-Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в natalianev

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.02.2012
Записей: 134
Комментариев: 13
Написано: 200


Творческое рисование - арт терапия

Суббота, 13 Февраля 2021 г. 20:55 + в цитатник
Цитата сообщения Ладамира Спонтанное художественное творчество по Юнгу

200_p1080572 (200x150, 9Kb)
Творчество связано с игрой.
Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным.
Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:
Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре,
действующего по внутреннему понуждению. ....
Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.
Не только художник, но и любой творческий человек, кем бы он ни был, всеми своими величайшими достижениями обязан своей фантазии. Динамическим принципом фантазии является игра, которая считается присущей ребенку и тем самым несовместимой с серьезной работой. Но никакой творческий процесс не может зародиться и существовать без этой игры фантазии.

Арттерапия: Спонтанные рисование и лепка.

Обычное занятие искусством отличает от терапевтического то, что творческий процесс в терапии искусством проиходит скорее спонтанно, чем спланированно, так как главной задачей в арттерапии является не обучение человека рисованию или лепке, а обучение его пониманию себя, своих подсознательных переживаний. Именно поэтому клиенту не нужна специальная подготовка и особые инструкции перед занятием и контроля руководителя во время занятия. Основная работа руководителя такой группы - вдохновление членов группы на творчество, поощрение их самовыражения, а не контроль качества выполненной работы.

Говоря о творчестве и воображении, Юнг отмечал, что они являются движущими силами существования личности. Также он утверждал, что независимо от того, что фантазия считается несерьезным качеством, никакая творческая деятельность невозможна без игры воображения. Любой творческий человек, по мнению Юнга, не был бы творческим без фантазии.

Очень полезным упражнением Юнг считал "активное воображение".Это упражнение заключается в том, что человек спонтанно и безконтрольно начинает рисовать случайные каракули. Через некоторое время эти бессмысленные каракули начинают выражать внутренний мир человека, его эмоции. Закончив рисовать, человек всматривается в свой рисунок и ищет в нем знакомые образы или эмоции, которые вызывает у него этот рисунок. Похожим на это упражнение, Юнг использовал упражнение, в котором пациентам было задано продолжить свои прерванные мечты и фантазии. http://www.anypsy.ru/content/artterapiya-spontannye-risovanie-i-lepka

Спонтанное рисование

В руки берется лист бумаги, выбирается формат, наиболее созвучный в данный момент: вертикальный или горизонтальный; выбирается формалиста: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (форму можно создать с помощью ножниц). Включается спокойная музыка, глаза чуть прикрываются. Таким образом создаются условия для спонтанного рисования: рука "рисует сама". Постепенно рисунок можно дополнять аппликацией из вырезок, природных материалов, овощей, листами капусты, кружками моркови), опилками. Процесс спонтанного рисования занимает от 20 до 45 мин.

Безусловно, непросто выражать себя без задания, действовать без образца. Но это важно: так можно научиться слушать себя, а затем и другого. Спонтанное рисование помогает выражать свои чувства на бумаге: отыгрывать агрессию, освобождаться от депрессивных чувств, увидеть свой мир со стороны, снять психологическое напряжение, актуализировать внутреннее чувство меры (когда понятно, что уже достаточно экспериментировать, можно остановиться).

Для проведения подобных занятий важно выполнить три условия.
1. Многообразие предметов. У клиентов должен быть выбор средств: краски, карандаши, бумага, картон, клей, опилки, старые журналы, из которых можно вырезать нужные образы, овощи.
2. Создание особой комфортной среды. Здесь мы подбираем соответствующую музыку, ароматы, освещение.
3. Принятие темпа клиента. Важно не ограничивать его во времени и средствах самовыражения. Необходимо, чтобы человек, опираясь на внутреннее ощущение меры, сам понял, что процесс завершен.

