-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Mittelhexe

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.11.2011
Записей: 161
Комментариев: 5
Написано: 165


Без заголовка

Вторник, 10 Мая 2016 г. 23:13 + в цитатник
Цитата сообщения Poyasok Торжественный кокошник

4028618_5649105_c11d5ab0 (570x696, 114Kb)

К.Е. Маковский «Русская красавица в кокошнике»

«Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером.

4028618_69501606_87130_or (443x599, 83Kb)

Константин Маковский. «Боярышня у окна»

Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты.


Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом (с XVI века добывался в озере Ильмень), золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотными нитками часто покрывалась и затылочная часть.

4028618_4ad4c988101at (478x700, 95Kb)
Маковский К.Е. Русская красавица. 1900-е

 Кокошник имел матерчатое дно. Cзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок.


Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль

4028618_69501827_87129_or (475x600, 86Kb)
И.П.Аргунов "Портрет неизвестной в русском костюме"1784

Самым торжественным из всех девичьих уборов была коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором. Распространение этого вида венца весьма широко. Она имеет околыш, который декорировался золотным шитьем и бисером, как белым, так и цветным, применялся и галунный стеклярус. Узор выкладывался белью, по ней сажался жемчуг или бисер. Последний использовался в корунах уже в XVIII веке.

4028618_9fa1e1a12c7ft (250x257, 26Kb)
Исследователи считают, что коруны и венцы конца XVII — начала XIX века возникли в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время. Сама форма венца — одна из древнейших, а старое его название — «венец с городы», или «венец теремчат», то есть с теремами.

4028618_0fc713d82d57t (543x700, 44Kb)
Неизвестный художник «Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме» 1790

4028618_1900dhdhndhudhdhdhdhdhudhdhudhnoe (441x700, 52Kb)

Врубель М.А. "Царевна лебедь"

4028618_53389487_1agasha (540x699, 104Kb)
Левицкий Д.Г. «Портрет Агафьи (Агаши) Левицкой, дочери художника» 1785 («венец» с городками)

В разных областях правила ношения кокошников были разные. Так или иначе, кокошник оставался традиционным головным женским убором, который носили в большинстве районах, в деревне и городе, и даже при дворе. При Петре Первом он был, правда, запрещен, но в дальнейшем вернулся и как головной убор знати – так отдавали дань традиции.


Кокошник был дорогим удовольствием. Сверху его украшали (позументом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями) и вышивали золотыми нитями.

4028618_57095443_1269846221_Franc_KRYUGER_17971857_Portret_imperatricuy_Aleksandruy_Fyodorovnuy_ (509x699, 53Kb)
Императрица Александра Федоровна в кокошнике. Крюгер


Кокошники тоже были нескольких видов и форм: однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный. А поверх кокошников часто носили платок, называемый убрус.

4028618_35592278_K (612x699, 118Kb)
К.Е.Маковский (1839-1915) «Девушка в жемчужном ожерелье»

4028618_57504436_1270708337_Portret_devushki_v_russkom_kostyume_1910e (464x600, 78Kb)
К.Е.Маковский(1839-1915) «Портрет девушки в русском костюме» 1910

4028618_9451e85324dft (477x700, 122Kb)
Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Боярышня»

4028618_68443a3d134bt (489x700, 57Kb)
Константин Егорович Маковский

4028618_4d5013774d30t (538x700, 131Kb)
Маковский К.Е. Боярышня
Этюд к картине 1901 года "Хмелем обсыпают"

4028618_ac4a88626a8bt (483x700, 99Kb)
Маковский К.Е. Боярышня. 1884

4028618_2c33ed3bf1a7t (430x700, 74Kb)
Маковский К.Е. Боярыня у окна. 1885

4028618_2b4d87c8b8e7t (533x700, 91Kb)
Маковский К.Е. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме.

4028618_69d8edb0a436t (523x700, 75Kb)
Будкин Филипп Осипович «Девушка перед зеркалом» 1848

4028618_630ec96c820et (509x700, 58Kb)Седов Григорий Семенович (1836 — 1884) «Боярышня»

4028618_f0a4c1575a63t (468x700, 75Kb)
Молодых Мария Станиславовна «Ксения Годунова»

4028618_8c8812572301t (468x700, 81Kb)
 Александр Левченков «Мария Темрюковна»

4028618_08c34f9511c2t (428x600, 66Kb)
Журавлев Ф. С. «Боярышня» 1896

С приходом к власти Петра I, народный костюм у знати был заменен на европейский, и кокошник был возвращен в женский придворный костюм лишь Екатериной II в XVIII веке воскресившей моду a la russe и вернувшей его в маскарадный костюм. Наполеоновские войны, вызвавшие всплеск патриотизма, вернули интерес к национальному костюму.

4028618_57095507_1269849786_Portret_Ekaterinuy_II_v_shugae_i_kokoshnike_1772 (595x700, 48Kb)
Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. 1772

В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции.

4028618_57095443_1269846221_Franc_KRYUGER_17971857_Portret_imperatricuy_Aleksandruy_Fyodorovnuy_ (509x699, 53Kb)
Франц КРЮГЕР (1797-1857). Портрет императрицы Александры Фёдоровны.

Во 2-й пол. ХIХ века взлет стиля историзм вылился, в частности, в коллекционирование русской старины и вызвал всплеск интереса к русскому костюму. В царствование Александра II и Александра III создавалось множество произведений в псевдорусском и неорусском стиле, кроме того, пышные театрализированные постановки на тему русской истории демонстрировали роскошь костюма.

4028618_57095515_1269850249_Ivan_KRAMSKOY_18371887_Portret_Veruy_Nikolaevnuy_Tret_yakovoy_1876 (472x699, 36Kb)
Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876

Пиком этой моды стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в «часто утрированные в „оперном“ стиле русские кокошники».
Историк моды Александр Васильев указывает, что в «русском» течении мировой моды между двумя Мировыми войнами самым популярным элементом народного костюма оказался именно кокошник, который «в 1919-29 годах входил в арсенал модниц всего мира».

4028618_17925086_imgB (400x492, 115Kb)
Портрет неизвестной в придворном русском платье. 1835 Орлов П.Н.

4028618_5878437_14e65f8a (566x696, 94Kb)
Иван МАКАРОВ (1822-1897).
Великая княгиня Мария Александровна.

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
А.С.Пушкин


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку