Многозначные слова (омонимы) в картинках |
Зачастую слово имеет в языке не одно, а сразу несколько значений. Такие слова называются многозначными. Знание широкого спектра значений многозначных слов помогает ребенку не только понимать услышанное и прочитанное, но и применять орфографические правила (например, правила правописания безударных гласных в корне слова, когда необходимо подбирать однокоренное проверочное слово). В ситуации, когда ребенок не понимает значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным.
Так, например, при анализе текста встретилось словосочетание «золотой характер». Ребенок истолковал значение так: «богатый человек, у него много золота». Смысл рассказа при таком толковании остался ребенком не понятым.
Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной, богатой и гибкой. Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.
Упражнения для занятий дома
1. Помогите ребенку с помощью наглядного материала увидеть общее в значении многозначных слов.
Дверная ручка, ручка для письма, ручка ребенка, ручка зонта. Ручка кастрюли.
Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа и др.
2. Помогите ребенку объяснить значение словосочетаний, построить предложения, используя эти словосочетания.
Мягкие руки, мягкая игрушка, мягкая глина, мягкий голос, мягкий свет; золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер; ударил гром, ударил выстрел, ударил больно, ударил свет, ударил запах, ударил ливень и др.
3. Укажите однозначные и многозначные слова:
аккордеон, анапест, аудитория, блюдо, брать, троллейбус, хорей, донесение, затягивание.
4. Выпишите в два столбика глаголы однозначные и многозначные. С одним из многозначных глаголов составьте три предложения, употребив глагол в разных значениях:
автоматизировать, бороться, баррикадировать, вести, вакцинировать, говорить, готовить, дебютировать, диагностировать, держать.
5. Определите признак, который лег в основу названий дней недели:
вторник, среда, четверг, пятница.
6. Назовите признак, который положен в основу фамилий персонажей литературных произведений:
Простаков, Тугоуховский, Кабаниха, Угрюм-Бурчеев, Оболт-Оболдуев, Снегина.
Для раскрытия многозначности слов важны упражнения на уровне словосочетаний, так как именно сочетаемость определяет, в каком значении выступает слово.
Например: Привести машину в действие. План действий. Место действия. Вредное действие.
В каждом из приведенных предложений существительное действие выступает в разных значениях.
http://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/t1379582-500.html
Серия сообщений "Логопедия":
Часть 1 - Артикуляционная гимнастика в картинках
Часть 2 - Артикуляционная гимнастика
Часть 3 - Составление рассказов - описаний по схемам
Часть 4 - Разрезные карточки
Часть 5 - Многозначные слова (омонимы) в картинках
Часть 6 - Глаголы
Часть 7 - Загадки по теме "Ягоды"
...
Часть 19 - "пора вставать"(логоритмика) kokoreva71
Часть 20 - новый год (логоритмика) kokoreva71
Часть 21 - Неваляшки(логоритмика)
Рубрики: | детивязаниекартинки логопедия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |