-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Millli


"Домострой" - главы 37 - 44

Пятница, 26 Сентября 2014 г. 10:06 + в цитатник

Глава 37 Как хозяйке следует повседневно приглядывать за слугами в домашнем обиходе и рукоделии, а самой ей все хранить и приумножать
Глава 38 Как слуг наставлять, посылая их в люди, и чтобы не сплетничали
Глава 39 Как жене у мужа каждый день обо всем спрашивать и во всем советоваться, как жене в гости ходить, и к себе приглашать, и с гостьями о чем беседовать
Глава 40 Наказ женам о пьянстве и о хмельном питье, и слугам также, чтобы тайком не держать ничего нигде. Как обману и клевете слуг без дознания не доверять, и как строго их наказывать, и как жене в гостях и дома себя вести правильно
Глава 41 Как платье всякое жене носить и как за ним ухаживать
Глава 42 Как посуду всякую хранить в полном порядке, и все, что в избе, и все хоромы содержать хорошо в чистоте; как хозяйке в том слуг наставлять, а мужу за женой в этом приглядывать, поучать ее и страхом спасать
Глава 43 Как самому хозяину, или кому прикажет, годовой запас и всякий товар закупать
Глава 44 Как покупать себе на обиход всякий товар заморский из дальних земель

111 (700x528, 36Kb)


38. КАК СЛУГ НАСТАВЛЯТЬ, ПОСЫЛАЯ ИХ НА ЛЮДИ С ЧЕМ-ТО, ИМ ВЕЛЕТЬ НЕ БОЛТАТЬ ЛИШНЕГО
Cлугам своим накажи не осуждать тех людей, у которых они были на людях, и что нехорошее видели - и о том бы дома не сказывали. И о том, что случается дома, тоже бы людям не сказывали: с чем послан, о том и помни, а станут о чем ином спрашивать, не отвечай и не знай, и не ведай того. Отделавшись поскорей, о том хозяину перескажи, с чем послан, а чужих вестей не касайся, тогда и меж господами не будет ни ссор, ни раздора. Недостойные речи и обманные, и всякое дело дурное и словцо, все, что слышал и видел,- этого никогда б не касаться. Самому хозяину и хозяйке, чей служка вернется, также у него ни о чем не выспрашивать, а с чем послан, тем дело и кончить, да побыстрей отпустить. А станет что сказывать служка чужой, так того и не слушать, да еще и выбранить: "С чем ты прислан, о том и помни, а прочего у тебя не спрашиваем!" За то доброму мужу и жене хвала, что у них такие воспитанные слуги.

Если пошлешь куда сына или слугу, и что накажешь сделать, передать, или что купить, или предпринять что, переспроси его, что ты ему наказал и что ему говорить и сделать, или купить, и если точно по твоему наказу все тебе повторит, тогда хорошо, тогда и пошли его. А пошлешь со слугою к кому яства или питье, или что-нибудь, или какую ссуду, то, с дороги вернув, спроси его: "Так куда несешь?" Коли ответит так, как наказано, то хорошо. посылай же яства целыми, а питье полным, тогда не сумеет слуга обмануть. А товар посылай, пересчитав и смерив, а деньги - сосчитав, и все, что можно взвесить - свесив, и лучше всего запечатав,- тогда безопасно. Да наставлять слугу в том, что делать с присланным, если хозяина дома нет - отдать ли или домой вернуть. И если во всех тех делах хозяин или хозяйка не догадаются сына или слугу вернуть да еще раз спросить, куда и с чем посланы и что им наказано, то умный сын и опытный слуга сами вернутся, да вежливо шапку сняв, у господина или госпожи разрешения испросив, все повторят, что приказано,- и если так, то хорошо.

Там же, куда пошлют слугу к добрым людям, у ворот слегка постучаться, и когда идешь по двору да спросят, по какому делу идешь, лучше того не сказывать, а отвечать: "Не к тебе я послан; к кому я послан, с тем о том и говорить". И к тому добавить, от кого идешь, а они уж хозяину скажут.

У сеней же иль у избы, у кельи. ноги грязные отереть, нос высморкать да и прокашляться, да быстро молитву сотворить, а коли аминя не отдадут - то и в другой и в третий раз сотворить молитву, но поболее первой, и если ответа опять не дадут[99]. , то легонько постучаться и, как впустят, войдя, святым иконам поклониться, бить челом от хозяина и посланное передать, и вот тогда уж пальцем в носу не ковырять, не кашлять, не сморкаться, не харкать, не плевать, а если уж приспичит, так, в сторону отойдя, там и оправиться тихонько. А стоять, по сторонам не оглядываясь, да что приказано, то исполнить, а об ином ни о чем не беседовать, да поскорее вернуться домой, и ответ, с каким послан, передать господину. А придется быть у кого в подворье или в келье, с господином или без господина, никакие вещи не разглядывать, не перекладывать с места на место без разрешения и ничего не вынести без дозволения, с собой прихватив. Яства же и пития не пробовать также, чего не ведено: то святотатство и чревоугодие. Если же кто на это дерзнет без благословения, без разрешения, ему ни в чем уже не поверят и одного его никуда не пошлют, ибо в Евангелии сказано: "В малом был верен, над многими тебя поставлю".

Если же послано что-то с тобою куда-то накрытым или увязанным, или завернутым или запечатанным - не трогай того, не разглядывай, яства и питья, что посланы, тоже не пробуй: как послано, так и снести, лишь осмотреть дома, когда выдают - цело ли все и посылают полным ли, чтобы не было недоверия там, куда это несут.

А умный сын или слуга, женка и девка, хотя и слышат ссоры и брань и дурные речи там, куда посланы - и в людях и в доме своем,- пусть того не разносят, а только что ведено, пусть то и правят. Кто же больше разумен, тот даже слыша брань - выкажет мир, а где видит ссоры - к согласию призовет, где же клянут и лаются - явит он похвалу и милость. Да от таких-то умных, учтивых и благоразумных слуг и согласие возрастает средь добрых людей и мир вечный, умных слуг таких берегут и жалуют, словно детей своих, советуясь с ними во всем.

Из Патерика. Припомни мудрого ученика, у некоего старца в скиту живущего: когда отшельнику одному дал тот на время келью передохнуть, напала на старца злобная зависть и послал он ученика своего обругать сидящего в келье и выгнать из нее. Мудрый же ученик приходил к страннику, передавая вместо вражды от старца мир и благословение: но в конце концов по внушению бесов сам старец отправился, думая, странника поколотив, выгнать его из кельи. Добрый же ученик вперед побежал перед старцем и передал от него страннику мир и благословение и возвестил скорое посещение старца. И странник тотчас вышел навстречу великому старцу и кланялся до земли - и вот растрогался старец и осудил себя, и наступило меж ними согласие, и благодарили оба они ученика.

Если же раб и рабыня - неученые и тупые, то куда их пошлют, и там не почтут их и испить не дадут, так они уж на своем подворье расскажут все гадости и о муже, и о жене. Так что там, где лукавые люди живут, такого глупого слугу они чуть подпоят, на откровенность вызовут и порасспрашивают о хозяине и хозяйке, а этот дурак выболтает и то, что неприлично сказать, да еще и приврет лишнего. Стоит лишь хозяину и хозяйке его обидеть чуть-чуть, так он на них в людях все непотребное выльет. Вот от таких-то глупых слуг всякие ссоры и возникают, и насмешки, и укоры, и срамота. Потому-то рассудительным мужьям и женам следует поучать и детей своих, и слуг, рабов и рабынь,- всякому страху божью и вежеству, как уже сказано было выше.

А узнать слугу - глуп ли он - просто: только вернулся домой - тут же все и выбалтывает: ясно. что и на людях о домашнем все так же выкладывает. А если еще и хозяин с хозяйкой любят расспрашивать слуг своих о сплетнях и поклепах, о судаченьи и насмешках - всякую ложь, тот хозяин и хозяйка и сами себе, и дому своему и детям, и слугам враги, склонны они ко всяким обманам и злопыхательству и всяческой лжи и всякой ссоре, и уж в таких-то они страданиях за скудость ума своего погибают!. Любая добродетель, любое согласие в подобных ссорах враждой разрушается и ненавистью бескрайней души и тела; от Бога сурово они пострадают в сем мире и в будущем.

Умный же и рассудительный хозяин и хозяйка сами того не любят и не допустят оговоров и насмешек и укоризн, клеветы и лжи. Никаких обманных речей о других они не передают, не осуждают других и ничего о других не слушают, не насмешничают. Если же кто-то, их самих осуждая, укоряет, насмехается и злословит заочно, а то и прямо в лицо, или если кто скажет о них какие непотребные речи, то мудрым своим разумом все это они обдумают. И если осуждение справедливо, они избегают поступков таких и благодарят за то, что поделом осудили их, укоряя. Если же несправедливо их укоряют или им досаждают,- претерпим и с благодарностью примем и то, согласно апостолу: блаженны, если попреки претерпим и не ответим за это враждою; и любовь к таковым сохраняем, согласно апостолу Павлу, который в поучении говорит: "Если недруг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его, не будь побежден злом, но побеждай всегда добром; ибо, так поступая, угли горящие собираешь ему на голову". И слуг своих так же поучай.

Если видишь согрешение брата и не скажешь, не обличишь его в этом наедине, потом насмешкой и укором вернется это, и будешь подобен ты язычнику и мытарю, а такому греху сам станешь причастен. Но если уведаешь грехопадение брата своего, и всякое непотребное дело доподлинно, о нем наедине и втайне скажешь ему спокойно и - если выслушает тебя и бросит Непотребное это дело, - спас ты душу брата своего, от Бога получишь награду. Если же не прислушается к слову твиему да еще и обернет в неприязнь, свободен ты от того греха, он сам за себя даст ответ перед Богом. И Бог, видя добрые ваши дела и мудрое пред ним смирение, разумное наставление и Бога ради терпение, подаст вам великую свою милость, прощение грехов и жизнь вечную. Писано о том же и в главе 26 и 32.

39. КАК ЖЕНЕ С МУЖЕМ СОВЕТОВАТЬСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ И ОБО ВСЕМ СПРАШИВАТЬ: И КАК В ГОСТИ ХОДИТЬ, И К СЕБЕ ПРИГЛАШАТЬ, И С ГОСТЬЯМИ О ЧЕМ БЕСЕДОВАТЬ

Да всякий бы день у мужа жена спрашивала да советовалась обо всем хозяйстве, припоминая, что нужно. А в гости ходить и к себе приглашать и пересылаться только с кем разрешит муж. А коли гости зайдут, или сама где будет, сесть за столом - лучшее платье одеть, да всегда беречься жене хмельного: пьяный муж - дурно, а жена пьяна и в миру не пригожа. С гостьями же беседовать о рукодельи и о домашнем порядке, как хозяйство вести и какими делами заниматься; а чего не знаешь, о том у добрых жен спрашивать вежливо и учтиво, и, кто что укажет, на том низко бить челом. А не то у себя на подворье от какой-нибудь гостьи услышит полезный рассказ, как хорошие жены живут и как хозяйство ведут, как дом свой устраивают, как детей и слуг учат, как мужей своих слушаются, с ними советуются, и им повинуются во и всем,- и то для себя все запомнить. А если чего полезного не знает, о том спрашивать вежливо, а дурных и пересмешных, и блудливых речей не слушать, не говорить о том. Или если в гостях увидит удачный порядок, в еде ли, в питье, в иных каких приправах, или какое рукоделье необычное, или где какой домашний порядок хорош, или какая добрая жена, смышленая и умная, и в речах и в беседе, и во всяком обхождении, или где слуги умны и вежливы, и рукодельны, и во всяком деле смышлены,- и все то хорошее примечать и всему внимать, чего не знает и не умеет, и о том расспрашивать учтиво и послушно, и кто что хорошего скажет и на добро наставит, делу какому научит,- и на том бить челом, и прийдя домой, обо всем на покое поведать мужу. С такими-то добрыми женами хорошо собираться не ради еды и питья, но ради доброй беседы и для науки, чтобы самой запомнить все впрок, а не пересмешничать ни над чем и попусту не болтать ни о ком. Если же спросят о чем про кого-то, иногда и с пристрастием, то отвечать: "Не ведаю я того, ничего не слыхала и не знаю; и сама о ненужном не спрашиваю, ни о княгинях, ни о боярынях, ни о соседях не сплетничаю".

40. НАКАЗ ЖЕНАМ О ПЬЯНСТВЕ И О ХМЕЛЬНОМ ПИТЬЕ (И СЛУГАМ ТАКЖЕ): ЧТОБЫ ТАЙКОМ НЕ ДЕРЖАТЬ НИЧЕГО НИГДЕ, А НАВЕТАМ И ОБМАНУ СЛУГ БЕЗ ДОЗНАНИЯ НЕ ДОВЕРЯТЬ; СТРОГОСТЬЮ ИХ НАСТАВЛЯТЬ (ДА И ЖЕНУ ТАКЖЕ), КАК В ГОСТЯХ ПРЕБЫВАТЬ И ДОМА СЕБЯ ВЕСТИ ПРАВИЛЬНО

А у жены решительно никогда никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений. Питье находилось бы в погребе на леднике, а пила бы жена бесхмельную брагу и квас - и дома, и на людях. Если придут откуда женщины справиться о здоровье, им тоже хмельного питья не давать, да и свои бы женки и девки не пили допьяна и в людях и дома. Жене же тайком от мужа не есть и не пить, захоронков еды и питья втайне от мужа своего не держать; у подруг, у родни тайком от мужа своего питья и еды, поделок и подарков никаких не просить и самой не давать, и ничего чужого у себя не держать без ведома мужа; во всем советоваться с мужем, а не с холопом и не с рабой.

Крепко беречься от всякого зла, а ложные речи слуг своих не пересказывать мужу и зла не держать. Если же кто натворит что, об этом прямо и без прибавлений мужу сказать. Мужу и жене никаких наговоров не слушать и не верить им без дознания над самим виновным, и сплетен домашних мужу не доносить жене. С чем сама не сможет справиться - если дурное дело, то мужу сказать всю правду, если какая женка или девка в чем согрешит и не слушает ни слова, ни наставлений, или пакость какую чинит,- все с мужем то обсудить, какое кому назначить наказание.

А когда случатся гостьи, потчевать их питьем как пригоже, самой же хмельного питья не пить. Питье же и яства и всякое угощение приносит тогда один человек, а выделен тот, кому ведено, иных же мужчин тут ни рано, ни поздно никогда и ни в коем случае не было 6, кроме того, кому приказано, что принести или что-то спросить у него, или что-то ему приказать; за все с него спрашивать, и за беспорядок и за ошибки,- и никому иному дела тут нет.

А завтракать мужу и жене не годится врозь, разве уж если кто болен; есть же и пить
всегда в положенное время.

41. КАК ЖЕНЕ НОСИТЬ РАЗНУЮ ОДЕЖДУ И СБЕРЕГАТЬ ЕЕ

А платья и рубашки и платки на себе носить бережно каждый день, не испачкать, не измазать, не залить, на мокрое не сесть и не класть; все то, с себя снимая, складывать бережно и хранить это строго, и слуг учить тому же.

Самому господину и госпоже, детям и слугам - когда надлежит работать, делать это в одежде старой, а кончив работу, одеть повседневное; и сапоги тоже. А в праздники и в погоду хорошую да и на людях или если в церковь идти, и в гости, надеть одежду нарядную, с утра осторожно ходить, и от грязи, и от дождя, и от снега беречься, питьем не залить, едой и салом не пачкать, на кровь и на мокрое не сесть. С праздника или из церкви, или из гостей воротясь, нарядное платье с себя сняв, оглядеть его, высушить, размяв, оттереть грязь, вычистить, да хорошо уложить туда, где оно хранится. А повседневное всякое платье, верхнее и нижнее, и сапоги,- всегда бы все было вымыто, а ветхое заплатано и зашито, так что и людям посмотреть не совестно, и себе хорошо и прибыльно, и сиротине дать во спасенье. Платье же всякое и всякий наряд, сложив и свернув хорошенько, положить в сундук или в короб, да под замком бы все было - тогда никакой беды не боишься.

42. КАК ХРАНИТЬ В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ ПОСУДУ ВСЯКУЮ И ВЕСТИ ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО, ВСЕ КОМНАТЫ СОДЕРЖАТЬ ХОРОШО В ЧИСТОТЕ; КАК ХОЗЯЙКЕ В ТОМ СЛУГ НАСТАВЛЯТЬ, А МУЖУ - ПРОВЕРЯТЬ ЖЕНУ, ПОУЧАТЬ И СТРАХОМ СПАСАТЬ

Стол и блюда, и поставцы, и ложки, сосуды всякие, ковши и братины, избу затопив с утра и воды согрев, перемыть и вытереть, и высушить. После обеда и вечером также. А ведра и ночвы, и квашни, и корыта, и сита, и решета, и горшки, и кувшины, и корчаги также вымыть и выскресть, и вытереть, и высушить, и положить в чистом месте, где пригоже. Всегда бы сосуды всякие и посуда чиста бы была и сосчитана, а на лавке и по двору, и по комнатам посуда бы не валялась, поставцы и блюда, и ложки, и ковши, и братины на лавке и по избе не валялись бы, но там, где положено, в чистом месте лежали бы, опрокинуты вниз. А в какой посудине что лежит из еды или питья, так то покрыто бы было для чистоты, и вся посуда с едой и с питьем, и с водою (чтобы квашню творить),-всегда бы все было покрыто, а в избе и завязано-от сверчков и от всякой нечисти.

А ставцы и блюда, и ложки, и братины, и ковши, и всякие сосуды лучшие - серебряные, оловянные, деревянные - держать под замком и в надежном месте. Будут ли гости или праздник наступит-для добрых людей вынимать к столу. А после застолья пересмотреть, перемыть, пересчитать и снова укрыть под замком. Повседневную же посуду хранить, как описано выше.

А в избе и стены и лавки, пол и окна, и двери, и скамьи, и в сенях, и на крыльце точно так же все вымыть и вытереть и вымести, и выскрести, и всегда бы чисто было: и лестница, и нижнее крыльцо. А перед нижним крыльцом положить соломы, чтоб грязные ноги отирать, тогда и лестница не загрязнится; в сенях же перед дверями ветхий войлок положить с той же целью, грязь обтирать. В плохую погоду у нижнего крыльца солому сменять грязную и новую класть, да и у сеней велеть войлок прополоскать и высушить, и снова туда же положить.

Вот потому-то у добрых людей, у хозяйственной жены всегда дом и прибран и чист,- во дворе и перед воротами на улице слуги всегда подметают мусор и выгребают грязь, а зимою и снег разгребают. А щепки и опилки и прочий хлам прибирать, чтобы всегда все было в порядке и чисто. В конюшне же и в хлеву и в остальных всех службах устроено все как следует, припрятано и подчищено и подметено - в добрый дом такой, хорошо обряженный, точно в рай войти.

За всем тем и за всем порядком жена бы следила да наставляла слуг и добром и лихом: не понимает слова - поколотить. А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг, или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы свою жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает - тогда уж пусть так все и делает, и уважить ее, да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того всего не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, прос- тить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа - жить всегда в любви и в согласии.

А слуг также, смотря по вине и по делу, наказать и посечь, а наказав, пожалеть; госпоже же за слуг заступаться при разбирательстве, тогда и слугам спокойней. Но если слову жены или сына, или дочери слуга не внимает, наставление отвергает, не слушается и не боится их, и не делает того, чему муж, отец или мать его учат, то плетью постегать, по вине смотря, да не перед людьми, наедине поучить, приговаривать и попенять, и простить, но никогда не обижаться друг на друга. Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу и палец вывихнет, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются. Плетью же, наказывая, осторожно бить, и разумно и больно, и страшно и здорово - если вина велика. За ослушание же и нерадение,- рубашку задрав, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив попенять: "А и обиды бы не было, а и люди бы о том не слыхали, а и жалобы бы о том не было". Да никогда бы не были брань и побои и обида на ссору слуг или их наговор без должного дознания, и если были оскорбления, нехорошие речи или свои подозрения,- виновного наедине допросить по-хорошему: искренне покается, без всякого обмана - милостиво наказать, да простить, по вине смотря; но если в деле не виноват, оговорщиков уж не прощать, чтобы и впредь ссор не было. Да и судить по вине и по справедливому розыску; если же виновный не признается, не кается в грехе своем и в вине, тут уже наказание должно быть жестокое, чтоб ответил виновный за вину свою, а правый остался в правоте: всякому греху свое покаяние.

43. КАК САМОМУ ХОЗЯИНУ, ИЛИ КОМУ ОН ПРИКАЖЕТ, ПРИПАСЫ НА ГОД И ИНОЙ ТОВАР ЗАКУПАТЬ

Приказчику, дворецкому или ключнику, или купцу, кто из них облечен доверием, или самому хозяину на рынке всегда присматривать всякий припас к домашнему обиходу: или хлебное всякое жито и любое зерно, хмель и масло, и мясное, и рыбное, свежее и солонину, или товар какой привозной, и запас леса, всякий товар, что со всех земель идет, когда навезут всего или много когда чего и дешево у приезжих людей, у христиан,- в те поры и закупить на весь год, все с рубля четвертак не додашь, и с десяти рублей также. У перекупщика возьмешь дороже, а не вовремя купишь - вдвое деньги дашь, да еще и не всякое купишь, если чего-то нет, а надобно. А какой товар и припас не портится быстро, да еще и дешев, тогда и лишнего можно купить, чтобы в своем хозяйстве обеспечить все нужды, а лишнее во время продать, когда товар вздорожает. И тогда запасы твои обернутся прибылью, как и водится то у добрых людей и у хорошего хозяина домовитого, предусмотрительного своей сноровкой.

А купит он у кого что-нибудь много ли, мало у приезжего ли купца или у крестьян, или у здешнего торгового человека, сговорись полюбовно, а деньги плати из рук в руки. А затем, по человеку судя и по покупке, почти его хлебом да солью и питьем - в том убытка не будет, а дружба и впредь остается, никогда он тебя хорошим товаром не обнесет: и лишнего не возьмет, и плохого не даст. За добрую же услугу или покупку и самому хозяину такого купца или торгового человека хорошо бы почтить, добрым словом приветить и ласковым обращением, от такой ведь хорошей дружбы и прибыль во всем растет великая. А там, смотря по человеку и торговле, чего они стоят, тем и одаришь его,- так у тебя же вдвойне потом будет.

Кто живет таким образом, прежде всего - от Бога греха нет, а от людей нареканий, а от купцов похвала во всех землях, а в доме благословенное, а не проклятое все, что есть и пить и носить и под рукой, и милостыню из чего подавать,- все то Богу приятно, а душе на пользу.

44. КАК СЕБЕ НА РАСХОД КУПИТЬ РАЗНЫЙ ТОВАР ЗАМОРСКИЙ ИЗ ДАЛЬ. НИХ ЗЕМЕЛЬ

А бобра у купца купи целиком, а то два или три или сколько хочешь, да и сшить отдай: дома на все пригодится, а с рубля полтина останется. Тафты же кусок и сукна постав, или разных поставцев шелку, литр золота и серебра точно так же, или белки, или песца и всякого иного запаса, если чего завоз, что сгодится в своем хозяйстве, в ремесле, в рукоделье, для своей семьи по своим доходам все закупать в запас, когда чего много и дешево, и по числу ремесленников и мастериц,- все то и споро и прибыльно. Если же окажется у тебя свой портной и сапожник, и плотник, тогда от всяких запасов, остатков, обрезков прибыль уж точно будет, да и к новой одежде остатки сгодятся или ветхое что починить, так тебе того прикупать не придется.

А лес и дрова, и бочки, и мерники, и котлы, и дубовые клепки, и лубье, и липовые доски, и дранка, и жолоба, если уж им привоз зимой на возах, а летом на плотах и на лодках-на целый год запасешь: у всего не додашь, и на рубле четвертак сбережешь. И у торговца мясом, что потребуется, не всегда и купишь, но денег дай вперед; всякий товар запасать, только когда завоз, это дешево: хоть сейчас и не нужно, но тогда и купи-и покроешь нужду свою, а чего запасешь с избытком, на том деньги придут с прибылью.

Продолжение следует:
45. О том же. Когда и что покупать тому, у кого сел нет, всякие домашние припасы, летом и зимой, и как на год запас делать, и как дома скотину всякую разводить, и еду и питье держать всегда
46. Когда муж припасет на год всякого запасу
47. О прибыли от запасов
48. Как огород и сад разводить
49. Какие запасы пития держать хозяину для себя и гостей и как их приготовить быстро, если гости придут
50. Поваренный наказ, как пиво варить и мед сытить и вино курить
51. Как ключнику у поваров и у хлебопеков присматривать за всеми снастями
52. Как ключнику беречь всякое зерно и всякий запас в житницах и в закромах
53. Также и в сушильне, где рыба, и мясо
54. Как все хранить в погребе, на леднике и в напогребнице
55. Как ключнику по приказу господина в клетях, в подклетях и в амбарах всю утварь домашнюю содержать
56. Как держать на сеновалах сено, и в конюшнях лошадей, и всякую скотину, и на дворе запас дров и леса
57. Как в поварнях, в пекарнях и в рабочих избах все устроить и с отходами управиться
58. Погреба, ледники, житницы и сушильни, амбары и конюшни господину самому часто проверять
59. Как хозяину со слугами разбираться, по заслугам жаловать, а худых наказывать
60. О том, что с торговыми людьми и лавочниками расчеты часто нужно вести и проверять
61. Как содержать двор, или лавку, или амбар, или деревню
62. Как подворное тягло платить, с лавки позем или с деревни подать, и как должникам всякий долг платить
63. Указание ключнику, как хранить в погребе всякий запас
64. Советы на весь год, что к столу подавать
65. Указание о всяких медах хмельных, как сытить меды всякие, и ягодный морс готовить, и квас медовый простой ставить, и пиво простое подкармливать медом, и хмель варить, чтобы сытить мед обарной
66. Указание о всех овощах различных, как их обрабатывать, готовить и хранить
67. Свадебный чин
 

Серия сообщений "Домострой":
Часть 1 - Анонимный памятник русской литературы XVI века - "Домострой"- главы 1-7
Часть 2 - "Домострой" - главы 8-10
...
Часть 8 - "Домострой" - главы 28-36
Часть 9 - Русские красавицы и "Домострой"
Часть 10 - "Домострой" - главы 37 - 44
Часть 11 - "Домострой" - главы 45-54
Часть 12 - "Домострой" - главы 55-63
...
Часть 15 - "Домострой" - Послание и наставление отца сыну
Часть 16 - "Домострой" - памятник русской цивилизации - читать онлайн
Часть 17 - Юности честное зерцало

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку