Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать. Наиболее важные по сюжету элементы изображения размещают не хаотично, а образуют простые формы, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д. Для передачи чего-то устойчивого или не подвижного используется замкнутая композиция – основные направления линий стягиваются к центру. Если необходим панорамный пейзаж, то не ограничивайте его с боков, а сделайте уходящим за пределы рамы. Это открытая композиция – направление линий из центра. Большая образность композиции образуется, если предметами первого плана частично загородить далекий горизонт.
Построение картины можно рассчитать заранее. Постоянные упражнения в композиционном искусстве развивают композиционные навыки.
Итак: с чего начать работу над композицией? Даже если попытаться на листе расположить просто точку уже появляется множество вопросов как это сделать наилучшим образом. Попробуйте поперемещать точку на плоскости и увидите, как меняется впечатление. А теперь представьте, что точка - это какой - то, другой объект, а вы смотрите на него сверху. Если к точке добавить линию, мгновенно возникает великое множество вариантов композиции.
Правила приемы и средства композиции.
Контраст:
Основной замысел композиции может быть построен на контрастах. Контраст – универсальное средство. Бывают контрасты: величин, материалов, фактур, объема, плоскости, тональный и цветовой контраст и так далее. Если выделить центр , где будет расположено главное и приглушить второстепенное – возникает цельность композиции. Также цельность достигается объединением светом, колоритом, тоном все части произведения. Способность связать все элементы между собой и подчинить второстепенное главному – вот что в основе создания цельности композиции. Любая деталь должна быть необходимой и развивать замысел.
Запомните главное:
-ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
-части не могут меняться местами без ущерба для целого;
-ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.
Однако иногда сознательное нарушение композиционных правил помогает художнику точнее раскрыть замысел картины. Но считаю, что применять это стоит, лишь основательно усвоив все правила.
Рассмотрим основные.
1.Передача ритма
Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм присутствует во многих явлениях действительности и всегда подразумевает движение. Ритм в искусстве – это живое разнообразие, находящее необходимое пластическое решение. Ритм участвует не только в построении изображения, но и придает эмоциональность.
Правила передачи ритма:
-если на картине используется одна или несколько диагональных линий, изображение будет казаться более динамичным;
-эффект движения создает свободное пространство перед движущимся объектом;
-следует выбирать наиболее момент, наиболее ярко отражающий характер движения.
-подчеркнуть движение можно с помощью линий рисунка.
-использование размытого фона также усиливает ощущение движения.
-посредством линий можно ускорить или затормозить движение.
-изменение направления движения также может его ускорить или замедлить.
В связи с особенностью нашего зрения, заключающейся в чтении текста слева на право, движение легче воспринимается слева на право и кажется быстрее.
2.Передача покоя
-на картине должны отсутствовать диагональные направления
-перед движущимся объектом нет свободного пространства
-изображенные объекты статичны, нет кульминации действия
-композиция симметрична, уравновешена, образует простые формы.
3.выделение сюжетно-композиционного центра
Необходимо понимать что главное в картине и как это главное выделить , подчеркнуть. Композиционный центр должен в первую очередь привлекать внимание. Его можно выделить цветом, контрастами, укрупнением и др. Композиционный центр может смещаться в любую сторону от геометрического центра холста. Необходимо также учитывать правило золотого сечения(одной трети): наиболее важный элемент изображения располагается примерно на расстоянии одной трети от целого. Можно одновременно использовать несколько приемов выделения главного.
4.Передача симметрии и асимметрии в композиции
В симметричной картине предметы располагаются почти вертикально по отношению к центральной оси композиции. Симметричные композиции статичные, левая и правая половина уравновешены.
Ассиметричная соответственно наоборот.
5.передача равновесия в композиции
В симметричной картине все ее части уравновешены. В асимметричной могут быть уравновешены и неуравновешенны. Например: много маленьких пятен можно уравновесить одним большим, или большое пятно одним маленьким, но контрастным ит.д.
Вариантов великое множество. С помощью специальных упражнений можно развить навыки такого уравновешивания. Очень полезным будет вспомнить опыт качания на качелях. Что требуется сделать, чтобы создать равновесие? Несколько маленьких против одного большого или один маленьких на краю и большой ближе к центру и т.д.
Вообще наблюдение главный союзник в развитии навыков построения композиции. Учитесь видеть в окружающей жизни мотивы, события, персонажи, ракурсы и прочее. Помочь в этом может рамка видоискатель. С ее помощью можно видоизменять формат, увеличивать или уменьшать поле для входящих в нее объектов. Выбор наиболее выразительного сюжета задача не простая. Один и тот же сюжет разные люди воспринимают по - разному. Сюжет – это то, что непосредственно изображено на холсте. Содержание или тема могут быть гораздо шире. Тоесть по одной теме может быть несколько сюжетов.
Очень важно еще до начала работы понять, какой будет картина. Выполнение предварительных эскизов поможет в поиске наиболее выразительной композиции. В процессе выполнения эскиза, определяется формат картины: прямоугольным, квадратным, вытянутым по вертикали или горизонтали, ее размер. При выборе формата ,учитывайте как будут расположены основные объекты композиции – по горизонтали или вертикали, как развивается действие сюжета _ слева на право, в глубь картины или иначе. Если формат в виде квадрата то лучше создать уравновешенную, статичную композицию.
Если изображение помещено в овал или круг, то при его построении все равно используется воображаемые взаимно перпендикулярные центральные оси и четко выраженный верх и низ изображения.
В эскизе прорисовывается общая композиционная схема. Определяется взаимосвязь основных действующих лиц без детальной прорисовки. Затем обычно выполняется тоновое и цветовое решение. Далее рисунок и живописное или графическое ее воплощение.