Доброе утро,друзья мои!
Сегодня с утра у меня джазовое настроение,
и тут самое время поговорить об этой
интересной и интеллектуальной музыке!

12 июня 1941 г. в семье американцев во втором поколении, выходцев из Калабрии и с Сицилии, родился сын - Армандо Энтони Кориа. Однако под этим именем он известен сегодня лишь сотне критиков. Весь мир знает его по прозвищу, превратившемуся в подлинное имя - Чик.
По одной из версий, он обязан своим новым крещением тете: она любила потрепать племянника по пухлой детской щечке (cheek), приговаривая: "Cheeky!", что позже и трансформировалось в Chick.
Его отец играл на трубе в диксилендовых составах, но слушать любил самую разную музыку.

Наряду с классиками бопа - Гиллеспи, Паркером, Пауэллом - в доме постоянно звучали и классики иные: Моцарт, Бетховен. К некоторым из этих, запомнившихся с детства, имен Кориа будет обращаться в своем творчестве много позже.
А пока он уже с четырех лет за роялем, музыка, очевидно благодаря влиянию отца, стала для него любовью с первого взгляда.
Чик вспоминал: "Когда я пошел в школу, появились вещи, которыми я обязан был заниматься, но музыка не была обязанностью, я любил ею заниматься всегда".
Если вам не симпатична широта музыкальных пристрастий Кориа, то вы можете, конечно, считать его всеядным охотником за коммерческим успехом - но к пониманию сути его поисков это вряд ли приблизит.
Мы живем в век узкой специализации в науке, да и в сфере культуры.
И только в музыке это сужение горизонтов не столь явно.

И именно джаз как наиболее свободная и гибкая форма предоставляет самые большие возможности для поиска в подчас противоположных направлениях.
Правда, рядом всегда найдется кто-то, который ткнет перстом указующим, да и отлучит дерзкого от джаза.
Ряд критиков не жаловал и Чика Кориа, который, может быть, больше и чаще других менял стили, составы, инструментарий, да еще делая это не последовательно, а почти параллельно.
Окончив школу в Челси, поднаторев в музыкальных "халтурах" городского масштаба, в 1959 г. юный Чик отправляется покорять Нью-Йорк.
Он поступает в престижный Колумбийский университет, но бросает учебу уже через месяц.
Кориа тщательно готовится ко второй попытке: десять месяцев он по восемь часов сидит за роялем, поступает в знаменитую музыкальную Джульярд-скул, но и здесь его хватает только на два месяца.
Для справки: на сегодня "недоучка" Чик восемь раз получал самую престижную музыкальную премию Америки - "Грэмми" - и еще около тридцати раз был номинантом.
Душевный покой и полную свободу творчества ему гарантируют самые изысканные студии Европы - на знаменитой фирме ECM Манфреда Эйхера.
Здесь выходят два альбома его фортепианных импровизаций.
И это уже совсем иной Кориа, лирик и мечтатель, чрезвычайно тепло принятый критикой, особенно европейской.
Немец Й.-Э. Берендт, кажется, именно в работах Чика видит самый прочный мост между джазом и классикой: "Кориа - это романтик современного джазового фортепиано не только как пианист, но и как композитор.
Критики сравнивали его изящную музыку для фортепиано с тем, что писали для этого инструмента в ХIХ веке Шуман, Мендельсон, Шуберт или Антон Рубинштейн.
Интерес к латинскому фольклору в джазе проявлял еще Гиллеспи, Кориа и сам играл раньше латинский джаз, да еще с большими мастерами, но сейчас он играл так, как до него не играл никто, - это был латинский джаз-рок.
В музыке Кориа по-новому зазвучали и гитары, о чем свидетельствует такой компетентный свидетель, как Эл Ди Меола: "Композиции Чика в то время были наиболее интересными произведениями, написанными для электрогитары. "Return To Forever" обладал особой харизмой и магией, воплощавшимися на сцене в нечто столь мощное, что ты лишь ощущал, как возносишься на вершину". Интересно, что сам Чик объяснял поворот в своей музыке влиянием другого властителя джаз-роковых дум в те годы - Джона Маклафлина.

Даже на фоне постоянной разновекторности творчества маэстро Кориа, десятилетие с середины 70-х до середины 80-х поражает пестротой проектов, у которых, кажется, подчас есть только одна общая черта - талант автора.
Самая известная работа этого периода - это, безусловно, "My Spanish Heart" (1976), альбом, разошедшийся тиражом в 170 тыс. экз. - цифра, редкостная для джазовой записи.
Это своего рода квинтэссенция латинских влияний в творчестве Кориа, где слились танцевальная гибкость мелодий, изящный романтический флер, ритмы Испании и Латинской Америки, а самая популярная вещь диска, "Armando`s Rhumba", стала еще одной визитной карточкой его музыки.
Но особенно часто Кориа играл в это десятилетие дуэты.громкий резонанс вызвал дуэт Кориа - Хэнкок.
Игравшие вместе у Дэвиса, Чик и Херби отзывались друг о друге в интервью с неизменным уважением. Интересный нюанс: каждый подчеркивал, что многому научился у другого.
Все это предвещало успех союзу двух виднейших джазовых клавишников.
И успех пришел - и в концертном туре, и в двух дисках, концертном и студийном, вышедших в 1978 г. Но Кориа и Хэнкок все же удивили многих.
Перед слушателями предстал дуэт не клавишников, а именно пианистов, на акустических инструментах, игравший музыку чрезвычайно далекую от джаз-рока, а временами и от джаза вообще, хотя и чисто джазовые стандарты Гершвина в исполнении этого дуэта стали сюрпризом.
Выпуская новые альбомы, маэстро чуть приоткрыл дверь в свою творческую лабораторию: "Я сочиняю разными способами - но никогда не делаю этого за компьютером, это слишком медленно. Чаще пользуюсь просто карандашом и нотной бумагой - так у меня выходит быстрее. Но очень часто идеи рождаются, когда я просто импровизирую за роялем.
Живая связь различных джазовых стилей и направлений, живая связь джаза с академической традицией, с фольклором - это задача для музыканта исключительного таланта и энциклопедических знаний. Умение найти ключик к сердцам слушателей и зрителей средствами только музыки, знаменательное отсутствие на страницах скандальной и светской хроники - это задача для настоящего артиста. Неистощимая фантазия, богатство и уровень воплощения свежих идей на протяжении более чем тридцати лет - это предмет зависти любого композитора. Все это воплощено в имени, которое не перестает вызывать интерес все эти годы, - Чик Кориа.
Rip dear Chick, great Master
Из источника.