Слуцкий пояс был исключительно дворянским аксессуаром, вещью дорогой — ведь его вышивали золотыми нитями. Производство украшений для шляхетского костюма начали армянские мастера Маджарские, приглашенные князьями Радзивиллами из Станислава (нынешний Ивано-Франковск) в Несвиж, а затем в Слуцк. Почему за дело взялись именно армянские специалисты? На Западной Украине были сильны позиции армянской диаспоры, которая поддерживала связи со странами Востока. Зажиточные люди в XVIII веке носили одежду, в которой было много восточных элементов, в том числе пояс.
Портрет Войцеха Пусловского кисти Валентия Ваньковича
Богатый тканый слуцкий пояс в поперечную черно-красную полоску, повязанный по последней шляхетской моде с выпущенными наружу кистями цвета старого золота, органично дополняет кунтуш шляхтича. Портрет был написан для семейной портретной галереи и был призван сохранить память о представителе рода.
Пояса экспортировали из Персии, Турции, где жило много армян. Приглашенные Радзивиллами мастера стали посредниками между восточной и белорусской культурами. Маджарские научили слуцких мастеров на «персиарне» (фабрика «персидских» поясов) ткать заморские узоры, но постепенно эти узоры дополнялись местными мотивами.
Со временем пояса из Слуцка стали расходиться по всей Европе, появлялись фабрики, где «подделывали» уже не персидские, а именно слуцкие пояса — в Польше, Франции, России.
В XIX веке ношение этих аксессуаров было запрещено: считалось, что человек, повязывая пояс, демонстрировал свою ностальгию по временам свободы от царского режима. В 1848 году «персиарня» в Слуцке закрылась, а секреты ткачества были забыты. После этого пояса являлись предметом коллекционирования, а не ношения. Сейчас стоимость одного такого раритета может доходить до 50 тысяч долларов.
Белорусский поэт Максим Богданович написал стихи, посвященные слуцким поясам и мастерам, создававшим их.
Ад родных ніў, ад роднай хаты
У панскі двор дзеля красы
Яны, бяздольныя, узяты
Ткаць залатыя паясы.
І цягам доўгія часіны,
Дзявочыя забыўшы сны,
Свае шырокія тканіны
На лад персідскі ткуць яны.
А за сцяной смяецца поле,
Зіяе неба з-за акна, –
І думкі мкнуцца мімаволі
Туды, дзе расцвіла вясна;
Дзе блішча збожжа ў яснай далі,
Сінеюць міла васількі,
Халодным срэбрам ззяюць хвалі
Між гор ліючайся ракі;
Цямнее край зубчаты бора...
І тчэ, забыўшыся, рука,
Заміж персідскага узора,
Цвяток радзімы васілька.
Стихи посвящены крепостным девушкам, которые вместо персидского узора ткали "цвяток радзімы васілька". Эта лирическая история – художественный вымысел, ведь ткать пояса имели право только мужчины – искусные мастера, труд которых хорошо оплачивался.
Этот пояс куплен музеем у частного лица в 1986 году 31 января за 1000 советских рублей.
Слуцкие пояса. 18 век. Слуцкая мануфактура шелковых поясов
Спустя почти 300 лет после начала производства Слуцких поясов Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко инициировал возрождение промысла — на промышленной основе.
В Слуцке в 2012-2015гг. была проведена реконструкция фабрики художественных изделий, на базе которой создано новое производство по изготовлению копий, аналогов Слуцких поясов, открыт музей истории Слуцких поясов...
Источники
О музее истории Слуцких поясов
http://news.tut.by/culture/274910.html
http://via-midgard.info/news/tajna-sluckix-poyasov.htm