Решила выложить одно из стареньких моих интервью. Дядька этот мне очень понравился. Фото моего героя прилагаю.
Каратэ – это не спорт, а искусство воспитания воина. С этой реплики началось наше общение с шефом-инструктором Западного региона России Международного союза Дзёсинмон-Шоринрю Вахтангом Юзовичем Шарадзе. Хошу Икеда, основатель стиля, говорил так: «Если условно представить линию жизни последователя каратэ длиною в один километр, то спорт в ней должен занимать отрезок не более десяти метров». Истинная цель каратэ – воспитание гармоничной, развитой личности. В основе философской концепции каратэ Дзёсинмон лежит идея о единстве «бу-дзюцу» (искусства реального боя) и «будо» (системы духовного и интеллектуального совершенствования). Путь Дзёсинмон – удел избранных.
- Вахтанг Юзович, в Интернете есть всего два русскоязычных сайта, посвященных теории и практике Дзёсинмон. Первый, наиболее исчерпывающий по данной тематике ресурс, содержащий массу справочной информации – сайт Международного Союза Дзёсинмон Шоринрю каратэ-до, второй – эстонский, куда более скромный. На Ваш взгляд, нуждается ли стиль Дзёсинмон в популяризации?
- Наш сайт появился два года назад. С тех пор он регулярно обновляется, развивается. Что касается популяризации, то Дзёсинмон появился в России не вчера. Уже в 1979 году этот стиль начали осваивать оперативные работники, спецподразделения быстрого реагирования, военнослужащие погранвойск, 9 управление КГБ СССР. Если подсчитать, сколько россиян за эти 20 с лишним лет пытались освоить Дзёсинмон, цифра может оказаться внушительная.
- С какого возраста Вы начали заниматься спортом? Насколько осознанным был Ваш выбор?
- Я с пяти лет бредил борьбой, боевыми искусствами. Думаю, уже тогда мой путь был предопределен. Сначала я пошел в самбо – в 60-е годы это было очень популярно. Занятия проходили в спортивном обществе «Динамо», где я в дальнейшем посещал несколько секций, а потом и работал вплоть до 1990 года.
- Вы помните своего первого учителя?
- Ребенок еще не воспринимает учителя как личность. Это приходит позже. Для меня в детстве всегда был важнее процесс, а не человек. На мой взгляд, учитель должен не обучать, а направлять. Он должен распознать в человеке эту внутреннюю нацеленность и подтолкнуть в нужном направлении.
- Рассказываете ли Вы своим ученикам об истории стиля Дзёсинмон? Значит ли для них что-то имя основателя стиля мастера Хошу Икеда?
- Все это происходит в процессе общения и тренировок. Но тот, кто интересуется – получает информацию: к примеру, в специализированных журналах «Дзёсинмон International», которые выходят ограниченным тиражом для «внутреннего пользования».
- Что означает «до», когда мы произносим «каратэ-до»?
- «До» - это «Путь». Если человек ступает на путь изнурительных тренировок и самоотречения, сознательно лишает себя многих радостей жизни, он многое решает для себя и неизменно приобретает. Таких людей – единицы, их мало даже в Японии, на Окинаве. Это умные люди, способные выработать в себе нечеловеческую волю. Знаете, это как в науке, где есть масса ассистентов и один человек, который создает теории и дает направление движению всей этой «вспомогательной» массы. И в каратэ-до мастер задает движение своим ассистентам…
- В том, что избранный путь во многом определяет устремления и поступки человека, воспитывает «непоколебимый дух», можно убедиться на конкретных примерах из истории стиля Дзёсинмон. Позвольте задать Вам довольно обыденный вопрос – как питаются избранные?
- Я должен развеять басни о том, что эти люди – изгои и что им достаточно горстки риса в день. Это неправда. Человек, регулярно испытывающий серьезные физические нагрузки, должен получать полноценное питание. Ему нужны и витамины, и минералы. Что же касается вредных привычек, то собственно род деятельности не позволяет их иметь.
Путь учителя – это лестница вверх. Если ты остановишься на одной ступеньке – там и останешься. Мастер, который оставил тренировки, уже не может считаться мастером. Этот путь выбирают до самой смерти.
- На Ваш взгляд, способствует ли успехам в каратэ-до активное изучение основ восточной медицины, философии и классических текстов по воинским искусствам?
