-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Mittelhexe

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.11.2011
Записей: 161
Комментариев: 5
Написано: 165


Без заголовка

Вторник, 10 Мая 2016 г. 23:06 + в цитатник
Цитата сообщения Poyasok Особенности сарафанов по регионам

4028618_x_aca44f06 (604x453, 84Kb)

В северных губерниях встречалась вся разновидность русских сарафанов. Древнейший тип - глухой косоклинный сарафан, изготовленный большей частью из перегнутого на плечах полотнища, со вставленными по бокам слегка скошенными полотнищами или продольными клиньями.

Рассмотрим косоклинный распашной сарафан или сарафан со швом спереди (клинник, китаешник, кумашник, ферязь, саян и др.). Перед его всегда состоял из двух пол, соединенных посередине застежкой или соединенных друг с другом и имевших декоративную застежку на пуговицы и петли. Такие сарафаны изготовляли на плотной подкладке из грубого холста или крашенины. У шелковых сарафанов XVIII - середины XIX в. передние полы (или весь сарафан) изготовляли на вате. О давности появления косоклинного сарафана говорит и сама ткань, употребляемая для него, - синий, иногда почерненный сандалом холст, а также шерстяная ткань естественных цветов или окрашенная в черный или красный цвет. Синий холст заменялся в праздничных сарафанах синей китайкой, реже шелком, шерстяная ткань - покупным сукном. Прототипами кумачовых косоклинных сарафанов считаются марен-ники - сарафаны из шерстяной ткани, окрашенной краской из корня марены (привозная краска для шерстяных тканей). В противоположность косоклинному прямой сарафан почти всегда шили из покупной ткани (ситец, штоф, атлас, особенно узорный); из домашних тканей широко использовались набивные. Сарафаны "прямые" или "круглые" изготовлялись на узких лямках (круглый, раздувай, продуванка, московский, подмосковник, шубка, пестрядильник, набивник, ситцевик, штофник, атласник и др.). Основным признаком их являются цельные прямые полотнища, собранные в сборки у верхнего края. У таких сарафанов или все полотнища были одинаковой длины, образовывали как бы юбку на лямках, или удлиненное в верхней части переднее полотнище доходило почти до шеи и закрывало всю грудь. Круглые сарафаны, называвшиеся "московскими", как более легкие и удобные вытесняли повсеместно косоклинные.

Основным признаком сарафана с лифом является наличие лифа в верхней части сарафана, облегающего грудь и спину или только спину. Считается, что сарафан с лифом мог получить свое происхождение в западных областях от одежды таких форм, как белорусский андарак - юбка и кабат (лиф), соединенные вместе нередко даже тогда, когда они были выполнены из разных тканей (например, вологодские, смоленские сарафаны).

В Архангельской губернии наиболее широко были распространены косоклинные сарафаны из шелка -однотонные или с орнаментом со стилизованными цветами. Чаще всего встречались сарафаны на узких лямках, реже распашные, нередко со швом спереди, декорированные кружевом из золоченых нитей, пуговицами, галуном. Праздничные сарафаны изготовлялись из кумача и синей крашенины с нашитыми лентами. Особенно красочны были сарафаны, изготовленные из плотного шелка с широкими полосками кружева из золоченых нитей вдоль переднего шва (Мезенский, Печорский уезды, Поморье). Оригинальны праздничные косоклинные сарафаны из набойки с разнообразным цветным растительным орнаментом по синему фону (Шенкурский уезд). Вдоль переднего среднего шва на такие сарафаны нашивались широкие полосы красного фабричного сукна с полосами галуна по краям, с петлями и пуговицами посередине. Повседневные сарафаны изготовлялись из пестряди в клетку (крупную или мелкую) различной расцветки, а также в полоску, преимущественно красных оттенков по синему фону.

Сарафаны с лифом в начале XX в. в Архангельской губернии широкого распространения не получили. Изготовлялись они из ситца с мелким цветочным орнаментом, а также из кумача и других фабричных хлопчатобумажных тканей.

 Наибольшее распространение в Вологодской губернии имели круглые сарафаны из различных домотканых и фабричных тканей. Праздничные сарафаны изготовляли различных цветов (голубого, лилового, малинового, желтого и др.) из шелка, а также шерсти, ситца, кумача и набойки. В ряде мест (Никольский, Великоустюжский уезды) синий холщовый сарафан имел очень широкий подол за счет большой ширины боковых клиньев. Ширина подола у таких сарафанов скрадывалась из-за того, что полотнище с изнанки на спинке прикреплялось в сборку к полоскам тесьмы, создавая этим самым на фигуре необычную форму.

4028618_vologodskiy_kosoklinniy_sarafan (640x461, 37Kb)

До 30-х гг. XX в. на Вологодчине (в Кадниковском уезде) носили круглые сарафаны - "дольники" - с одним швом под левой лямкой. Изготовлялись они из полотнищ домотканого сукна по утку в круговую так, что яркие красные, зеленые и другие полосы располагались от пояса к подолу.

В некоторых уездах Вологодчины в XX в. были распространены сарафаны с лифом; изготовляли их из кумача и ситца (Кадниковский уезд), полосатой пестряди (Великоустюжный уезд) и набойки (Никольский уезд).

 Сарафаны широко были распространены также в средней и центральной полосе России. В Московской и Нижегородской губерниях носили сарафаны следующих конструкций - косоклинный глухой без шва спереди, с широкими проймами или на лямках; косоклинный распашной спереди (или иногда с зашитым разрезом, вдоль которого располагались петли с пуговицами, имитируя застежку), прямой сарафан в виде юбки на сборках, из прямых полотнищ с пришитыми к ней лямками; сарафан с лифом. Особенно широко здесь бытовал косоклинный распашной сарафан с разрезом спереди. К переднему и заднему полотнищам такого сарафана присоединялись по бокам косые клинья, сильно расширяющие сарафан книзу.

4028618_kosoklinniy_sarafan_s_proimami (469x480, 30Kb)

Повседневные сарафаны почти всегда были из окрашенного в синий цвет холста. Обязательной принадлежностью их в качестве декора были пуговицы и имитирующий петли шнурок, расположенный спереди по центру, вдоль шва.

Праздничные сарафаны изготовляли из красной крашенины, китайки синего, голубого или красного цвета, кумача, шелка и парчи. Декором служили пестрые ленты, полоски кумача и узорного ситца, позумент, галун, золотая бахрома. Композиционно декор располагался вдоль переднего шва застежки, на груди до лямок, на спине - до подмышек, а также у места присоединения лямок. Часто декорировали сарафан по низу несколькими рядами цветных полос.

Такие сарафаны обычно делались на подкладке (полностью или частично), носили их длинными, почти до пят, и подпоясывали шелковым или хлопчатобумажным поясом.

Элементарная конструкция характеризовала прямой сарафан на сборках. Изготовляли его из четырех-пяти прямых полотнищ ткани, присборенных вверху или заложенных в мелкие складки. Тэкие сарафаны создавали в основном из фабричных тканей - ситца, кумача, шелка, парчи. Сарафаны из легких тканей изготовляли без подкладки; сарафаны из более тяжелых тканей, таких, как парча, имели внизу широкий подгиб (подпушку). Такие сарафаны в Московской губернии назывались "шубки". В конце XIX в. поверх сарафана часто надевали кофты.

Сарафан с лифом как поздний вид своей формой напоминал юбку с лифом или безрукавное приталенное платье.

 В XIX - начале XX в. в Смоленской губернии бытовало несколько видов сарафанов. Косоклинный сарафан "сорококлин" изготовляли из белого или синего домотканого холста, позднее - из фабричных тканей (китайки - синей или черной, кумача, ситца) на подкладке. Холщовый сарафан по низу и спереди вдоль центрального соединительного шва декорировался вышивкой шерстью и шелком; иногда нашивалась полоска набивной ткани (шириной 20 см), обшитая шерстяным шнуром; верхний край и низ сарафана отделывались набивным ситцем и позументом. Из шнура изготовлялись петли, которые застегивались на пришитые посередине набивной полосы пуговицы. Такого вида сарафаны были глухими и распашными.

4028618_smolenskiy_sarafan (640x407, 33Kb)

Сарафан "саян" изготовляли из четырех-шести полотнищ шерстяной домотканины с закрытой спинкой и лямками спереди, выкроенными вместе со спинкой. По бокам сарафаны делались присборенными. Праздничные "саяны" украшались вверх по подолу полосками кумача, пестрого ситца.

В конце XIX - начале XX в. носили сарафан с лифом.
 В Смоленской губернии бытовала женская одежда двух видов под названием "костолан". Один вид костолана напоминал глухой косоклинныи сарафан. Другой изготовлялся с лямками, выкроенными вместе с задним полотнищем. Спереди у костолана делался декоративный разрез (пазуха), который при наличии лямок выполнял декоративную функцию. В праздничных костоланах разрез обычно дополнялся сеткой из цветных ниток, а вокруг разреза располагалась вышивка красными нитями. Костоланы изготовлялись из белого холста, а низ (подол) и лямки обшивались полосками кумача и цветного ситца. Такие сарафаны носили длиной немного ниже линии коленей так, чтобы виден был узорно-затканный или вышитый подол рубахи. Позже белые костоланы были заменены синими из крашенины и китайки.

4028618_raznovidnost_smolenskogo (439x480, 25Kb)

Женщины Смоленщины носили также ферязь, перед которой состоял из двух прямых полотнищ, а спинка из скошенных полотнищ. Шов спереди вдоль сарафана декорировался пуговицами.

В XIX - начале XX в. в Калужской, Тульской и Рязанской губерниях бытовали сарафаны двух типов -косоклинныи и прямой. По мнению исследователей, косоклинный сарафан был завезен в южные регионы переселенцами из северной и средней полосы России.
Богатые крестьянки носили сарафаны из лилового шелка, белого канифаса с атласными долевыми полосами и цветным орнаментом (голубым, розовым и др.), а также кашемира, бедные - из ситца, нанки, кумача (кумачник), китайки (китайник), сукна (сукман, сукманник). Праздничные сарафаны делали на холщовой или коленкоровой подкладке, с широкой подпушкой (холщовой или коленкоровой). В сарафанах из китайки спереди, вдоль по центру, вставлялась полоса кумача, а по подолу нашивались полосы кумача, а также кружева, ленты, тесьма, позумент.

Косоклинный сарафан был известен как девичья одежда. Прямой сарафан изготовляли из четырех-шести прямых полотнищ, косоклинный - из трех прямых полотнищ (два - спереди, одно - сзади) и двух-шести клиньев по бокам. Сукман - разновидность сарафана из черного домотканого сукна, изготовляли его из трех полотнищ и шести клиньев, на лямках, боковые полотнища иногда делали плиссированными по типу косоклинного сарафана. Подол обшивали синей китайкой, разноцветными лентами, позументом, спереди вдоль всего стана сукманы украшали медными пуговицами.

В Мещерском крае термином "сарафан" обозначали различные группы одежды: собственно сарафаны; белые сарафаны-сукманы; сарафаны рубашные, так называемые "подолы"; сарафаны короткие (нагрудники) и сарафаны-шушпаны. Собственно сарафан в Мещерском крае - явление заносное и совсем новое, не имеющее местных корней. Настоящий сарафан начал проникать в Мещерский край только с первой половины XIX в. Время его появления для различных мест совпадает с исчезновением поневы, которая вытеснялась сарафаном. Многие деревни, стойко сохранявшие поневы, совсем не знали сарафана, прямо сменив поневный комплекс на юбку и кофту.

Сарафан в Орловской, Курской, Воронежской и Тамбовской губерниях был в основном составным элементом девичьего костюма; исключением являлись некоторые уезды Курской губернии, в которых сарафан носили и женщины. Сарафаны изготовляли из шерстяной домотканины черного, темно-синего, иногда красного цвета. Наиболее распространенным в этих регионах был косоклинный глухой сарафан с прямыми полотнищами спереди и сзади и клиньями по бокам. Судя по музейным экспонатам Курского областного краеведческого музея, полотнища сарафана при хранении укладывали обычно мелкими складками и закрепляли их завязками, поэтому при ношении на фигуре создавался эффект плиссированного (гофрированного) сарафана. Декор в виде лент у праздничных сарафанов располагался по низу (подолу), крал лямок обшивались полосками, как правило, цветной ткани. В некоторых уездах (например, Корочанском) Курской губернии на груди сарафанов делали небольшой разрез (7-9 см), по краю которого располагалась широкой полосой вышивка гарусом, блестками, по низу сарафана нашивали ленты.

В Тамбовской, Воронежской и Курской губерниях встречался косоклинный распашной сарафан, состоящий из двух полотнищ, соединенных пуговицами.

Прямой сарафан на лямках также был распространен в южных регионах, его часто изготовляли из ситца.

Смотрите русские сарафаны на сайте ПоясОК.com


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку