История вещей:Шкатулки |
Ларец Испания, Кордова Куэнка золото (1000-1025)
Ларец со сценами из легенды о Джейсоне и Золотогм руне .
Шкатулка (устар. ларец, ларчик, баульчик, укладочка) — маленькая коробка или ящик обычно, но не всегда, в форме прямоугольного параллелепипеда, используемая для хранения драгоценностей, денег, бумаг и других мелких, но обычно ценных предметов.Шкатулки появились в глубокой древности и ведут происхождение, вероятно, от сундуков для хранения одежды.
шкатулка из Сен-Мора,13в
Французский ларчик 14-го века в слоновой кости и серебре . Коллекции музея в замке Сфорца в Милане, Италия
Этот великолепный ящик с вырезанными сценами из романсов и аллегорической литературы , представляющие куртуазные идеалы любви и героизма . В центре крышки , рыцари и рыцарский турнир , осада замка Любви
Ларец из Аль- Андалус .
Слоновая кость. Шкатулка с изображением Христа между четырьмя евангелистами . Кельн, первая половина тринадцатого века. Д'Ивуар .
Ларец-мощевик из Клюни
Слово «шкатула» в русском языке впервые упоминается в 1598 году, а «шкатулка» — в 1610 году: «Да из шкатулки дала боярыням и княжнам и казначеем по перстеньку по золотому».Согласно «Этимологическому словарю русского языка Макса Фасмера», в русский язык слово пришло через польское szkatua из среднелатинского scatula, итальянского scatоlа — коробка.
Музей исламского искусства ( Берлин) . Вырезанный из слоновой кости ларец (11-й / 12-го века ) , из Сицилии
Задняя панель шкатулки из слоновой кости , реликварий. Сицилия ( с арабскими влияниями ) , 13 век. Казначейство базилики Святого Серватия , Маастрихт, Нидерланды
Музей дель Барджелло (Флоренция ) . Омейяды. слоновая кость( 9 век ) из Испании .
Шкатулки в основном закрываются на замок. В XVI—XVII веках для большей безопасности использовались шкатулки с тайниками в толще крышки или под ложным дном (англ.)русск. В XIX веке появились шкатулки с секретом, которые можно открыть только через какое-то неочевидное действие или сложную серию манипуляций.
Шкатулка появилась из глубокой древности, из государств Востока. С тех пор её концепция практически не изменилась, но стали использоваться современные материалы и немного была усовершенствованна схема ее создания.
Качественно сработанная из дерева, выточенная из камня или вырезанная из слоновой или моржовой кости, — из чего бы ни была сделана шкатулочка, всегда хранит она внутри маленькую загадку.
Эта коробка из слоновой кости с подделкой нескольких различных резных панелей ,,датируется 17 веком
Ларец с эротическими танцами, византийское искусство
.
В истории и литературе есть немало примеров, когда в шкатулках хранили компрометирующие материалы, например, так называемые «Письма из ларца» Марии Стюарт к Джеймсу Хепберну, или письма Година де Сент-Круа (фр.)русск. к маркизе де Бренвилье.
Итальянская пирамидальная шкатулка с геральдикой
Шкатулки зачастую могут являться предметами большой стоимости, так как для придания красивого вида их могут покрывать слоновой костью, эмалью, кожей, благородными металлами (золото, серебро), драгоценными (рубин, сапфир, изумруд) и полудрагоценными (сердолик, бирюза, кораллы) камнями.
Исламская шкатулка
Ученые считают что, вначале были созданы шкатулки для украшений. Талантливые умельцы в восточных государствах уже 2 тысячи лет назад изготавливали футляры из дерева различной формы и размеров, расписывали их смолой редкого лакового дерева. Стремясь превзойти других, мастера по шкатулкам создавали всё более и более искусные технологии шлифовки. Так была изобретена технология мелкой выпиливания по древесине и приемы украшения шкатулок кожей или тканью, отделки кристаллами, ценными металлами и костью слонов и моржей. Эти футляры становились большой ценностью сами собой, ведь зачастую в отделке использовались ценные металлы или драгоценные камни.
Реликварий , цвета слоновой кости ; 11-го века ; вид сбоку ; из церкви святого Георгия , Пиран , Словения. Коллекция: Археологический музей , Пула , Хорватия
Пользовались популярностью были шкатулки для драгоценностей и в древней Руси: почти в каждом доме имелась шкатулочка, ларчик или сундук, где хранили украшения, дорогие сердцу безделушки или подарки.
Создавали отечественные умельцы и куда более сложные вещицы, чем для драгоценностей шкатулки. Скрытые в дне, крышке или боковых дощечках незаметные сразу коробочки распахивались только после надавливания потайной клавиши. Эта уловка превращала шкатулку в самый надежный тайничок. Русский человек — большой любитель придумывать и разгадывать тайны, видно, поэтому шкатулки с секретным механизмом сильно полюбились в нашей стране.
Для оформления используются такие технические приёмы как гравировка, инкрустация, скань, зернь, перегородчатая эмаль и др.«Энциклопедия Британника» в качестве примера шкатулки — произведения искусства указывает хранящуюся в Лувре шкатулку Людовика IX.Эжен Виолле-ле-Дюк одной из лучших шкатулок считал шкатулку князя Салтыкова
Ларец ; вероятно, Сицилия , начало 13-го века ( . Нижняя панель , вероятно, Египет, с 1000-150 ) , дерево и слоновая кость ; Victoria & Albert Museum , London . Галерея Расположения: Исламский Ближний Восток
Ларчик , мусульманская Испания или Фатимидов Египет
Того человека, кого интересуют различные устройства, наверное, заинтересуют музыкальные шкатулки. Их родина — Швейцария, а местом, где родилась смелая идея «коробочной» мелодии принято считать Фландрию. Здесь в этой провинции Бельгии появился сложный музыкальный механизм, позже заключенный в коробочку.
Механизм был назван корильон и выглядел как крутящийся цилиндр с шипами, которые давили на специальные молотки. Инструмент получился большим, и прошло немало лет, прежде чем кому-то пришло в голову использовать схему корильона для изготовления миниатюрного музыкального инструмента, который играл бы сам и так же влезал бы в футляр.
Национальный музей Финляндии
Ларец Святых . Сицилия 12 века - 13-го века
Шкатулки, ларцы присутствуют в таких произведениях как пьеса Мольера «Скупой»; сказы П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»; картины К. Е. Маковского «Под венец», «Боярыня у окна», М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», Д. Г. Россетти «Пандора»; художественные фильмы «Ларец Марии Медичи», «Шкатулка проклятия».
Музей мебели (Милан )
И, поскольку Швейцария — это страна не только сыра и надежных банков, а также и лучших в мире часовых система, то нет ничего поразительного, что мастер из Швейцарии создал систему из шестерней, металлических пластинок и зубчиков, она играла звонкую музыку, после того как футляр открывалась. Кстати, именно мастерам Швейцарии пришло в голову изготавливать особые шкатулки для часов.
Феррара , Cassetta reliquairio , 1450-1500гг
Феррара ,ларец Кардинале Бернардо Клеса , 1530-153838
Индия
Museo della Casa fiorentina Antica - Palazzo Davanzati
Шкатулка — безмолвная хранительница сердечных тайн, женских секретов, ценных вещей и дорогих украшений. О ней сложено много легенд и ходит немало мифов. Например, коварная Клеопатра хранила в шкатулках не только драгоценности, но еще кинжалы и яд. А некоторые народы древности использовали эти деревянные изделия для поднесения даров. Уже в те времена сам по себе ларец был очень ценным, не говоря о его содержимом
XXVIII Biennale dell'Antiquariato (2013), Courtesy of Antichità dei Bardi
Picture taken in Malbork after Wikimania 2010 conference. Sarcophagus-type casket, made of several varieties of amber. Wooden structure; amber. Gdask, early 17th century.
Китай
Лимож
Японские и китайские мастера еще две тысячи лет тому назад изготавливали деревянные коробки различной величины и формы, и украшали их смолой дерева. Талантливые умельцы старались обойти друг друга в мастерстве, придумывая все новые и новые способы отделки. Так, одна за другой на свет появились такие технологии, как мелкое вырезание по древесине, декорирование футляров тканью и кожей, отделка металлом, костью и драгоценными камнями.
Старинная шкатулка, сработанная из дерева, выточенная из оникса или мрамора, либо сделанная из слоновой или моржовой кости, всегда хранила в себе тайну. Как правило, такие шкатулки были снабжены замками с секретом, чтобы уберечь содержимое от кражи и посторонних глаз. Старинные шкатулки уже сами по себе представляют ценность, ведь помимо дорогостоящей отделки они могу быть обладателями редкостных ухищрений, созданных виртуозными мастерами — двойное или тройное дно, потайные отделения, хитроумные запоры, которые срабатывают только после определенной последовательности действий со шкатулкой и так далее.
Нанси
Гданьськ
В Пензе установлена скульптурная композиция «Шкатулка „Русские народные пословицы“», а в Новосибирске — «Музыкальная шкатулка». В Ставрополе есть музей «Мир шкатулок», посвящённый шкатулкам и сундукам
Со времен Средневековья разнообразные шкатулки были символом благосостояния и занимали почетное место в доме. Совершенствуясь, типология сундучка включала собственно ларцы, рабочие шкатулки, предназначенные для дамского рукоделия, строгие несессеры, кокетливые шкатулочки для драгоценностей, сами по себе представлявшие дорогостоящие произведения искусства.
Шкатулка, папье-маше, роспись, лак. Китай, конец 19 века.
В антикварных шкатулках особенно ценится секрет. Наиболее дорогими на антикварном рынке считаются шкатулки с двойным дном, с потайными ящичками и отделениями, с зеркальными обманками. Такие шкатулки в Европе достигали совершенства в эпоху Ренессанса, и уже тогда их качество и цены измерялись возможностями заказчиков. А вот в России на смену большим ларцам, заимствованным из Византии, шкатулки пришли только при Петре 1.
Шкатулка 'Минерва'. Серебро,аметисты,гранаты,оливины,одонтолит,бирюза,эмаль; чеканка, роспись. 14.8х21.5 см. Золаньер Поль.
Германия. Аугсбург. Между 1690 - 1700 гг.
Шкатулка в форме веера. Золото, алмазы-розы, эмаль, горный хрусталь; чеканка, гравировка. 1.2х12 см. Перхин, Михаил. Россия. Конец 19 в.
Шкатулка для швейных принадлежностей с четырьмя ажурными коробочками внутри
Россия, Конец 18 в. Кость, дерево, бархат, шелк, фольга; резьба, гравировка.
Шкатулка "Сцены с путти". Эмаль на металле, роспись. Размер 8,5х6,5х4,5см. Китай.
Шкатулка, серебро 84-й пробы, стекло, автор Овчинников О. Россия.
Шкатулка для швейных принадлежностей с вензелем "ЕА" под царской короной
Россия, Тула. Конец 18 в. Сталь, бронза, бархат; чеканка, полировка, насечка, золочение. 17х25х17.5 см. Императорская галерея драгоценностей (принадлежала Екатерине II).
Шкатулка. Будапешт Hallmark. Серебро,позолота, драгоценные камни, жемчуг.
Шкатулка. Россия (?), 1840-е - 1860-е гг.
Дерево, кость, бронза; роспись, набор, чеканка. 19х30х28 см.
Шкатулка из серебра. Griesbaum.
Шкатулка серебро.
Фарфор и золоченая бронза. Париж.
Marian Huxley Collier.
Casket // Encyclopædia Britannica, Volume 5. — 11th ed. — 1911. (англ.)
Viollet-le-Duc E. Coffret // Dictionnaire raisonné du mobilier français de l'époque carlovingienne à la Renaissance, t. I. — Paris, Librairie centrale d’architecture, 1873—1874. — P. 75-84. (фр.)
Серия сообщений "История вещей":
Часть 1 - Милые сердцу старинные женские штучки.Часть 2.Расчески и гребни
Часть 2 - Из истории вещей:броши.Часть 1.Фибулы
Часть 3 - Из истории вещей:аграфы,подвески,броши.
Часть 4 - Современное искусство ношения броши
Часть 5 - История вещей:Шкатулки
Рубрики: | интересное/история вещей |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |