Зороастрийская религиозно-философская система, существующая несколькотысяч лет, стала базой для других мировых религий: иудаизма, буддизма, христианства, ислама. Ее языческая основа в историческом, гностическом и обрядовом отношении – маздеизм – формировался в гораздо более раннем периоде - в 5 - 3 тысячелетии до н.э.
Учитель Заратуштра, Ашо Заратуштра, как его называют последователи его учения, жил на рубеже 1 и 2 тысячелетий до Р.Х. Судя по тем отрывочным сведениям, которые дошли до нас в виде легенд, преданий и немногочисленных упоминаний о себе в Гатах - священных гимнах, созданных самим пророком, что подтверждено лингвистическим анализом - можно сказать, что, скорее всего, Заратуштра происходил из жреческого рода и сам был жрецом. Большинство исследователей сходятся во мнении, что местом его деятельности могли быть такие области, как Саяны, Памиро-Алтай, Гиндукуш, и, конечно же, Центральная Азия, Афганистан, северо-восток современного Ирана. Активно пиарящееся в последнее время предположение некоторых исследователей о пребывании Заратуштры на Урале, исторических и археологических подтверждений, к сожалению, не получило.
Заратуштра сумел совершить небывалый для своего времени культурный рывок, создав абстрактную этическую систему, которая будет актуальна ещё многие тысячи лет. Основа этой системы - не просто голая обрядность и предметность, характерная для ранних культов - её основа - представление об объективном существовании и антагонизме двух начал, двух не имеющих ничего общего сущностей, Добра и Зла: Ахура Мазды, чьё имя в переводе на русский означает просто Благой Разум, и Ангро Майнью.
Символом зороастризма является живой, ясный, светлый Огонь.
В современной академической науке часто встречается мысль, что зороастрийцы поклоняются сразу двум богам: доброму и злому. "И Богу свечка, и чёрту кочерга" - как говорят у нас в народе :) Хотелось бы отметить, что представление это в корне неверно, наоборот, Ахриман рассматривается как нечто абсолютно чуждое нашему миру, нарушающее его изначальную целостность и гармоничность.
Священной книгой зороастризма является Авеста.
Это собрание текстов различной степени древности: начиная от Гат, созданных самим Заратуштрой, продолжая Яштами (гимнами почитаемым персоналиям) и заканчивая наиболее поздним Видевдатом (Законом против Дэвов), содержащим бытовые предписания по поддержанию ритуальной чистоты, содержанию священных животных - собак и начатки правовой системы.
В зороастризме существует свой календарь, очень близкий по структуре к тому, которым сейчас пользуются во всем мире, и, конечно же, существуют праздники, так как ритуальной части, несмотря на всю её кажущуюся простоту, придаётся очень большое значение. Праздник на пехлеви - Джашн, это слово родственно слову "Ясна", с корнем "йаз", что означает "почитание и восхваление". Все заратуштрийские церемонии начинаются с почитания, восхваления и благодарения за этот чудесный мир Создателя Ахура Мазды, что само по себе является главным поводом для праздника.
Маздаяснийская религия - религия света и радости, радости от праведной, здоровой, гармоничной жизни, от совершения добрых дел и созидания. Поэтому праздником, по сути, может являться каждый день календаря - так как каждый день посвящён какому-нибудь Язату (Достойному Почитания). Традиционно отмечаются дни совпадения названия дня и называния месяца. Существуют также несколько основных праздников, которые отмечаются каждый год:
Гаханбары — это общинные празднования, подчёркивающие единство, братство и дружбу, связанные изначально с урожаем зерна и плодов.
Ноуруз - аналог Нового Года
Задруз - День Рождения Ашо Заратуштры
Хоррамруз - зимнее Солнцестояние
Садэ - праздник открытия Огня
Также к числу чтимых дат относятся разнообразные дни паломничеств и почитание бессмертных душ праведных.