Магдебургские врата так же известны как Корсунские, Плоцкие или Сигтунские - это вотора Софийского собора в Новгороде.

В течение нескольких веков врата служили
торжественным входом в собор.
В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу ведёт архиепископ Новгородский и Старорусский.
По одной из версий эти врата сделаны в 1153 году в городе Магдебурге и предназначались для собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке, и в Новгороде врата появились во второй четверти XV века.
Впервые двери придела Рождества Богоматери упоминаются XVIII веке в описях Софийского собора, где они именуются Корсунскими, а в описи 1803 года они обозначены как «немецкие».
С середины XV века бытовала легенда, о том, что врата из Византии привёз Великий Князь Владимир и, до появления новой версии, их называли Корсунскими.
В версии, опубликованной Ф. Аделунгом в 1823 году, эти врата являются воинским трофеем новгородцев, ходивших по морю в 1187 году в шведскую столицу Сигтуну.
Врата покрыты многофигурным рельефом со сценами библейской истории. Над фигурами вырезаны поясняющие латинские надписи, а под ними их перевод на русский язык.
В нижней части левой створки дверей фигуры
2-х мастеров-литейщиков, Риквина и Вайсмута.
В руках мастеров - молот и клещи.
Латинская надпись "Риквин меня сделал", показывает, что это мастера, изготовившие врата.

Среди изображений людей на створках, находятся фигуры магдебургского (г.Магдебург, Германия) епископа Вихмана (1152-1192) и плоцкого (г.Плоцк, Польша)
епископа Александра (1129-1156).


Судя по всему ворота были изготовлены по их заказу, в 1152-1156 гг.
По месту возможного изготовления врата называются
Магдебургскими или Плоцкими.

Центр: Мастер Авраам (в поясе с 2-я свободно ниспадающими концами), собиравший бронзовые пластины Магдебургских врат,
после их захвата в Сигунте в 1187 г.



Левая половина: Сцена ареста Христа в Гефсимании:
молодой апостол Иоанн (?) держит концы перевитого вервия - предположительно пояса Христова.
Правая, одиночная фигура: Фигура подпоясанная змеей.

Правая: Сцена бичевания Христа (подпоясанного перевитым поясом), в 2-х ракурсах.
Левая: Венценосец (с надписью «король») в поясе с двумя свободно опущенными концами рядом с дверной рукоятью в виде личины львинокефала (Горгоны?).



Источник
|
|