Эдвард Григ | Завоевавший русские сердца.Послушайте...не пожалеете. |
|
Картины Томаса Кинкейда.(Песня Сольвейг)
Текст песни Песня Сольвейг на русском языке.
Зима пройдёт и весна промелькнёт,
И весна промелькнёт;
Увянут все цветы, снегом их занесёт,
Снегом их занесёт...
И ты ко мне вернёшься - мне сердце говорит,
Мне сердце говорит,
Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить,
Тобой лишь буду жить...
Ко мне ты вернёшься, полюбишь ты меня,
Полюбишь ты меня;
От бед и от несчастий тебя укрою я,
Тебя укрою я.
И если никогда мы не встретимся с тобой,
Не встретимся с тобой;
То всё ж любить я буду тебя, милый мой,
Тебя, милый мой...
...Я вычерпывал богатую сокровищницу народных песен родины и из этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство... Э. Григ
« Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца.В его музыке есть что-то нам близкое и родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик» П. И.Чайковский.
Григ - Вальс (Лирические пьесы, Оп. 38
«Григ играл обо всем, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Он даже догадывался, кто этим занимается. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье. Каждый слушал по-своему. Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля. Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щелку за Григом. Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около её босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига. Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов». Так представлял себе Паустовский волшебство музыки Грига в своем рассказе «Корзина с еловыми шишками». А иначе и быть не могло с человеком, родившемся в стране сказок, которого с детства окружали неведомые загадочные существа, поселившегося и наконец нашедшего там свой истинный дом, покой и последний приют в холме троллей – Тролльхаугене.
Дом-музей Эдварда Грига (Тролдхауген) Эдвард Григ исполняет свои произведения
«Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи - от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу. Рояль мог петь обо всем - о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали».
- Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем, - этой истине следовал Григ всю свою творческую жизнь, как дополняя и украшая музыкой произведения любимых писателей и сказочников, так и создавая новые, рассказывающие без слов свои истории, не требующие каких-либо дальнейших объяснений.
Э. Григ — первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Фортепианный концерт, музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», «Лирические пьесы» и романсы являются вершинами музыки второй половины XIX в.
Творческое созревание композитора проходило в обстановке бурного расцвета духовной жизни Норвегии, усилившегося интереса к ее историческому прошлому, фольклору, культурному наследию.
(Анна Нетребко поет "Песню Сольвейг" Эдварда Грига)
Это время принесло целое «созвездие» талантливых, национально самобытных художников — А. Тидеман в живописи, Г. Ибсен, Б. Бьернсон, Г. Вергеланд и О. Винье в литературе. «За последние двадцать лет Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться ни одна страна, кроме России», — писал в 1890 г. Ф. Энгельс. «...Норвежцы создают гораздо больше, чем другие, и накладывают свою печать также и на литературу других народов, и не в последнюю очередь на немецкую».
Эдвард Григ родился в 1843 г. в Бергене - крупном приморском городе Норвегии - в семье потомка шотландского купца. Отец Эдварда — Александр Григ, занимал пост британского консула в Бергене.
Мать — норвежка Гесина Хагеруп была пианисткой, окончившей Гамбургскую консерваторию (куда обычно принимали только мужчин), и часто выступала в Бергене с концертами.
Мать Грига стала его первой учительницей игры на фортепьяно. От нее же Григ унаследовал любовь к Моцарту, творчество которого впоследствии было для Грига источником радости и высоким образцом глубины содержания и красоты формы. Одноклассники дали ему прозвище «Мозак» за то, что он был единственным, кто верно ответил на вопрос учителя об авторе «Реквиема»: остальные ученики не знали о Моцарте. Наконец, именно мать воспитала в Григе ту волю к труду, которая всегда соседствовала у него с непосредственностью вдохновения. Впервые за фортепьяно будущий композитор сел в четыре года, а вскоре появились его первые опыты сочинения. Позднее Григ говорил, что уже в детстве его занимала красота созвучий и гармоний. «Почему не вспомнить ту таинственную, неизъяснимую радость, которая охватила меня, когда, протянув руки к фортепиано, я извлек - о нет, не мелодию! Куда там! Нет, должно быть, то была гармония. Сначала терция, потом трезвучие, потом аккорд из четырех звуков. И наконец, с помощью уже обеих рук - о ликованье! - пятизвучие, нон аккорд. Когда он прозвучал, восторгу моему не было границ. Вот это был успех! Ни один из последующих моих успехов не опьянял меня так, как этот. Было мне тогда около пяти лет». В двенадцать лет Эдвард Григ активно сочинял собственную музыку. Однако на уроках музыки, несмотря на свои выдающиеся способности, Эдвард был одним из посредственных учеников. Современники композитора рассказывали, как однажды Эдвард принёс в школу нотную тетрадь, подписанную «Вариации на немецкую тему Эдварда Грига ор. № 1». Классный наставник проявил к ней интерес и даже перелистал страницы. Григ уже предвкушал великий успех. Однако учитель вдруг дёрнул его за волосы и прошипел: «В другой раз приноси немецкий словарь, а эту ерунду оставь дома!» Первый, кто воспринял юного Грига всерьез и сильно повлиял на его дальнейшую судьбу был знакомый семьи Григов - знаменитый скрипач Оле Булл.
Летом 1858 г. Оле Булл гостил у Григов, и Эдвард, дабы уважить дорогого гостя, сыграл на фортепьяно пару композиций собственного сочинения. Слушая музыку, обычно улыбчивый Оле вдруг стал серьёзным и тихо сказал что-то Александру и Гесине. После подошёл к мальчику и объявил: «Ты отправляешься в Лейпциг, чтобы стать композитором!» В 1862 г. Эдвард Григ с отличием окончил Лейпцигскую консерваторию, приобрёл знания, лёгкий плеврит и цель в жизни. В 1863 г. Григ уехал в Копенгаген, где провел три последующих года. Копенгаген - центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии. Годы, проведенные здесь, отмечены событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего, композитор близко соприкоснулся со скандинавской литературой и искусством. Здесь он познакомился со знаменитым сказочником Хансом Кристианом Андерсеном и даже написал песни на его произведения. Желание совершенствовать композиторское мастерство привело Грига к знаменитому датскому композитору Нильсу Гаде. Высокоэрудированный и разносторонний музыкант (органист, педагог, руководитель концертного общества), Гаде был главой скандинавской школы композиторов. Григ пользовался советами Гаде. Одобрение, с которым Гаде встречал каждое новое произведение Грига, воодушевляло молодого композитора. Однако Гаде не поддерживал творческие поиски Грига, которые привели того в конечном итоге к созданию национального музыкального стиля. «Милый Григ, всё же Вы должны сделать следующую сонату менее норвежской» - таково было мнение Гаде о второй скрипичной сонате Грига. Однако Григ все более утверждался в правильности избранного им пути - пути норвежского национального композитора. В Копенгагене произошла еще одно знаменательное для Грига знакомство. Он встретился с молодым норвежским композитором Рикардом Нурдроком, в общении с которым окрепли и оформились эстетические взгляды Грига. Он так писал об этом: «У меня точно глаза раскрылись! Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел до того понятия; тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и собственное мое призвание и натуру». В 1864 г. в содружестве с датскими музыкантами Григ и Нурдрок организовали музыкальнее общество «Евтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии. За годы жизни в Копенгагене (1863—1866 гг.) Григ написал множество музыкальных произведений: «Поэтические картинки» и «Юморески», сонату для фортепьяно и первую скрипичную сонату. Здесь же Грига судьба свела с певицой Ниной Хагеруп. Она стала интерпретатором его произведений, а чуть позже его женой. Эдвард Григ и Нина Хагеруп росли вместе в Бергене, но восьмилетней девочкой Нина Хагеруп вместе с родителями переехала в Копенгаген. Когда Эдвард увидел её вновь, она была уже взрослой девушкой. Подруга детства превратилась в красивую женщину, певицу с прекрасным голосом, словно созданным для исполнения пьес Грига. На Рождество 1864 г. в салоне, где собрались молодые музыканты и композиторы, Григ подарил Нине Хагеруп сборник сонетов о любви, названный «Мелодии сердца», а после встал на колени и предложил стать его женой. Она протянула ему руку и ответила согласием.
Однако Нина Хагеруп приходилась Эдварду двоюродной сестрой. Родственники отвернулись от него, родители прокляли. Но, вопреки всеобщему мнению, композитор и певица поженились в июле 1867 г., а следом, не выдержав давления со стороны родни, переехали в Кристианию (так тогда называлась столица Норвегии). Первый год совместной жизни был типичным для молодой семьи — счастливым, но трудным в материальном отношении. Григ сочинял, Нина Хагеруп исполняла его произведения. Эдварду пришлось устроиться дирижёром и преподавать игру на пианино, чтобы поправить их финансовое положение. В 1868 г. у супружеской четы родилась дочь, которую назвали Александрой. Спустя год девочка заболела менингитом и умерла.
с женой Эта трагедия поставила крест на счастливой жизни семьи. После смерти дочери Нина замкнулась в себе. Однако супруги продолжали совместную концертную деятельность. В 1870 г. Эдвард с женой приехали на гастроли в Италию. Одним из тех, кто услышал в Италии его сочинения, был знаменитый композитор и пианист Ференц Лист, которым Григ восторгался в юности. Об этой встрече рассказывает анекдот тех лет. «Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом произошла в Риме, в 1870 г., когда Григу было около двадцати семи лет, а Лист готовился встретить свое шестидесятилетие. Григ показал Листу вместе с другими своими сочинениями фортепианный Концерт ля-минор, который был чрезвычайно трудным. Затаив дыхание, молодой композитор ждал, что скажет великий Лист. Просмотрев партитуру, Лист спросил: - Вы мне его сыграете? - Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать месяц, и то вряд ли сыграю, я ведь никогда специально не занимался на фортепьяно. - Я тоже не смогу, это слишком необычно, но давайте попробуем.- С этими словами Лист сел за рояль и начал играть. Причем лучше всего он сыграл самые трудные места в Концерте. Когда Лист окончил играть, изумленный Эдвард Григ выдохнул: - Великолепно! Непостижимо... - Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт действительно великолепный, - добродушно улыбнулся Лист». В 1872 г. Григ написал «Сигурда Крестоносца» — пьесу, после обнародования которой Шведская академия искусств признала заслуги Грига, а норвежские власти назначили ему пожизненную стипендию. Но слава быстро утомила композитора. Расстерянный и усталый он уехал в родной Берген, подальше от столичного гомона, где вскоре, однако, стал чувствовать сильное физическое недомогаение. Обострился нажитый еще в юности плеврит. Возникло опасение, что он может перейти в туберкулез. Одновременно окончательно испортились отношения композитора с женой. В 1883 г. Нина ушла от Эдварда. Долгие три месяца Эдвард жил один. Но старый друг Франц Бейер убедил Грига ещё раз встретиться с супругой. «На свете так мало по-настоящему близких людей», — сказал он своему опечаленному товарищу. Эдвард и Нина Хагеруп воссоединились, а в знак примирения отправились на гастроли в Рим. По возвращении они продали свой дом в Берегене и купили чудесную усадьбу в пригороде, которую Григ назвал «Тролльхаугене». В 1887 г. Эдвард и Нина Хагеруп вновь оказались в Лейпциге. Их пригласили в частный дом на камерный концерт, посвящённый встрече Нового Года. Помимо Грига в нём участвовали ещё двое именитых гостей — Иоганн Брамс и Пётр Ильич Чайковский. Последний стал близким другом четы Григов. Между композиторами завязалась оживлённая переписка. Позже, в 1905 г., Эдвард хотел приехать в Россию, но этому помешали хаос русско-японской войны и нездоровье композитора. В 1889 г., в знак протеста против дела Дрейфуса, Григ отменил свое выступление в Париже. Тем временем, лёгкие все больше беспокоили композитора, вынуждая его все чаще отказываться от гастролей. Однако Григ из последних сил противился болезни, продолжая творить и стоить планы на будущее. В 1907 г. композитор собрался на музыкальный фестиваль в Англию. Они с Ниной остановились в маленьком отеле в родном Бергене, чтобы дождаться там корабля на Лондон. Здесь Эдварду стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. Скончался Эдвард Григ 4 сентября 1907 г. Рассказывают, что перед смертью Григ приподнялся с постели и отвесил глубокий и почтительный поклон.
(Могила Эдварда Грига и Нины Хагеруп,вырубленная в скале.)
(Э.Григ - Утро - Пер Гюнт)
(Эдвард Григ.Пер Гюнт. Исполняет ГДО России)
(Эдвард Григ: AIR - Holberg Suite, 40)
Авторская программа Артема Варгафтика. "Партитуры не горят"
В Копенгагене в жизни Эдварда Грига произошло много важного и много горького. Он там не только работал, играл, учился выступать как дирижер и набирался исполнительского опыта, но и искал силы пережить потерю единственного ребенка. Кроме того, истоки, к которым постоянно обращается музыка композитора, найти легче всего именно в Дании, а не на его родине в Норвегии.
( Памятник Э. Григу в Трольдхаугене.)
Серия сообщений "ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ":ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫЧасть 1 - Счастье – это дорога.
Часть 2 - Эдвард Григ | Завоевавший русские сердца.Послушайте...не пожалеете.
Часть 3 - Альбом "Людвиг ван Бетховен"
Часть 4 - Петр Ильич Чайковский и его бессмертные произведения.
...
Часть 18 - "Цель музыки — трогать сердца" - Иоганн Себастьян Бах (21.03.1685 - 28.07.1750) - Альбом 165 произведений и 3 видео (биография и муз. спектакль.)
Часть 19 - Гайдн Франц Йозеф (1732—1809)- выдающийся австрийский композитор. | Шедевр венского классицизма - Сотворение мира. "Партитуры не горят "(3 видео)
Часть 20 - Великие композиторы: Сергей Прокофьев (23.04.1891 - 5.03.1953) | Смотрим балет "Золушка" и "Ромео и Джульетта"
Рубрики: | МУЗЫКА/классика О ВЕЛИКИХ И ПРОСТО ИЗВЕСТНЫХ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |