Идет война информационная, священная война... |
Когда-то я уже писала о том, что "словом можно убить, словом можно спасти", но мы живем в такое интересное время, которое меня, как специалиста по коммуникациям, не может оставить равнодушным.
Слово и информация всегда играли большую роль. Недаром родилось искусство дипломатии, риторика, искусство ведения переговоров. И мы знаем массу примеров из истории, когда слово влияло на исторические события (ну хотя бы несуществующий запрет на уход крепостных, породивший поговорку "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день"). А перекраивание исторических событий и замена их роли на противоположную с помощью умелой манипуляции фактами? Кому, как не нам, этого не знать?
Но с наступлением эпохи глобализации и развития всемирной паутины самой страшной войной стала война информационная. Сейчас сказанное в одной точке мира моментально становится известным в других. Количество информации растет сумасшедшими темпами. К чему это ведет? К тому, что уже не нужно бегать с оружием, чтобы уничтожить врага, не нужна гонка вооружений, не нужна красная кнопка, не нужно даже каких-то событий.
Помните, как в трех мушкетерах, леди Винтер своими словами (и руками фанатика Фельтона) совершила убийство герцога Бекингема? Но это все дела давно минувших дней. Сейчас информация стала оружием массового поражения.
Так, в 1990-х годах информация о нескольких авариях со смертельным исходом пассажиров буквально убила бренд Ауди на несколько лет. А видео о том, как в Вольво XC60 не сработала система предотвращения столкновения во время презентации облетело весь интернет, и едва не погубило репутацию марки... Но участие автомобиля в популярной вампирской саге перевесило, и продажи пошли в гору.
Слив информации может в одночасье разрушить репутацию, нарабатываемую годами. И часто становится "секретным козырем" в руках конкурентов. Так было, когда стало известно, что Sony Play Station использует коммерческих блоггеров для продвижения своей продукции. Это научило других использовать услуги агентов влияния аккуратно. Кстати, само существование коммерческих блогеров - свидетельство, что словами можно влиять на людей. Ну и исследования показывают, что 60% опрашиваемых при выборе товара смотрят на отзывы о нем в Интернет.
Ну а если о событии не рассказано по телевидению или в Интернет - то его попросту не существует.
Однако есть и обратная сторона - ветряные мельницы, фантомы, которые создаются с помощью информационных средств. Например - несуществующие законопроекты. Ну хотя бы об ограничении использования видеорегистраторов :) Ну или несуществующие замки, деревни у власть имущих. Да мало ли таких! На эту тему есть очень хороший фильм "Плутовство" или "Хвост виляет собакой" (в разных переводах).
Информация может вести людей в бой. Но какая это информация? Всегда ли она соответствует действительности? Или только мимикрирует?
Так, США проиграв войну во Вьетнаме, выиграли ее на телеэкранах в фильме "Рэмбо". И разве среднестатистический американец усомнится в том, что непобедимая держава "надрала задницу" вьетнамцам? Кстати, в СМИ, Штаты и вторую мировую войну выиграли.
Информационную войну мы наблюдали во время предвыборной президентской "гонки" 2012 года. Весьма насыщенную различными коммуникативными техниками.
Информация становится колыбелью революций (например, Оранжевая революция в Украине).
А иногда информация используется для отвлечения внимания от важных проблем. Ну, например, гражданство Депардье и громкий "Закон Димы Яковлева" с запретом на усыновление, вероятно, намеренно назвали "ответом на список Магнитского" (хотя он таковым и не является, ибо закон о запрете на иностранное усыновление готовился уже 2 года). И под шумок активных обсуждений и марша в Москве, в стране подняли транспортный налог и налог на имущество, а заодно ввели массу ограничений для чиновников (что глупо было не пропиарить). Готовится еще ряд непопулярных мер. Но о чем-то мы наверняка просто не знаем. Конечно, если и плюс во всей этой ситуации - подняли проблему детей-сирот. Но такой пиар убил этот закон и это благое начинание...
Если бы я была врачом-психотерапевтом, то поставила бы нашему времени диагноз... Но я - специалист по коммуникациям. И я вижу, что идет информационная война... Только против кого?
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |