Внутри человеческого тела Нет, это не фотографии с других планет, это захватывающее анимационн...
ПРОЕКТ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ |
Мне уже без малого 80 лет и хочется, чтобы мои достижения в области образования, описанные в нескольких моих книгах по новой педагогике, использовались и после меня. А на все мои предложения, посылаемые в образовательные структуры, отвечали: «Реформы идут полным ходом». Но в том то и дело, что идут они по форме, а не по содержанию, в котором основное болевое место: взаимоотношения учителей и учеников, т.е. педагогическая этика. Впрочем, и менять то много не надо. Только переакцентировать по ценности некоторые цели. Возьмем для примера, оценку по важности для жизни таких понятий, как эрудиция и интеллект. Я помню, во время перестройки, в проекте школьной реформы был записан очень важный пункт: «Знания – это не цель обучения, а сопутствующий продукт. Это информация для максимального, эффективного достижения личных и общественно-полезных целей. Обучение должно лишь заложить основы самообучения и развития на всю жизнь. От себя добавлю: Не только основы, но и навыки, и потребность к самосовершенствованию, по всем параметрам. И главное, навыки к труду и творчеству. А где они сейчас, эти благие намерения? Даже то, что было, уничтожено.
Я в то время работал преподавателем морского дела в Межшкольном учебно-производственном комбинате. Воспользовавшись своим предпенсионным возрастом, а главное, тем, что чиновники от образования тогда «прижали уши», переживая за свои места, я смог провести такую реформу в своем профиле. Когда я провел анонимное анкетирование, то на вопрос: «Зачем вы ходите в школу?», большинство ответило: «Потусоваться и узнать что-нибудь интересное». Цели же учителей, почти что прямо противоположные: держать дисциплину и давать скучную информацию, в рамках программы. Но дисциплина, держащаяся на страхе наказаний, сейчас не только не работает, но даже создает почву для свершения цветных революций. Любое насилие сжимает пружину, которая в любой момент может разжаться и смести все, на своем пути, включая, применяющего насилие. Примером может служить китайская культурная революция. Нужно воспитывать самодисциплину ответственности за свою жизнь. Поэтому, я начал со сближения целей учеников и учителя, используя свое ноу-хау – «энергетическую психологию». Краткая суть ее заключается в следующем. Любое желание обладает (энергией) силой, а сила имеет вектор направления. Согласно параллелограмма сил, равнодействующая их возрастает по мере их сближения. При противоположном направлении, т.е. противостоянии сил, они уничтожаются. Поэтому, наше образование и буксует.
Второе мое ноу-хау – замена кредо авторитарной педагогики «должен», на «хочу», переходящий в непрерывный цикл самосовершенствования: «захочу-узнаю-сумею». У детей превалирует движущая энергия «эго», которая игнорируется авторитарной педагогикой. Их приучают учиться не для себя, а для родителей и учителей, т.е. для отметок. Поэтому, я часто вел философские беседы, раскрывая им законы жизни, в частности, закон причинно-следственных связей, который нам дан в пословицах: «Что посеешь, то и пожнешь», «Как аукнется, так и откликнется». Они воспитывают способность: за всё брать ответственность на себя. Ну и, конечно, говорил о цели и смысле жизни. Цель – постоянное совершенствование своего сознания, а смысл – счастье творчества, не только внешнего, но и внутреннего, т.е. изменения своего образа мыслей.
Кроме того, я разработал критерии отметок, которые они выставляли сами. (Что интересно, большинство даже занижало их). Это сразу убрало противостояние между учениками и учителем, источник мнимой и явной несправедливости, улучшая доверие. Памятуя, что дети лучше учатся у тех учителей, которых уважают, я начал культивировать четыре типа доверия (уважения):1. Доверие к учителю, которое завоевывается учительской этикой. 2. Доверие к предмету, за счет любви к предмету самого учителя. 3. Доверие к коллективу – достигается с помощью психологических тренингов на сдруживание и поездок на природу. 4. Доверие ученика к самому себе. Последнее – это белое пятно в авторитарной педагогике, поэтому она и воспитывает инфантилов: винтиков, а не личностей, потребителей, а не созидателей.
В анонимных анкетах, на вопрос: «Что вам больше всего не нравится в школе?», Большинство отвечало: «Нас не уважают». Оскорбляют детей не только слова, но и недоверие. Учитель зачастую выискивает не знания, а то, что ученик не знает. Наказывают отметками не только за незнание, но и нестандартные (не по учебнику) ответы. Нелогичность образования переросла уже в анекдоты: «Марья Ивановна, вы говорите, что на ошибках учатся, а сами за них двойки ставите». И действительно, как можно учиться не ошибаясь? Поэтому, я отменил пресловутый средний балл, выводя четвертные оценки по последним. А соревнования по вязанию узлов культивировал не друг с другом, которые порождают низменные чувства, а с самим собой, ставя личные рекорды, которые подкреплял отличными отметками, за их стремление к совершенствованию.
Все свои методы я применял с одной, главной целью – развития творческой самостоятельности, способности брать ответственность за свою жизнь, за свое здоровье, счастье и успех на себя, а не перекладывать на родителей, медицину, государство и т.п. Только такой человек будет способен отождествлять себя с Родиной, и в нужный момент встанет на ее защиту так, как сибиряки защищали Москву...
Читать статью полностью
Рубрики: | Воспитание ОБРАЗОВАНИЕ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |