Одни, без Анны
 |
|
Андрей Максимов, писатель |
Нас, зрителей, в душном зале московского кинотеатра сидело на три человека больше - девять. Открыв рот и периодически стирая слезы с глаз, мы смотрели кино про людей.
Внимание! Это, может быть, самое главное: про людей. Не про деревянных сериальных персонажей, не про уродов из современных кинокомедий - про людей.
Герои на экране проживали жизнь, как Божий Дар. Внимание! Это, может быть, тоже самое главное: они проживали жизнь не как возможность разбогатеть, обмануть или возвыситься - они проживали жизнь, как люди, знающие, что есть Бог. Они грешили, каялись, страдали, любили, ненавидели... И все это они делали, как люди, у которых есть душа и совесть.
Экранизацию Сергея Соловьева романа Льва Толстого "Анна Каренина" можно было бы назвать "Повесть о настоящих людях", если б это название не вызывало ненужных, не уместных в данном случае, иронических ассоциаций. Но, может быть, главное, что сделал Соловьев - напомнил нам, что значит быть человеком и в отношении других людей, и в отношении самого себя.
Герои "Анны Карениной" живут в поразительно красивом мире. Как бывает у Соловьева - каждый кадр: живописная картина. Соловьева не интересует последовательность событий: интрига, сюжет, мелодрама. Его интерес: мир гармонии, и та дисгармония, которую вносит в этот мир человек. Почему мы - человечество - не умеем жить в прекрасном, созданном для нас мире? Что нам мешает? Страсти? Себялюбие? Рок? Что такое рок? Может быть, это наше оправдание перед самими собой, когда не получается сохранить гармонию в душе?
Про фильм Сергея Соловьева очень трудно писать, потому что режиссеру, непостижимым для меня образом, удалось невероятное: как нельзя сказать однозначно, про что роман Льва Толстого, так нельзя однозначно сказать и то, про что его экранизация. Соловьев сделал картину не про то, как женщина изменила мужу и бросилась под паровоз. Он снял, если угодно, философскую притчу о сути и смысле человеческого бытия. Притчу, которая затягивает тебя, вовлекает, и в какой-то момент ты понимаешь, что перестал быть просто зрителем, ты почему-то стал аналитиком собственной жизни, и, выйдя из душного зала в еще более душный город, ты никак не можешь сбросить увиденное. Потому что уже не ты внутри картины, а она - внутри тебя. И она поселилась там надолго, если не навсегда.
"Анна Каренина" - это какое-то ДРУГОЕ кино. Неслучайно Соловьев так долго его снимал. Ему удалось на основе одного из самых популярных русских романов снять исповедальное кино. Такое кино не может сделать человек, сам не переживающий самых высоких, самых главных проблем бытия. Неслучайно одна из главных тем картины - тема прощения. "Прощение" - слово нынче едва ли не забытое, сегодня как-то больше в чести слово "месть". Герои картины умеют прощать просто потому, что они - люди, просто потому, что они понимают собственную греховность. В этой картине никто никого не осуждает - потому что нет у нас права судить.
Нет у нас права судить - истина, которую мы сегодня все чаще забываем. Надо ли добавлять, сколь необходима она нам, в нашем раздрызганном, обозленном мире?
Олег Янковский и Александр Абдулов не дожили до премьеры. Они работают в этой картине как великие русские актеры. Это не пафос, поверьте, это - правда. Татьяна Друбич играет женскую любовь, женскую тоску и женское отчаяние так, как может играть не просто выдающаяся актриса, а еще и настрадавшийся и умный человек. Анну Каренину нельзя сыграть - ею можно только быть, если сможешь. Друбич смогла. Гармаш, Крюкова, Аниканова, Дробышева, Савельева, Е. Васильева (кого-нибудь наверняка забыл, извините) играют очень интересных и очень глубоких людей.
Меньше других мне лично понравился Бойко. Его Вронский какой-то очень современный человек. На фоне остальных артистов он выглядит человеком XXI века, каким-то чудом попавшим в век XIX. Возможно, в этом была задумка Соловьева, которую я не понял.
Стоп. Давайте умерим свои восторги и посмотрим, что произошло у нас, в нашем с вами культурном пространстве.
Выдающийся режиссер Сергей Соловьев... По поводу определения вопросы есть? Нет. Поскольку Соловьев, действительно, выдающийся режиссер...
Итак, выдающийся режиссер Сергей Соловьев снял фильм по великому роману Льва Толстого... По поводу определения романа вопросы есть? Нет.
Итак, выдающийся режиссер Сергей Соловьев снял роман по великому роману Льва Толстого, в котором свои едва ли не последние роли сыграли гениальные русские актеры Олег Янковский и Александр Абдулов. По поводу определения этих актеров вопросы есть? Нет.
Поскольку фильм Соловьева потрясающий, то есть живой, я вполне себе предполагаю, что он кому-то не понравится. В данном случае это не имеет значения. Когда выдающийся режиссер снимает картину по великому роману с гениальными актерами - у зрителей должна быть возможность ее увидеть.
Напомню: нас было девять человек в душном зале.