Григорий_Г все записи автора
Владыка Филипп (Ставицкий),
в 1937 году архиепископ Омский
СКОРБИ ХРИСТИАНИНА
В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33).
Путь христианина есть путь скорбей. Путем скорбей и страданий вошел в славу Свою Сын Человеческий, Сын Божий.
Путем скорбей и страданий вошли в радость Господа своего и стали друзьями Божиими патриархи и пророки, апостолы и мученики, преподобные и праведные, и все от века Богу угодившие.
Бог благоволил спасти мир путем скорбей и страданий Единородного Сына Своего, дабы открылась превосходящая разумение любовь Божия.
Путем скорбей и страданий спасает и ведет к себе Господь избранных Своих, чтобы явлена была чрез это великая их любовь к Богу, от которой не могла отлучить их даже смерть (Рим. 8, 35-39).
Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), — говорили апостолы тем, кому они несли радостнейшую весть о спасении. Ваше спасение совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим (2 Кор. 1, 6), — пишет апостол первым христианам.
К скорбям и страданиям все Христовы предназначены Богом; это — их удел, их призвание. —
То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо… Ибо вы к тому и призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2,19, 21).
Скорби, страдания христианина — не только предназначение, но и дар Божий:
Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1,29). Какая блаженная участь, какая высокая честь! Нам дано от Бога страдать за кого? За Христа!
В том-то и смысл и сладость скорбей христианина, что он знает, за Кого, с Кем и для чего страдает.
Мы дети Божии и сонаследники Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться ( см. Рим. 8, 16, 17).
Неизбежность скорбей и страданий христианина вытекает из самой сущности христианской жизни, как жизни самоотвержения, святости и чистоты, — противной нашей извращенной грехом природе, ненавистной исконному врагу всего святого — диаволу и тому миру, который живет только похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской.
Восстает на меня ежечасно самость моя и не дает мне совершать то добро, которого хочу и которое люблю, но толкает меня на то зло, которого не хочу и которое ненавижу… И вот, скорблю и страдаю от этой непрестанной внутренней борьбы и с тоской не раз взываю:
Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (см. Рим. 7, 14-24).
Эти скорби становятся еще мучительнее, борьба еще тяжелее, когда вижу, что уже не обычная немощь и недостатки действуют во мне, а что-то страшное, как бы совне, борет и гнетет меня: то нашествием нечистых помыслов, то гордостью и самолюбием, то ненавистью и злобой. Это исконный человекоубийца, как рыкающий лев, ищет поглотить меня (см. 1 Пет. 5, 8).
Но, видя мое терпение, мое мужество о Христе, враг с еще большей силой нападает на меня через мир, преданный ему и служащий ему, — через людей, которым ненавистна жизнь христианская, все чистое и святое. «А, — говорят они, — ты не хочешь быть таким же, как и мы, не хочешь жить для земли в свое удовольствие, ты хочешь жить для Бога и для Неба, так знай же, что отныне мы — заклятые враги твои, мы будем гнать и преследовать тебя и насмешками, и презрением, и поношением, и всякими злостраданиями». И сбывается слово Господне:
Если бы вы были от мира, то и мир любил бы свое, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир… Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15,19-20).
Будете ненавидимы всеми за имя Мое (Лк. 21, 17).
Все, желающие благочестно жить во Христе Иисусе, гонимы будут — говорит апостол (см. 2 Тим. 3, 12).
Такова неизбежная участь христианина, таков непременный залог жизни во Христе.
Но тем-то и сладостна эта участь, тем-то и блаженна эта жизнь, что
по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1, 5). Награда же за все наши кратковременные страдания безмерно выше их:
кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4,17).
Радуйтесь и веселитесь, — говорит Господь всем страдальцам Своим, —
ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 12).