- Это нужно мастеру, человеку подготовленному. Простой человек, который ходит на тренировки ради здоровья или самообороны, в этих знаниях, как правило, не нуждается. Это слишком глубокие вещи, которые должны специально и целенаправленно изучаться. Здесь не должно быть поверхностных взглядов, знаний и суждений.
- Переведен ли на русский язык двухтомник Хошу Икеда «Сущность каратэ-до древности и наших дней» и где его можно приобрести?
- Действительно, эта книга переведена, она находится внутри школы и издается порционно. Эта область научных знаний изобилует терминами и является недоступной для новичков. Кстати, Икеда об этом предупреждал - эта книга для тех, кто уже прошел определенный путь. Для профессионалов.
- Кого Вы можете назвать своими Учителями (в глобальном плане)?
- Огромное влияние на меня оказал мой учитель, наставник Юрий Маряшин, тренировавший меня с 1979 года. Он направлял меня в Дзёсинмон, помог выбрать свою дорогу… Рауль Рисо, Рамиро Чирино. Естественно, гранд-мастер Хошу Икеда, с которым мы смогли встретиться лишь в 1989 году, после 10 лет тренировок…
- Почему Вы избрали именно стиль Дзёсинмон? Когда это произошло?
- Это было абсолютно случайно. Меня привел знакомый, дело было в армии, в самом конце службы. Дело в том, что в Москве тогда были группы, изучающие разные стили, а история Дзёсинмон на территории России только начиналась. И попасть туда простым смертным было практически невозможно. Я довольно скоро осознал, что это – мой путь.
- Ваш учитель, Международный мастер-наставник, обладатель 5-го дана по каратэ Дзёсинмон Юрий Евгеньевич Маряшин в одном из интервью сказал, что занятия в Дзёсинмон построены таким образом, что им может заниматься человек любого возраста и физических возможностей. И все-таки – существуют ли какие-либо противопоказания (например, отсутствие координационных качеств) к занятиям каратэ-до?
- Однозначно, есть такие болезни, при которых человеку противопоказана двигательная активность: при различных патологиях внутренних органов, острой сердечной недостаточности, полиартрите… Юрий Евгеньевич говорил о более-менее здоровых людях, основная проблема которых чаще всего – лень.
- С какого возраста Вы рекомендуете начинать занятия? Куда в Москве можно привести ребенка?
- Все зависит от преследуемой цели. Я считаю, что ставить перед 5-летним ребенком такую задачу – немедленно начать усиленные тренировки и в двадцать лет кем-то стать – это неправильно. Ребенок должен иметь свободу выбора. Кроме того, есть не очень спортивные дети, которым, возможно, больше по душе придется бассейн. Приобщение к спорту не должно быть жестким. Думаю, приобщать ребенка к каратэ-до раньше 8-10 лет, не имеет смысла. Потому что здесь необходим хотя бы начальный уровень организованности.
- Есть определенная категория родителей, серьезно обеспокоенная «отсутствием мужских качеств» в характере их мальчиков…
- Я имею 17-летний опыт педагогической деятельности - поверьте мне, «мужской характер» либо дается, либо нет. Если к нам приходит заниматься сто человек, то через год останется лишь десятая часть.
…Сильное подавляет слабое, таков закон природы. Основополагающая идея каратэ родилась из осознания этого закона и желания более слабых к действиям защиты. Стремление дать отпор превосходящему по силе противнику для многих явилось толчком к изучению каратэ. Победить нападающего, вооруженного человека голыми руками означает триумф духа и совершенство тела.
- Как часто проводятся занятия в Московском центре Дзёсинмон и какова их продолжительность?
- Два-три раза в неделю, по два часа. Нагрузки серьезные, и не все способны их выдержать.
- Сколько человек в группе, хотя бы в среднем?
- Когда люди занимаются один-два года, учеников может быть человек двадцать. Если же это продвинутые ученики - «черные пояса», то это 4-5 человек.
Расскажите, пожалуйста, о начале Вашей педагогической работы в обществе «Динамо», где Вы работали в качестве инструктора по военно-техническим видам спорта…
- Я проводил тренировки со спецподразделениями. Это была рутинная работа, сложный процесс. Люди приходили, уходили, менялись. Поначалу, пока не было опыта, это угнетало. Позже я научился философски относиться к этому процессу – до тех пор, пока я не приобретал уверенность в том, что человеку это надо, и он будет заниматься, я полностью не раскрывался. Сейчас у меня есть ученики, которые занимаются по 10-15 лет…
- Способны ли девушки достичь серьезных спортивных успехов в этом виде спорта?
- Девочки порой занимаются достаточно упорно, но чаще уходят.
- В Вашем клубе преимущественно работающие, преуспевающие люди?
- Есть разные люди - работающие и преуспевающие, и средний класс, и студенты, и дети.
- Способствуют ли, на Ваш взгляд, успехи в Дзёсинмон процветанию в бизнесе?
- Я не могу провести такую параллель. У меня есть свое мнение на этот счет: стоит одному бизнесмену заявить о том, что это утверждение истинно – масса его «коллег» прибежит заниматься каратэ-до. Это – пиар. В боевом искусстве все гораздо сложнее. Все очень индивидуально, желания и тайные мысли у людей разные. Можно сказать лишь, что взрослому человеку сложнее начинать тренировки, потому что он напичкан всяческими предрассудками, для него важно привыкнуть к учителю, узнать его. И это естественно.
- Как создавалась «Школа Дзёсинмон СССР», каким образом удалось столь скоро получить статус официальной Всесоюзной организации? Кто стоял у ее истоков?
- Школа была создана вскоре после развала «Динамо» Юрием Маряшиным, который через Минюст ее и зарегистрировал. Будучи офицером госбезопасности и старшим инструктором по военно-физической подготовке, он в силу своей служебной деятельности выезжал в различные регионы Советского Союза, где проводил организационно-методическую и практическую работу, и уже к концу 1989 года во многих городах России и республиках СССР появились сторонники этого стиля. Вскоре в Москве состоялась учредительная конференция по созданию самостоятельной организации «Школа Дзёсинмон СССР» при Всесоюзном центре по изучению восточных единоборств (ВЦИВЕ), которым руководил Юрий Алексеевич Зиневич. Председателем «Школы» был избран Ю.Е. Маряшин. Впоследствии «Школа» была реорганизована, и в 1994 году зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ как общественное объединение «Международный союз Дзёсинмон-Шоринрю».
- На Ваш взгляд, в чем состоит смысл боевого искусства?
- Для человека, который решил этим заниматься, смысл – в овладении древнейшим достоянием человечества. Как известно, история Окинавского каратэ насчитывает не менее тысячи лет, китайского ушу – более трех тысяч лет. По-видимому, желание проникнуть в столь древние тайны – признак сильного характера. Потому что путем напряженных тренировок человек приходит к построению нового «Я», он успешно борется с вредными привычками и буквально перековывает себя. Это – своего рода личностный бодибилдинг. То, что каратэ имеет, в первую очередь, боевую направленность, дает человеку уверенность в себе, в собственном здоровье и в будущем.
- Всегда ли победа – главная мотивация состязания?
- Конечно, нет. Как говорил наш учитель Рауль Рисо, 6-й дан Дзёсинмон, маэстро: « в руках мастера боевых искусств две сумки – с победой, и с поражением». Основная цель – не проиграть в жизни. Не выиграть, но не проиграть...
- Кто организует и оплачивает соревнования в России?
- У нас достаточно много состоятельных людей, которые искренне преданы Дзёсинмон и помогают развивать этот стиль в России.
- В последние годы спорт (в самом широком смысле) в России начал стремительно развиваться, есть тенденция к тому, чтобы здоровый образ жизни стал приоритетным в среде людей мыслящих, целеустремленных…На Ваш взгляд, насколько дружны сегодня спорт и современная политика?
- На самом деле эти «волны» возникали всегда – и в 60-е, и в 70-е годы. Я думаю, это закономерно. Что же касается политики, мое мнение таково, что это тонкое и темное дело практически ничего общего со спортом не имеет. Спорт – это открытое и радостное явление. Искренние отношения между ними невозможны.
- Сейчас все носятся с национальной идеей, которая якобы должна спасти Россию. Что может реально оздоровить наше общество?
- В этом плане показателен опыт американцев, которые борются, к примеру, с курением. То, что у них спорт стоит на втором месте после работы, я считаю правильным. Полагаю, если у нас начнут рекламировать сильное, красивое тело, пропагандировать здоровый образ жизни – это может послужить неплохим началом. Человек сам должен найти для себя не идеал, но временную точку отсчета, и стремиться к совершенствованию. А не к бутылке пива - это уже абсурд.
- Вы верующий человек?
- Я верующий человек, христианин. Но не ортодокс.
- В чем для Вас смысл жизни?
- До самого конца повышать свой уровень – духовный, и физический...