При обсуждении важно рассмотреть работы и поделиться чувствами, возникшими в процессе творчества. Таким образом человек начинает познавать внутренние миры себя и другого, без чего невозможно позитивное взаимодействие между людьми. В процессе систематического использования техники спонтанного рисования развивается способность к концентрации внимания, стабилизируются процессы возбуждения и торможения, проявляется навык слышать себя и другого. Все это ляжет в основу формирования навыков коммуникативной компетентности, в основу успешной социальной интеграции.

Далее с работами можно делать следующее:
а) можно подобрать соответствующие настроению работы стихи, афоризмы;
б) сочинить историю про художника этой картины - то есть историю о самом себе, переосмысляя свой жизненный путь, принимая свой опыт;
в) сочинять музыку и играть ее на спонтанно созданных музыкальных инструментах, в качестве которых выступят жестяные банки с крупами, свистульки, барабаны, то есть все то, что оказалось под рукой и не требует специального музыкального образования.

Технику "спонтанного рисования" можно "подать" и под сказкотерапевтическим "соусом". Человек, имеющий перед собой чистый лист и многообразные изобразительные средства, подобен Творцу, сотворяющему мир. Возьмем идею Сотворения Мира за основу и обыграем технику спонтанного рисования следующим образом.

Ведущий ставит спокойную музыку и просит участников рисования разместиться поудобнее. При этом важно, чтобы изобразительные средства и чистый лист находились под рукой. Под "мелодекламацию" ведущего участники создают свои работы. Ведущий говорит неторопливо, примерно следующий текст.

"Когда-то давным-давно на этой планете ничего не было. Не было гор и равнин, лесов и полян, рек и озер, морей и океанов. Не было травы и деревьев, животных и людей. Даже солнце, месяц и звезды не светили здесь. Кому-то эта планета показалась бы унылой и безжизненной, кто-то бежал бы оттуда, думая, что сделать там что-то невозможно. Но на самом деле огромную силу таила в себе эта планета для того, кто умеет увидеть в белом листе тайну Непроявленного. И пришел на эту планету Творец, каждой клеточкой тела своего он ощутил потенциал "белого листа", и было у него множество средств, чтобы сделать видимым для всех тайны этой планеты. И зажег он на небе солнце, месяц и звезды, и создал он условия на планете, пригодные для жизни. Населил планету разнообразными существами. И радовались они тому, что могут видеть и быть видимыми..."
Таким образом, сказочная инструкция актуализирует в человеке потенциал Творца. По окончании процесса творения можно обсудить то, что создано. Здесь важно сделать акцент на том, какие миры мы создаем, пригодны ли они для жизни, уютно ли в них, есть ли перспективы у тех, кто в них живет. Собственно, это и есть проявление того, что человек строит внутри себя и вокруг себя. Эта техника дает Возможность увидеть, либо осознать свою скрытую созидательную силу и найти пути ее применения в жизненной практике; либо обнаружить в себе разрушительные тенденции и задуматься о том, каким образом лучше использовать свой потенциал.
http://lib.adtm.ru/lib/psy/zinkevich_evstigneeva/p...n_creative_therapy/practice_of

Техника анонимного подарка

Участники группы выполняют работу на тему "Мои ощущения" (или "Мои чувства", или "Мои мысли", или другое проективное задание). Главное, чтобы участники группы были заняты своей работой и не рассматривали то, что делает сосед. После того как работа готова, всем участникам группы предлагается перенести свои работы в специальное место. При этой авторы работ остаются неизвестны. Каждый участник группы рассматривает все работы и выбирает ту, которая пробудила в нем отклик и желание подарить подарок. После этого участники группы изготавливают маленькие подарки с пожеланиями и кладут их на те работы, которые им приглянулись.

Такое задание помогает научиться чувствовать другого и проявлять о нем заботу, дарить и отдавать: В процессе обсуждения окажется, что многие пожелания очень полезны.

http://lib.adtm.ru/lib/psy/zinkevich_evstigneeva/p.../technics_of_an_anonymous_gift

Практические упражнения в группах арттерапии



Индивидуальное рисование

Цель: Этим упражнением превосходно начинать занятия в группах терапии искусством. Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.

Необходимое время: 1 час.

Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски или глина.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и цветных карандашей. Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попыта тесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.

В качестве варианта испробуйте другие материалы, например краски, мел, глину. В любом случае доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь в своей работе обнаружить информацию для себя. Используйте это упражнение, чтобы стимулировать воображение.

Рисование с партнером

Цель: Это упражнение превосходно для исследования межличностных взаимоотношений и конфликтов.

Необходимое время: 30 минут - 1 час. Материалы: Бумага, цветные мелки или карандаши. Подготовка: Специальной подготовки не требуется, но полезно, чтобы руководитель имел опыт в терапии искусством.

Процедура: Выберите партнера. Положите между собой и партнером большой лист бумаги, возьмите каждый по нескольку цветных мелков. Внимательно посмотрите друг другу в глаза и затем спонтанно начинайте рисовать. Старайтесь выразить свои чувства. Если вы хотите общаться с партнером, делайте это с помощью линий, форм и цветов.

Когда закончите рисовать, обменяйтесь с партнером впечатлениями о том, что происходило во время упражнения. Говорите о любых эмоциях, которые у вас вызывает рисунок партнера. Посмотрите, не можете ли вы провести параллели между тем, как вы рисуете, и тем, как функционируете в группе. Постарайтесь узнать что-то о своем партнере.

Групповое рисование

Цель: Это упражнение дает возможность участвовать всей группе. Оно помогает исследовать ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на индивидуальный опыт. Необходимое время: 1 час.

Материалы: Бумага, цветные ручки или карандаши.

Подготовка: Руководитель должен обладать опытом в терапии искусством и групповой динамике.

Процедура: Все члены группы садятся в круг в середине комнаты. Перед каждым лежит лист бумаги и цветные ручки или карандаши. Начинайте рисовать что-нибудь важное для себя. По сигналу руководителя группы передайте свой лист участнику, сидящему от вас слева, и получите начатый рисунок от участника, сидящего справа. Работайте над этим рисунком, изменяйте и добавляйте к нему, что хотите. По сигналу передайте этот рисунок налево и получите рисунок справа. Продолжайте так до тех пор, пока к вам не вернется тот рисунок, который вы начали. Осознайте чувства, возникающие у вас при виде того, что другие изобразили на вашем листе. Изменяйте в рисунке все, что хотите. В заключение обсудите свои впечатления с группой.

Вариант этого упражнения: члены группы по очереди рисуют на общей картине на стене, добавляя к композиции нечто, выражающее их настроение в данный момент и сообщающее это настроение группе.

Сотворение глиняного мира

Цель: Это упражнение, как и все упражнения в терапии искусством, стимулирует творчество. Оно также исследует ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы.

Необходимое время: 1-2 часа.

Материалы: Глина или пластилин.

Подготовка: Руководитель должен иметь опыт в групповой динамике.

Процедура: Каждый член группы получает большой ком глины (Rhyne, 1973). Группы делятся на подгруппы по 5-8 человек в каждой. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией на флейте или клавесине для создания мягкой, расслабленной атмосферы.

Вы - один из пяти или восьми человек, создающих мир. Закройте глаза и вообразите, что глина - сырье, из которого можно делать все, что вы захотите. С закрытыми глазами работайте с глиной и дайте пальцам выразить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скульптуру, поместите ее на столе вместе с остальными вылепленными в вашей подгруппе скульптурами. Совместно с партнерами подгруппы с открытыми глазами поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. Если в ходе упражнения у вас возникли чувства относительно других членов группы, выскажите их или выразите их в глине. В заключение поделитесь своими впечатлениями с другими подгруппами.

Литература:

1. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1990.

2. http://azps.ru
http://www.bestreferat.ru/referat-54113.html
p1223-2 (640x411, 14Kb)
ce9c869b152d (640x302, 95Kb)
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку