-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в mirvam777

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Camelot_Club

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 1160


Сикстинская капелла

Пятница, 19 Января 2018 г. 11:59 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya


 

История создания
 
Все началось в конце XV века, с Папы Римского Сикста IV, в честь которого капелла и получила свое название

Портрет эпохи Возрождения Папа Римский Сикст IV.
Тициан

Сикст очень опасался военной угрозы со стороны флорентийского клана Медичи и султана Османской Империи Мехмеда II, с которыми у него никак не складывались отношения.

Мехмед II

Если с турками все понятно, все же народ импульсивный и воинственный, да и Османская империя жаждала завоевать весь мир, то с Медичи предлагаю  (автор) разобраться более детально.
Почему все же Флоренция и Рим в те времена не могли найти общий язык? Казалось бы, одно вероисповедание, одна страна, одни культурные традиции, но все не так просто. И вообще просто не было никогда.
 
Медичи
Это имя на века связано с эпохой Ренессанса и с Флоренцией, а точнее с независимой Флорентийской Республикой, существовавшей с XII по XVI вв. и игравшей одну из важнейших ролей в политической истории Италии.

Здесь жили и творили такие величайшие мастера, как Петрарка, Бокаччо, Данте, Джотто, Макиавелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Рафаэль.
Становление клана Медичи началось в XV веке с Джованни Медичи, который основал во Флоренции один из богатейших банков Италии, за счет чего город превратился в крупнейший финансовый центр всей Западной Европы. Банк Медичи стал сетевым и имел представительства не только на территории страны, но также в Бельгии и Англии. Медичи стали баснословно богаты и влиятельны, так как являлись главным кредитором Папской Курии.

Джованни ди Биччи де Медичи

Не (автор)буду распространяться подробно на тему этой известной фамилии, все же статья посвящена не им. Но о Лоренцо Великолепном Медичи скажу отдельно, ведь именно в эпоху его правления Флоренция достигла своего наивысшего расцвета и именно тогда начался конфликт с Папой Сикстом. Именно эта "война" и положила начало истории Сикстинской капеллы. Видите, как в жизни все взаимосвязано?
Имя Лоренцо Великолепного уже можно делать нарицательным.

Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи. Флоренция, Галерея Уффици.

Это был уникальный персонаж. Единичный экземпляр. Бриллиант клана. Не только блистательный управленец и дипломат, но еще эстет, писатель, поэт и рьяный покровитель искусств, сделавший Флоренцию главным центром итальянского Возрождения.

Но давайте "ближе к телу". Итак, как вы уже успели заметить, власть Медичи была безграничной, авторитет беспрекословным. Такое положение вещей не устраивало многих, в том числе и Папу Сикста, который решил поддержать большой заговор против этого клана.В апреле 1478 во время службы в соборе было совершено нападение на Лоренцо и его родного брата Джулиано.

Джулиано Медичи
Первому удалось бежать, второй же скончался на месте от полученных ранений. Заговорщики были схвачены и казнены. Папа Сикст пришел в ярость, конфисковал имущество Медичи, закрыл все отделения их банка в Риме, отлучил Лоренцо от церкви, а в последствии наложил отлучение и на всю Флоренцию. На этом Сикст не успокоился. Он начал военные действия, которые продолжались 2 года. Но в итоге все закончилось хорошо, Лоренцо с Папой помирились и создали альянс против общего врага Италии – Османской Империи.

Вот в такой обостренной политической ситуации и была возведена Сикстинская капелла на месте, где до нее стояла капелла Великая – место сбора папского двора и знатных семейств Италии. Проект новой капеллы задумывался как небольшая крепость, и создал его флорентийский зодчий Баччо Понтелли. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского).

Через 21 год после  освящения Капеллы возникла потребность в укреплении этого строения, и с тех пор оно претерпело немало изменений. Возводились опоры для дополнительного укрепления стен, создавались различные надстройки, реставрировались фрески. Еще бы, ни одно здание не может простоять нетронутым в течение 5 веков. Даже крепость.
Внешний облик
Сикстинская капелла задумывалась в качестве оборонительного сооружения, но так же служила домовой церковью для пап.
Здание имеет прямоугольную форму и в точности повторяет размеры Храма Соломона – 40,9 метра в длину и 13,4 метра в ширину. Так указано в Ветхом Завете.
У крепости не может быть никаких особых изысков в отличии от дворца, поэтому все лаконично, строго и аскетично. Кстати, присмотревшись повнимательнее, форма капеллы  напоминает  шкатулку викторианской эпохи. Строгая классика, "рубленный" дизайн, ничего лишнего.

Папская домовая церковь имеет 3 этажа.
Первый этаж – очень прочен и основателен, с толстыми и высокими стенами, характерными для оборонительных сооружений тех времен.
На втором этаже мы с вами видим стрельчатые окна, благодаря размеру которых внутри капеллы всегда достаточно воздуха и света.

Третий этаж был караульным помещением, поэтому вместо окон здесь находится множество бойниц, которые служили отверстиями для ведения огня по мишени. Когда-то это помещение не имело крыши, галерея была открыта, но со временем было принято решение о возведении защитного покрытия, чтобы природные явления не испортили бесценные росписи.
Знаменитые росписи Сикстинской капеллы... это ее душа. След трех гигантов эпохи Возрождения – Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело. Неоценимый подарок, оставленный нам в наследство. Живая легенда, чудо, так бережно хранимое на протяжении пяти веков, чтобы сегодня мы с вами сказали: "Да, чудеса там, где в них верят и чем больше верят, тем чаще они случаются".
 
Внутреннее убранство

Чудо капеллы заключено в трех великих именах. В трех неповторимых художниках, каждый из которых внес свой вклад в роспись этой церкви. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но эти три гиганта сыграли свою особую роль в том, чтобы словосочетание "Сикстинская капелла" стало самым известным словосочетанием в мире.
Но мы же понимаем, что всего этого никогда бы не произошло, не примирись Папа Сикст с Лоренцо Медичи. Ведь все трое вышеупомянутых мастеров являлись представителями именно флорентийской школы живописи. И, конечно, ни один из них не переступил бы порога капеллы, не усмири Папа свою гордыню.
 Теперь давайте  расскажу (автор) про участие в этом грандиозном проекте каждого из трех гениев .
 Начнем  с Боттичелли.
Фрески Сандро Боттичелли
Многие из вас знают картину "Рождение Венеры".

Этот шедевр есть творение рук выдающегося художника эпохи Возрождения, итальянца – Сандро Боттичелли, настоящее имя которого было Сандро Филипели.

Боттичелли (или "бочонок" по-итальянски) – прозвище, доставшееся ему по наследству от старшего брата-толстяка.
Сандро очень быстро снискал себе славу талантливого портретиста и стал известен не только во Флоренции, но и за ее пределами. Папа Сикст IV, впечатлившись его работами, распорядился поставить художника во главе проекта по росписи Сикстинской капеллы, которую к тому моменту уже успели достроить.
 В 1481 году группа мастеров под предводительством Боттичелли прибыла в Рим. Компания была небольшая, всего-то 3 художника: Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, и сам "Бочонок". Плюс несколько их помощников.
Еще один, четвертый и последний "фигурант" этого дела, Пьетро Перуджино из Умбрии, прибыл в Рим раньше и уже начал работы в капелле.

На тот момент Перуджино был одним из самых прославленных мастеров и входил в число лучших художников Италии. Кстати, самым известным его учеником был Рафаэль.
Но вернемся к нашей теме.
Задача заключалась в следующем – расписать стены папской церкви фресками, проводящими параллель между историями Моисея и Иисуса Христа, как взаимосвязь Ветхого и Нового завета. Художники рьяно взялись за дело. Работы длились год, и в результате было создано 16 картин, 4 из которых не дошли до наших дней по определенным причинам.
И сейчас мы рассмотрим повнимательней эти настенные росписи, включенные в список всемирного наследия и находящиеся на втором ярусе. Возможно, они несколько блекнут на фоне грандиозного потолка Микеланджело и его сцены "Страшного суда", но поверьте, без этих уникальных изображений капелла не представляла бы из себя такого целостного и потрясающего зрелища.
Я (автор) расскажу вам о северной и южной стенах, которые при входе в папскую церковь будут находится слева и справа от вас соответственно.
 
Второй ярус
Северная сторона – отдана под цикл истории Спасителя и включает в себя 6 фресок, в том числе и одну фреску Боттичелли, на которой  остановимся подробней. Давайте посмотрим на каждую из них, начиная от алтаря и двигаясь по направлению к выходу.
Крещение Христа (Перуджино)

Искушение Христа и очищение прокаженного (Боттичелли)

На фреске запечатлены три эпизода из Евангелия.
Первый (слева вверху) – дьявол под видом отшельника уговаривает Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод.
Второй (в центре вверху) – дьявол, под личиной того же отшельника, пытается заставить Иисуса броситься вниз с вершины храма, чтобы проверить обещание Бога об ангельской защите.
Третий (справа вверху) – дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатство и власть, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, Сатане. Иисус прогоняет дьявола, и тогда тот предстает в своем истинном обличье.
На переднем плане мы видим юношу, исцелённого от проказы, который приходит к верховному жрецу Храма, дабы явить это чудо и рассказать о своём очищении. В руках молодой человек держит жертвенную чашу. Две женщины подносят другие ритуальные предметы — жертвенных птиц и вязанку кедровых дров. Жрец символизирует Моисея, юноша – Иисуса, пролившего свою кровь во искупление человеческих грехов и исцеленного через воскресение.
Призвание первых апостолов (Гирландайо)
Нагорная проповедь (Росселли)

Вручение ключей апостолу Петру (Перуджино)

Тайная вечеря (Росселли)

Цикл завершался фреской "Воскресение" работы Гирландайо на стене над выходом. Но дело в том, что 1522 г. обрушилась балка, так называемый архитрав, и эта фреска была уничтожена. Пришлось перерисовывать. Правящий на тот момент Папа Григорий XIII сделал заказ на роспись по той же теме другим, малоизвестным художникам.
Южная стена – история пророка Моисея, также состоящая из 6 фресок. Давайте рассмотрим. Направление, как и в случае со стеной северной, от алтаря к выходу.
Путешествие Моисея в Египет (Перуджино)

Призвание и испытания Моисея (Боттичелли)

Здесь изображены несколько эпизодов жития Моисея.
Справа пророк убивает египетского надсмотрщика, издевавшегося над евреями, и уходит в пустыню.
В центре картины Моисей помогает дочерям священника подойти к колодцу, он прогоняет пастухов, которые не пускали девушек
В левом верхнем углу пророк снимает обувь и слышит глас Божий, приказывающий ему вернуться в Египет и освободить свой народ
В левом нижнем углу – сцена, как Моисей ведёт евреев в Землю Обетованную.
 
Переход через Красное море (Росселли)

Получение Моисеем Скрижалей Завета (Росселли)

Наказание восставших (Боттичелли)

Основная тема картины – восстание левитов против правления Моисея и его брата-сподвижника Аарона.
Справа изображены Моисей, мятежники и Иисус Навин (не путать с Иисусом Христом!), преграждающий им путь.
В центре мы видим пророка в папской тиаре, который изгоняет заговорщиков.
Слева земля поглощает предводителей заговора
Примечательным является тот факт, что эта фреска расположена напротив эпизода «Вручение ключей Святому Петру», который был задуман как символ легитимности папской власти. Таким образом, "Наказание восставших" – это своего рода послание и даже предостережение вероломным, задумавшим посягнуть на власть Святого Престола
 
Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли – один из помощников основных мастеров)

Цикл завершался фреской "Спора над телом Моисея" работы Синьорелли на стене над выходом. Но  в 1522 г. произошел неприятный инцидент с обрушением архитрава и наряду с фреской Гирландайо "Воскресение" была уничтожена и эта сцена из жития Моисея. Впоследствии она также была реанимирована силами других, малоизвестных художников, по заказу Папы Григория XIII.
Третий ярус
Рассмотрим повнимательнее третий ярус, тот, который с арочными окнами. Посмотрите повыше, видите мужские изображения в проемах между окнами?

Это портреты первых понтификов, и выполнены они теми же мастерами– Боттичелли.
Вот для примера портрет Папы Сикста II работы Боттичелли.

С каждой стороны имеется по 12 изображений, еще 4 находятся на стене над входом вместе с двумя фресками. Вот как это выглядит:

Оставшиеся 4 портрета пап были погребены под фреской "Страшный суд". Но мир не скорбит по этому поводу. Эти жертвы оказались оправданы тем бесценным шедевром, который оставил нам в наследство Микеланджело.

Микеланджело

Потолок и "Страшный суд" Микеланджело
 
Все началось со строительных раскопок, имевших место в 1504 году неподалеку от Сикстинской капеллы. В результате этих действий, потолок папской домовой церкви был сильно поврежден и покрылся трещинами. Началась реконструкция, которая привела к тому, что возникла потребность обновить и роспись потолка (на тот момент это были сверкающие звезды на ночном небе). Однако у правящего Папы Юлия II возникла другая идея.
 
Юлий II
Более масштабная. С размахом, так сказать. Он решил расписать свод по-новому и в самом что ни на есть величественном стиле.
 
Рим. 1506 год. Весна. Скандал.
Серьезная размолвка между Микеланджело и Юлием II из-за масштабного проекта папской гробницы, статуи для которых понтифик заказал скульптору.
Буонарроти вкладывает колоссальное количество времени и сил, проводит несколько нелегких месяцев в Карраре для того, что лично подобрать лучшие сорта мрамора.

С этим проектом он связывает большие надежды. И тут как гром среди ясного неба – Юлий II отказывается платить за привезенный мрамор!
После эмоциональной сцены объяснения с Папой, Микеланджело в бешенстве покидает Рим. Он возвращается во Флоренцию. И только после неоднократных просьб, требований, увещеваний и призывов Юлия вернуться, скульптор с ним встречается и, поостыв, даже просит прощения за свои дерзкие слова.
Но о продолжении работ над гробницей речи уже не идет.
Если верить Джорджо Вазари (итальянский художник и писатель), то подножку мастеру подставит его недоброжелатель – любимый архитектор понтифика Донато Браманте.

Донато Браманте

Именно он убедит Папу в том, что строить гробницу при жизни плохая примета. И именно он предложит кандидатуру Микеланджело на роспись потолка капеллы.
План интригана расчетлив и коварен – полностью дискредитировать в глазах общественности известного скульптора, ведь Микеланджело никогда не занимался живописью, а значит должен был потерпеть сокрушительное фиаско. Браманте жаждет убрать хотя бы на время со своего пути этого талантливого выскочку и сам заняться гробницей Папы.
Но из писем флорентийца Пьеро Росселли, адресованных Микеланджело, вырисовывается иная картина. По его словам, следует, что именно Папе пришла в голову мысль поручить роспись свода Сикстинской капеллы Буонарроти. Что до Браманте, то тот, напротив, пытался отговорить Юлия от этой безумной затеи, утверждая, что скульптор не справится. У архитектора был свой протеже на этот проект – его друг и родственник Рафаэль Санти. Но Росселли вступился за честь земляка, и судьба Микеланджело была решена.
В общем история покрыта мраком. И до сих пор исследователи не могут придти к единому мнению, почему же все-таки для этой глобальной цели был выбран скульптор, а не какой-нибудь известный художник.
Как бы там ни было, в апреле 1508 году Микеланджело подписывает договор с Папой и приступает к работе.

И сразу сталкивается с первой серьезной проблемой.
 
"Летящие леса"
Отмена служб на время росписи не входила в планы Понтифика, поэтому возникла потребность в лесах особой конструкции – таких, чтобы художники не мешали священникам в их традиционной процедуре служения Господу.
И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Он берется выполнить поставленную задачу и проектирует леса таким образом, что по его задумке мостки должны подвешиваться на канатах. Но упс, мостки не могут быть прибиты к воздуху, в подвешенном состоянии они имеют свойство раскачиваться. Да, незадача...И тогда Браманте предлагает пробить отверстия в потолке для дополнительных веревок с целью закрепления конструкции. Довольный собой, он презентует идею Микеланджело, но тот лишь смеется при виде этого плода инженерной мысли. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Заделать их будет невозможно. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте? На этот вопрос у архитектора не нашлось ответа.
Ситуация довольно деликатная, так что дело решают отправить на рассмотрение Папе, который встает на сторону Микеланджело и приказывает ему сконструировать и возвести подмостки по собственному проекту. И тот блестяще справляется с этой задачей. Гений проектирует так называемые "летящие" леса - настил, опирающийся на крепления, которые, по задумке Буонарроти, должны были быть вмонтированы в стены около окон при помощи совсем небольших отверстий.
Под лесами Микеланджело планирует натянуть экран из ткани для предотвращения падения краски и раствора вниз.
Эта же конструкция будет использована в наши дни для реставрации свода капеллы.
Некоторые источники утверждают, что великий художник работал лёжа. Но это не так. Микеланджело делал роспись стоя, запрокинув голову назад. Четыре года, проведенные в таком положении, дадут о себе знать артритом, сильным сколиозом и инфекцией ушей от постоянно падающей сверху краски.
Помимо этого, гений эпохи Возрождения сильно испортит зрение и долгое время будет читать и рассматривать рисунки снизу вверх прямо над головой.
Но вернемся к нашей истории.
Скульптор приступает к процессу росписи после нескольких месяцев подготовки эскизов рисунков, возведения лесов, обработки поверхности для нанесения изображений.
Кстати, сказать, что у Микеланджело на момент начала работ вообще не было опыта в настенных фресках и живописи, значит, сказать неправду. Согласно историческим сведениям, он имел шанс познакомиться с этой техникой в мастерских Гирландайо, обучаясь там в 1487 году. Но с тех пор ни разу не практиковался в этом виде искусства, не считая эпизода своеобразного соревнования с Леонардо да Винчи, когда обоим было поручено сделать роспись стены в зале Большого совета дворца Сеньории во Флоренции.
Проектировка специальных лесов становится не единственной проблемой, с которой придется столкнутся великому творцу. Микеланджело начинает расписывать потолок, как вдруг выясняется, что изображения покрываются плесенью. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. Он сбивает поврежденную роспись и продолжает работу, используя уже более устойчивый к плесени раствор. Все это время с ним рядом находятся его помощники.
Муки и радости
К слову будет сказано, изначально заказ Папы Юлия II заключался только в изображении фигур 12 апостолов. Но Микеланджело яростно отказывался от этой идеи по причине ее "бедности". После долгих препираний и споров папа уступил и позволил скульптору расширить иконографию по собственному желанию. Так родился грандиозный проект величественной росписи потолка, содержащий в себе сцены из Библии. И вот здесь мы с вами просто обязаны остановиться подробней.
Своей новой программой росписи великий мастер осуществил связь с фресками Боттичелли, Перуджино и других художников.
Зона над портретами пап и треугольники над окнами посвящены теме земного человека и предков Христа. Это так называемый нижний пояс свода.
 

Выше мы видим изображения пророков и сивилл (в античной культуре прорицательницы, зачастую предрекавшие бедствия), обладающих особым пониманием божественного и предсказавшие приход Спасителя. Это – средний пояс свода.

Центр потолка – это самая масштабная работа, которая включает в себя 9 эпизодов из Книги Бытия, начиная с сотворения мира, заканчивая опьянением Ноя. Эти сцены объединены в три группы и раскрывают три основные темы:
Создание Небес и Земли

Адам и Ева

История Ноя

В углах капеллы мы можем видеть ветхозаветные истории спасения народа Израиля.

Схема свода

Очень кропотливый, просто каторжный труд четырех лет, ведь впоследствии Микеланджело будет расписывать потолок в одиночестве.
Он будет буквально жить в этой церкви, покидая ее исключительно на время сна. Будет сам готовить раствор, растирать краски и, в силу недостаточного опыта работы с настенной живописью, будет учиться всему прямо по ходу работы.
 
Ход работы
 Микеланджело решает начать работу с дальнего конца капеллы, с того, где находится вход в само здание, и продвигаться по мере росписи к алтарной стене. Логически финальная сцена трилогии – фреска "Опьянение Ноя"– становится в работе первой.
 

В этом цикле, посвященном истории Ноя, фигуры персонажей мельче, количество их больше, по сравнению со сценами двух других циклов. Но по мере продвижения к алтарной стене, мы видим изменения. Изображения ключевых персонажей становятся более масштабными. К последней созданной сцене "Отделение света от тьмы", которая является логическим началом всех трех циклов, Микеланджело достигает наивысшей композиционной точки всего своего замысла.

Почему же так получилось. Безусловно, этому есть свое объяснение.
Ноябрь 1509 года. Второй год кропотливых работ.
Согласно Вазари, после создания сюжетной линии"Сотворение Евы", мастер принимает решение разобрать леса для того, чтобы смонтировать их в другой половине церкви.

И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. Для самого Микеланджело это становится прекрасной возможностью обозреть выполненную им композиционную часть цикла снизу, без загромождений в виде лесов, без палитр, кистей, красок, картона и прочих мешающих предметов. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. Персонажи не просматриваются на такой высоте! Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. После сюжетов "Грехопадения и Изгнания из Рая" и "Сотворение Евы", которые входят во второй тематический цикл, изображения героев становятся крупнее, лаконичнее и намного выразительней. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, "Сотворение Адама".

Но такая очевидная смена стилей никоим образом не влияет на единство восприятия всей росписи в целом. Знаете почему? А из-за цветового решения. Микеланджело прибегнул к чистым, несмешанным, сильным и ярким тонам, первоначальный блеск которым вернула реставрация, закончившаяся в 1994 году.
 
Папа и Буонарроти
Этот момент тоже необходимо отметить, потому что отношения Папы Юлия и скульптора Микеланджело – это просто песня :)
В процессе работ Микеланджело сталкивался со сложностями исключительно художественного характера. Были и другие события, которые не давали художнику расслабиться ни на секунду.
Как то вопросы финансирования. К примеру, в августе 1510 года финансирование проекта было остановлено по причине нехватки денег в папской казне. Юлий II покинул Рим для участия в боевых действиях, вернулся только летом 1511 и сразу заставил Микеланджело убрать леса, чтобы посмотреть роспись свода. За этот прошедший год, даже несмотря на проблемы с финансами, папа оказывал давление на Буонаротти, чтобы тот завершил работу как можно скорей. В этой связи гиганту эпохи Возрождения пришлось трудиться в бешеном ритме, буквально как рабу на галерах. И это можно понять по его последним фрескам. Если присмотреться внимательней, то можно увидеть, что изображения выполнены более обобщенно, без особой детализации, но так же грандиозно и очень эффектно, как и предыдущие! Вот что значит гений.
Папа же постоянно спорил с Микеланджело о том, что изображения выглядят совсем "бедненько", без блеска и сияния, мало синего цвета и золота. На что последний всегда парировал тем, что на плафоне изображены святые люди, которые не были богаты.
Целиком и полностью фрески были завершены осенью 1512 года, и в октябре состоялось торжественное открытие Сикстинской капеллы.
Кстати, интересным является одно из свидетельств, повествующее о том, что Папа Юлий II в течение процесса росписи неоднократно пытался взобраться на леса с целью контроля, но Буонарроти каждый раз бранился как сапожник и Папе ничего не оставалось, как отступить. Но иногда ему все-таки удавалось настоять на своем, и тогда Микеланджело позволял подняться к нему наверх, чтобы под неровным светом свечи Папа мог рассмотреть сделанную работу.
 
На самом деле, отношения Папы Юлия и Микеланджело вообще были очень трогательными. Истинно итальянскими.
Микеланджело кричал и хлопал дверью, Папа дубасил его палкой, но оба любили друг друга без памяти. Юлий очень высоко ценил талант горделивого скульптора, осыпал его почестями, одаривал деньгами и подарками, не забывая при этом поколачивать Микеланджело за своенравный характер.
 
Страшный суд
Через 25 лет Микеланджело вернется в эту же капеллу для того, чтобы явить миру еще один свой бесценный шедевр –огромную настенную фреску "Страшный суд", обличающую все пороки и слабости человека.

Эта масштабная работа занимает полностью всю стену позади алтарной части. Тема росписи глубока и серьезна – Второе пришествие Христа и апокалипсис.
В 1534 году, когда 60-ти летний Микеланджело вернется в Рим для выполнения новой миссии, уже не будет в живых ни Папы Юлия II, ни Рафаэля, ни Браманте. Художник получит заказ от нового Понтифика, Климента VII, который также захочет вписать свое имя в историю мирового наследия, как это сделали его предшественники – Сикст, Юлий и Лев X (в чье правление будут изготовлены великолепные гобелены по картонам Рафаэля, о которых я вам расскажу чуть позже).
Но вот ведь незадача, вскоре Климент VII тоже отойдет в мир иной и Микеланджело вернется обратно во Флоренцию в полной уверенности, что заказ больше не актуален, займется другими проектами и практически забудет идею росписи алтарной стены бывшей папской домовой церкви.
Но часто бывает так, что сама Судьба и само Провидение вмешиваются в планы, меняют ход событий, да и вообще, как говорится, "что суждено, того уж не изменишь". Именно это и произойдет с историей создания фрески "Страшный суд".
Пройдет время, сменятся лица, назначатся новые папы и жизнь выведет на сцену Павла III, который реанимирует идею украсить алтарную стену грандиозной росписью.

Павел III

Это станет логическим завершением, финальным аккордом целостного внутреннего убранства Сикстинской капеллы.
Микеланджело вернется к этому проекту в 1536 году по указу Папы Павла. И вы себе не представляете, насколько серьезные подготовительные работы будут проведены!
Три фрески, нанесенные на алтарную стену в XV-начале XVI века и связанные с росписью второго яруса (история Моисея и Христа), будут принесены в жертву. Несколько портретов пап, два люнета с предками Иисуса, расписанных Микеланджело 25 лет назад – тоже.
Конфигурация стены будет изменена с помощью кирпичной кладки. Ей придадут уклон внутрь помещения во избежание оседания пыли в процессе росписи. А два окна ее окна будут заделаны.
И начнется очередной адский труд гения всех времен и народов, божественного Микеланджело Буонаротти...
Изначально ему предложат выполнять работу в технике масляной краски, так как техника "чистой фрески" уже слишком сложна физически для пожилого мастера. Но надо знать Микеланджело! Конечно, он категорически отвергнет такую заботу со словами, что писать маслом "занятие для женщин и богатых лентяев". Таким образом, стена будет подготовлена именно под фресковый вариант.
Работы будут продолжаться более четырех лет. Папа освободит художника от всех параллельных проектов для максимальной концентрации на "Страшном суде". Как и в случае с потолком, Микеланджело будет расписывать стену в одиночестве, пользуясь услугами единственного помощника, да и то лишь для приготовления красок и нанесения штукатурки.
Когда процесс создания фрески будет подходить к концу, пожилой художник упадёт с лесов и работы будут приостановлены на месяц.
Торжественное открытие "Страшного суда" состоится в 1541 году, в канун Дня Всех Святых, в ту же самую ночь, что и 29 лет назад, когда был показан потолок.
 
Композиции картины - условно она делится на 3 части:
Верхняя часть – ангелы с атрибутами Страстей Христовых.
Центральная часть – Христос и Дева Мария между блаженными.
Нижняя часть – конец света: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в ад.
В этом шедевре Микеланджело изобразил немногим более 400 персонажей, центральной фигурой среди которых является, конечно, сам Спаситель. Есть сохранившиеся свидетельства очевидцев о том, что когда Папа Павел III увидел финальный, законченный вариант картины, он был настолько поражен, что упал на колени и начал горячо молиться.
Но фреска рождала как бесконечное восхищение, так и самую что ни на есть жесткую критику.
Кампания фигового листка
 Хочется поведать одну историю, связанную с серьезным конфликтом, произошедшим между кардиналом Карафой и Микеланджело во время работ последнего над "Страшным судом". Она известна всему миру под забавным названием "Кампания Фигового листка". 
 Микеланджело был в одном шаге от обвинения в ереси?  "Обвинение в ереси" именем Святой Инквизиции был просто хитом, главным трендом тех времен.
Кто же посмел поднять руку на гения? Кардинал Карафа. Посмел. Да еще как.
Причина скандала заключалась в том, что в "Страшном суде" художник изобразил обнаженные тела, не скрыв гениталии. Причем в самой главной христианской церкви, в Сикстинской капелле! Его обвинили в полной безнравственности и непристойности. А инициатором этих обвинений выступил будущий папа Павел IV, на тот момент еще Кардинал Карафа.
В миру его называли "кардиналом смерти". Карафа был патологически жесток. Именно он стал подлинным основателем папской инквизиции, используя в ее работе самые страшные бесчеловечные пытки. Будучи кардиналом, он запомнился как мрачный вершитель "правосудия", безжалостный и непреклонный в своих поступках и суждениях. Папская инквизиция Карафы судила каждого, невзирая на ранг и происхождение, вынося один за одним смертные приговоры. Помилование мог даровать только Понтифик. На тот момент – Павел III. "Кардинал смерти" сделал блестящую карьеру и впоследствии, к полнейшему ужасу римлян, взошел на престол в качестве Папы Римского Павла IV.
 Вот с каким противником пришлось столкнуться Микеланджело. К слову сказать, эти двое останутся врагами до самой смерти.
 Вернемся к нашей истории.
Если бы не покровительство Павла III, высоко ценившего талант Микеланджело, неизвестно, чем бы закончился этот конфликт.
В любом случае, кардинал отступать не собирался. Вместе с еще одним своим единомышленником, он организовал кампанию, направленную против "неприличной" фрески. Целью этого мероприятия было либо полное уничтожение "Страшного суда", либо его жесткая цензура. Но понтифику и Микеланджело удалось отстоять свой шедевр, который оставался в капелле неприкосновенным вплоть до 1564 года. Вот тогда "кардинал смерти", став Папой, все-таки добрался до картины.
Фреску было приказано "облагородить" и прикрыть все срамные места фиговыми листами или драпировкой. Дело получили ученику и поклоннику Микеланджело – Даниэлю да Вольтерра, который с трудом исполнил приказ, минимизировав свое вмешательство в работу великого мастера. Однако это вызвало недовольство со стороны общественности и бедный да Вольтерра получил обидное прозвище "штанописец", так как по приказу Карафы ему пришлось прикрывать некоторые интимные части драпировкой.
Во время реставрации в 90-х годах XX столетия большая часть этих вмешательств была удалена.
 
По ходу рассказа этой истории, в  памяти (автор) всплыл еще один очень примечательный случай. На этот раз комичный :)
 
Царь Минос
У Папы Римского Павла III был церемониймейстер. Звали его Бьяджо да Чезена.
И вот достопочтенный Бьяджо, увидев еще не законченную картину "Страшного суда", в ужасе воскликнул:
«Позор, что в столь священном месте изображены нагие тела в столь непристойном виде!»
А погодя, иронично добавил, что это произведение больше подходит для украшения общественных бань и таверн, нежели папской церкви.
Микеланджело не мог снести такое оскорбление и в отместку изобразил Чезену в виде бога Ада – царя Миноса. Да не просто нарисовал портрет его лица, но еще добавил к нему ослиные уши (прямой намек на глупость церемониймейстера) и змею, обмотавшуюся вокруг бедер Чезены, кусающей его в пах.
 
Согласно легенде, Чезена просил папу о содействии в том, чтобы заставить Микеланджело убрать свое изображение с фрески. Но Павел III был не промах. С совершенно серьезным лицом он ответил Чезене, что его юрисдикция не распространяется на чертей, так что придется церемониймейстеру самому договариваться с художником.
Изображение живо по сей день, как вы понимаете. И пользуется большим спросом у туристов , если они, конечно, знают эту историю. Но, как правило, гиды ее рассказывают, уж больно она потешная.
 Последний титан эпохи Ренессанса, принявший участие в судьбе Сикстинской капеллы. Рафаэль.
 
Гобелены Рафаэля
Рафаэль Санти, Рафаэль Санцио, Рафаэль Урбинский или просто Рафаэль – это имя слышал каждый из вас.
Универсально одаренная личность, живописец, архитектор, "мастер Мадонн". С его работами ассоциируется возвышенная красота и гармония. Душевная чистота и умиротворение.
Руку Рафаэля не узнать просто невозможно ,знакомы с ней по самой известной картине художника, по его потрясающей "Сикстинской Мадонне".
Этот гений также внес свой вклад в роспись папской церкви. Мало кто знает эту историю.
Дело было в Риме, в 1514 году, после того, как Микеланджело закончил роспись потолка Сикстинской капеллы и поразил этим весь мир.
Правящий на тот момент Папа Лев Х пожелал завершить декорирование капеллы и заказал Рафаэлю 10 картонов для изготовления гобеленов. Тема, как обычно, была религиозной – "Деяния апостолов". Эти шпалеры предназначались для первого яруса стен, должны были находиться под фресками Боттичелли, Перуджино и Росселли и стать их логическим сюжетным продолжением. На самом деле это не было каким-то ноу-хау, гобелены существовали тут и ранее, и вывешивались на стенах первого уровня в дни церковных праздников. И тематика была та же самая – жизнь апостолов. По мнению Папы Льва Х, гобелены поизносились, выцвели и перестали служить украшением капеллы, поэтому потребовалась срочная замена. Все так, если бы не одно "но". На этих тканях были изображены гербы Сикста IV и Юлия II и их полное обновление давало возможность Льву Х вписать в историю и свой герб. И здесь не обошлось без тщеславия:)
Рафаэлю был заказан целый цикл определенных сцен из жизни апостолов, но при условии сохранения уже имевшегося интерьера капеллы.
И вот тут молодой художник, обласканный Папой, признанный обществом, этот баловень судьбы оказался в затруднительном положении. Безусловно, он прекрасно понимал, как важен для него этот проект, но с другой стороны тягаться с Микеланджело? Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Рафаэль очень уважал мастера, признавал его безграничный талант скульптора, восхищался его великолепными фресками потолка. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. Ведь в его задачу входила подготовка просто эскизов, картона для последующего изготовления по ним гобеленов, которые могли в точности и не передать весь замысел, мельчайшие детали, палитру цветов. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно...Но заказ есть заказ.
Великий итальянский живописец работал над рисунками в течение 2 лет, сами гобелены ткались в Брюсселе, в самой лучшей мастерской и имели огромный успех при показе в капелле в 1519 году.
 
Но Рафаэля не подвела его интуиция, на самом деле ничто не могло идти в сравнение с шедевром, созданным даже не художником, а скульптором!
Как бы там ни было, но гении никогда не создают ничего посредственного, и "эти картоны стали сокровищницей, из которой художники черпали формы для выражения движений человеческой души. Удивление, испуг, страдание, величие и достоинство воплощены здесь с таким совершенством, что иных форм для них Запад не мог себе и представить".
Сейчас шпалеры находятся в Ватиканских музеях, эскизы – в лондонском музее Виктории и Альберта . К сожалению, до нас дошло только 7 картонов из 10, и самым знаменитым является "Чудесный улов".
 
На стенах капеллы теперь красуются нарисованные копии этих тканных ковров, которые большую часть времени скрыты от посторонних глаз. Мы же видим только имитацию драпировки.
 
 

 

http://travelask.ru/vatican-city/sikstinskaya-kapella

*********************************************************************

 

Серия сообщений "***Италия":
Часть 1 - Под небом весенней Тосканы.
Часть 2 - Города Тосканы. Часть 1: Pienza
...
Часть 32 - Рим - величие «Вечного города»Италия.Часть 5.
Часть 33 - Карликовое государство-анклав - Ватикан.
Часть 34 - Сикстинская капелла
Часть 35 - Неаполь.Италия.

Серия сообщений "архитектура - застывшая музыка":
Часть 1 - Библиотеки как произведение искусства
Часть 2 - Соляная шахта в Величке - подземный соляной собор.
...
Часть 29 - Собор Святого Павла в Лондоне
Часть 30 - Рим. Площадь Навона (Пьяцца Навона, Roma Piazza Navona)
Часть 31 - Сикстинская капелла
Часть 32 - Франция, парижская Гранд-опера/Palais Garnier
Часть 33 - Современная архитектура Захи Хадид
...
Часть 35 - Дом Черноголовых в Риге
Часть 36 - Итальянский замок Саммеццано | Castello di Sammezzano
Часть 37 - Очаровательный провинциальный шарм, тишина и уют провинции Динан.

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку