случаях иск следует подавать в порядке ст.131, 132 ГПК, соединив требования о признании действий незаконными на основании решения или постановления по делу об АПН и требования компенсации убытков. К убыткам следует отнести и услуги адвоката или защитника согласно договору (Пленум ВС от 24.03.05 вопрос 26), а не требовать компенсации по ст.100 ГПК. Не забудьте заплатить гос. пошлину.
Моральный вред однозначно имеет место при незаконном аресте, задержании и распространении сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. В других случаях вам придется доказывать, в чем именно заключается моральный вред, и что в этом есть вина причинителя. (Постановление Пленума ВС РФ от 20.12.94 г.) Требование компенсация морального вреда также облагается гос.пошлиной.
Компенсация выплачивается за счет казны. «Для этого суд привлекает в качестве ответчика соответствующий финансовый орган.» (Постановление Пленумов ВС и ВАС от 01.07.96 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" п.12)
Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку