Эльдис, прошу прощения, что несколько задержалсяя с ответом - в краях, где я сейчас обитаю случились довольно длинные выходные и мы, воспользовавшись этим, предприняли небольшое путешествие.
Про объективы - хочу сразу оговориться, что я могу попытаться рассказать только почему эти самые объективы "лучше" для меня, тут могут быть и иные мнения.
1. Эти материалы, используемые при их изготовлении. Все эти объективы делались "по честному" исключительно из стекла и металла. Не даром их еще называют "железной оптикой". Всякого рода пластики если и использовались, то исключительно для внешне их отделки, скадем для облицовки фокусировочного кольца и то только на более поздних моделях. Использования металла для оправ делает их гораздо более надежными и долговечными нежели современные "массовые" объективы. В ряде последних, кроме того, что в основном их оправы изготовлены из пластика, используются и т.н. оптические пластики в качестве элементов, призванных для компенсаций оптических искажений (абарраций и проч.) Так у меня имеются два объектива, возраст которых сравним с моим. После некоторой профилактики они работают просто прекрасно. И я уверен, что ими еще будет снимать и мой ребенок или, во всяком случае, пользоваться ими в процессе своего запланировнного обучения, поскольку там по учебным планам предусмотрен и курс фотографии.
Стекло, используемое раньше, так же имеет, с точки зрения оптических свойств, ряд преимуществ. Произошло это в силу того, что варка оптического стекла всегда была достаточно "вредным" производством из-за применяемых материалов - от, некогда, свинца до радиоактивного тория. По современным нормам и правилам - использование таких материалов для более или менее массового производства не допустимо. Приходится применять всякого рода заменители, но эрзац, он и есть эрзац.
2. Оптическое совершенство (как техническая характеристика). В старых объективах используется меньшее число линз (оптических элементов), что делает их оптическую схему более совершенной. В современных автофокусных объективах (особенно с переменнм фокусом) приходится вводить дополнительное количество линз, да еще объединенных в некие подвижные группы - в результате страдает формируемая картинка. Тут можно вспомнить, что и сейчас самые качественные (да и дорогие) объективы, выпускаемые под торговой маркой Цейсс, делаются неавтофокусными (исключением среди цейсовских объективов являются только стекла для зеркалок системы Сони Альфа).
3. Дальше - уже совсем субъективно. Довольно известный фотограф Георгий Пинхасов как то сказал: „Старые объективы давали превосходный фантастический рисунок, стремление индустрии к большей резкости убивает магию фотографии“. Ну, как и все высказывания, претендующие на некую афористичность, это несколько утрирование и перегиб, но суть вопроса отражает. Мне тоже кажется, что картинка, формируемая старыми объективами, особенно выполненными по классическим схемам, более красивая - начиная от рисунка и кончая характером размытия заднего плана. Вот и сейчас, в последнем маленьком путешествии, в этом убедился. Позже, как разберу и обработаю отснятый материал - выложк для сравнения фотографии одних и тех же объектов сделаные разными стеклами.
У меня еще любовь к "старым" объективам "усугубляется" тем, что я снимаю камерами системы Пентакс. А вот именно эта система наиболее дружелюбно относится их использованию. Почему, это уже отдельный воприс, но это так.
При этом, все эти соображения, вовсе не говорят, что следует тотально перейти на неавтофокусные, а еще лучше и старые объективы. Нет, в ряде случаев автофокусные зумы будут удобней, да в тех же поездках и путешествиях и подобных ситуациях, где необходима оперативность. Да и еще кучу ситуаций можно придумать. Мануальный объектив - он больше для неспешного и вдумчивого фотографирования, хотя при некотором навыке...
А уж если "выгоднее" трактовать в его прямом смысле, то старые объективы, по крайней мере пока, при сравнимых, а порой и лучших результатах, действительно стоят даже по сравнению с рядовыми современными объективами гораздо меньше. За исключением уж совсем уникальных экземпляров типа отдельных вариантов Руссаров, оригинальных старых Цейссов и некоторых других.
На этом, пожалуй, закончу, а то, видимо, уже совсем заговорил и утомил.