-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в neo_philosopher

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.07.2005
Записей: 137
Комментариев: 26
Написано: 148


Мальтийский орден. Продолжение (1 глава)

Среда, 03 Августа 2005 г. 09:34 + в цитатник

Причины Крестовых походов


 


Конец XI – XIII вв. в Европе прошли под знаком крестовых походов*{*  Крестовые походы – войны западно-европейских феодалов, проводившиеся в 1096–1270 гг. по почину католической церкви под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из под власти мусульман. Участники Крестовых походов – крестоносцы – обычно нашивали на одежду знак креста, символизировавший их благочестивые намерения (отсюда и название самих войн – «Крестовые походы»). За 175 лет состоялось 8 больших Крестовых походов на Восток и множество сравнительно мелких завоевательных предприятий [77].  I крестовый поход состоялся в 1097 г., II – в 1147 г., III – в 1189 г. и IV – в 1204 г. Известны также V Крестовый поход 1217–1221 гг., VI – 1228–1229 гг., VII – 1248–1254 гг. и VIII – 1270 г. [47].}. Бернард Куглер в своей «Истории крестовых походов» так объясняет причины крестовых походов: «Уже с давних времен христиане с благочестивым умилением посещали те места в Палестине, где ступала нога Господа, но только с тех пор, как церковь указала на похвальность путешествий к Святым Местам, только с тех пор, как в трудах, издержках, опасностях, которые брал на себя пилигрим, аскетическое настроение стало видеть приятное Богу дело покаяния, и в молитве на особенно священном месте, в прикосновении к реликвиям стало видеть самое верное очищение от грехов, – только с этих пор, и главным образом в течение XI в. странствие к Святым Местам стали важным фактором христианской средневековой жизни.


Когда люди Запада достигали Иерусалима, то ими естественно овладевало двоякое чувство. Когда на долю их выпадало счастье иметь возможность молиться у Гроба Господня, они не только предавались безумному восторгу, но также решительно охватывала их горячая злоба на то, что в святейших для них местах властвовали враги их веры, и недоставало только какого-нибудь внешнего толчка, чтобы вызвать на Западе громадный военно-религиозный взрыв.


Этот толчок дали сельджуки...» [46].


Такого же мнения придерживается и русский историк А.А.Васильев:


«Положение европейских паломников в Иерусалиме и в других Святых Местах сразу ухудшилось. Арабы обходились с ними хорошо, беспрепятственно позволяли поклоняться святыням и совершать богослужения. Турки, овладев Иерусалимом, начали чинить всяческое препятствия, преследовать и оскорблять паломников. Мало-помалу в Европе создалось убеждение в необходимости помочь христианству на Востоке и возвратить христианскому миру его наиболее драгоценные и почитаемые святыни.


Для всех классов средневекового общества крестовые походы казались весьма привлекательными и с мирских точек зрения. Бароны и рыцари, помимо религиозных побуждений, надеялись на славные подвиги, на наживу, на удовлетворение своего честолюбия*{*  Большая часть представителей рыцарства, участвующих в крестовых походах – это 2-е, 3-и и более поздние дети в дворянских семьях, по праву наследования не получавшие в удел феодальные поместья своих отцов.}; купцы рассчитывали увеличить свою прибыль расширением торговли с Востоком; угнетенные крестьяне освобождались за участие в крестовом походе от крепостной зависимости и знали, что во время их отсутствия церковь и государство будут заботиться об оставленных ими на родине семьях; должники и подсудимые знали, что во время их участия в крестовом походе они не будут преследоваться кредитором или судом» [19].


 


Первый крестовый поход. Взятие Иерусалима


 


В 1095 г. доведенный до отчаяния император Византии Алексей Комнин обратился к римскому папе за помощью против турок-сельджуков. В ноябре 1095 г. Урбан II созвал церковный собор во Франции, в Клермоне, на котором присутствовало 14 архиепископов, 200 епископов и 400 аббатов. Собор решил организовать Крестовый поход на Восток – «ради освобождения Гроба Господня в Иерусалиме».


В августе 1096 г. стотысячная армия крестоносцев из Нижней Лотарингии, Италии и Франции отправилась в поход. «Главных ополчений, двинувшихся на освобождение Гроба Господня, было четыре: 1) лотарингское под начальством Готфрида Бульонского*{*  Бульоном называлась резиденция-замок герцога Готфрида в Арденнах.}, герцога Нижней Лотарингии, с которым находился и брат его Балдуин; 2) средне- и северо-французское, в котором главными руководителями были брат французского короля Гуго Вермандуа, герцог нормандский Роберт и Роберт Фриз из Фландрии; 3) южно-французское, или провансальское, во главе с Раймундом, графом тулузским, и 4) норманнское из южной Италии под начальством Боэмунда, князя Тарентского, к которому присоединился его племянник Танкред» [19].


Сельджуки были разгромлены крестоносцами 1 июля 1097 г. в страшной битве при Дорилее – исход войны в Малой Азии стал очевиден.


В начале 1098 г. отряды Балдуина взяли Эдессу – крупный армянский торговый город на пути из Сирии в Мессопотамию. Балдуин основал Эдесское графство – первое государство крестоносцев на Востоке.


После взятия в июне 1098 г. Антиохии Боэмундом Тарентским было создано второе государственное образование крестоносцев – Антиохийское княжество.


К моменту штурма крестоносцами Иерусалим был уже во владении египетским халифом*{*  Завоевание Иерусалима египтянами описал участник войн Саладина против крестоносцев арабский историк Ибн-ал-Асир: «Иерусалим принадлежал Тадж-ад-дауле Тутушу и он дал его в надел туркмену Сукману-ибн-Ортоку. Когда крестоносцы одержали победу над турками при Антиохии и перебили многих из них, то они (турки) ослабели и разошлись в разные стороны. Когда египтяне узнали об ослаблении турок, то пошли на Иерусалим под предводительством Ал-Афдаля-ибн-Бедр-ал-Джемаля и осадили его. В Иерусалиме командовали Сукман и Ильгази, сыновья Ортока, их двоюродный брат, Сувундж, и их племянник Якутий. Ал-Афдаль выставил более сорока метательных машин и разрушил стену Иерусалима в нескольких местах. Жители города оказывали ему сопротивление, и борьба и осада длилась более сорока дней. И сдался город на капитуляцию в Шабане... Ал-Афдаль обласкал Сукмана, Ильгази, их приверженцев, щедро одарил их и отправил их. Они пошли в Дамаск, а затем переправились через Евфрат» [89, т. 2].}.


В анонимной итало-нормандской хронике XI века «Деяния франков и прочих иерусалимцев» описывается взятие Иерусалима крестоносцами 15 июля 1099 г.:


«И вот мы подошли к Иерусалиму во вторник, за 8 дней до июньских ид. Роберт Нормандский осадил Иерусалим с северной стороны, возле церкви первомученика святого Стефана, где тот был побит камнями за Христа. К герцогу Нормандскому примыкал граф Роберт Фландрский. С запада город осаждали герцог Готфрид и Танкред. С юга, укрепившись на горе Сион, вел осаду граф Сен-Жиль.


В пятницу 15 июля мы ринулись на укрепления. Была такая бойня, что наши стояли по лодыжки в крови. Войдя в город, наши пилигримы гнали и убивали сарацин*{*  Сарацины – общее название воинов-мусульман европейцами. Поначалу так называли арабов, но затем название перешло и на турок-сельджуков.} до Храма Соломона, скопившись в котором, они дали нам самое жестокое сражение за весь день, так что их кровь текла по всему храму» [89, т. 2].


В «Истории Дамаска» Ибн-ал-Каляниси так описано взятие Иерусалима: «Затем они пошли на Иерусалим в конце раджаба этого года. Они установили осадную башню и придвинули ее к городским стенам, и продолжали сражаться до конца дня. А на следующий день франки снова подступили к городу, поднялись на осадную башню и оттуда хлынули на стены, и горожане обратились в бегство. А франки вошли в город и овладели им» [89, т. 2].


Средневековая хроника Раймунда Ажильского «История франков, которые взяли Иерусалим» продолжает: «Наши, уже было изнемогшие, пустились бежать к стенам, другие начали приставлять лестницы и закидывать веревки. Какой-то молодой воин зажег стрелы и стал пускать их в мешки, которыми обкладывались укрепления, что сарацины сделали как раз с воздвигнутыми напротив деревянной башни герцога и обоих графов (Готфрида Бульонского, Роберта Фландрского, Евстафия Булонского. – Авт.); набиты же мешки были хлопком. Огонь, разгоревшись здесь, обратил в бегство тех, кто оборонял укрепление. Тогда герцог и находившиеся с ним быстро перекинули щитовое прикрытие из сплетенных прутьев, которое закрывало башню спереди-сверху до середины, и, сделав мост, неустрашимые, стали таким образом прорываться в Иерусалим» [89, т. 2].


Итак, 15 июля 1099 г. крестоносцы после долгой осады и ожесточенного штурма взяли Иерусалим. Первым государем Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский, которого в 1100 г. сменил его наследник Балдуин Эдесский, правивший до 1118 г.


С 1100 по 1124 гг. крестоносцами были взяты важнейшие торговые порты – Хайфа, Арсур, Кесария, Акра, Триполи, Сидон, Бейрут и Тир и основаны новые государства крестоносцев – королевства, княжества, графства, разделявшиеся на баронии, феоды и лены.


Рубрики:  загадки истории

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку