Человеческое сообщество можно разделить на шесть крупных кланов ( эволюционных уровней):
Первый(муладхара)- человек выживающий, основной фон жизни составляет борьба за существование в самом буквальном смысле. Окружающая его среда настолько ему враждебна, что составляет постоянный источник опасности для жизни.
Второй(свадхистана)- человек живущий, проблема выживания решена и есть уверенность в завтрашнем дне для себя и всей семьи. Здесь окружающая среда дружелюбна или не представляет опасности и даёт условия для пышного расцветания и размножения были бы желание и энергия. Впрочем и ничего не делая здесь можно иметь пристойную жизнь.
Третий(манипура)- человек управляющий. Здесь основной фон жизни соревнование в силе с природой и себе подобными. Та природа, что на втором уровне щедро кормила, теперь должна быть покорена и управляема. Люди, которые вполне мирно жили общиной, внезапно свирипеют и хотят влавствовать друг над другом.
Четвёртый(анахата)- человек любящий. Здесь основной фон не изречённая любовь, которую он ощущает устремлённой к нему отовсюду. Конечно на этом фоне могут случаться любые события, но Божественный свет, озаряющий всё происходящее никогда не меркнет. Этот свет идёт и от самого человека, но для окружающих третьего уровня, он несколько холоден и разряжён. С их точки зрения высшая любовь хороша в умеренных количествах. Для самого же человека он составляет основу жизни и в её отсутствие он буквально задыхается. Любовь к миру есть для него истинное содержание его действий и поступков, но, чтобы её ощутить, нужно быть соответственно настроенным, только тогда обнаружится её истинная сила.
Пятый(вишудха)- человек достигший или мастер, умеющий найти точное выражение свету энергий высоких идеалов. Глядя на этого человека, его жесты, поведение кажется, что лицезреешь истинное чудо, настолько они совершенны. Рядом с таким человеком меркнет окружающий его мир, поэтому его стараются изолировать, например, поместить на сцену. На этот уровень выходят великие. Пятый уровень- пафос совершенного воплощения реальности.
Подуровень- это блестящий стиль, методы доведённые до совершенства. Ключевые слова: эффективность, точность, адекватность, безукоризненность.
Шестой(аджна)- человек мудро-разносторонне-развитый, подключённый ко множеству высоких мировых течений и сумевший наладить контакт между ними, находясь с каждым на пятом уровне. Шестой уровень- это пафос объединения, стремления к синтезу различных течений, групп, достигших совершенного проявления на пятом уровне.
Подуровень- методы сочетания самых разнообразных объектов. Комплексный, синтетический подход с « миру по нитке», поиск неожиданных сочетаний, принципиально новых взглядов, позиций и решений. Научный или антидогматичный подход.
Над уровни.
Существует три главных над уровня, управляющих делами.
Первый. Имеет ключевое слово- воля. На социальном уровне это законодательная власть, на индивидуальном- принцип воли в человеке. Главным искушением является искушение властью над миром в любой форме.
Второй. Имеет ключевое слово- восприятие. В высшем проявлении это Божественная любовь, сострадание и благодать Божия. На социальном уровне- это народ или общественное мнение. На индивидуальном- внутренняя жизнь, особенное эмоциональное восприятие и аффекты. Главное искушение- корыстное искажение реальности ( особенно ложь, всевозможные низкие медитации, в том числе алкогольные и наркотические трансы) и сильные эмоциональные состояния.
Третий. Имеет ключевое слово- действие. В высших проявлениях- это перст Божий, чудо, т. е. любое прямое вмешательство в дела земные. На социальном уровне это исполнительная власть. На индивидуальном- практическая деятельность. Главное искушение- не разумная активность, энергичные действия с закрытыми глазами ( хотя и с лучшими намерениями) несущими на самом деле хаос и разрушение, создающие новые узлы и затемняющие мир.