Устюжна: прогулка вторая. До Казанской церкви и обратно |
Если фотографии прошлого поста не блистали
качествами художествами, то у некоторых кадров этого
и техническое несколько подкачало, уж извините.
Этот кадр - самый лучший.
Долго не хотелось спать - потому полночи читал взятую у
Сразу охватило ощущение действующего, не поруганного и не закрытого храма. В основной объём теперь попадают через боковой придел. Внутри - совсем не так просторно, гораздо выше, чем ожидаешь снаружи. Столбов нет, причём, если не ошибаюсь, все пять барабанов - световые! Храм расписан ярославскими мастерами в начале XVIII в. сплошь, росписи отлично сохранились. Конечно, не моим зрением разглядывать фрески, конкретных сюжетов я и не запомнил - запомнил только глубокий синий цвет фона и экспрессию русского национального - не западного - барокко. И иконостас в храме тоже старинный.
В маленьких городах всё- рядом. Рядом с Казанской церковью находится тюрьма. Вида довольно печального - забавляют только спутниковые тарелки на одном из корпусов. Но, снимать там я, разумеется, не стал.
После Казанской церкви я вернулся к собору Рождества Богородицы для того, чтобы посетить местный краеведческий музей. Как я уже говорил, храм был передан музею почти сразу же после закрытия, что позволило сохранить иконостас и часть церковной утвари. Иконостас я совершенно не запомнил, но внимания он определённо заслуживает. Кроме того, интересна временная выставка отреставрированных икон. В основном - музей каких много...
В малых городах Вологодской области краеведение поставлено на широкую ногу, издаются альманахи - я купил парочку устюженских, но все они выложены в Сеть, только без иллюстраций - вот, полюбуйтесь. Близился полдень, потому я заторопился в гостиницу - забрать вещи.
Большая Московская, 10. Дом А.В. Жилина. Первая половина XIX века. В Устюжне
есть ещё один похожий дом. Он находится рядом с Благовещенской церковью
(о ней позже). Он принадлежал М.С. Батюшковой. В этом же доме в начале XX в.
бывал Куприн.
Большая Московская, 14. Школа искусств. Панорама из 3 вертикальных кадров.
Пришлось снимать панораму - деревья не давали снять с противоположной стороны.
Ул. Карла Маркса, д. 20
Баня порадовала странными волютами на уровне первого этажа
Ул. Кала Маркса, д. 30. Вроде как уже советского времени дом, но лестница
заинтересовала. Тут тоже пришлось снимать панораму.
Большая Московская, 27. Дом Троицкого, 1890-95. Ныне станция скорой помощи
Ул. Карла Маркса, д. 40
Ул. Карла Маркса, д. 60. Домик, похоже, уже советской постройки, но наличники интересные. В Устюжне, кажется, ещё
есть несколько таких.
Большая Московская, 64. Что было в этом доме раньше - не знаю. Теперь - РОНО.
А вот и наличник оттуда
Панорама из 5 вертикальных кадров
Казанская церковь, как и другие церкви Устюжны, стоит на старом месте нескольких "поколений" деревянных церквей. Впервые храм на этом месте упоминается в 1547 г. Он был освящён во имя Рождества Христова, и стоял вне пределов посада, "на всполье". Более сведений о храме нет, по-видимому он был разобран за ветхостью. В XVII в. место это пользовалось дурной славой: здесь хоронили нищих и умерших внезапной смертью. На этом месте устюженскому юродивому Афоне по прозвищу Железный посох был явлен на ветвях сосны образ Казанской Божьей Матери. Храм для этого образа был построен в 1647 г. "на новом месте, на всполье" всем миром, но в 1659 г. ударила молния и церковь сгорела, хотя иконы и книги удалось спасти. На старом месте силами устюженского посадского жителя Михаила Семёновича Олончанина был построен новый храм во имя Преполовения Пятидесятницы, с приделом во имя иконы Казанской Божьей Матери, а в 1675 рядом с ним воздвигли тёплый храм во имя царевича Димитрия.
В конце XVII-первой половине XVIII в. в Устюжну часто наезжали Строгановы. За ними числились два двора за Мологой. В один из приездов Григорий Дмитриевич Строганов заболел и был при смерти. Пишут, что он молился перед той самой иконой в храме, но думаю, на самом деле он просто велел служить молебен. Молебен помог, смилостивился Господь - выздоровел именитый человек. Выздоровел и обещал построить каменный храм. В 1694 г. была возведена существующая церковь, а предыдущие - деревянные и ещё совсем новые храмы были разобраны и проданы соседним приходам. На роспись денег Строгановы, видимо, не дали, или же росписи были, но не сохранились. Существующие росписи были выполнены в 1756-1757 гг. на средства устюженского помещика Василия Фёдоровича Козлянинова артелью ярославских иконописцев под руководством Афанасия и Ивана Андреевичей Шустовых. В 1899 фрески поновлялись на средства знаменитого городского головы Н.И. Поздеева. Красавицу-колокольню построил ярославский Пётр Белавин в 1756-57 гг. по образцу соборной. О, как! В Питере Растрелли строит нынешний Зимний дворец, а в провинции ещё шатровые колокольни! Зато красавица какая!
В советское время церковь оставалась, с небольшими перерывами, действующей. На некоторое время её захватили обновленцы, вытеснив часть прихода, во главе со священником, оставшуюся верной истинной Церкви - в один из городских приходов. Тот вскоре закрыли, но и обновленцы продержались недолго - самораспустились, а настоятель их сложил с себя сан. Вот как бывает! И потому православные вновь вернулись в храм. Трудами протоиерея В.Ф, Рассказовского храм был капитально отремонтирован в 70-е гг, тогда же была выпрямлена наклонившаяся колокольня. И хотя нынешнее состояние храма внушает опасения специалистам, он продолжает, с Божьей помощью, действовать.
Святыня храма - мощи преподобного Ефросина Синоезерского. О преподобном Ефросине, именуемом старцем, мы знаем из "Сказания о житии преподобного старца Ефросина", составленного постриженником Соловецкого монастыря иеромонахом Ионой Филипповым сыном Суровицыным. Преподобный Ефросин (в крещении Ефрем, Семёнов сын) родился где-то у северных берегов озера Нево. Как и многие другие русские подвижники XVI в., после смерти родителей он раздал имущество бедным и поступил в Валаамский монастырь. Там он научился грамоте, но в монашеский чин, видимо, пострижен не был, по крайней мере житие называет его "служителем", а не иноком. После того, как шведы разорили его родной монастырь, послушник Ефрем переселился в Новгород и некоторое время провёл при Софийском доме - то есть, насколько я понимаю, при митрополичьей кафедре. Несколько лет спустя боярин Михаил Годунов обратился к новгородскому митрополиту с просьбой прислать чтеца в Георгиевскую церковь, в его "весь Долоцкую", которая и сейчас существует к северу от трассы, не доезжая до Устюжны со стороны Петербурга. Митрополит прислал Ефрема. В Георгиевской церкви Ефрем прослужил пока не пришел "в довольные лета жития своего", а затем ушёл в Тихвинский монастырь и принял постриг с наречением Ефросином. Но многолюдность обители тяготила преподобного, и в 1592 г. он ушёл на прежнее место - в леса неподалёку от Долоцкого, куда и прежде хаживал на молитву, близ реки Чагодощи и Гвозденского ручья. Сопровождали его иноки Гурий и Филарет. Гурий, облечённый священническим саном (сам Ефросин не был иеромонахом) вскоре ушёл безмолвствовать один, и основал пустынь в местечке Шалочь. Филарет тоже ушёл, правда не далеко, и основал Успенскую пустынь, упразднённую после его смерти.
Два года Ефросин безмолвствовал один. Повесть сообщает, что днём он, творя непрерывную молитву, плёл рыболовные сети, и, видимо, продавал их окрестным крестьянам, а ночью творил своё келейное правило. Как часто бывает, о преподобном вскоре стало известно и постепенно к нему стали приходить другие подвижники.
Патриарх Иов благословил строить Благовещенскую церковь на берегу Синичьего озера, от чего и обитель получила название Синоезерской. Освящать церковь приходил уже упоминавшийся Гурий. Он же в начале XVII в. постриг преподобного в Великую Схиму. Ежедневно старец Ефросин ходил на своё старое место, получившее название Пустынька, и молился там.
Во время Смуты дошли поляки и русские изменники и до Устюженского уезда. Как это часто бывает, спасаясь от нашествия, окрестные крестьяне собрались в монастыре. 19 марта 1612 г. старец собрал всех и убеждал покинуть обитель. Кто-то, видимо ушёл, но не все. Остался монах Иона и ещё несколько человек. Ночь преподобный провёл в храме, на молитве, а на следующий день явились захватчики. Житие повествует, что старец вышел навстречу им и встал у поклонного креста. Захватчики потребовали от него выдать сокровища обители, он же указал на храм, имея в виду, что имущество монастыря "не от мира сего". Не найдя ничего, что можно было бы украсть, разбойники вернулись и убили старца, а также остальных находившихся в монастыре. В живых остался только крестьянин Иван по прозвищу Сума.
Преподобного погребли у воздвигнутого им креста, а пустынь, через несколько лет, была возобновлена, только именовалась Троицкой по холодному храму. Мощи преподобного Ефросина почивали под спудом под колокольней. Пустынь никогда не была особенно богата, все храмы в ней были деревянными. Поэтому в середине XVIII в. она стала приписной. Приписывали её то устюженскому Воскресенскому монастырю, то Тихвинскому успенскому, а при Екатерина II и вовсе упразднили, а имущество перевели в Свято-Духов монастырь в Боровичи.
А между тем духовная сторона жизни обители была поставлена лучше материальной - синодик насчитывает 47 схимников и несколько схимниц, тоже, видимо, живших в пустыни. Преподобный Ефросин почитался как местночтимый святой. Икона его была подарена в обитель от имени царя Алексея Михайловича. Но из-за утраты самостоятельности и затем закрытия монастыря служба святому была позабыта - и ему стали служить панихиды, как чтимому, но рядовому покойному. Только с 1904 г. преподобному вновь стали править службы. По благословению Святейшего Синода, 29 июня 1912 года, он был причислен официально к лику святых преподобномучеников и чудотворцев Новгородских и как святой угодник изображается на иконе Собора Новгородских Святых. Видимо в 1799 г. мощи были перенесены, поскольку для них была изготовлена рака.
Храмы обители погибли в 1940-х гг., мощи были вскрыты в 1936 г. и служили экспонатом антирелигиозной выставки, и только в 14 июня 1991 г. переданы Церкви и покоятся в возвращённой музеем упомянутой раке.
Устюженский пер., д. 4. Дом Н.А. Курбатова. Он был владельцем чугуннолитейного и конного заводов.
Дом первоначально служил дачей и находился в одной из деревень близ Устюжны, а в советское время был
перевезён в город, и, кажется, потерял часть декора. Удивительно, как сохранилась башня!
В этом доме жила
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |