"Народ Игбо (лесные жители) - потомки 10 колен израилевых?" |
Игбо (или ибо, самоназвание — «лесные жители») — народ в юго-восточной Нигерии. Численность ок. 26 млн чел. Говорят на языке игбо, принадлежащем к бенуэ-конголезской семье языков нигеро-конголезской макросемьи.Сегодня большинство из них говорит на английском наряду с игбо (результатбританского колониализма).
Игбо являются одной из крупнейших и наиболее влиятельных этнических групп в Нигерии. В связи с последствиями миграции и трансатлантической работорговли потомки этнических групп игбо осели в таких странах, как Камерун и Экваториальная Гвинея, а также за пределами Африки. Их точное число за пределами Африки неизвестно, но сегодня многие афро-американцы и люди афро-карибскогопроисхождения — игбо. В сельской местности игбо в основном — фермеры. Наиболее важной клубневой культурой в африканских местах проживания игбо является ямс; празднования в честь сбора урожая ямса проходят ежегодно. Другими незаменимыми сельскохозяйственными культурами являются маниока итаро.
До британской колонизации игбо были политически фрагментированными группами. Существовали изменения в культуре, например, в художественных стилей, одежды и религиозной практики. Подгруппы народа игбо образовывались по принадлежностям к кланам, родам, к какой-либо деревне или по языковым критериям, например, к диалекту. Существовало не так много централизованных союзов племён, наследственной аристократии, монархии; исключения составляли такие королевства как NRI,Агбор и Онитша. Эта политическая система значительно изменилась после прихода британских колонизаторов в XIX веке; Власть короля (Эз) была введена в большинство местных племён. Чинуа Ачебенаписал книгу «Разные вещи», в которой описал культуру и изменения в обычаях в колониальный период.
На фото: девушка из племени Игбо.
К середине 20-го века у игбо развилось сильное чувство национальной идентичности. Некоторые конфликты с другими нигерийскими национальностями привели к тому, что игбо стало доминирующей этнической группой в Восточной Нигерии вышедщей из Нигерии для создания независимого государстваБиафра, что привело к Гражданской войне в Нигерии (6 июля 1967 — 15 января 1970). С поражением игбо Республика Биафра была абсорбирована Нигерией. Сектантские организации продолжают ненасильственную борьбу за создание независимого государства игбо.
Среди представителей народа игбо — многие известные политические деятели Нигерии, а также британский писатель, моряк и борец за отмену работорговли Олаудах Экиано.
В 1970-х годах на основании языковых и культурных данных сложилось мнение, что окрестности городов Оверри, Аука, Уди, Орлу являются «сердцем игбо».
Существует мнение, что предки игбо и большинства их соседей, принадлежащие к группе прото-ква, пришли из районаафриканских Великих озёр и Лунных гор в Восточной и Центральной Африке, через саванны, на месте которых сейчас господствует Сахара.Опустынивание вынудило людей мигрировать дальше на юг и на север к слиянию Нигера и Бенуэ, где развилась культура Нок.
Группы людей Ква мигрировали к югу от этого слияния. Из них вышли народы йгала, йдома, йоруба и игбо. Ква-люди расселились в северной части Центральной возвышенности (Нсукка-Аука-Орлу) около 5000 лет до н. э.
Народ игбо состоял из сильно разобщённых и политически независимых друг от друга общин. До знакомства с европейцами и установления тесных контактов с соседними этническими группами игбо не имели чёткой самоидентификации в качестве отдельного народа.
Основываясь на прочтении "Интересного рассказа о жизни Эквиано Олауда, или Густава Вазы, африканца", историк Александр Х. Берд утверждает, что этническая идентичность игбо имеет свои корни в рабстве, игбо продавали в так называемых «зонах ожидания» и из прибрежных городов Западной Африки. Подобно большинству этнических групп, британцы и другие европейцы рассматривали игбо как племя. Однако нигерийский писатель, поэт и литературный критик, игбо по национальности, Чинуа Ачебе наряду с другими исследователями выступил против такого определения ввиду его негативных коннотаций и возможного неправильного понимания. Он предложил считать игбо нацией, подобно американским чироки или японцам, хотя игбо и не имеют собственного признанного государства.
Игбо подразделяются на северные, или онича (абаджа, элугу, нри аука), южные, или оверри (икверри, исома, оратта), западные (ика, огба, экпейе, эгбема), восточные (аро, ада, афикпо) и северо-восточные (огу уку, изи, икво-мгбо) этнографические группы.
Говорят на языке игбо вольта-нигерской семьи. Наиболее распространённые диалекты онича и оверри. На основе онича развивается литературный язык — «стандартный игбо», существует также «объединённый игбо», созданный в 1915 миссионерами на базе диалектов онича, оверри, бонни, ингвана и арочуку. Многие другие диалекты обладают собственной письменной традицией. Письменность на латинской графической основе.
Этногенез игбо не изучен. Существуют различные гипотезы об их происхождении. Некоторые авторы утверждают, что предки игбо пришли из Египта. Этногенетические легенды свидетельствуют о давних хозяйственно-культурных связях игбо с йоруба, ибибио, бини, игала и др.
Основное занятие игбо — ручное переложное земледелие (ямс, маниок, кукуруза, овощи и др., в районах Онича и Оверри также рис). Основные орудия —мотыга и ножи нескольких видов. В южных районах главной культурой является масличная пальма (экспортное масло в основном вывозится из района Оверри). Развита заготовка древесины, наиболее ценные её породы идут на экспорт. Игбо занимаются также рыболовством, торговлей, сбором дикорастущих плодов хлебного и других деревьев, ягод, лекарственных трав и растений. Скотоводством занимаются мало, так как большие районы заражены мухой цеце. Крупный рогатый скот очень ценится и имеет главным образом ритуальное значение. Развиты ремёсла: кузнечное, гончарное,ткацкое, плетение, деревообработка, резьба по дереву. У нриаука кузнечным ремеслом занимается большинство мужского населения. У игбо широко развито отходничество.
Традиционное поселение состоит из большого числа домохозяйств, отстоящих (иногда довольно далеко) друг от друга. Домохозяйства объединяются в крупные населенные пункты до 8 тыс. жителей. В некоторых районах с высокой плотностью населения поселения тянутся на многие километры. Домохозяйство состоит из нескольких хижин и окружено глиняным забором. Количество хижин зависит от числа членов семьи и состоятельности хозяина.
Существует несколько типов жилищ. Традиционное жилище прямоугольное или круглое в плане. Стены сооружаются из жердей, которые обмазываютсяглиной. Крыши покрываются травой, пальмовыми листьями, рифлёным железом. В северных районах жилища глинобитные. У западных игбо и в районе Онича — прямоугольные в плане, стены из глины, крыша двускатная или четырёхскатная, крытая травой или пальмовыми листьями. В районе Огоджи жилище квадратное или круглое в плане, с конусообразной, крытой травой крышей. Стены строят либо из жердей, которые затем обмазывают глиной, либо только из глины. В некоторых районах наружные стены жилища украшаются орнаментом в виде мозаики из осколков тарелок, ракушек и т. д. Распространяется новый тип жилища — прямоугольный в плане дом с окнами и дверями. Традиционный тип — однокамерная нерасчленённая постройка — уступает место многокамерным. На участке имеются хозяйственные постройки, хранилища для продуктов.
Традиционная одежда: у мужчин — поверх рубахи широкая просторная накидка, женщины носят кофты, а юбкой служит кусок материи вокруг бёдер. Распространена также европейская одежда, особенно в городах.
Основная пища растительная — ямс, маниок, кукуруза (каши, похлёбки), различные овощи. Едят также рыбу. Для приготовления пищи используют масломасличной пальмы, острые приправы.
У игбо сохраняются многие фольклорные праздники и практически все жанры устного народного творчества. Прикладное искусство представлено разнообразными масками (абстрактными, антропоморфными, янусовидными масками-шлемами), тотемными столбами икенг, глиняной и деревянной скульптурой.
Благодаря деятельности миссионеров в XIX веке игбо обратились в христианство. Определенную роль продолжают играть традиционные верования. Известны тайные общества: Ммво (Мво), Экпе. Общество Экумеку в 1898 — 1911 годах оказывало сопротивление установлению британского колониального управления в регионе. Евреи Игбо — небольшая часть нигерийской народности игбо, претендующая на еврейские корни и исповедующая иудаизм. Евреи игбо считают себя потомками североафриканских (возможно, египетских) евреев, переселившихся на запад Африки. Предания евреев игбо гласят, что это переселение произошло около 1500 лет назад.
Другой вариант предания отождествляет евреев Игбо с потомками трёх из колен Израилевых — Гада, Завулона и Манассии.
Община евреев Игбо поддерживает контакты с еврейскими организациями в других странах (в том числе в США и Израиле) и получает от них материальную поддержку.
Многие игбо придерживаются традиционных верований и культов. Главным духом считается Чуку («Великий дух»), его дети — Аньяху (дух солнца), Ива (дух неба), Але (дух земли). Широко распространены культы предков (ндичие), воды, духа плодородия (Аджоку), а также магия, колдовство и ведовство, знахарство.
Практикуются шрамирование, мужское и женское обрезание. Близнецов в прошлом боялись и умерщвляли.
Игбо — глубоко религиозные люди, которые верят в доброжелательного Творца, обычно называемого Chukwu (Chiukwu, Chineke, Obasi di n’elu и т. д.) который создал видимую вселенную (uwa). Его именуют Chi-Ukwu (Большой Бог Chukwu), Chukwuka (Высший Бог), Onyekachukwu (Кто Больше Чем Бог), Ifeanyichukwu (Ничто Не Вне Власти Бога), Chukwunweike (В Боге Вся Сила).
Бог олицетворяет два главных принципа:
Принцип Творения (Chi-Okike; Chineke)
Принцип Абсолюта (Chi-Ukwu; Chiukwu).
И все же... Евреи Игбо — небольшая часть нигерийской народности игбо, претендующая на еврейские корни и исповедующая иудаизм. Евреи Игбо считают себя потомками североафриканских (возможно, египетских, либо ливийских
Рубрики: | Потерянные колена Израиля |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |