народне промыслы- Хохлома, |
Когда и где возникло искусство хохломской росписи?
Один из исследователей Хохломы — профессор Виктор Михайлович Василенко высказывает такое предположение:
«Время возникновения хохломской росписи определить пока еще трудно. Вероятно, ее зарождение надо относить к XVII, а окончательное образование к XVIII веку, возможно, что истоки восходят даже к шестнадцатому столетию.
Сам характер росписи, подражающей золотой и серебряной посуде, был подсказан декоративным искусством Древней Руси. Различные сведения дают основания полагать, что в Московском государстве было много художественных центров, изготовлявших деревянную посуду с отделкой под золото или расписанную золотом. В XVI—XVII вв. везде выделывалось множество разных деревянных изделий, которые были незаменимы в быту народа» (Василенко В. М. Хохлома. М., 1959, с. 12)!
К концу XVIII в. производством деревянной посуды и ее росписью занимались крестьяне примерно 50 сел, расположенных на реках Узоле и Керженце. «В это время особую известность приобретает семеновская, или так называемая хохломская, посуда, которая выделывалась крестьянами вотчин Шереметьева (1787 г.) в селах Хохломе и Никольском Семеновского уезда» (Щепетов Н. К- Крепостное право в вотчинах Шереметьева. М., 1947, с. 93).
Для себя и по заказу односельчан мастера расписывали дуги, прялки и швейки, лукошки для ягод, грибов и другие вещи, окружавшие их в быту. Для хохломских художников всех поколений характерно стремление украсить свой быт.
В искусстве народных мастеров поэзия и красота жизни представлены в своем совершенном единстве. Красиво и жизненно — вот кредо художников, создавших образцы деревянной посуды с хохломской росписью.
Но где источники травного узорочья? «Они — в искусстве Древней Руси, отчасти в искусстве Востока. «Травные» орнаменты попадали в крестьянское искусство с разнообразных предметов. В далеком Заволжском скиту мастеру мог приглянуться драгоценный оклад иконы, орнаментированный чеканным растительным узором, причудливый рисунок на старообрядческой рукописи, писанной яркой пылающей киноварью, подцвеченный золотом и другими красками, а также мог поразить его диковинный узор на завезенной персидской ткани. Наконец, прелесть орнамента в отделке одежды, в украшениях утвари боярства не могла оставить его равнодушным» (Василенко В. М. Хохлома, с. 34). Все это подвергалось глубокому осмыслению, творчески перерабатывалось.
источник -http://www.stfond.ru/articles.htm?id=10065
Рубрики: | народные промыслы, |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |