В недавнем неожиданном для меня споре в фейсбук-группе "Вести образования"
https://www.facebook.com/groups/255465967861301/permalink/552212304853331/ один учитель написал:
"Педагогическая ситуация — это не просто ситуация выбора, а ситуация создаваемых предпочтений в ситуации выбора…
Есть ситуации, которые и приходят (возникают), однако мастерство педагога как раз и заключается в проектировании педагогических ситуаций, в умении предусмотреть и спланировать, а далеко не в том, чтобы только реагировать на «приходящие ситуации»".
Не оглядываясь на учебники по дидактике, думаю: то, что имеет в виду этот учитель, правильнее назвать если и ситуацией, то не педагогической, а учебной. Да и то... - не то.
А оглядываясь на Ш.А. Амонашвили и других Учителей, думаю: конечно, учитель должен уметь проектировать такие "учебные ситуации" и заниматься этим, но как раз истинное мастерство педагога проявляется не в них, а в том, как он - на глазах учеников, рядом с ними, вместе с ними - поступает в реальных жизненных ситуациях. Именно тогда он действительно учит. Именно с такими, а не рафинированными, как вымороченные "дидактические игры" из моего школьного детства, ситуациями встречаются люди в жизни. Там нет никаких маячков возле варианта правильного ответа, да и самого правильного ответа, да и набора вариантов. И именно в таких надо научиться действовать...
... Вспоминается давний случай из педагогической практики в начальной школе, которым поделилась замечательный педагог, руководитель этой практики Ирина Исааковна Каждан. Студентка давала зачетный урок, и весь он был методически "на отлично". Во время урока маленькая ученица отпросилась в туалет, а вернувшись, подошла к учительнице и что-то сообщила ей на ухо. Практикантка велела ей сесть на место и довела свой "методически отличный" урок до конца. Когда на послеурочном "разборе полетов" Ирина Исааковна спросила, что же прошептала девочка, студентка ответила: "Что в туалете мальчики дерутся"...
P.s.
Забыла упомянуть одну важную для меня деталь романа. На том самом пороге, в ситуации "отстранения от командования", учитель - сознательно - сел на капитанское место - и осознавал это. Просто ученики об этом не знали...